Кудринка: история одной фабрики

17 фев
12:50 2020
Категория:
Край родной

   Давненько наш знакомый пушкинский блогер Иван Мочалов ничего не писал. И вот – интересный материал об интересном доме 1880 года постройки, оказавшемся частью комплекса строений, относящихся к суконной фабрике Дюпюи.

    На днях, объезжая вечную пробку на Ярославском шоссе, я проезжал через Кудринку и обратил внимание на один очень симпатичный дом, который до недавнего времени был жилым, теперь же оказалось, что жильцы его покинули и в настоящее время он стремительно разрушается.


   В реестре недвижимости по адресу ул. Текстильщиков, 10 указан год постройки 1880, что уже должно гарантировать сохранность этого дома, но т.к. мы живём в России, о гарантиях можно забыть.

   При более тщательном поиске информации об этом месте обнаружилось несколько интересных статей, поэтому здесь я постараюсь объединить всю информацию, которую мне удалось найти (в конце статьи будут даны ссылки на источники).

   Небольшой дом, на улице Текстильщиков оказался частью комплекса строений, относящихся к суконной фабрике Дюпюи, названой так в честь управляющего Густава Константиновича Дюпюи (28.02.1828 – 05.08.1895).

Ниже его фотография с супругой Аделаидой (1844–1910).

 

   Густав Дюпюи стал владельцем фабрики в 1880 году, до этого у фабрики неоднократно менялись владельцы, а история её уходит корнями в 18 век, но именно при Густаве Дюпюи с фабрикой и вместе с тем с поселком произошли изменения оставившие наиболее заметный след в истории Кудринки.

  Так вот при Густаве Дюпюи на фабрике производилось сукно высокого качества, которое пользовалось большим спросом. Технология производства отвечала самым высоким по тем временам требованиям.

   Прядильные и ткацкие станки посредством трансмиссионного вала приводились в движение паровой машиной. Для работы паровой машины, а также для технологических нужд требовалось много воды. Уровень воды в реке Уче был поднят плотиной на три метра, а метров на 50 выше плотины в дно реки забиты сваи, предохраняющие её от ледохода. Вероятно, сваи были дубовые, потому что они сохранились до сих пор и выполняют своё назначение. Вода подавалась той же паровой машиной в водонапорную башню, а оттуда в котельную и по цехам. Отработанная вода сливалась в отстойные ямы, а из них по канаве - в Учу.


   Условия работы и быта текстильщиков были крайне тяжелыми. Освещение - днём естественное, в тёмное время суток - газовые горелки. Вентиляция — форточки в окнах. В цехах сырость, грязь, вредные испарения, грохот станков. Рабочая смена длилась 11-12 часов. Применялся детский труд. Зимой на фабрике работало до 700 человек; летом - до 500, т.к. многие уходили на полевые работы.

   В 1880 году началось строительство объектов инфраструктуры фабрики (спален, конюшен и даже мини-больницы с аптекой), часть из которых сохранилась до наших дней и сейчас очень важно не допустить их разрушения или уничтожения.

 

   Дома были построены капитальные, двухэтажные, барачного типа, с общим коридором и с комнатами по 8-10 кв. м., с одним окном. В такой каморке находилось по 5-6 человек, часто по две семьи. Одну семью от другой отделяла занавеска. Кроватей не было, матрасы лежали на полу. В бараке была общая кухня с огромной трёхъярусной печью. Нижний ярус - топка с зольником; средний - плита, на которой умещалось до 30 кастрюль; на верхнем ярусе можно было отогреться в сильные морозы, помыть детей. Эти дома перестроены и сегодня, спустя 130 лет, заселены людьми.

   Мужчины зарабатывали на фабрике 12-15 рублей в месяц, женщины — 6-7, дети — 5-6 рублей. За малейшее нарушение распорядка на производстве или поведения в казарме работник подвергался штрафу от 1-го до 3-х рублей. О случаях нарушений извещалось в объявлениях. Наиболее характерные нарушения: опоздание, самовольный уход, несоблюдение чистоты, неповиновение, приход в пьяном виде, курение в неустановленном месте, драка, игра в карты на деньги, посещение мужчинами женского общежития после 10 часов вечера, допуск к ночлегу родственников и т. п.

   Красильщики и промывальщики харчевались артельно из расчёта 106 рублей в месяц за 20-25 человек. Остальные приносили еду с собой. Один раз в неделю рабочие посещали баню на территории фабрики.

  Тяжёлые условия труда и быта отражались на здоровье людей. Нищенскому положению рабочих сопутствовали ОРЗ, воспаление лёгких, желудочные заболевания, лихорадка, ревматизм, воспаление глаз, травмы на производстве.

  В посёлке за спальнями была небольшая больничка на две палаты (мужская на 3 койки и женская на 4 койки) и аптека. При необходимости приходила сиделка, она же прачка. По соседству стояла часовенка. Беременные женщины работали до родов. Кормление грудных детей допускалось во время завтрака и обеда. Кормящие матери уходили с работы на 2 часа раньше. Амбулаторный приём фельдшер вёл в конторе.

  Контора располагалась вне фабрики. Там находились управляющий, бухгалтерия, расчётная и хозяйственная части, сберкасса. Спорным остаётся вопрос, где именно находилась контора? Скорей всего, в капитальном двухэтажном здании (ныне Октябрьская, 55), где сейчас на первом этаже «Текстильная лавка», а на втором управление.

Под номером 16 на схеме, возможно, имеется ввиду это мост:


   Как ни странно, но о личности самого Дюпюи почти ничего неизвестно, разве что мне удалось найти несколько записей о нём и его супруге на сайте myheritage.com, но кроме фотографии, которая приведена в начале статьи там нет больше ничего.

Вот что известно о дальнейшей истории фабрики:

   В 1908 году суконная фабрика «Товарищества суконной мануфактуры при селе Пушкино, Мытищинской волости» находилась в заведовании Василия Кузьмича Дроздова. Рабочих здесь числилось: мужчин – 250, женщин – 100. Через три года, уже при Николае Ивановиче Полякове, отмечалось, что действующая фабрика существует лишь с 1883 года. А в 1913-м фабрикой заведовал Николай Сергеевич Масленников.

   Ещё одним интересным фактом для меня оказалось то, что на территории фабрики проходили репетиции театра-студии на Поварской.

   Это экспериментальная театральная студия, существовавшая в Москве с мая по октябрь 1905 года. Основателем её был К.С. Станиславский, который в свою очередь привлек к работе в студии В. Э. Мейерхольда.

 

   Есть даже целая книга, в которой приводится переписка членов театральной студии, вот одна из записей:

Б.К. Пронин - К.М. Бабанину

Москва, 28 мая 1905 г.

Милостивый государь!

   Всеволод Эмильевич Мейерхольд просит зайти на днях в Художественный театр, он не имеет свободной минутки написать Вам. От 11-ти утра до 11-ти ночи мы работаем в театре (5-7 перерыв, обед). Зайдя в театр, спросите меня или Вс.Эм. - рады с Вами познакомиться и поговорить...

С 1 июня мы переезжаем в Пушкино (Ярославская ж.д.), где репетируем в сарае при фабрике Дюпюи - сойти на Мамонтовской платформе удобнее.

С почтением Борис Пронин.

 Теперь немного об отправителе и получателе письма.

Борис Константинович Пронин (17.12.1875 – 29.10.1946)

   Режиссёр, театральный деятель, актер, участник ряда театральных начинаний В. Э. Мейерхольда. Создатель литературных кабаре в Петербурге: «Бродячей собаки» и «Привала комедиантов». В Черниговской гимназии, учился вместе с Ильей Сацем — будущим композитором МХАТа, — урокам предпочитал прогулки по городу. Пронин рассказывал: «Мы с Ильей интересовались лишь греческим и латынью, остальные предметы нас оставляли равнодушными, и мы их вовсе не учили. Нас оставили на третий год в пятом классе и не выгнали только оттого, что мы знали латынь и греческий лучше всех в городе». В конце XIX века учился в Петербургском, затем в Московском университете. Был выслан из Москвы за участие в студенческих беспорядках. Вернулся в 1901 году в Москву, где поступил в Школу МХТ. Принимал участие в создании студенческой театральной студии на Поварской. В студии занимался хозяйственной частью и выполнял обязанности секретаря при Станиславском. Студия вскоре прекратила своё существование.

Константин Михайлович Бабанин (12.1.1884 – 20.12.1965)

Актер, педагог, режиссер.

   Выпускник юридического факультета Московского университета (1913). Сценическую деятельность начал в 1905 г. в Театре-студии на Поварской под руководством К. С. Станиславского и В. Э. Мейерхольда. Лето 1906 г. проработал в театре “Аркадия” (Петровский парк). Театральное образование получил в школе МХТ (1906 — 1913).
В труппе Художественного театра состоял в 1906 — 1923(с перерывом во время Первой мировой войны, когда Бабанин был на фронте), а затем в 1932 — 1956 гг. Исполнитель эпизодических ролей: писарь (“Братья Карамазовы”, 1910), Егорушка (“Иванов”, 1918), гимназический сторож Максим (“Дни Турбиных”, 1933), станционный смотритель в заключительной картине спектакля “Последние дни”, 1943, Люкке (“Ломоносов”, 1953) и др.
С 1921 по 1927 г. работал в Четвертой студии МХАТ, где был заведующим административно-художественной частью и сорежиссером пьесы Сомерсета Моэма “Обетованная земля” (1922) и “Своей семьи” А. А. Шаховского, А. С. Грибоедова и Н. И. Хмельницкого (1923).
С 1927 по 1931 г. — актер, режиссер и заведующий литературной частью Реалистического театра, образованного из Четвертой студии МХАТ.
С 1918 г. одновременно являлся преподавателем и руководителем множества профессиональных и самодеятельных студий, кружков и клубов, начиная с Московского пролеткульта и Высших режиссерских мастерских (ГВЫРМ) под руководством В. Э. Мейерхольда и кончая клубом Московского университета.

  

   Сейчас здания фабрики выглядят не лучшим образом, а если быть точным, то они просто разрушаются.

Лучше всего сохранилось здание конторы (№4 на плане)


   Комплекс зданий конюшен, как раз тех, на которые я обратил внимание, выглядят сильно хуже, но их можно восстановить (№ 9 на плане)


Местами руины...


Часть зданий ещё заселена


Спальни (№ 6,7,8 на плане):

 


 

   Кто-то даже сделал ремонт, это пример того, как здание могло-бы и должно выглядеть сейчас


Часть бывших спален также расселили

 

 

   В одном из корпусов я обнаружил музей боевой и трудовой славы. Разве так он должен выглядеть? Мне кажется его впору переименовать в музей боевого и трудового позора

А это предположительно здание богадельни (№5 на плане)

 

   В конце января я написал обращение на портал Добродел с просьбой уточнить статус комплекса строений фабрики, а также попросил произвести работы по консервации зданий, т.к. у части из них отсутствует кровля и они никак не защищены от попадания внутрь посторонних лиц.

   Я получил ответ, что объекту недвижимости, а именно комплексу конюшен (дом №10) отказано в предоставлении статуса объекта культурного наследия, по причине того, что он якобы перестраивался в советское время. Разумеется, это не повод сносить здание, тем более что изменения вносились в основном в интерьер, снаружи здания выглядят также, как и 140 лет назад.

   Здесь можно было бы воссоздать атмосферу позапрошлого века, внутри спален восстановить интерьеры и быт тех времен, когда там жили рабочие фабрики.

   В конюшнях, благодаря их продолговатой форме, можно организовать конференц-зал, библиотеку, открыть кафе или ресторан. Таким образом удастся привлечь сюда туристов, тем более что у этого места такая богатая история.

   А пока реальность такова, что здания, простоявшие здесь 140 лет и пережившие войну, могут быть уничтожены в наше, казалось бы, благополучное и процветающее время одной подписью безразличного чиновника.

    Иван Мочалов

Источники:

·         https://pushkino.tv/news/kray-rodnoy/125638/?sphrase_id=5018738

·         https://pushkino.bezformata.com/listnews/iz-istorii-kudrinskoj-manufakturi/32631091/

·         https://pushkino.tv/news/kray-rodnoy/134824/

·         https://pushkino.tv/news/kray-rodnoy/132423/

·         https://mxat.ru/history/persons/

·         В.Э. Мейерхольд, Наследие. Том 3. “Студия на Поварской. Май – декабрь 1905”. Москва 2010 г.

 

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER
Поделиться новостью:
Подписаться на новости через: Telegram Вконтакте Почта Яндекс Дзен

Читайте также
Комментарии

Комментарии 1

Написать
сергей
Отличное исследование! Надо поднимать ВООПИК наш( Громинова А.А), краеведов, администрацию, депутатов. НАДО СОХРАНИТЬ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!Как, впрочем и дом Шолохова( Нобелевский лауреат!) дом напротив Клязьминской Спасской церкви. Крыша провалилась. ПОЗОР! Не всё же бабло вбивать для выхлопа! Магазины,ТЦ....давно пустые стоят. В США в них спортзалы оборудуют, корты , спорт площадки( и дождь не помеха). Прошла эра мегагигантов и морально и материально. В Клязьме налепили 20 магазинов,деревья порубили для парковки около = 2 уже закрылись. Куда столько!? Кто разрешил? Где консалтинг? Что дальше- гостиницы из них- Клязьминцы будут категорически против. В бывшем рынке посёлка, возводят огромный цеховой корпус: производство деталей каких-то. С ума посходили, что-ли...в стародачном посёлке, в самом центре??? В окружении продуктовых магазинов, ресторанов,кафешек, шурмы, хлебной торговли???СЭС или Рос-надзор, где ВЫ? Получается, Никольская церковь стояла , как и положено, на самом видном месте и высоком. Где ныне Мемориал Победы . А, мы полагали, что клуб Кудринский возвели на храмовом фундаменте!
Ответить
Написать
Последние комментарии
Александр Ноздровский Александр Ноздровский
Дополнение к афише от Спиридона ...
Александр Ноздровский Александр Ноздровский
Отпевание Артюхиной Татьяны ...
Iryna Harkusha Iryna Harkusha
Что-то у автора статьи пошло не ...
invalid
Ждем график ППР, ...
Alex Alex
С учетом того, что 27 апреля ...
Fly
Звучит, конечно, сильно 196 домов. ...
O9 O9
Пробки всегда будут. На ...
09 09
Ага. Уже построили убогую ...
09 09
Так сколько быдла лезет на ...
O9 O9
Подземные стоянки нужны. И зачем ...




Ритуальные услуги в Пушкино

Наши партнеры: