Дневник отшельника: Восточная мечта - 7. Нефтяные залеты

01 апр
12:05 2022

   Публикуем продолжение рассказа нашего земляка, путешественника Александра Чканникова, по Азербайджану. Дожидаясь разрешения на посещение Ирана, Он вместе со своим товарищем попал в неприятную историю с арестом. Кстати, сейчас Александр застрял на Кубе...

Предыдущие публикации:

Дневник отшельника: В холодных туманах Кавказа

Дневник отшельника: Восточная мечта. Продолжение.

Дневник отшельника. Восточная мечта-3

Дневник отшельника: Восточная мечта-4, продолжение. Холодные извержения перекошенных стереотипов

Дневник отшельника: Восточная мечта-5: как найти Хызы

Дневник отшельника: Восточная мечта-6: Нежданчики Хыналыги или как правильно есть гранаты

Продолжение

        Основной задачей восточного вояжа было, конечно, попасть в Иран. И вот, наконец, мы отправились в посольство этой страны в городе Баку. На большом экране в холле показывали марши Вооруженных сил Ирана, суровые лица местных мужчин и многочисленные толпы в черных паранджах. Всё это скопище гневно выкрикивало проклятия Америке, и нам стало немного не по себе. Куда мы прёмся? Страна не туристическая, а паспорт России на лоб не приклеишь. Но решение было принято, и мы подошли к окошку подачи документов, которые подготовили заранее. Русскоговорящий иранец оказался весьма кстати, и он объяснил нам следующее: вы сразу оплачиваете всю сумму за услуги посольства, а она немалая. После чего ждете определённое время, по прошествии которого вам, скорее всего, откажут, но деньги не возвращаются. Оформляемся? 

Вот так так! Мы почесали затылки.
– Но как же, почему нам могут отказать?
– Документы ваши, кроме службы безопасности, будут рассматривать роботы, а они, чаще всего, отказывают.
– Какие еще роботы?
– Электронные, у нас такая система. Но вы можете подать заявление повторно, и ещё повторно, до тех, пока роботы вас не пропустят.
– И каждый раз ждать и платить?
– Разумеется.

      Ну и ну! Восточный лохотрон какой-то на госуровне. Но желание попасть в эту страну было настолько сильным, что мы оплатили услуги посольства из неприкосновенных своих запасов. Теперь оставалось ждать. Ждать было нескучно, ведь впереди ещё половина неисследованного Азербайджана! 

        По договоренности, пока Артем наслаждался отдыхом в хостеле, я отправился в порты набережной попытаться найти возможность отправиться потом с любым транспортом на какие-нибудь острова Каспийского моря. К тому времени мы знали, что таких существует, как минимум, четыре, но все они строго охраняются, и доступа туда нет. Очень быстро я убедился, что на острова невозможно добраться от слова никогда. И тогда, набравшись наглости, проник в офис морских переправ и ввалился прямо в кабинет начальства. Там сидели серьезные дяденьки, у них кипела работа, и моё появление было для них довольно неожиданно.

– Скажите, как попасть на острова?? Раз у вас на них есть нефтяные базы, значит, там есть и работники, а их ведь туда возят. Вот я и мой друг очень хотим там побывать. Пожалуйста, пожалуйста, пожалуйста!!

   Могу себе представить реакцию наших военных, если бы я попросился на наши засекреченные объекты. Примерно такая же реакция была и у них… Ну, примерно такая же. В первую очередь, они извинились и с сожалением стали объяснять, что это никак нельзя сделать, и что даже местных работников туда везут, тщательно перед этим обыскивая. 

– И что же вы у них ищете? – поинтересовался я.
– Спички! Достаточно одного чирканья, и остров взлетит на воздух. А ведь вы можете быть диверсантом!
– Да не, ну, я не диверсант, блин.
– Но, простите, мы же не знаем, первый раз вас видим. Никак невозможно.
– Даже если устроиться к вам на работу?
– Ни, ни, ни.

      Потом один из боссов проводил меня на улицу и, немного постояв со мной на парадной лестнице, как бы невзначай проговорил:
– Вы попробуйте на остров Артём, всё же, он близко к берегу, там есть посёлок и мост в поселок, можно въехать, но сам остров полон военных, на берег выйти не дадут.
– Какой-какой остров?
– Остров Артём.
– Да так друга моего зовут, с которым путешествуем, вот ведь совпадение! Попробуем, конечно. Ну ладно, спасибо.
– Простите, что больше ничем не смогли вам помочь.

    С добытой информацией я вернулся к Артему, и уже на следующий день мы рванули на остров Артем, расположенный недалеко от Баку. К ночи въехали на островок, довольно легко, надо сказать, и так же легко почти сразу нашли ночлег в каком-то допотопном, прямо-таки убитом селе. В одном из глиняных домов один из жителей неправильной наружности и очень веселого нрава пригласил нас к себе. Они с женой жили в конурке размером в два сельских туалета, только кухня 2х2 и спальня 2х3. Окон не было, туалет на улице, обоим под 60 лет.

– И давно вы тут живете?
– Всю жизнь.
– И вы довольные своей властью?
– Более чем. Нет, ну, конечно, жить тут было трудно, но сейчас нам уже построили новые 5-этажки рядом, утром вы их увидите, а это скоро всё снесут. Новые квартиры просто огромные, даже необычно, всю жизнь прожив тут, переехать в такую роскошь.

     Я тогда подумал, что после такого сарайчика даже подъезд покажется роскошью. Вечер был веселым, хозяин постоянно прикалывался, предлагал остаться жить и заодно найти ему русскую жену, потому что его ему надоела. При этом она была рядом и робко улыбалась. Спали они на кухне, а мы в их спальне. Утром хозяин подтвердил, что за посёлок выходить нельзя, поэтому мы знали, куда направляемся. Когда вышли, сразу увидели новостройку. Это, конечно, были крутые 5-этажки с лепниной, колоннами, огромными окнами. А сразу за ними виднелся пустырь, по которому мы и пошли на берег. Вскоре показался пост-будочка среди гор технического и рыбацкого мусора. Вышел какой-то пожилой военный, посмотрел на нас и, видимо, не найдя ничего подозрительного, даже не окликнул. Вскоре он об этом сильно пожалел… 

          Дойдя до берега, мы принялись исследовать местность с руинами наследия СССР и нефтяными качалками. К середине дня добрались до суперместа, от которого потекли «походные» слюнки! Это была 11-километровая дорога на сваях до следующего острова. Выглядела она фантастично, но на въезде базировался пост военных, естественно. Так как мы шли низом, вдоль моря, уже среди гор и военного мусора, с моста нас видно не было. Я предложил Артему так и добраться до моста, по-диверсантски поснимав его снизу. Артем же настаивал пойти в лоб, то есть, на пост и добиться разрешения пройти по мосту пешком. Конечно, это было бы очень круто, но совершенно нелогично, и я выступил против. Так мы и спорили, медленно приближаясь к объекту.

– Да ты просто трус! – наконец, выдвинул Артем железный аргумент в любом пацанском споре, что, естественно, разозлило меня, и я повелся.
– Фиг с тобой, пошли!

       Какая же это была глупость! Внизу, под мостом, они бы нас не увидели, сваи были в 2-3 этажа, и есть возможность, где заныкаться, хотя там могло быть и заминировано. Но вот мы в полный рост вошли на военный объект, навстречу оторопевшей от такой наглости охране. Вид на мост открывался просто сказочный! Деревянное сооружение, извиваясь, уходило к горизонту, заманчиво поворачивая километра через два. Нас встретили, как нам показалось, довольно добродушно, и расспросили, кто мы и что хотим. Мы прямо сказали – хотим туда, пофотографировать, отчего начальник охраны слегка поперхнулся, потом предложил попить чаю перед дорогой. Мы пошли в караульное помещение и расслабились. А в это время, по его приказу, солдаты вовсю докладывали вышестоящему руководству, что прибывшие диверсанты, прошедшие по запретной береговой линии, отдыхать и чай пить изволили. Всё шло тихо, и только слегка круглые глаза начальника азербайджанской охраны подсказывали, что что-то не так.

– А вы нас как, пешком пропустите, или надо на машине? Раз туда есть дорога, значит, и машины туда ходят, ведь верно? А дальше там что, нефть качают, богатый на нефть остров? – заваливали мы их вопросами.
– Давно качают, мост старый.
– А там тоже есть охрана?

      Видимо, чай был очень расслабляющий, что мы стали задавать такие неприемлемые вопросы на стратегическом объекте. Офицер молча улыбался, подкладывая нам пряники, но, наконец, не выдержал:
– Ну, как вам в голову только могло такое прийти!
И тут же послышался визг тормозов.
– О, наша тачка!
– Ваша-ваша, вышли, построились. 

    Резко сменились и риторика и обстановка. Приехало командование с охраной - внушительного вида офицер с громогласным голосом. Начальник охраны вытянулся перед ним, как струна, и четко доложил, что диверсанты задержаны и введены в заблуждение чаем.
– Ну, – пихаю я Артема, – давай теперь, договаривайся. Вот прям на его бронемашине и поедем.

Выслушав доклад, офицер просверлил нас орлиным взглядом.
– Вы что, охренели?! Вы понимаете, где находитесь? Паспорта, телефоны сдать!
Мы отдали, не смея прекословить.
– Как прошли посты охраны, с какой стороны вышли к морю?
– Со стороны новостроек, там мимо рыбацких хижин зашли.
– Пост как прошли?
– Нормально, нам ничего не сказали. Посмотрели только.
– Посмотрели только?

Он взял рацию и что-то стал грозно кричать на местном. Без перевода казалось только одно: расстрелять заразу, дважды расстрелять. Блин, сдали вахтера, неслабо ему прилетело за нас. 

– Так, вы двое в машину, – переходя обратно на русский сказал он. Заветный мост удалялся навсегда. Арестованных везли на допрос…
         Первым повели Артема, когда приехали. Закончив с ним, завели меня. Допрос был в пределах разумного, без пыток, не считая того, что офицер приказал при нём удалить весь материал с телефона и фотоаппарата. То же самое до этого заставили сделать Артема. Ну, ему-то всё равно, он почти и не снимал. А я пришел в состояние шока.

– Весь???
– Да, весь, полностью очистить память телефона!
– Господин офицер, – начал я вкрадчиво, как прижатый к стенке хомячок, – ну, можно только последние дни удалить? Причем тут Грузия и Баку?
– Я что, должен еще разбираться, какие материалы последние, какие ранние?!
– Для меня они очень дороги, и последние это, в основном, нефтяные вышли, береговая зона.

        До этого мы с Артемом побывали еще в ряде мест, не настолько запретных, чтобы нас там арестовывали, но всё же снимать там точно не разрешалось. Да и в голову никому не могло прийти забраться на нефтедобывающие объекты.
– Нефтяные вышки!?? Да ты охренел? Немедленно показывай, что у тебя в телефоне!!

         Понимая, что только усугубил свой залёт, я аккуратно начал с красивых пейзажей севера Азербайджана, не скупясь на похвалу красоты этой земли, добавляя: «Ну, скажите, зачем это стирать, это же можно снимать? Какая дивная природа!».
Увлеченный офицер листал мои фотки, потом опомнился:
– Ты мне давай не это, материалы последних дней давай, вышки где??
Пришлось открыть. И тут были, и сюда залезли… Офицер негодовал:
– Для чего так тщательно снято нефтяное производство, коммуникации?
– Да не тщательно, господин офицер, а красиво! Ну, ведь красиво же, согласны?
– Так, ну вот что, давай удаляй всю красоту свою.
Я удалил несколько снимков, и это я удалил ещё, и это…
– А тут нет вышек, тут просто природа.
– Но на территории же.
– Но объектов-то нет.
– Ладно, оставь, а это удаляй. Так, дальше что там?
В итоге мы скатились до торговли, и уже каждый третий кадр последних дней офицер разрешал оставить, но материала оказалось слишком много.
– Так мы с тобой до вечера провозимся, дай-ка сюда.

          Он взял телефон и, отсмотрев остатки запретного материала, сам их удалил и вернул мне обратно. Я искренне его поблагодарил, так как основные снимки похода он мне, всё же, сохранил. В итоге, осталось примерно 50 процентов за последние пять дней. Когда же нам вернули паспорта, то предупредили, что в следующий раз мы так легко не отделаемся, и чтобы прекратили всякие попытки проникнуть на нефтедобывающие объекты и острова. А сам остров Артём нам предписывалось покинуть в течение двух часов.


Въезжаем на остров Артем


Художественные фасады скрывают скромные жилища жителей острова


Это вход за фасадом в квартиру сбоку  земляной туалет


Это вход в гостевую, она же кухня, она же спальня


Пейзажи острова Артем с редкой странной растительностью


Вот и берег, скооолько же тут ракушек!


А тут красные и белые водоросли как коврами укрыли берег


Немного ужасов на чёрном берегу


Странного происхождения камни начинают появляться на пути


И вот уже все дальше берега сложены из острых камней с белыми водорослями


Рожица)


А вот и запретная зона скоро арест....

      Я, честно говоря, очень злился на Артема, на своего Артема. «Пошли в лоб, пошли в лоб!», а в результате – получили по лбу, столько фотоматериала потерял!
– Да восстановлю я тебе стёртые снимки, не ной, но только дома, – виновато успокаивал Артем.
– Как?!
– Ну, есть такая программа специальная. Только больше ничего не снимай на телефон, а то не получится.
– Здрасте! Уж лучше я кушать совсем не буду, а снимать буду!
– Ха-ха, да ты и так почти не ешь.
– Слушай, Артем, а ты и в Иране такие залеты с военными предполагаешь?..

        Артем мог и не отвечать, я знал, что да. И так, ожидая решения по визам в Иран, мы крутились в радиусе 30 км вокруг Баку, исследуя древние башни, долину Огненной земли и солёные озёра. Как-то раз нас подвозил один человек и рассказал нам удивительный случай, что во время похорон его родственника обнаружился клад примерно 12 века, а именно, кувшин с монетами. «Вот заливает, – подумал я, – трындит и трындит».
– А ты мог бы в Москве узнать стоимость моего клада? – вдруг неожиданно обратился он ко мне.
– А что, тут не продать?
– Законом запрещено.
– Ну, так фото клада надо, – улыбнулся я.
– Не, фото не будет…
– Ну, на «нет» и разговора нет.
– Образцы будут!
– В смысле??
– Подожди.

Нас высадили в интересующем месте, и через время водитель вернулся.
– Вот, оставь их себе и пиши, если найдёшь покупателя, – он протянул мне четыре монеты неправильной, стёртой формы.
– Обалдеть, серьёзно ведь клад!! А это мне?! Вот это да-а-а, вот это круть!!

       Аккуратно завернув подарок в салфеточку, я положил его в карман. Ночевали мы на берегу одного из солёных озёр. Утром оказалось, что впотьмах расположились прямо у канализации, но запах неведомых растений, выросших на соли, всё перебивал. Быстренько оттуда ретировались на очередной попутке, и когда отъехали на значительное расстояние, я решил посмотреть свои драгоценные монетки. Их не было! О-о, ужас!! О, лошарЭ! Последний водитель, с которым мы ехали вчера, понятия не имел об автостопе и просил с нас плату. В итоге, я дал ему один манат, чтоб отстал, и ещё один оставался в кармане, где монетки из клада. Они могли выпасть! Получается, рассчитался я с водилой за проезд монетами 12 века – о-о, нет, идиотина!! Но этого не может быть!

– Артем, вернемся на место ночёвки, наверняка, они там выпали и лежат.
– Саня, да ты достал своими хоббями, зачем они тебе нужны, эти монеты??
– Ну, надо.
    Я уломал Артёма вернуться, но только до полпути
– Всё, дальше сам иди, тут ждать буду, не хочется мне туда возвращаться.
– Тёмыч, так полдня ждать придётся!
– Ну, подожду, – раздражённо сказал он.

      Вдохновенно-озабоченный, я направился туда, где мы ночевали, и нашёл-таки это место. Как тут кошмарно днём! Повсюду валялись салфеточки, подобные той, в которую я завернул старинные монетки. Кидался от одной к другой, но там снова и снова оказывались человеческие экскременты. Сюда что, весь пригород, что ли, ходит по-большому?! Смирившись с потерей, в большой печали я поплёлся обратно к Артёму, который честно прождал меня полдня на пустыре.
– Ну что, нашёл?
– Не-а…
– Ну, и забей!
– О, если б ты знал, как я зол на себя! Наверное, всё-таки выпали в машине, там, где мы ночевали, точно нет.
– Дались они тебе…
– Ну, вот такой я Плюшкин. И потом – мужик ведь просил найти покупателя для этих монет. Получается, подвёл…

          Мы вернулись в Баку, и с надеждой отправились в посольство, так как подошло время получения виз.
– Никакие документы на вас пока не пришли, подождите ещё дней десять. Оставьте контакты, мы вам сами позвоним, – сказали вежливые сотрудники иранского посольства.
Это нас озадачило.
– Тёмыч, что будем делать эти 10 дней? Чёт мутят они с документами, столько ждём уже …
– Восток – дело тонкое. Та-а-к, где мы тут ещё не были?..

Познакомившись в Баку с местными девчонками, мы расспросили одну из них, где стоит ещё побывать.
– А вы в Ленкорани не были?
– Ленкорань, Ленкорань… Это что-то армянское?
– Что вы! – замахала девушка руками и даже умилилась такому незнанию. – Не скажите так больше никому. Ленкорань – это область на юге страны, на границе с Ираном. Там сейчас тепло, природа – субтропический лес и горы.
      Отлично, тогда держим путь в Ленкорань, тем более, что в Баку задули холоднющие ветра, и мы всё вокруг облазили. Итак, мы едем в Ленкорань!


В алых всполохах рассвета виден странный лес там где-то...


То не лес, то на земле "жирной" нефтью на корне возвышаются строения....


Нефтяные буренья...


И повсюду там и тут нефтяной плывет мазут....


Столь богата там земля, что утыканная вся...


Всюду вышки и добыча, экологии пипец...


На земле такой, конечно, не пасти уже овец...


Здесь текут ручьи иные... Нефтяные, золотые...


И вот так до горизонта вся утыкана земля, с нефтяными озерками, с неживыми полями


Качают сотню лет, а земле и сноса нет

Продолжение следует

Текст, фото: Александр Чканников © 

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER
Поделиться новостью:
Подписаться на новости через: Telegram Вконтакте Почта Яндекс Дзен

Читайте также
Комментарии

Комментарии

Написать
Последние комментарии
Hellen
... Не верю, что на ярославском ...
YVV
С таким народом все поезда ...
YVV
Грязь в электричках сейчас ...
YVV
Хватит ныть. Ремонт же ...
YVV
Если бы еще фасады делали ...
Александр Ноздровский Александр Ноздровский
Дополнение к афише от Спиридона ...
Qwert Qwert
Очень интересно было бы узнать, ...
Анатолий2
Я рад, что Николай приходит к ...
Миха Мигачев
Получается в этом году ...
invalid
Часто покупали в Мортаделе их ...




Ритуальные услуги в Пушкино

Наши партнеры: