Восставший из пепла, или мистика горбовской дачи

27 авг
10:42 2019
Категория:
Край родной

   

Есть, есть еще чудеса рядом с нами!..

Вот, может ли быть такое?..

   Прошлый раз, два года назад, этот бетонный «статуй» на пепелище был без головы. Точнее, вообще – всего, что выше пояса, попросту не было!

А сейчас, на тебе: уже и голова на месте, и торс – ну, не сказать, как новый, но все ж таки целехонек (хотя и с некоторыми изъянами).

Так, глядишь, еще через пару лет это изваяние и вовсе оживет!..

Мистика какая-то…

*     *     *

А если серьезно, то вот что.

…Эта дача появилась у нас где-то во второй половине XIX в., вскоре после прокладки железной дороги, что, как известно, случилось в 1862 г. И, как уверяют, архитектором был сам А.С. Каминский, тот самый, что чуть раньше – буквально через дорогу, напротив, – выстроил резной терем-дачу А.Н. Мамонтова.

   Хозяин «нашей» дачи, Михаил Акимович Горбов (1826-1894) – был первой гильдии купцом и действительным статским советником, потомственным почетным гражданином, словом, лицом, заметным в деловой жизни тогдашней Москвы и, конечно, он был близко знаком с семейством Мамонтовых. Человек, окончивший Московскую практическую академию коммерческих наук, понятно, был образованным купцом, но к тому же слыл еще и незаурядным… библиофилом, Он собрал большую библиотеку на шести европейских языках, включавшую книги по истории, философии, искусству, уникальные рукописи и старопечатные издания. К тому же М.А. Горбов – автор русского перевода «Божественной комедии» Данте.

   Заядлым книжником был сын и наследник М.А. Горбова, Николай (1859-1921) – надворный советник, историк и педагог. Выпускник историко-филологического факультета Московского университета, гласный Московской думы, он занимался развитием образования и просвещения, входил в распорядительный комитет Комиссии по устройству народных воскресных читален и библиотек, Общество распространения полезных книг и др. Не будучи стеснен в средствах (наличие отцовского капитала!), Николай Михайлович был автором учебников по русской истории, вел переписку с философом К.Н. Леонтьевым, историком И.А. Цветаевым и др. Младшие Горбовы были вхожи в дом Ивана Сергеевича Аксакова и его жены, Анны Федоровны, дочери поэта Ф.И. Тютчева; бывали в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне. После революции, в 1920 г. Н.М. Горбов эмигрировал в Германию, а свыше 30 тысяч томов с его экслибрисом оказались в Тульской областной научной библиотеке…

   Что же касается Горбовской дачи, то по воспоминаниям, ее окружал «чудесный хвойный парк», вход в переднюю вел через «хорошенький, обсаженный молодыми липами двор, с крытой галереей на кухню». Впечатляли двусветная зала со скамейкой «возле длинного приставленного к левой стене… стола», за которым пили чай; хозяйский кабинет с вольтеровским креслом и диваном, затейливый изразцовый камин, двери с литыми чугунными ручками, «большая стеклянная дверь на балкон» и проч. Любопытно, «ни огорода, ни фруктового и ягодного сада не было. Зато цветы составляли предмет особенной любви и особенных забот бабушки (супруги М.А. Горбова. – И.П.). Дачники соперничали друг перед другом своими цветниками, и ее цветник считался одним из лучших. Напротив, через полотно дороги, стояла такая же, в русском стиле, дача Александра Николаевича Мамонтова, и… [горбовский] садовник всегда старался перещеголять своего визави»…




   Во второй половине прошлого века на территории Горбовской усадьбы располагалась больница, и хотя как-то она решила устроить «самосожжение», огонь быстро потушили. После, в 1980-е гг., усадебный дом арендовало Общество филателистов. Дом-дачу, вроде бы, начали реставрировать и даже повесили табличку: «Охраняется государством». 


   Ну, а в годы вселенского слома-«перестройки» все пришло в упадок, и в ночь на 1 сентября 1995 г. усадебный дом – которому было уже много больше ста лет! – все-таки сгорел дотла…


   Но в «застойные» 1970-е гг., или позже, известному фотографу-искусствоведу В.М. Рудченко удалось сделать несколько снимков внешнего вида и интерьера Горбовской дачи (ныне эти уникальные негативы хранятся в Музее архитектуры им. Щусева). Взгляните, это интересно.

 

…И вот, с пару лет назад вознамерились отдать усадьбу в «хорошие руки» за смешные деньги, лишь бы «успешные менеджеры» облагородили территорию и воссоздали усадебный дом-дачу. Объявили конкурс, и вот вам результат – теперь владельцем Горбовской земли числится некое ООО «Строительный комплекс». Каковое отвечает и за восстановление дачи, и за ее дальнейшую судьбу. Во всяком случае, в течении ближайших 49 лет…

   Кстати, очень любопытно. Оказывается дачная усадьба Горбовых тщанием наших «культурных» чиновников – знаете, как называется? А вот так: «объект культурного наследия регионального значения «Дачный ансамбль из 2-х деревянных павильонов, XIX в.», расположенного в микрорайоне Мамонтовка городского поселения Пушкино Пушкинского муниципального района Московской области». И состоит сей ансамбль из двух частей: участок № 1 – это дача А.Н. Мамонтова, а участок № 2 – дача М.А. Горбова.

   Какого рожна понадобилось соединять воедино две разные дачи, пусть и работы одного архитектора, знают, видимо, только сочинители соответствующей «документации». (Кстати, «павильон» – это, вообще-то, сооружение облегченной конструкции, а никак не дом-здание площадью 852 квадратных метра с земельным участком в 60 соток, а именно такими параметрами обладает «участок №2», т.е. наша Горбовская дача).

Но это так, лирика…

*     *     *

   А теперь про то, с чего, собственно, начали.

…Пару лет назад, летом 2017 г., «оценивая диспозицию», т.е. осматривая территорию Горбовской дачи, было отмечено наличие следующего: остатки ведущей к усадьбе великолепной аллеи в виде вековых могучих лиственниц (стволы некоторых – поистине «в два обхвата»); почти целиком сохранившийся немалый кирпичный фундамент старой дачи; обгоревший деревянный сруб-остов «банного комплекса» (скорее всего, советского больнично-филателистического времени) с таинственными подземельями, траншеями и прочими загадочными сооружениями; заросший фонтан (тоже, скорее, эпохи социализма). И повсюду под покровом буйно разросшегося подроста – горы «живописного» мусора, грязи, битых и не битых бутылок, шприцов, упаковочной тары и тому подобных «достопримечательностей».



Но главным открытием было явление взору некоего монумента.

Без головы...

Собственно, голова была. Вместе с торсом. Но без рук.

   И валялся «головной» торс рядышком с останками бетонной коленопреклоненной статуи, должно быть, некогда изображавшей что-то бодрое пионерско-комсомольское…

 

   А совсем недавно вновь довелось побродить по уже приватизированной, но пока еще вовсе даже не огороженной Горбовской усадьбе, что у самой Мамонтовской платформы, справа по ходу движения из Москвы.

   Вроде, все то же. Те же могучие лиственницы, мирно доживающий свои дни рассыпающийся социалистический фонтан, буйство зелени, остатки фундамента и обгорелый сруб на фоне мусорно-помоечных декораций.

И вдруг… Что это, как это???

Тот самый бетонный монумент-«статуй»!

Стоит, хоть и коленопреклоненный, но в полный рост. То есть все, что выше пояса (окромя рук) – все на месте. Просто древнегреческое изваяние какое-то.

Остолбенеешь тут…


   Поначалу пришлось озираться, ища другое, двухгодичной давности, скульптурное изделие, которое, – помните? – было безголовым. Родилась мысль: может при социализме в усадебном парке роился целый выводок бетонных добрых молодцев?..

   Но приглядевшись, стало ясно – монумент тот же. Только его законный торс каким-то образом оказался на положенном месте. Как там и был.

   Опять же в этом почудилась какая-то мистическая подоплека: может, духи прежнего (в виде бомжеватых обкуренных личностей) проводят здесь некие ритуальные действа, связанные с реинкарнацией былого? И вот вам результат…

…Конечно, взыграла и авторская гордыня: ведь приснопамятному монументу был своевременно посвящен очерк на нашем портале (Символ без головы. На Горбовском пепелище. 29.06.2017) и главка в книге «Подмосковное Пушкино: география былого»! Может, прочитав сии опусы и обидевшись за изваяние, некто, не дожидаясь неведомых арендаторов-благодетелей, самостоятельно начал проводить реставрационные работы?..

 

Как бы то ни было, в любом случае – монумент словно восстал из пепла. Которого на бывшей даче предостаточно. Как и кострищ.

Глядишь, так со временем и сама Горбовская дача поднимется из пепла…

Но кто бы объяснил происходящее?.. 

*     *     *

P.S. Когда этот очерк готовился к печати, на противоположной стороне Мамонтовской платформы, похоже, начался ремонт (реставрация?) дачи А.Н. Мамонтова. И стоит она «голая», без обшивки и резных украшений. (На фото по причине наличия забора – видна только верхняя часть здания).


И опять же: кто бы объяснил происходящее?..

 

Игорь Прокуронов

 

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER
Поделиться новостью:
Подписаться на новости через: Telegram Вконтакте Почта Яндекс Дзен

Читайте также
Комментарии

Комментарии 2

Написать
Сергей
Марат Казей. фото
Ответить
Сергей
Очень интересно! Спасибо! Статуя или Марат Казей или пионэр-горнист.
Ответить
Написать
Последние комментарии
Александр Ноздровский Александр Ноздровский
Дополнение к афише от Спиридона ...
Александр Ноздровский Александр Ноздровский
Отпевание Артюхиной Татьяны ...
Iryna Harkusha Iryna Harkusha
Что-то у автора статьи пошло не ...
invalid
Ждем график ППР, ...
Alex Alex
С учетом того, что 27 апреля ...
Fly
Звучит, конечно, сильно 196 домов. ...
O9 O9
Пробки всегда будут. На ...
09 09
Ага. Уже построили убогую ...
09 09
Так сколько быдла лезет на ...
O9 O9
Подземные стоянки нужны. И зачем ...




Ритуальные услуги в Пушкино

Наши партнеры: