Черкизово: покровские тайны. Часть четвертая

28 июн
12:44 2023
Категория:
Край родной

   Очередной очерк "Покровских тайн" от пушкинского краеведа Игоря Прокуронова, где речь идет об облике Черкизовского храма и его отражении в художественных полотнах, фотографиях и... песнопениях.

Начало публикаций:

Черкизово: покровские тайны. Часть первая

Черкизово: покровские тайны. Часть вторая.

Черкизово: Покровские тайны Часть третья

ХРАМ В ЖИВОПИСИ, ФОТОГРАФИЯХ, ОПИСАНИЯХ.

…Незаурядное творение архитектора В.П. Десятова, черкизовский храм Покрова, обладает немалой притягательной силой.

И потому не удивительно, что многие живописцы отображали и отображают его облик в своих полотнах.

   А еще по весне, 23 апреля, в храме состоялась выставка картин художников России, посвященная нашей жемчужине церковного зодчества…


Давайте и мы взглянем на некоторые полотна.

   Сначала – замечательный художник ЮРИЙ ГЕОРГИЕВИЧ ЧИСТЯКОВ (1931-2001), иногда выступавший под псевдонимом Врублевский и оставивший после себя не одну «черкизовскую» картину.

Вот лишь две из них.


Черкизово. Храм Покрова. Художник Ю.Г. Чистяков. 1977 г. Бумага, смешанная техника. 30x40 см. Источник: https://artnow.ru/ru/artists/2/7137/picture/0/483165.html.


«Храм Покрова в Звягино» (так в источнике – И.П.). Художник Ю.Г. Врублевский (Чистяков). Бумага, акварель. 45x58 см. 1990 г. Источник: https://artnow.ru/ru/gallery/2/8089/picture/0/293051.html?sen=10k&wid=92867.

   А вот мытищинский художник СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ ЧЕРТОВ (1981 г.р.), автор целой серии картин на тему «Черкизово и окрестности», две из которых представлены ниже.


Покровская церковь. Черкизово. Весна. Художник Сергей Чертов. Холст, масло, 30х40 см. Источник: https://khmnsk.basicdecor.ru/kartina-pokrovskaya-cerkov-cherkizovo-vesna-sergei-chertov/


Осень в Черкизово. Художник Сергей Чертов. Холст, масло, 70х50. Источник: https://www.gallereo.ru/pin/faad95253aee7437871781018bdf3309/kartina-osen-v-cherkizovo

Фамилия этого художника – тайна (пока, разумеется). Звать его – МИХАИЛ, а яркие картины живописца выполнены на шелке, с помощью текстильных красителей и масляных красок…


Храм в Черкизово. Художник «просто МИХАИЛ». Акварель, масло. 2017 г. Источник: http://dotart.info/ru/art/work=11843

Да, но когда же появился наш храм?..

Хорошенько порывшись в подшивках старых газет, удалось выудить такую информацию.

   Напомним, что писала «наша» газета «Московский Листок» (ее редактор и владелец, Николай Иванович Пастухов имел дачу в Пушкино) по осени 1899 г.

   «За последние десять лет полустанок Тарасовка и прилегающие к нему местности – Клязьма, Звягино и другие – сделались излюбленным дачным местом для москвичей благодаря прекрасному положению и близости от Москвы, так что в настоящее время здесь построено более четырехсот дач.

   До сих пор жители этой местности не имели своего храма и им приходилось отправляться для удовлетворения религиозных потребностей в церковь села Пушкина, находящуюся в шести верстах, что было крайне неудобно в дождливую и холодную погоду. Кроме того, в приходе Пушкинской церкви находятся несколько многолюдных фабрик, рабочие которых также посещают этот храм, а вследствие этого в праздничные дни богомольцев бывает так много, что они не могут помещаться в церкви. Это обстоятельство заставило еще в прошлом году (1898. – И.П.) владельцев дач Д.И. Бахрушина, О.Ф. Курлюкова, В.И. Новикова и других озаботиться устройством храма в деревне Черкизове, находящейся в версте от Тарасовки. Выбор места обусловливается тем обстоятельством, что здесь находится довольно большая фабрика, а местные жители изъявили готовность отвести для храма и домов причта участок земли в количестве трех десятин на берегу реки Клязьмы. Между дачниками была открыта подписка, которая дала довольно крупную сумму. Вследствие этого было подано прошение владыке митрополиту о разрешении устроить при деревне Черкизове каменный храм в честь Покрова Богородицы в память Священного Коронования Их Величеств. В прошении было указано, что храм будет приписан к церкви села Пушкина, при которой состоят два священника и, следовательно, затруднений при совершении богослужений не будет. Владыка Митрополит весьма сочувственно отнесся к ходатайству дачников; консистории было поручено рассмотреть дело и по исполнении надлежащих формальностей летом нынешнего года состоялось определение о разрешении устроить каменный храм при деревне Черкизове на уступленной местными крестьянами земле с тем, чтобы работы были произведены согласно проекту при участии благочинного, причта и старосты села Пушкина и благотворителей; и церковь считалась бы приписанною к церкви села Пушкина.

   На днях, при торжественной обстановке была совершена закладка этого каменного храма, который будет иметь три престола в ряд: посредине – в честь Покрова Богородицы, по правую сторону – во имя святителя Николая и по левую – во имя преподобного Сергия. После литургии из церкви села Пушкина был совершен к месту закладки крестный ход, который сопровождала масса народа. По прибытии процессии в деревню Черкизово, на месте закладки церкви было совершено молебствие местным благочинным о. Леонардовым с духовенством из соседних сельских церквей. По совершении освящения воды была совершена закладка церкви. В основание была положена металлическая доска с подобающей надписью. Работы по сооружению храма уже начались, и предполагается окончить его вчерне летом будущего года. Храм по своей архитектуре будет очень красив: его верх будет увенчан пятью куполами, а над западными дверями будет сооружена трехъярусная колокольня. Постройка храма обойдется около ста тысяч рублей» (Московский Листок. 05.09.1899)…

Прошло четыре года.

   В той же газете читаем: «Вчера в селе Черкизове, находящемся близ полустанка Тарасовка Московско-Архангельской железной дороги, было совершено при торжественной обстановке освящение великолепного храма, сооруженного местными дачевладельцами в память священного коронования Их Императорских Величеств. Обширный храм – красивой архитектуры в русском стиле XVI века – увенчан пятью главами; над западным входом возвышается высокая четырехъярусная с шатровым верхом колокольня. Внутри храм может вместить более 1 000 человек молящихся, и в нем устроено три престола: средний в честь Покрова Божией Матери, и по бокам его придельные – в честь св. Николая Чудотворца и преподобного Сергия. Роскошной работы иконостасы сделаны из дуба; святые иконы писаны по вызолоченному фону. Ко дню освящения на все три престола дачевладельцем О.Ф. Курлюковым пожертвована драгоценная серебряная вызолоченная утварь, а В.Г. Сапожниковым – дорогие облачения на престолы, жертвенники и для священнослужителей. В общем, сооружение храма обошлось до 160 000 руб. При церкви будет сделан самостоятельный приход. Освящение Покровского храма и литургию при громадном стечении молящихся совершал его высокопреосвященство, владыка митрополит Московский Владимир с местным благочинным, оо. протоиереями и священниками...» (Московский Листок. 07.07.1903)…

И вот на фотографиях 120-летней давности вновь выстроенная церковь…


Храм Покрова Пресвятой Богородицы в селе Черкизове. 1903 г. Оригиналы (слева направо): https://ru.bidspirit.com/ui/lotPage/source/search/auction/13539/lot/86549?lang=ruhttps://pastvu.com/p/1206054 и http://andcvet.narod.ru/.

   Еще одно сообщение, от 13 августа: «На днях во вновь сооруженном великолепном храме при деревне Черкизове, что близ полустанка «Тарасовка» Московско-Архангельской железной дороги, местным благочинным о. Леонардовым и ключарем кафедрального во имя Христа Спасителя собора было совершено освящение приделов, находящихся по сторонам главного храма: в честь св. Николая Чудотворца и преподобного Сергия. Ко дню освящения местными дачевладельцами были пожертвованы драгоценная серебряная вызолоченная утварь и богатые облачения. Во время освящения храм был переполнен богомольцами» (Московский Листок. 13.08.1903)…

Недавно обнаружились и такие материалы.

   Вот определение Св. Синода митрополиту Московскому и Коломенскому, преосвященному Владимиру, коим предписывалось: «При новоустроенной близ Тарасовской платформы Московско-Ярославской железной дороги Покровской церкви открыть самостоятельный приход с причтом из священника и псаломщика с тем, чтобы содержание их обращалось исключительно на изысканные средства, о чем и уведомить Ваше Преосвященство указом. Сентября 6 дня 1903 г. № 8143» (Официальный отдел Московских Церковных Ведомостей. 21.09.1903). Тут же, по распоряжению Епархиального начальства, на вакансию священника деревни Черкизовой, Московского уезда определен [Яков Петрович] Ключарев, дьякон с. Влахернского, Московского уезда (Официальный отдел Московских Церковных Ведомостей. 28.09.1903)…

   И вот недавно черкизовский старожил, член Союза геральдистов России Александр Братанов из своих «закромов» выложил обстоятельный очерк более чем 30-летней давности. В нем главный краевед Пушкинского района Н.Г. Лепешкин дал, по сути, исчерпывающую характеристику нашему храму. И попутно заметил: «Большой интерес прихожан привлекает в этом храме хоровое духовное пение. С особой гордостью о нем мне рассказывает настоятель храма – отец Петр (протоиерей П.П. Андреев): «Богослужебное пение привлекает сюда верующих из Москвы и других городов Подмосковья. В церкви имеется свой хоровой коллектив из 15 человек (правый хор). Регент хора А.П. Рудаков – специалист церковного песнопения. В церковном хоре в разное время пели профессиональные артисты. Хор отличается высокой техникой песнопения. Его исполнения приезжают записывать многие московские музыкальные творческие коллективы». <…> В храме имеется специальное место – хоры (внутренний балкон). Звучность хору придает хорошая акустика храма. Этот хоровой коллектив в апреле 1991 г. принимал участие в исполнении церковного песнопения при праздновании «Славянского хода» в Пушкинском кинотеатре «Победа» в честь славянской письменности и культуры» (Лепешкин Н. Покровская церковь // Маяк. 07.07.1992).

   Добавим, что к 1000-летию Крещения Руси усилиями Московского Патриархата фирмой грамзаписи «Мелодия» был выпущен альбом из двух пластинок «Хор Успенского храма Новодевичьего монастыря. Богородицу и Матерь Света в Песнех Возвеличим» (1987-1988). Запись альбома, конечно же, производилась в Покровском храме с. Черкизово в 1987 г.


Обложка и пластинка альбома «Хор Успенского храма Новодевичьего монастыря. Богородицу и Матерь Света в Песнех Возвеличим» (1987-1988). Издание Московского Патриархата. 1987.

   А в 2000 г. вышел очередной, шестой по счету, диск доктора искусствоведения, профессора А.В. Конотопа, из серии реконструкции песнопений русской православной церкви XVI-XVII вв. Пластинка называется «Распевы Супрасльского монастыря XVI в.». И, опять же, запись хора Московского Патриархата «Древнерусский распев» (регент А. Гриденко) тоже была сделана в нашем храме.


Диск «Распевы Супрасльского монастыря XVI в.», 2000 г. Место записи – храм Покрова Богородицы в селе Черкизово.

Чудесные старинные песнопения доступны в Интернете

Ну, а теперь перейдем к описанию храма.

В плане он выглядит так:


Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. План. Источник: Генеральный план городского поселения Черкизово… Т. III «Объекты культурного наследия». М., 2017. С. 40.

Итак…

   Наша Покровская церковь расположена на северо-восточной окраине поселка Черкизово, на высоком берегу Клязьмы. Ее голубые купола над вершинами деревьев хорошо видны из окон электрички, когда она пересекает реку Клязьму на перегоне Клязьма-Тарасовская. Храм с приделами Николая Чудотворца и Сергия Радонежского выстроен по проекту архитектора В.П. Десятова в 1898-1903 гг. в русском стиле второй половины XVII в. и был возведен на средства меценатов – Д.П. Бахрушина, В.П. Новикова и др., пожертвования жителей. Большую помощь оказали владельцы ближайших фабрик и заводов – Сапожников, Челноков, Воронин: с заводов последних возили кирпич для строительства церкви (использовались кирпичи размером 12,5x7,0x26,0 см, в т.ч. с маркировкой «И.П. Воронин»). Церковь является доминантой в окружающем ландшафте; зона ее композиционного влияния простирается далеко на север, северо-запад и юго-запад. При строительстве было выдержано традиционное расположение на местности – алтарем на восток…


Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Источник: Генеральный план городского поселения Черкизово… Т. III «Объекты культурного наследия». М., 2017. С. 42.

   Церковное здание отличается выразительным силуэтом и развитым декором, выложенным в лицевой (без штукатурки) кладке. Четырёхстолпный пятиглавый одноапсидный (апсида/абсида – алтарный выступ в восточной части церкви) храм с западной стороны соединен с трехъярусной шатровой колокольней типа восьмерик на четверике, высотой более 50 м.

   Массивный, освещенный с двух сторон двусветный четверик завершается пятью цилиндрическими барабанами с луковичными главками. Угловые барабаны поставлены на горках килевидных кокошников, повторяющих очертания расположенного за ними сводаболее крупная средняя – на высоком световом (с оконными проемами) восьмерике. Под шейкой центральной главы – широкий барабан с большими окнами. Около центрального купола на ступень ниже расположены четыре купола меньшего размера. Центральный барабан – световой, двухъярусный. Первый его ярус восьмигранный, перекрытый сомкнутым сводом, второй – круглый. Боковые барабаны круглые в плане с ложными окнами. В основании всех глав – кокошники. Купола луковичные с ажурными крестами…

Что касается луковичной формы куполов с главой-«маковицей, то она получила широкое распространение где-то со второй половины XIII и до конца XVI вв. и является своего рода символом и характерной чертой нашей православной архитектуры.

А сходство луковичных куполов с языками пламени давно уже наводило на мысли об их «огненном» символизме. («Пламенным» мотивом русской архитектуры считают и килевидные декоративные кокошники). Евгений Трубецкой в своем трактате «Три очерка о русской иконе» (1918 г.) отмечал: «…Наша отечественная «луковица» воплощает в себе идею глубокого молитвенного горения к небесам, через которое наш земной мир становится причастным потустороннему богатству. Это завершение русского храма – как бы огненный язык, увенчанный крестом и к кресту заостряющийся... <…> Почему же изо всех этих возможных способов в древнерусской религиозной архитектуре было избрано именно завершение в виде луковицы? Это объясняется, конечно, тем, что оно производило некоторое эстетическое впечатление, соответствовавшее определенному религиозному настроению. Сущность этого религиозно-эстетического переживания прекрасно передается народным выражением – «жаром горят» – в применении к церковным главам»…

Символика же пятиглавия еще со времен патриарха Никона (XVII в.) трактуется так: пять куполов —это символ Иисуса Христа и четырех евангелистов: Иоанна, Марка, Луки и Матфея.

Что касается цвета куполов, то золотой цвет символизирует небесную славу и нередко встречаются на кафедральных соборах или главных храмах монастырей, в большинстве своем посвященных Христу или важнейшим двунадесятым праздникам; зеленые луковицы обычны на церквях, прославляющих святую Троицу или определенных святых. А синий цвет (иногда со звездами) – означает посвящение храма посвящен Богородице или Рождению Иисуса Христа.

Ну и, конечно, обязательным элементом церкви являются венчающие главы кресты с серповидной чашей над «яблоком»…

   Как уже говорилось, во внешнем облике храма использованы элементы старинного декора с характерным обилием профилированных деталей: ширинки – прямоугольные углубления в стене; поребрики – ряд кирпичей, уложенных ребром наружу; декоративные сводчатые кокошники; аркатурные пояса с рядами ложных внешних или внутренних арок. Наряду с кирпичом в оформлении использован и белый камень, из которого выполнены некоторые детали. Входы-порталы храма, как и оконные наличники центральной части, завершаются трёхчастными фронтонами(завершениями).

   Горизонтальное членение основного объема храма и трапезной (место проповедей и т.п.) подчёркнуто поясом с ромбовидным орнаментом, проходящим по периметру храма в качестве межэтажной тяги. Наличники окон второго этажа основного объема завершаются фигурными фронтонами и оформлены колонками с перехватами. Сам объем увенчан поясом ширинок, который также встречается в (псевдо)колоннах-пилястрах, закрепляющих углы здания. В основании всех глав – развитая система кокошников. Арочные окна барабанов украшены архивольтами (декоративными обрамлениями), опирающимися на полуколонны. Убранство трапезной чуть скромнее: окна имеют прямоугольные перспективные наличники, а объем завершен поясом с полуциркульными ярочками и венчающим карнизом.

   К четверику центральной части церкви примыкают одинаково пониженные полукруглая апсида – с востока, и притвор (часть храма у входа в виде паперти с входными ступенями) – с запада. Притвор связан с колокольней. Кирпичный узор (декор) включает: лопатки (плоские и узкие вертикальные выступы стены) с ширинками и заглубленными в углы колонками; двойные арки с висячей гирькой из резного камня, подвешенной на скрытой железной опоре; ширинчатый фриз в виде горизонтальной полосы на верху стены, нарядные наличники арочных окон с наборными колонками и верхней частью-очельем разной формы, а также другие элементы, характерные для русского стиля.

   Первый ярус колокольни, где расположен главный вход в храм, в плане имеет вид квадрата, у южной стены которого расположена лестница в звонницу. Последняя состоит из двух восьмериков, завершающихся шатром, прорезанным слухами в три яруса. В центре первого яруса колокольни расположены спаренные полуциркульные окна (с прямоугольным, сверху полукруглым проемом), обрамленные архивольтами; по периметру и углам колокольни аналогично основному объему проходит пояс ширинок. У южной стены первого яруса колокольни расположена лестница на звонницу. Звонница состоит из двух восьмериков, завершающихся шатром, прорезанным слухами (декоративными окнами) в три яруса. Над шатром на тонкой «шее» расположена луковичная глава с крестом.

Заметим, популярная, ставшая со второй половины XVII в. традиционной, «корабельная» компоновка храмов – на востоке церковный объем, на западе колокольня и между ними трапезная – отражает образ корабля, который, по образу Ноева ковчега, ведет людей по бурному морю жизненных испытаний к высшей цели, к свету. Храм – это корабль в океане суетной греховной жизни, он плывет по волнам житейского моря и является символом путешествия души в мир иной, перехода из мира дольнего в мир горний…

Колокольня соединена с храмом узким помещением двухсветной трапезной.

   Декоративное убранство трапезной более скромное: окна имеют прямоугольные перспективные наличники, объем завершается поясом с полуциркульными арочками и венчающим карнизом. Узкое помещение двухсветной трапезной, служащей связующим элементом между основным объемом храма и колокольней, перекрыто плоским потолком. В западной части трапезной находятся хоры, на которые ведёт лестница с витым металлическим ограждением.

   Церковь имеет два придела: правый (южный) – во имя святого Николая Чудотворца и левый (северный) – во имя Преподобного Сергия Радонежского. Оба придела имеют входы с улицы, которые используются в особо торжественных случаях…


Покровская церковь. 2015 г. Фото У.А. Ефремовой. Источник: Акт государственной историко-культурной экспертизы …объектов культурного наследия «Церковь Покрова, 1903 г.»... М., 2019.

   Теперь – о внутренней структуре, церковном интерьере (напомним, православный храм – это как бы отражение мироздания).

Храм просторен, его вместимость – около 500 человек.

   Интерьер церкви Покрова связан с ее внешней архитектурной формой, что усиливает впечатление монументальности и масштабности сооружения.

   Внутренняя композиция церкви достаточно проста и не перенасыщена мелкими иконами и изображениями стенной иконописи.

   Центральная часть соединена с приделами широкими и высокими арками. Четыре квадратных столба-опоры (толщиной в полтора метра) и опирающиеся на них подпружные арки несут перекрытый сомкнутым сводом восьмерик, а также систему парусных и цилиндрических сводов.

   Своды и четырехгранные опоры расписаны крупной иконописью (масляная роспись выполнена в послевоенные годы и в настоящее время обновляется). На своде центрального купола изображён «Собор ангелов». На опорах, определяющих центральную часть церкви, представлены изображения святых: Василия Великого, царицы Елены и царя Константина, князя Владимира и княгини Ольги, Иоанна Златоуста. Над алтарем – сюжет Покрова Богородицы (одноименная икона имеется в правом клиросе для хора).

В поддерживающей свод подпружной арке размещено изображение Господа Вседержителя.

Над Царскими вратами главного иконостаса – икона Господь Вседержитель.

   На арочных сводах подвешены две большие люстры; тяжеловесные светильники-паникадила с электрическими свечами насыщены декоративными украшениями.

Снизу по окружности сводов – броская надпись: «Свет Христов – просвещение всех».

   Сохранились три одинаковых резных массивных иконостаса (главный и двух приделов), современные храму и выполненные в формах эклектики из темного дерева. Все они как бы соединены и составляют единую стенку. Центральный и боковые иконостасы – трёхъярусные, в каждом из них расположено по 25 икон, заключенных в темно-коричневые багетные рамки. и отсвечивают на их фоне позолотой. Иконы без окладов написаны по золочённому чеканному грунтовому левкасному полю.

Многие иконы посвящены Пресвятой Богородице.

В правом приделе – икона св. Николая Чудотворца.

   В левом приделе расположены большие иконы: св. Преподобного Сергия Радонежского, Преображение Господне, Св. Преподобного Серафима Саровского.

   В целом, как настенная роспись, так и иконы содержат в себе исключительно сюжеты Нового Завета. (По материалам: Лепешкин Н. Покровская церковь // Маяк. 07.07.1992; Генеральный план городского поселения Черкизово… Т. III. Объекты культурного наследия. М., 2017; Акт государственной историко-культурной экспертизы… выявленных объектов культурного наследия «Церковь Покрова, 1903 г.» и «Церковь Покрова. Дом, нач. XX в.» Московская область, Пушкинский район, пос. Тарасовка, ул. Кедрина, 8, 8а. М., 2019; Памятники архитектуры Пушкинского городского округа. М., 2019 и др.).

   А напоследок – еще фотографии нашего храма с портала «Народный каталог православной архитектуры»: https://sobory.ru/.


Архитектурные детали.


Росписи.


Интерьеры.

На этом пока прервемся…

Игорь Прокуронов.





(Продолжение следует)

 

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER
Поделиться новостью:
Подписаться на новости через: Telegram Вконтакте Почта Яндекс Дзен

Читайте также
Комментарии

Комментарии

Написать
Последние комментарии
Александр Ноздровский Александр Ноздровский
Дополнение к афише от Спиридона ...
Qwert Qwert
Очень интересно было бы узнать, ...
Анатолий2
Я рад, что Николай приходит к ...
Миха Мигачев
Получается в этом году ...
invalid
Часто покупали в Мортаделе их ...
Александр Ноздровский Александр Ноздровский
Дополнение к афише от Спиридона ...
Александр Ноздровский Александр Ноздровский
Отпевание Артюхиной Татьяны ...
Iryna Harkusha Iryna Harkusha
Что-то у автора статьи пошло не ...
invalid
Ждем график ППР, ...
Alex Alex
С учетом того, что 27 апреля ...




Ритуальные услуги в Пушкино

Наши партнеры: