«Через дебри «Вишневого сада»
(15 июля – День памяти А.П. Чехова)
В статье Игоря Прокуронова на портале «Пушкино сегодня» от 03.06.2020 читаем: «Пастуховский «Московский Листок» за 29 июля 1902 г. извещал: «Вчера умер Александр Андреевич Рассказов – один из последних могикан славного прошлого нашего Малого театра… И умер он так, как должен был умереть Рассказов: у самого здания театра на общественном кругу подмосковного Пушкина, на сцене которого он неизменно появлялся в течение последних сезонов. Тут, у театра, он жил, тут он болел, продолжая управлять делом, тут он и умер…».
«Брат мой, страдающий брат…»
Я обратил внимание на дату смерти А.А. Рассказова – 28.07.1902 года и сразу понял, что в то же самое время А.П. Чехов отдыхал в усадьбе «Любимовка» Станиславского (с 5 июля по 15 августа 1902 года – В.П.), где и была задумана пьеса «Вишневый сад»…
Рассказов А.А.
Чехов не мог не узнать об этой смерти, находясь так близко от города Пушкино… Сразу у меня возник вопрос: «Может быть, А.П. Чехов каким-то образом отразил этот факт в своей пьесе?» По моему убеждению, это отражено в сцене с Прохожим. Давайте вспомним, как во втором акте вдруг появляется Прохожий, многие нередко сравнивают этого персонажа с абстрактным «голодным россиянином»… Но, на мой взгляд, в образе Прохожего надо искать бродячего актёра!
Сергей Безруков в роли Прохожего в Любимовке
Эта сцена очень похожа на сцену встречи двух бродячих актёров в пьесе Островского «Лес». А у Прокуронова в статье можно найти такой отрывок: «Тут же сообщалось о предстоящем представлении комедии А.Н. Островского «Лес», где, конечно же, будет участвовать наш герой. Вскоре в очередном сообщении «Из дачных мест: Пушкино» отмечалось, что данный 27 мая спектакль («Лес» Островского), безусловно, удался, а «г. Рассказов – хороший Счастливцев» («Московский Листок», 30.05.1899)…» Кто же, как не актер, мог так хорошо знать строки из стихов, например, Надсона: «Брат мой, страдающий брат…» (1880)? Полностью стихотворение таково:
«Друг мой, брат мой, усталый, страдающий брат,
Кто б ты ни был, не падай душой.
Пусть неправда и зло полновластно царят
Над омытой слезами землей,
Пусть разбит и поруган святой идеал
И струится невинная кровь, -
Верь: настанет пора - и погибнет Ваал,
И вернется на землю любовь!
Не в терновом венце, не под гнетом цепей,
Не с крестом на согбенных плечах, -
В мир придет она в силе и славе своей,
С ярким светочем счастья в руках.
И не будет на свете ни слез, ни вражды,
Ни бескрестных могил, ни рабов,
Ни нужды, беспросветной, мертвящей нужды,
Ни меча, ни позорных столбов!
О мой друг! Не мечта этот светлый приход,
Не пустая надежда одна:
Оглянись, - зло вокруг чересчур уж гнетет,
Ночь вокруг чересчур уж темна!
Мир устанет от мук, захлебнется в крови,
Утомится безумной борьбой -
И поднимет к любви, к беззаветной любви,
Очи, полные скорбной мольбой!..»
Кстати, именно, в Пушкино, в отличии от многих городов России, есть Надсоновская улица… Вот, что писала по этому поводу Т. Эффи в газете «Маяк» от 11.03.2009: «Трудно проверить, но вряд ли улица с таким названием есть в каком-либо другом городе России. Всезнающий Интернет отвечает на этот вопрос молчанием. Приезжие нередко переспрашивают, пожимают плечами – название очень непривычное. Вряд ли все жители этой центральной пушкинской улицы смогут ответить на вопрос: почему «Надсоновская»? Что сей сон означает? Если Писаревская названа в честь Писарева, а Некрасовская Некрасова, то не трудно догадаться, что Надсоновская подразумевает тоже писателя. Действительно, имеется в виду поэт Надсон (1862–1887 гг.)…»!
«Выдь на Волгу, чей стон…»
Или, вот, отрывок из Некрасовского «Размышления у парадного подъезда» (1860) - «Выдь на Волгу, чей стон…». Этот отрывок полностью таков:
«…Выдь на Волгу: чей стон раздается
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется —
То бурлаки идут бечевой!..
Волга! Волга!.. Весной многоводной
Ты не так заливаешь поля,
Как великою скорбью народной
Переполнилась наша земля, —
Где народ, там и стон... Эх, сердечный!
Что же значит твой стон бесконечный?
Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Всё, что мог, ты уже совершил, —
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил?..»
А у Прокуронова находим такое упоминанье, именно, о Волге: «…Под конец жизни старик (А.А.Рассказов – В.П.) отдыхал в своем «имении», под Симбирском, на берегу Волги. Он всех звал к себе: «Поедете, батюшка вы мой родной, по Волге, ко мне в «Рассказовское ущелье» заезжайте. Благодать, рай! Потому и не умираю, что умирать не надобно. Господи, Боже мой! – в каком-то восхищенье восклицал старик. – Чего мне еще от Господа надобно! Живу, можно сказать, барином! Все у меня, слава тебе Господи, есть! Все свое, не купленное! И морковка, и капуста, и репка, и прочая овощь всякая, и ягоды, и рыбка своя, и творог, молочко, сметана, масло. И огород, и сад, и луг свой, и пристань…»
«На Троицу»
А выход-то у Прохожего какой эффектный, точно, как у актера. И пусть это лишь эпизодическая роль, позволяющая показать, как беспечна в щедрости своей Раневская: шутка ли, отдала случайному попрошайке целый золотой! Но не всё так просто, мы же ранее уже доказали, что второе действие пьесы «Вишневый сад» происходит на Троицу (точнее, 23.05.1898 года – подробнее см. материал «Блуждания по «Вишневому саду» на портале «Пушкино сегодня» от 09.08.2017 – В.П.). А на Троицу было положено подавить любому, кто просит милостыню… И в данном случае, Раневская поступает, как истинная христианка… Но, удивительно, едва Прохожий исчезает за кулисами, пьеса двинется дальше, и никто ни разу о нем больше не упоминает…
«А.М. Пешкову (М. Горькому) 29 июля 1902 года, Любимовка»
Интересно, что в день выхода «Московского листка» с некрологом о А.А. Рассказове, А.П. Чехов пишет письмо М. Горькому, в котором речь идет о его новой пьесе «На дне». Приведем его полностью, даже с примечаниями:
«Дорогой Алексей Максимович, пьесу Вашу я прочел. Она нова и несомненно хороша. Второй акт очень хорош, это самый лучший, самый сильный, и я, когда читал его, особенно конец, то чуть не подпрыгивал от удовольствия. Настроение мрачное, тяжкое, публика с непривычки будет уходить из театра, и Вы во всяком случае можете проститься с репутацией оптимиста. Жена моя будет играть Василису, распутную и злющую бабу, Вишневский ходит по дому и изображает татарина — он уверен, что это его роль. Луку — увы! — Артему нельзя давать, он повторится в ней, будет утомляться; зато городового отделает чудесно, это его роль, сожительница — Самарова. Актер, который очень удался Вам, роль великолепная, ее надо отдать опытному актеру, хотя бы Станиславскому. Барона сыграет Качалов.
Из IV акта Вы увели самых интересных действующих лиц (кроме актера), и глядите теперь, чтобы чего-нибудь не вышло от этого. Этот акт может показаться скучным и ненужным, особенно если с уходом более сильных и интересных актеров останутся одни только средние. Смерть актера ужасна; Вы точно в ухо даете зрителю, ни с того ни с сего, не подготовив его. Почему барон попал в ночлежку, почему он есть барон — это тоже недостаточно ясно.
Около 10 августа я уезжаю в Ялту (жена остается в Москве), потом, в августе же, возвращусь в Москву и проживу здесь, если не произойдет чего-нибудь особенного, до декабря. Увижу «Мещан», буду на репетициях новой пьесы. Не удастся ли и Вам вырваться из Арзамаса и приехать в Москву, хотя бы на неделю? Я слышал, что Вам разрешат поездку в Москву, что за Вас хлопочут. В Москве переделывают Лианозовский театр в Художественный, работа кипит, обещают кончить к 15 октября, но едва ли спектакли начнутся раньше конца ноября и даже декабря. Мне кажется, постройке мешают дожди, неистовые дожди.
Я живу в Любимовке, на даче у Алексеева, и с утра до вечера ужу рыбу. Речка здесь прекрасная, глубокая, рыбы много. И так я обленился, что самому даже противно становится.
Чехов и Книппер-Чехова в Любимовке 1902 год.
Здоровье Ольги поправляется, по-видимому. Она Вам кланяется и шлет привет сердечный. Передайте от меня поклон Екатерине Павловне, Максимке и дщери.
«Мысль» Л. Андреева — это нечто претенциозное, неудобопонятное и, по-видимому, ненужное, но талантливо исполненное. В Андрееве нет простоты, и талант его напоминает пение искусственного соловья. А вот Скиталец воробей, но зато живой, настоящий воробей.
В конце августа мы увидимся, как бы то ни было.
Будьте здоровы и благополучны, не скучайте. Был у меня Алексин, говорил о Вас хорошо. Ваш А. Чехов.
О том, что пьесу получили обратно, напишите строчку. Мой адрес: Неглинный пр., д. Гонецкой.
С названием не спешите, успеете придумать.
Примечания:
«Московский листок»
И еще, хотелось бы привести высказывание А.П. Чехова о Петуховском «Московском листке». Такое высказывание появляется в письме к Н.А. Лейкину от 25.12.1883 года: «…Кстати о маленькой дрязге, подаренной мне сегодня «на елку». Пастухов, обидевшийся на меня за заметку о московской малой прессе, под рассказом Агафопода Единицына, помещенным в рождеств<енском> номере «Моск<овского> листка», подмахнул «А. Чехов». Рассказик плохенький, но дело не в качестве рассказа: плохой рассказ не в укор писаке средней руки, да и не нужны хорошие рассказы читателям «Моск<овского> листка». Москвичи, прочитав мою фамилию, не подумают про брата и сопричтут меня к Пазухину и Кº. Полной фамилией я подписуюсь только в «Природе и охоте» и раз подписался под большим рассказом в «Альманахе Стрекозы», готов, пожалуй, подписываться везде, но только не у Пастухова. Но далее... Благополучно паскудствующие «Новости дня» «в пику» конкуренту своему Пастухову напечатали в своем рождеств<енском> номере произведения господ, изменивших накануне праздника своему благодетелю Пастухову (Вашков, Гурин и др.). Номер вышел ядовитый, «политичный». Чтобы еще громче пшикнуть под нос Пастухову, «Новости дня» под одной маленькой ерундой, которую я постыдился бы послать в «Осколки» и которую я дал однажды Липскерову, подмахнули тоже мою полную фамилию (а давал я Липскерову мелочишку под псевдонимом...). «На, мол, гляди, Пастухов: к тебе не пошел, а у нас работает, да еще под полной фамилией». Выходит теперь, значит, что я работаю и в «Новостях дня» и в «Моск<овском> листке», служу двум богам, коих и предал в первый день Рождества: и Пастухову изменил, и Липскерову. «Новости дня» тоже злятся за ту заметку…».
Выходит, что Чехов так или иначе сотрудничал с «Московским листком», и скорее всего просматривал каждый номер… И, скорее всего, видел «Московский Листок» за 29 июля 1902 года, узнав о смерти Александра Андреевича Рассказова…
Владимир Парамонов
Комментарии 1