Связаны одной «Ленточкой» - 2

28 авг
22:10 2019
Категория:
Край родной

   Краевед Владимир Парамонов обнаружил новые неожиданные повороты в сюжете об одной из старейших улиц г.Пушкино - «Ленточке», соединяющей два микрорайона «Мамонтовка» и «Клязьма», что наверняка будет интересно нашим читателям... 

Связаны одной «Ленточкой» - 2

(окончание)

«Хорошее отношение к лошадям»

   А дальше в книге «И я там был!»: «В 30-х годах (В.А. Этушу около 12 лет, как и Р.Н. Симонову на футболе – В.П.) около наших домов не было такой сложной дорожной конфигурации, как сегодня. Астаховский мост просто соединял два берега Яузы и выводил на подъем к Яузским воротам. Мимо этих ворот, по бульварам, я ходил в школу, на Покровку. Зимой лед обычно не скалывали, он наслаивался, и гужевой транспорт переходил га сани. И вот на этом подъеме часто застревали возы с поклажей. Лошади скользили, буквально выбивались из сил, их стегали немилосердно, они падали, их били ногами в живот… Жуткое зрелище! В конце концов, извозчик налегал плечом, и измученная лошадь, усердно кивая головой – с сознанием выполненного долга, как мне казалось, и, простив все обиды, - вытягивала воз. Когда я позже прочитал «Хорошее отношение к лошадям» Маяковского:

          «Лошадь, не надо.

Лошадь, слушайте –

чего вы думаете, что вы их плоше?

Деточка,

все мы немножко лошади,

каждый из нас по-своему лошадь», -

то сразу же вспомнил этих бедолаг на Яузском подъёме. Лошадей я всегда любил. Забегая вперед, скажу, что на войне у меня была своя лошадь. А первую лошадь в моей жизни, совсем в раннем возрасте, мне подарил папа. Игрушечную, разумеется! Она была необычайных размеров и, покрытая натуральной шкурой теленка, выглядела как настоящая. Я её поначалу испугался. А потом долго играл с ней: запрягал, сооружал какие-то вожжи, один стул переворачивал – это были козлы для меня, изображавшего кучера, другой стул ставил позади – это было место для седока. В седоки обычно приглашались бабушка и моя новорожденная сестра Лида. Бабушка с сестренкой на рука, безропотно садились на задний стул, а я держал за вожжи и погонял, куда-то мы ехали. Видимо, моя актёрская натура уже тогда давала о себе знать. Помню, как-то во время игры бабушка в приливе нежности взяла и поцеловала меня. И я так расстроился, так разозлился. Так ужасно обиделся, что она растерялась. Спрашивает меня: «Вовочка, ну почему? Что случилось?» А я ей: «Да разве извозчиков целуют?!» Так моя натура впервые отозвалась на искажение жизненной правды. 


Владимир Этуш с отцом

   Один раз за любовь к лошадям мне пришлось даже пострадать. Летом мы вместе с семьёй папиной сестры снимали дачу на Клязьме. Как-то гулял я со своим двоюродными братьями и сестрами, и мимо нас проехала телега с привязанной к ней сзади лошадью. Я и говорю им: что, мол, слабо погладить? И погладил. А лошадь возьми и лягни! Да так, что перебила мне палец. Мы бегом спустились к реке, я сунул палец в воду – вода вокруг сразу стала красной. А когда вернулся домой, мне еще и от папы досталось. Потом возили к врачу – зашивали. 

   Тогда дачные клязьминские места населяли крестьяне, державшие скотину. И там всегда паслось очень большое стадо коров. Невероятной радостью для меня и лучшим отдыхом было, когда наша домработница водила меня к этому стаду. Я знал всех пастухов! Они даже специально для меня сплели кнут, с которым я мог свободно управляться. И надо понимать, какую гордость я испытывал, какое счастье, когда вечером, возвращаясь в посёлок, шел во главе стада с кнутом через плечо! Как главный пастух! 

   Животных я вообще любил, всяких, не только больших, вроде лошадей и коров. Я все время держал рыбок. Был у меня уж. Была черепаха. Были белые крысы. И родители не возражали, хотя особых усилий для этого не было. Не скажу. Что я занимался с животными увлеченно, но мне нравилось. Для ужа я покупал лягушек. Правда, он все равно подох…»

«Пушкин» из «Пушкино»

   Внимательно рассматривая одну из расплывчатых дореволюционных (1906 год) фотографий к статье И.П. Кислякова «Наше дачное житьё в детстве и юности», я обратил внимание на семейную пару скульпторов¸ сидящую слева с края. Как оказалось супруги Домогацкие.


   А совсем недавно, прохаживаясь по залам Третьяковской галереи в Москве, вдруг увидел замечательный скульптурный портрет А.С. Пушкина (бронза, 1926), работы Владимира Николаевича Домогацкого (1876, Одесса – 1939, Москва).


   Так это же тот самый скульптор с мамонтовской фотографии!» - озарило меня. Надо бы узнать о нём поподробнее и рассказать об этом нашим читателям!

   Итак, В.А. Домогацкий, заслуженный деятель искусств РСФСР, родился в семье украинского помещика, врача. Детство провел в Швейцарии и на Украине, затем переехал в Москву. В 1897- 1902 годах изучал право в Московском университете. То есть, гостил он у нас в Мамонтовке после окончания университета, беря в это время частные уроки скульптуры у С.М. Вролнухина (1859-1921), автора памятника Ивану Фёдоровау в Москве, а уроки живописи у С.В. Иванова (1864-1918)… В 1907 году в Париже активно изучал технику работы в мраморе. Особое влияние на его творчество в то время оказали работы скульптора О. Родена (1840-1917).


Владимир Николаевич Домогацкий (1876-1939)

   После возвращения в Россию в 1908-1910 годах преподавал в Строгановском училище в Москве, а с 1937 года уже профессор Московского института изобразительных искусств, декан скульптурного факультета. Среди его учеников были Л.Е. Кербель (1917-2003), В.Е. Цигаль (1917-2013) – дальний родственник известной писательница Мариэтты Шагинян (тоже бывала на даче у друзей в Клязьме – В.П.), Д.Ю. Митлянский (1924-2006)…

   Супруга – Екатерина Львовна Штамм (на фото вторя слева – В.П.), сын – Владимир Владимирович (1909-1986) – художник, график, один из лучших иллюстраторов произведений И.С. Тургенева! 


Е.Л. Штамм (1879-1958)

   Внуки: Федор Владимирович Домогацкий (1945-2013) – главный художник издательства «Армада» и Григорий Владимирович Домогацкий (р.1941) – известный физик, член-корреспондент Российской академии наук… Вот такое выдающееся семейство! Похоронен же Владимир Николаевич Домогацкий в Москве на Новодевичьем кладбище…

P.S.

Материал был готов к публикации, и вдруг мне попался последний выпуск журнала “Story», где с удивлением прочитал следующее: «В Америке Юз Алешковский прижился… Ностальгия? Присутствует. «Не было случая, чтобы я не ностальгировал! Нескучный сад или Мамонтовка под Москвой — это две мои родины. Память о московских улицах, о Замоскворечье — она всегда в душе…»».


Юз Алешковский и Андрей Макаревич

Выходит, что и наш рассказ о «Ленточке» будет иметь своё продолжение…   

Владимир Парамонов


Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER
Поделиться новостью:
Подписаться на новости через: Telegram Вконтакте Почта Яндекс Дзен

Читайте также
Комментарии

Комментарии

Написать
Последние комментарии
Александр Ноздровский Александр Ноздровский
Дополнение к афише от Спиридона ...
Александр Ноздровский Александр Ноздровский
Отпевание Артюхиной Татьяны ...
Iryna Harkusha Iryna Harkusha
Что-то у автора статьи пошло не ...
invalid
Ждем график ППР, ...
Alex Alex
С учетом того, что 27 апреля ...
Fly
Звучит, конечно, сильно 196 домов. ...
O9 O9
Пробки всегда будут. На ...
09 09
Ага. Уже построили убогую ...
09 09
Так сколько быдла лезет на ...
O9 O9
Подземные стоянки нужны. И зачем ...




Ритуальные услуги в Пушкино

Наши партнеры: