Черкизово: покровские тайны. Часть вторая.

17 май
09:30 2023
Категория:
Край родной

   Продолжение "Покровских тайн" пушкинского краеведа Игоря Прокуронова к 120-летию Покровского храма в Черкизово. В этом материале речь пойдет о Покрове и архитекторах, возводивших наши храмы...

    Предыдущая публикацияЧеркизово: покровские тайны. Часть первая

Как же, говоря о храме Покрова в Черкизове, не рассмотреть некоторые архитектурные, и не только, тонкости.

  Безусловно, наша церковь – это шедевр. Здесь вопросов нет. Зато есть вопросы по поводу ее, скажем так, антуража. К примеру, имя зодчего, автора проекта, воплощенного в камне?

Или – что за замысел хранит сам облик храма? Покровского…

Кстати, о Покрове…

   Хорошо известна запись в Писцовых книгах под 1584-1586 гг., гласящая: в Бохове стане – «село Черкизово на речке на Клязьме, а в ceле – церковь ПОКРОВ СВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЫ, древян, клецки, да придел Николы чудотворца, а церковное строение монастырское»…

Стало быть, существовавшая с незапамятных времен церковь искони носила название Покровской.

И в те далекие годы село вместе с храмом были похожи на другие и могли выглядеть примерно так.

 

Село Черкизово (на Тверском тракте) и церковь XVII в. Коллаж по рисунку из: Альбом Мейерберга. Виды и бытовые картины России XVII века. СПб., 1903

    Старая церковь канула в лету (была перенесена в соседнее Звягино) в годы «смуты» и литовского нашествия. А новопостроенный в Черкизове почти через три столетия, в 1903 г., храм унаследовал традицию и воспринял прежнее имя…

Что же касается Покрова, то здесь вот что.

…Вообще, Покров Пресвятой Богородицы — это праздник православной церкви (1/14 октября), установленный в память события, бывшего в Константинополе в половине Χ в. Тогда Византийская империя вела войну с сарацинами, и городу угрожала опасность. И в тот день св. Андрею юродивому (славянского рода) и его ученику Епифанию во Влахернском храме было видение: они увидели на воздухе Божию Матерь с сонмом святых, молящуюся о мире и распростершую свой Покров (омофор) над христианами. Греки ободрились, и враг был отражен…

Так-то, оно так. Но…

Сама история, связанная с происхождением праздника, вовсе не так уж однозначна. И уже долгое время над разгадкой его тайны бьются знатоки.

   Начнем хотя бы с того, что в византийских святцах ничего такого нет. И у греков нет ни одной иконы, ни стенописи, схожих с русским «Покровом» (скорее всего, их никогда и не было). А у нас же Покров – один из самых любимых праздников, прославляющих Богоматерь; соответственно, сохранилось довольно много икон и росписей, связанных с этим событием…

Но что же было во Влахернском храме?

   По официальной версии, чудо произошло в 910 г. Но вот автор «Жития» Андрея юродивого, Никифор, относит время жизни сего святого к… пятому столетию. Есть и такие, кто и вовсе считают, что Житие – это чистая литература, и такого святого вообще не существовало. То же и с Влахернским храмом, куда собрался народ на усердную молитву Заступнице по поводу нападения врагов, – в Житии об этом ни слова. И как бы то ни было, странно, что, несмотря на широкое хождение – почти две сотни Житий на славянском языке – и на народную популярность явления Божией Матери, Константинопольская церковь никак не отметила это чудо…

   А у нас праздник Покрова установил сын основателя Москвы Юрия Долгорукого, святой благоверный Андрей Боголюбский, великий князь Владимирский, и это произошло в 1164 г. по случаю победы над волжскими булгарами (однако, приведенная дата иногда оспаривается и приводится 1158 г., см, н-р: Заграевский С.В. Первоначальный вид церкви Покрова и Покровского монастыря на Нерли. Опыт графической реконструкции // М-лы ХХIII межрегион. краевед. конф. (13 апреля 2018 г.). Владимир, 2018. С. 224-235). Тогда же по повелению князя Андрея был построен и первый храм в честь этого праздника – чудом дошедший до наших дней знаменитый Покров на Нерли. Предполагается, в то же время была написана и первая икона праздника – в качестве храмового образа. А как иначе – ведь чудо явления Богородицы произошло с нашим собратом-славянином!.. (подробнее см.: Марина Голубина. Иконография Покрова Богородицы. 13.10.2020 // https://katehon.com/ru/article/ikonografiya-pokrova-bogorodicy).

Взглянем на образа.

Иконы Покрова Богородицы. Слева направо: 1) ИКОНА ПОКРОВА БОГОРОДИЦЫ ИЗ ПОКРОВСКОГО СОБОРА ПОКРОВСКОГО МОНАСТЫРЯ В СУЗДАЛЕ. 1360 -х гг. (ГТГ). Источник: Ѳеодосій Георгиевичъ Спасскій – Къ происхожденію иконы и праздника Покрова (+подборка икон): https://afanasiy.net/spasski-k-proyshojdeniu-ikony-i-prazdnyka-pokrova; 2) ПОКРОВ БОГОМАТЕРИ. Гурьянов Василий Павлович. 1902 г. Изображение воспроизводится по изданию: Церковно-народный календарь. Произведения русской иконописи и живописи XVII — начала XX вв. из собрания Государственного музея истории религии: СПб.: Гос. музей истории религии: https://www.icon-art.info/masterpiece.php?mst_id=5639; 3) ИКОНА ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ, НАПИСАННАЯ СТАРЦЕМ АРСЕНИЕМ НА СВЯТОЙ ГОРЕ АФОН В БЛАГОСЛОВЕНИЕ ДЛЯ ПОКРОВСКОГО ХРАМА В ЧЕРКИЗОВЕ. Источник: Покровский храм поселка Черкизово: https://pokrovskii-hram.ru/2021/09/16/ikona-pokrova-presviatoi-bogoroditcy/

    Из подрисуночной подписи понятно, первая икона – это древнейший образ XIV в. Вторая – написана иконописцем В.П. Гурьяновым (1867-1920), хорошим знакомым зодчего Черкизовского храма (об этом позже). Ну, а третий образ – современная икона с Афона, занимающая подобающее место в черкизовской церкви.

К этому стоит добавить стенную роспись над алтарем, отображающую явление Покрова Пресвятой Богородицы…

Иконостас и роспись церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Черкизове. Источник: Интерьер храма. Вид с хоров. Автор фотографии: Алексей Кротов. Снято: 17 июня 2020: https://sobory.ru/pic/00450/00464_20200623_115942.jpg

 Еще кое-что о празднике.

   У нас на Покров завершались полевые работы, нередко выпадал первый снег: «Покров кроет землю то листом, то снегом». И потому он связывался с платком-платом, покрывающим голову невесты, и считался «девичьим праздником». С этого времени на Руси начиналась череда свадеб, и новые семьи считались самыми крепкими и счастливыми. В этот день традиционно пекли блины, обходили с ними весь дом и читали молитву Пресвятой Богородице. А покровским караваем угощали близких, его остатки сушили и хранили до Великого поста. Вообще, Покров было принято встречать весело, чтобы зима прошла незаметно и без сложностей.

   А еще с праздником Покрова Пресвятой Богородицы связано множество городов, деревень, сел, фамилий русских людей: Покров, Покровское, Покровские… А сколько у нас монастырей и храмов в честь Покрова (всего их ныне известно более тысячи, точнее – 1141; больше только число Никольских церквей – 3542, а на третьем месте – 1125 храмов в честь Живоначальной Троицы)! – сегодня только по Москве и области их более сотни…

   И, как уже говорилось, первая церковь, посвященная новому празднику, знаменитый храм Покрова на Нерли был построен в XII в. А в московских землях это связывается с упоминанием Покровского монастыря в Хотькове в 1308 г. И, конечно, как не вспомнить Покровский собор на Красной площади в Москве (он же «собор Покрова, что на Рву», он же «собор Василия Блаженного»), выстроенный в память первой воинской победы первого же русского царя Ивана Васильевича Грозного – покорения Казанского ханства, случившегося аккурат в дни праздника Покрова Божией Матери в 1552 г.

Покровские соборы средневековой Руси. Слева направо: 1) ПОКРОВ НА НЕРЛИ. 1165 г. (Оригинал: Саша Митрахович. 03.01.2017. Церковь собора на Нерли. Архитектурные и культурные достопримечательности: https://hfire.ru/spirituality/cerkov-sobora-na-nerli-arhitekturnye-i-kulturnye-dostoprimechatelnosti-hram.html); 2) ПОКРОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ В ХОТЬКОВЕ МОНАСТЫРЕ. 1648 г. (Оригинал: Летопись. Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь: https://khotkovmonastery.ru/chronicle); 3) СОБОР ПОКРОВА НА РВУ и звонница. Реконструкция на вторую половину XVI в. В.А. Рябова. (Оригинал: https://il-ducess.livejournal.com/554386.html).

Но, опять но…

   После строительства Покрова на Рву в Москве на какое-то время строить церкви, посвящённые празднику… прекратили (по недостоверной легенде, якобы, Грозный-царь казнил зодчих с наказом, чтобы ничего подобного не могло появиться на Руси: чему, в частности, посвящена баллада черкизовского жителя, поэта Д.Б. Кедрина «Зодчие»).

   Правда, несколько храмов все же появились в подмосковных сёлах, в том числе, как мы уже знаем, и у нас в Черкизове.

   Но со временем число Покровских церквей в Москве и Подмосковье росло; при этом проглядывала некая периодичность, своего рода «строительные волны» в их сооружении.

   Одна из «волн» пришлась на 1620-1630-м гг., когда воцарились Романовы: в 1619 г. царь Михаил – в благодарность Божией Матери за Её заступничество и в память о чудесном отражении Первопрестольной от польских войск – основал Покровский храм в своём подмосковном селе Рубцове, он был освящен 1626 г. Вслед за ним начинают возводиться и другие церкви: всего в 1619-35 гг. у нас было основано 11 новых Покровских храмов и один Покровский монастырь, чем юный царь и его сподвижники изъявляли благодарность Богородице за заступничество и спасение от Смуты: Её благодатный Покров, – утерянный из-за греховности русских людей, – опять укрывал Москву, да и всю Россию. А вместе с памятью о Казанской победе подчеркивалась преемственная связь исторических династий Рюриковичей и Романовых...

   В конце XVII – начале XVIII вв. многие деревянные храмы стали заново отстраиваться в камне, и к 1778 г. в пределах московского Земляного города (современного Садового кольца) и ближних районов возникло 17 приходских и монастырских Покровских и еще 9 придельных храмов. Плюс к этому, в подмосковных сёлах были поставлены более полутора десятков Покровских церквей.

   И что любопытно, древние Покровские храмы как бы окружили историческую Москву несколькими защитными поясами, т.е. словно укрыли ее Богородичным платом-омофором. И до сих пор многие церкви оказываются вписанными в некие окружности, своего рода защитные «Богородичные пояса»!.. (Подробнее обо всем этом: Спасский Ф.Г. К происхождению иконы и праздника Покрова // Православная мысль. Тр. Православного Богословского института в Париже. №9. Париж, 1953. С. 138-151; Перевезенцев С.В. Покровские храмы Москвы: история и смыслы / Ключевские чтения – 2012. Российская государственность и освободительные войны. М-лы Всероссийской науч. конф.: Сб. науч. Трудов. Т. 1. М., 2013. С. 25-36; Перевезенцев С.В. Роль Русского Государя в устроении «Святой Руси». На основании свидетельств духовно-политических источников середины – второй половины XVI в. // Гуманитарные исследования Центральной России. № 2 (7), 2018. С. 52-63 и др.).

*     *     *

Теперь – о наших храмоздателях…

   В конце XIX — начале ХХ вв. повсеместно строились новые церкви, расширялись и перестраивались старые. Только в Московском уезде тогда появились 16 деревянных и 36 каменных храмов, почти треть их общего количества. По Ярославской дороге в 1871-1874 гг. при станции Пушкино выстроили Боголюбскую церковь (вначале – деревянную, а в 1906-1914 гг. – каменную); в 1894-1896 гг. при фабрике Чернышевых в Пирогово – деревянную Преображенскую (не сохранилась); в 1895-1897 гг. в Перловке отстроили деревянную церковь Донской Божьей Матери (ныне восстановлена в камне); в 1902 г. на Клязьме– тоже деревянную Гребневскую и при ней каменную Николо-Алексеевскую церковь (1913-1916); в 1903 г. в Черкизове поднялась краснокирпичная Покровская церковь; а в 1916 гг. в Лосиноостровской возвели величественный каменный храм Адриана и Натальи…

   Надо заметить, в 1830-1910-е гг. в нашей архитектуре преобладал общеупотребительный тогда Русский стиль, связанный с восстановлением основательно нарушенной в эпоху Петра национальной традиции с упором на древнерусское зодчество. Полагали, что только крепкие корни могут быть основой нового жизнеспособного направления – с включением «русского узорочья» времени царствования Алексея Михайловича: фигурной кладки, поливных изразцов, крыльцев с фигурными колонками, гирьками, дыньками и т.п. В храмостроительстве это явление связано с именем Николая I (1796-1869; на престоле с 1825 г.) и полностью отвечало идее единства православия, самодержавия и народности («триада» министра народного просвещения, графа С. С. Уварова). Сказывалась и всемерная поддержка Александра III (1845-1894; на троне с 1881 г.), при котором русский стиль стал определяющим стилем эпохи.

   К сожалению, подъем русского самоопределения в зодчестве был прерван в 1917 г.; русский стиль стали именовать «псевдорусским», с одновременным непризнанием его художественной ценности – что и послужило одной из причин уничтожения многих храмов…

Но вернемся к нашим архитекторам.

   Вот, работал в Пушкино НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ НИКИТИН (1828-1913) – архитектор, реставратор, исследователь древнерусского зодчества, общественный деятель, академик Императорской Академии художеств, член Православного миссионерского общества. Ко всему, он был одним из основателей Московского архитектурного общества и его Председателем в 1879-1894 гг.

Н.В. Никитин. Фотография. 90-е гг. XIX в. Оригинал: Православная энциклопедия. П/р Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: https://www.pravenc.ru/text/2565432.html

    Так вот, в 1874 г. при станции Пушкино по проекту Никитина была построена деревянная церковь Боголюбской иконы Божией Матери (не сохранилась). В 1876 г. там же Никитин возвел теплую деревянную клетскую церковь Святого Духа (в 1922 перенесена в Нов. Деревню и освящена как Сретенская).

Арх. Н.В. Никитин. Деревянная Боголюбская церковь. Пушкино, 1874 г. Старое фото. Оригинал: Т.К. Лаврентьева. Церковь во имя Боголюбской Божией Матери при Пушкинской станции Московско-Ярославской железной дороги. Очерк 2. 20 Фев 2017: https://pushkino.tv/news/kray-rodnoy/110773/

    А в 1894 г. Никитин надстроил каменный шатёр колокольни старинной пушкинской церкви Николая Чудотворца, что на Ярославское шоссе: через год по его же проекту была построена церковь при фабрике Чернышёвых в с. Пирогове.

   И хотя, к сожалению, большая часть построек Н.В. Никитина не дошла до нашего времени, следует отметить, что, используя в качестве образцов именно древнерусскую архитектуру, он внес значительный вклад в развитие того самого русского стиля. Кстати, полагают, Никитин, проектируя здания в национальном стиле, продолжил традицию, начатую А.С. Каминским (1829-1897), выстроившим, в частности, дачи Мамонтовых в Мамонтовке…

   Теперь – КАРЛ КАРЛОВИЧ ГИППИУС (1864-1941) – московский зодчий, известный как «семейный архитектор» Бахрушиных и строитель знаменитого чайного магазина Перловых на Мясницкой. (Еще и… любитель-аквариумист, один из организаторов и главный архитектор Московского зоопарка).

Арх. К.К. Гиппиус. Фото нач. ХХ в. Оригинал: Архив М. В. Золотарёва: http://blogpechenkin.blogspot.com/2016/02/blog-post.html?m=1

    Среди обширного наследия Карла Гиппиуса многое сохранилось до настоящего времени, а каменная церковь Сошествия Святого духа (1914 г.) в Пушкино стала частью нынешнего Боголюбского храма (см.: Лаврентьева Т.К. Церковь во имя Боголюбской Божией Матери при Пушкинской станции Московско-Ярославской Железной Дороги. Очерк 2. 20 Фев 2017: https://pushkino.tv/news/kray-rodnoy/110773/).

Арх. К.К. Гиппиус. Пушкино. «Новая» церковь во имя Сошествия Святого Духа на Апостолов. Оригинал: Церковь Сошествия Святого Духа (1906-12). // Московский архитектурный мир. Вып. 5, 1915.

    БОРИС НИКОЛАЕВИЧ ШНАУБЕРТ (1852-1917) – инженер-архитектор, с 1903 г. член Московского архитектурного общества, не раз выполнявший заказы семьи «наших» Абрикосовых. А в 1890-е гг. его «модерновая» дача украсила наше Черкизове. И среди построек маститого архитектора – часовня в д. Раково (1896 г.; не сохранилась), южный придел Церкви Иконы Божией Матери Владимирской в Мытищах (1898 г.) и др. Широко известна и краснокирпичная церковь Святого Илии Пророка (1900-1904 гг.) в Изварино, близ усадьбы Абрикосовых (Ленинский район (Новая Москва), сельское поселение Внуковское).

Арх. Б.Н. Шнауберт (совместно с Н.М. Садовниковым). Церковь Святого Илии Пророка в Изварино, близ усадьбы Абрикосовых. 1900-1904 гг. Из: храм Илии пророка в Изварине города Москвы: http://hram-izvarino.ru/

    Среди «наших» архитекторов – ПЕТР АЛЕКСЕЕВИЧ ВИНОГРАДОВ (1858-1910), в активе которого, кроме многочисленных церковных зданий, проект Гребневского храма на Клязьме. Это изящная, уютная, деревянная шатровая церковь, освященная в 1904 г., была выполнена в традициях русского деревянного зодчества.

Арх. П.А. Виноградов. Гребневская церковь на Клязьме. Освящена в 1904 г. Оригинал: Церковь Гребневской иконы Божией Матери. Пушкино, микрорайон Клязьма: https://pastvu.com/p/157836.

    Ну, а как без ЛЬВА НИКОЛАЕВИЧА КЕКУШЕВА (1862-1917/1919?), широко известного мастера, прежде всего, архитектурного модерна!..

Л.Н. Кекушев. Оригинал: moscow_i_ya. 8 февраля 2023. Загадка Льва Кекушева: https://moscow-i-ya.livejournal.com/787276.html

    В его биографии немало загадок, но многочисленные творения зодчего широко известны: среди них – дача А.И. Ермакова в Мамонтовке; возможно, и знаменитая водонапорная башня на вокзальной площади в Пушкино, постройки в Ивантеевке. Однако, большой «модернист» работал и в русском стиле, свидетельством чему – церковь Троицы Живоначальной (1889-1986 гг.) при фабрике Баранова в Карабанове Владимирской области (храм восстановлен в 1990-2000 гг.). В архитектурном плане представляет интерес и усыпальница Кузнецовых в Москве (1897 г.).


Арх. Л.Н. Кекушев. Проект Церкви Троицы Живоначальной, 1889-1896. Владимирская область, Александровский район, Карабаново // Архитектурные мотивы. № 5. М., 1900-1901.


Арх. Л.Н. Кекушев (с участием Р.И. Клейна). Церковь Троицы Живоначальной, 1889-1896. Владимирская область, Александровский район, Карабаново. Оригинал: Троицко-Александровская мануфактура Товарищества мануфактур Барановых. М., 1896


Арх. Л.Н. Кекушев. 1897 г. Усыпальница семейства Кузнецовых на Рогожском кладбище в Москве (утрачена). Оригинал: Архитектурные мотивы. Вып. 2. М., 1899.

   Или вот такое имя – ИВАН ИВАНОВИЧ ПОЗДЕЕВ (1858-1928). Большинство построек этого архитектора отнесены к категории охраняемых объектов культурного наследия. А нам он интересен прежде всего тем, что по его проектам сооружались постройки «Царь-Дара», летней колонии Общины «Утоли моя печали» княгини Н.Б. Шаховской в Пушкино. Здесь, кроме нововыстроенного приюта, в 1901 г. архитектором Губернского правления Поздеевым планировалось сооружение церкви во имя св. Николая Чудотворца с приделами во имя св. царицы Александры и преподобного Сергия Радонежского. Но не случилось…


И.И. Поздеев. Здание приюта нач. ХХ в. в имении «Царь-Дар». Оригинал: Житарь А.И. Приюты, лазареты, госпитали, колонии. Пушкино (XX век). Пушкино, 2022.

    Вот, перед нами прошла целая плеяда, можно сказать, выдающихся архитекторов своего времени, так или иначе связанных с нашим краем. К тому же они в Пушкино или где-то неподалеку возводили церкви.

Но никому из них не дали возможности проявить себя в Черкизове...

Возникает вопрос: почему же наш храм доверили строить другому архитектору, не из «нашего круга»?..

И кем был этот зодчий?

Об этом – в следующем очерке…

 Игорь Прокуронов.








(Продолжение следует).

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER
Поделиться новостью:
Подписаться на новости через: Telegram Вконтакте Почта Яндекс Дзен

Читайте также
Комментарии

Комментарии

Написать
Последние комментарии
Александр Ноздровский Александр Ноздровский
Дополнение к афише от Спиридона ...
Александр Ноздровский Александр Ноздровский
Отпевание Артюхиной Татьяны ...
Iryna Harkusha Iryna Harkusha
Что-то у автора статьи пошло не ...
invalid
Ждем график ППР, ...
Alex Alex
С учетом того, что 27 апреля ...
Fly
Звучит, конечно, сильно 196 домов. ...
O9 O9
Пробки всегда будут. На ...
09 09
Ага. Уже построили убогую ...
09 09
Так сколько быдла лезет на ...
O9 O9
Подземные стоянки нужны. И зачем ...




Ритуальные услуги в Пушкино

Наши партнеры: