Акулово, Акуловка, Акулова Гора. Часть 3. «Капитанский сын» Родченко.

13 сен
14:17 2023
Категория:
Край родной
   Очередной очерк нашего постоянного автора, пушкинского краеведа Игоря Борисовича Прокуронова. На этот раз о соратнике Маяковского, художнике и фотографе-новаторе, творившем у нас на Акуловой Горе в Пушкино...

Предыдущие публикации:
Акулово, Акуловка, Акулова Гора
Хоть и много написано про Акулово и Акулову Гору, но эта тема, наверное, неисчерпаема. Интересные подробности в очерке пушкинского краеведа Игоря Борисовича Прокуронова. Часть первая
Акулово, Акуловка, Акулова гора. Часть 2. Открытые письма
Еще один очерк пушкинского краеведа Игоря Борисовича Прокуронова про наше Акулово. Точнее, про открытые письма, адресованные в эту деревню много лет назад. И немного - про Первую мировую войну...

Часть 3.

  

Александр Родченко — такой же символ советской фотографии, как Владимир Маяковский — советской поэзии.

Из публикаций.

Самые интересные точки современной фотографии –

это сверху вниз или снизу вверх и все другие…

Александр Родченко.

   Вообще-то, героя этого очерка в Пушкино знают неплохо: о нем в своих книгах о Маяковском упоминает В.В. Панченков, в феврале 2021 г. было  небольшое эссе Андрея Морозова (https://vk.com/wall-201975354_154).

Ну, а мы постараемся несколько развернуть тему…

Так вот.

   Как-то раз на одном из диспутов Маяковскому задали вопрос: «Где «Капитанская дочь» ЛЕФа?» (мол, «Левый фронт искусства» так и не создал что-то равное «Капитанской дочке» А.С. Пушкина). Поэт моментально откликнулся: «У НАС «КАПИТАНСКИЙ СЫН» — РОДЧЕНКО»!..


Александр Родченко. Фото М. Кауфмана, 1923 год. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва. Оригинал: https://obrazovanie-gid.ru/soobscheniya/soobschenie-o-fotografe-rodchenko.html.

А у нас Родченко впервые, наверное, оказался в 1924 г.

   Тогда здесь на даче в очередной раз поселился Маяковский; помните, у В. Катаняна: «Дача Костюхиной. Дойдете до Акуловой горы, повернете налево... увидите поле...».


На веранде дачи. Сидят вокруг стола слева направо: Борис Кушнер, Луэлла Краснощекова, Владимир Маяковский, АЛЕКСАНДР РОДЧЕНКО, Людмила Маяковская, Лиля Брик; стоит – Рита Райт. Акулова Гора, 1924. Оригинал: История музея Маяковского. Музеи-спутники // https://vladimirmayakovsky.ru/housemuseum5.

   Сам Родченко писал: «В первый приезд на дачу Маяковского в Пушкино в 1924 г. я имел маленький [фото]аппарат (6½ х 9), называемый «Тенакс», с объективом 4,5, пластиночный. Это было в воскресенье. Мы приехали с Варварой (жена Родченко. – И.П.) часов в 12 дня. Народу уже было человек 30. На столе чай и прочее. Играют в городки, в том числе и Володя, он бьет левой рукой. На балконе тоже народ, в комнатах, в саду, всюду. Обедать уселись все, и когда ели мороженое, Володя вышел, я тоже пошел посмотреть сад, что-нибудь снять, и увидел — на заднем крыльце стоит мороженщик, накладывает несколько порций и ставит на пол. Оказывается, Скотик (пес. – И.П.) очень любит мороженое, так Володя смотрит, чтобы мороженщик не обманул и действительно дал полностью заказанное Скотику мороженое. Володя стоит и с невероятной нежностью смотрит, как Скотик ест и облизывается. Володя улыбается и спрашивает: «Ну, еще хочешь?». Я решил их снять со Скотиком. Он взял его на руки, и в саду я их снял. Получилось два снимка. У Володи сохранилась эта нежная улыбка, целиком относящаяся к Скотику»…

Вот одна из тех знаменитых фотографий.


Маяковский со Скотиком. Фотография А. Родченко. Источник: А.М. Родченко. Статьи. Воспоминания. Автобиографические записки. Письма. М., 1982.

Родченко бывал на даче поэта и позже.

   Запись 1927 г.: «Я вернулся в Пушкино и каждый день бывал у Бриков-Маяковского. На даче жили Брики, Маяковский, …кроме, конечно, другого разного народа, особенно по воскресеньям… Одни сидели, разговаривали. Другие играли в маджонг, или в городки, или в карты. Володя больше играл, чем разговаривал, играл во все игры. Иногда стреляли из духового ружья. <> Мы сняли в Пушкино одну комнату, но в ней только спали, я целый день болтался на реке, а вечером и в дождливые дни сидели у Бриков. У них дача двухэтажная, с двумя балконами и огромным участком. Володя занимал маленькую комнату у балкона. Кормили всех с субботы до понедельника. Обед с массой лесных ягод, салаты, пекли всякие пироги. Это здорово умела Анечка, которая специально приезжала на лето. Купаться Володя не ходил и каждый день уезжал в Москву с утра, оставляя Лиле записки в стихах и с рисунками. Чай он пил утром один, ещё в постели. Вставал рано и что-то утром писал, как бы поздно ни ложился. Было на даче его рождение. Мне не хотелось в Москву ехать за подарком, и я сделал сам «игру-палочки», которые вытаскивают, чтобы не задеть другие. Игра понравилась Володе, и долго существовали эти палочки у него на столе»…

И на этой известной фотографии вместе со всеми и сам Родченко.


На веранде дачи на Акуловой Горе. 1928. В нижнем ряду слева: АЛЕКСАНДР РОДЧЕНКО, Луэлла Краснощекова, Агранов (в костюме с галстуком), Кирсанов, Маяковский (с Булькой на руках), Василий Катанян и др. Оригинал: История музея Маяковского. Музеи-спутники // https://vladimirmayakovsky.ru/housemuseum.

И еще вот на что хочется обратить внимание.

   В том же 1927 г. Родченко записал: «На даче в Пушкино хожу и смотрю природу: тут кустик, там дерево, здесь овраг, крапива... Все случайно и неорганизованно, и фотографию не с чего снять, неинтересно. Вот еще сосны ничего, длинные, голые, почти телеграфные столбы. Да муравьи живут вроде людей...».

Но наш герой немного лукавил.

   Именно у нас – иногда пишут, что по пути на Акулову Гору! – он сделал одну из лучших своих фотографий, ставшую легендарной и широко известной не только у нас, но и за рубежом. И недаром она вошла в альбом «Советское авангардное фото: уникальное, феноменальное, неповторимое» (https://cameralabs.org/aeon/sovetskoe-foto/albom).

Вот они, знаменитые «Сосны в Пушкино».


Александр Родченко. Сосны, Пушкино, 1927.Источник: Фонд Стилл Арт // Музеи России: http://museum.ru/alb/image.asp?132117.

   А в ленте Михаила Калатозова «Летят журавли», – единственном советском фильме, получившим «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля, – этот сюжет был искусно обыгран его оператором Сергеем Урусевским: его кружащиеся березы были ни чем иным, как отголосками неподвижных пушкинских «Сосен», ведь в 1930-е гг. дважды сталинский лауреат был студентом Родченко во ВХУТЕМАСе (Артём Чернов. Про конец 50-х. Точная датировка «пустого времени». 06.07.2017: https://les.media/articles/253099-pro-konets-50-kh)...

   Еще раз наш край был отражен в творчестве Родченко, когда он вместе со своей женой, Варварой Степановой, в 1933-1941 гг. работал над художественным построением и оформлением журнала «СССР на стройке». И один из выпусков был посвящен каналу «Москва-Волга» с фотографиями водопроводного канала, берущего начало из Учинского водохранилища.


Журнал «СССР на стройке». 1938, № 2. Первая страница обложки.


   «ш» водопроводный канал // «СССР на стройке». 1938, № 2. Типография Дмитлага НКВД СССР. Художественное построение и оформление номера А. Родченко и Варвары Степановой.

   А еще раньше, в 1923-1925 гг., родилась знаменитая марка «РЕКЛАМ-КОНСТРУКТОР: МАЯКОВСКИЙ – РОДЧЕНКО».


Источник: Сайт Музея В.В. Маяковского: https://xn--80aedfjnibldycb2bv1r.xn--p1ai/exhibitions/peredvizhnye/mayakovskiy-rodchenko/index.php

   Тогда поэт и художник создали множество рекламной продукции, можно сказать, эталонов полиграфического искусства для отечественного и мирового дизайна: реклама Моссельпрома (знаменитое: «Нигде кроме как в Моссельпроме»), Мосполиграфа, Резинотреста и др.

   И, между прочим, кроме оформления книг и спектаклей Маяковского, Родченко создает серию обложек для книги «Месс Менд» нашей бывшей дачницы Мариэтты Шагинян.


   Писательница вспоминала: «Счастливейшие дни в моей творческой жизни — выдумки «Джима Доллара» — связаны у меня с именем Родченко. Он оформлял 10 выпусков «Месс Менд» для Гослитиздата. Это был гениальный мастер. Его питал воздух 1920-х годов. Этот воздух помог нам, и мне в частности, навсегда сохранить и бессмертно пронести до глубокой старости, до самой смерти, в памяти освежающий озон Революции»…

А теперь краткое жизнеописание героя нашего очерка.

…«Прикладной художник», художник-конструктор, дизайнер и знаменитый фотограф родился в Петербурге 5 декабря 1891 г.

   Как вспоминал сам Родченко, семья его деда состояла из самого деда, «бабушки, одиннадцати  сыновей и одной дочери. Изба была черная, то есть печь без трубы, и когда топилась печь, дым стлался по потолку и выходил из двери. Сыновья по мере вырастания уходили из дому, кто куда, так как земли было мало, а денег не было — дед был бедняк. …Чай пили так: сначала пили родители, при этом дед доставал с божницы стакан, мутный от времени, и наливал чай. В стакане лежали кусочки старого лимона, который ему присылали уже жившие в городах сыновья, а так как это было редко, то он пил со старым. Когда родители звали ораву, с полки каждому давали микроскопический кусок сахару. Они пили чай так — с хлебом, а когда кончали, клали сахар за щеку и бежали во двор»…

   Родченко-отец «ушел чернорабочим на строившуюся тогда железнодорожную ветку. Подвигаясь по направлению к Петербургу, постепенно обтесывался и даже выучился от мастера читать и мало-мальски писать. Добравшись до Петербурга, отец поступил рабочим в кондитерскую. Он дослужился уже до помощника кондитера, как случился скандал, который окончился крахом кондитерской карьеры: поссорился с хозяином и пустил в него гирей; гиря попала не в хозяина, а в огромный сломанный аквариум. После этого отца никуда не брали. Пришлось ему сделаться дворником, официантом и даже натурщиком. Отец был хорошо сложен, у него были красивые руки и небольшие ноги, хорошо развитая мускулатура. Натурщиков брали во дворец какой-то. Они стояли в трико, напудренные, со щитами, мечами и копьями у балюстрады лестницы при входе; стояли неподвижно в позе — час при начале бала и час при отъезде. За это им хорошо платили, но отец говорил, что он шел туда, только сильно нуждаясь, — было это ужасно противно. От такой жизни отец стал пить и играть в карты».

   Что касается матери художника, то ее семья была из староверов, имевших «стеклянную торговлю» где-то в Олонецкой губернии. Дед Родченко по материнской линии Палтов-Палтусов «служил во флоте двадцать пять лет и жил в Кронштадте в казармах вместе с женой и детьми... В какую-то турецкую войну его корабль разбило, и он плавал три дня на обломке, пока подобрали. После этого он, как инвалид, работал на пороховом заводе, но вскоре умер, и бабушка осталась с детьми без средств. Бабушка ходила по стиркам, а мать [Родченко] нянчила детей, а потом тоже сделалась прачкой».

Из детских воспоминаний.

   «Я один; мне, наверное, семь-восемь лет. <…> Наша квартира казенная, и она одна над сценой театра. <…> Игрушки... Их нет. Отец их не дарит. Отец делает бутафорию. Бутафор — для отца это было высшее достижение: из неграмотного и безземельного крестьянина, железнодорожного рабочего до бутафора. <…> Родился я над сценой театра, а это был петербургский «Русский клуб» на Невском, где отец работал после долгих мытарств бутафором. Жизнь театра, то есть сцена и кулисы, — это и была подлинная жизнь, а что там, за этим — я совершенно не знал. Квартира была казенная, находилась на пятом этаже, с входом со сцены; собственно говоря, это был просто чердак. Стоило спуститься по крутой лестнице, и сразу очутишься на сцепе. Первый пейзаж я увидел на сцене, первые цветы сделал отец. Одним словом, все, что есть в жизни обычного, настоящего, я видел в ненастоящем виде».

   Когда будущему художнику было 11 лет, в 1902 г. семья переехала из Санкт-Петербурга в Казань. Отец, Михаил Михайлович работал театральным бутафором, мать Ольга Евдокимовна после кончины супруга, «на пике своей карьеры», стала администратором кафешантана.

   В 1910 г. Родченко поступил в Казанскую художественную школу и уже начал выставляться как живописец; в 1913 г., будучи 22 лет, сдал экзамен за 4 класса церковно-приходской школы. Тогда же Родченко познакомился с Варварой Степановой (1894-1958), своей будущей женой и соратницей.


Родченко и Степанова. 1922 г. Оригинал: https://afisha.london/event/vystavka-tvorcheskie-pary-iskusstvo-blizost-i-avangard/.

   А в 1914 г. получил свидетельство об окончании художественной школы и уехал в Москву, где около года учился в Строгановском училище. Вдохновленный выступлениями Давида Бурлюка, Василия Каменского и Маяковского еще в Казани, Родченко начал заниматься футуристическим искусством. В 1915 г. он сделал серию рисунков, они на следующий год были показаны на выставке «Магазин» на Петровке. Это было его первое «выступление» в Москве: «Мы просто сложились и арендовали свободный магазин на месяц. Участвовали Татлин, Удальцова, Экстер, Попова, Бруни, Клюн, Пестель, Васильева, Малевич и я. Татлин и я не могли оплатить своего участия деньгами, а только своим трудом, поэтому я продавал билеты и дежурил на выставке, а Татлин был организатором и заведующим выставкой. <…> Я выставил вещи абстрактные».

    Тогда все было «впервые»: в 1917 г. «левые художники, пришли работать с большевиками первые. И не только пришли, но и за волосы тащили художников «Мира искусства» и «Союза русских художников». А чтобы это не забывалось, мы это напомним: Мы первые оформляли советские демонстрации, Мы первые преподавали в художественных вузах, Мы первые организовали советскую художественную промышленность. <…> [Тогда] председателем «Молодой федерации» был Татлин, секретарем — я. Председателем «Центральной» — Нивинский (архитектор дачи Ф.Ф. Берга в Пушкино. – И.П.), секретарем — Келер. Председателем «Старшей» был Богатов, секретарем — Евреинов».

   Александр Родченко – один из организаторов Профсоюза художников, в 1918 г. работал в отделе ИЗО Наркомпроса, преподавал в школе-мастерской московского Пролеткульта и одновременно являлся членом президиума Совета Союза художников-живописцев. В 1920-1924 гг. он был членом инициативной группы по организации Института художественной культуры и там же организатором рабочей группы конструктивистов.

   А в 1920 г., 2 октября, художник выставил 57 работ на 19-й Государственной выставке. Родченко: «Выставка открылась в «Салоне» на Большой Дмитровке, на вернисаже был Маяковский. Он подошел ко мне просто и сказал: «Идем, с тобой хочет познакомиться Лиля Юрьевна Брик». Я подошел и познакомился. Это было первое знакомство с Маяковским. <…> С тех пор я начал ходить на Водопьяный переулок на Мясницкой, отсюда же началось знакомство с Асеевым и другими. Меня Маяковский с первого раза звал «старик», а я его Володя; он был моложе меня всего на два года». <…> В 1924 г. в моей мастерской на Кировской я впервые фотографировал В. В. Маяковского. Я сделал с него 6 фото: 1) поясной портрет с папиросой; 2) в шляпе, до колен..; 3) в шляпе, в рост, с руками (не печатался); 4) голова в фас; 5) сидящий, по колени; 6) стоящий в рост. Все это снято 9 х 12, на советских пластинках Первый — один из лучших его портретов и очень популярный. Я печатал его особенно много в нашей печати и экспонировал на выставках за границей. <…> И вот так всегда — трудно было снять Володю, то он спорит, то он играет, то его нет».

   В 1923 г. вышло отдельное издание поэмы В. Маяковского «Про это» с классическими фотомонтажными иллюстрациями А. Родченко; художник фактически стал соавтором поэта, создав художественные композиции с глубокими смысловыми ассоциациями.

   В 1920-1930 гг. – он профессор Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС) и Высшего художественно-технического института (ВХУТЕИН), декан металлообрабатывающего факультета. Руководитель студии ИЗО в клубе им. Я.М. Свердлова при школе ВЦИК.

   В 1930-х гг. Родченко оформлял различные фотоиздания, вступил в профсоюз кинофотоработников (1935), был членом редколлегии журнала «Советское фото» и жюри выставочной комиссии Выставки мастеров советской фотографии (1935-1937). В 1940 г. оформил однотомник Маяковского и сделал серию рисунков на музыку С. Прокофьева «Мимолетности».

   С началом войны в 1941 г. был эвакуирован в Пермскую область, работал над плакатами, посвященными Великой Отечественной войне. В 1942 г. переехал в г. Пермь, затем возвратился в Москву, где работал в Совинформбюро. В 1943-1945 гг. Родченко – главный художник московского Дома техники; оформлял выставку «История ВКП(б)» в Музее Революции.

   Позже оформлял фотоальбомы, был членом жюри выставки «Великая Отечественная война в художественной фотографии», вместе с В.Ф. Степановой работал над серией монографических плакатов о В.В. Маяковском.

   Последней работой Родченко были эскизы оформления поэмы Маяковского «Хорошо!», тоже вместе со Степановой.

   3 декабря 1956 г. Родченко умер, не дожив до первой персональной выставки, организованной его вдовой уже в 1957 г.

   А в 2006 г. основана Московская школа фотографии и мультимедиа им. Родченко, где преподает внук мастера – Александр Лаврентьев.

И остаются с нами «Сосны в Пушкино»…

Использованы материалы книги: А.М. Родченко. Статьи. Воспоминания. Автобиографические записки. Письма. М., 1982

*     *     *

   И в заключение, зададимся вопросом, а почему бы в честь Родченко не назвать его именем фотофестиваль «Хмельные Столбы» на Акуловой Горе!?.

А?..

Игорь Прокуронов.





(Продолжение следует)

P.S. В дополнение к ранее сказанному, сообщаю следующее.

   Наш авторитетный краевед Василий Коршун – вечная ему память! – обнаружил указание о «государевой земле деревни Акуловой» в межевой книге Троицких вотчин 1593/1594 гг. (ОР РГБ. Ф. 303.I. № 623. Л. 80–81 об., 86-86 об.) (Коршун В.Е. Троицкие земли и их соседи на юге современного Пушкинского района в конце XVI в. // «Подмосковный летописец». № 4 (66). 2020. С. 42-47)…

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER
Поделиться новостью:
Подписаться на новости через: Telegram Вконтакте Почта Яндекс Дзен

Читайте также
Комментарии

Комментарии

Написать
Последние комментарии
invalid
Клены практически все ...
igor12
"Дуб «Галина Вайгер » ...
Александр Ноздровский Александр Ноздровский
Спасибо за Вашу активную ...
Hellen
Люди с ветродуйкой на городских ...
Анастасия Палилова Анастасия Палилова
Название канала в телеграмме, ...
Анатолий2
Да, нашим отделением можно ...
Александр Ноздровский Александр Ноздровский
Спасибо за Ваши уточнения. Будет ...
dvoryankinmihail
Конечно, лучше сюда не попадать. ...
Анастасия Палилова Анастасия Палилова
Значит делайте уточнение. ...
Александр Ноздровский Александр Ноздровский
Здравствуйте, Анастасия. ...




Ритуальные услуги в Пушкино

Наши партнеры: