Трагедия на даче Лемерсье.
Улица Ленточка - место притяжения с детства, здесь жили люди, о которых ,может быть, не написаны книги, не созданы фильмы, но сохранились ценнейшие фрагменты их биографии из архивов, из дневников и писем, по кусочкам собирая всё это, возникает образ человека той эпохи .
Несколько лет назад была напечатана статья о К.Ф.Лемерсье по материалам из нашего Пушкинского архива, документам, оцифрованным РГИА, ГПИБ ,РГБ, по воспоминаниям З.Н. Штейп о трагических событиях, произошедших на Ленточке, на даче, принадлежавшей Лемерсье Кларе Федорове. И.П. Кисляков, много лет снимавший дачу рядом, оставил интересные штрихи к ее портрету. Поиски продолжились, хотелось найти людей, возможно, причастных к этой трагедии.
г.Пушкино мкр Мамонтовка ул Ленточка Снимок 90-х гг
Аванцо в Москве.
В конце 19 века под фамилией Аванцо нашлось несколько личностей, самые первые встретились в справочнике ” Вся Москва” за 1882 год. В доме у Тверских ворот находилось Московское Общество Охоты, директором был Аванцо Иван Осипович, о нем есть сведения, что в 1850-х годах семья Аванцо приехала в Россию из Италии, здесь Иван Осипович стал купцом 1 гильдии и владельцем фирмы “ A la palette de Raphael”, торговавшей художественными красками, лаками , холстом и другими рисовальными принадлежностями .
В 1896-98 г. в справочнике “Вся Москва “ появляются имена Емельяна {Эмильена} Адамовича ,Жана –Баптиста, Б. Аванцо . У Терезы Августовны Аванцо на станции Щелково был магазин “Картины. Художественные изделия.” Чем еще Аванцо занимались? - “Картины и гравюры, принадлежности для живописи, рисования и черчения, создание портретов его Величества государя Императора для присутственных мест”, “Заведения по тиснению золотом и серебром”, были рамочные и футлярные заведения, продавали писчебумажные товары, альбомы , большой магазин на углу Кузнецкого и Петровки, принадлежащий Б.Аванцо рекламировал:” Краски масляные, акварельные, гуашные, темпера, всё для разных художественных, рисовальных и канцелярских принадлежностей. Прейскурант высылается бесплатно.“ Первое упоминание о Карле Августовиче Лемерсье, служившим в магазине Б.Аванцо, встречается в 1901 году, но однофамильцев, возможно, родственников, можно встретить раньше в адресных справочниках .
О первых Лемерсье .
Первые найденные сведения о Лемерсье были связаны с фирмой “Луи Буис и Ко”. Два слова, кто такой Луи Буис. Он был первым придворным парфюмером Российских Императоров Александра 1 и Николая 1, не только торговал, но, по заказу Луи Буиса, в Аптекарском саду выращивались ароматические растения для получения сырья и производства из него парфюмерии. С 1864 года на Кузнецком мосту под этой маркой (преемником с 1842 года стал его сын Адольф Буис) торгует бельгийский подданный Август Карлович Лемерсье, назвавший себя тоже преемником этой фирмы и образованной тоже в 1817 году. Возможно, это потому, что он был женат на ком- либо из рода Буисов.
В 1872 г умирает Адольф Буис и имя Августа Лемерсье исчезает с рекламных страниц, только еще одно упоминание в справочнике “Вся Москва” за 1878г: вице председателем Московского Общества Охоты был Август Карлович Лемерсье. С 1898 и до 1917г, кроме Адольфа Августовича и Карла Августовича ( 1878-1912) Лемерсье, оставивших о себе память как о предпринимателях, в Москве рекламируется на Петровке д.11 фирменный магазин “Лемерсье “, который торгует шляпами (вл. Адам Эм Лемерсье ), в Богословском пер. небольшой магазин шляп открыт Марией-Жанной Лемерсье. Горный инженер Луи Андреевич Лемерсье был директором –распорядителем “Акционерного общества Каменно-угольных копей “. Добавлю, в Отчете Московского Общества Охоты за 1875 год значится Александр Карлович Лемерсье. Десяток имен еще упоминается под фамилией Лемерсье в эти года.
Киска-Лемерсье .
Успешный Адольф Лемерсье, из кандидата в Товарищество в 1898 году становится в 1995 директором Товарищества “Высшей парфюмерии А. Ралле и Ко “, с 1906 года это “Акционерное общество Высшей парфюмерии А. Лемерсье “ на Б.Бутырской,85, с числом рабочих 62 и наличием электрического двигателя, Адольф был владельцем четырех домов на Бутырской улице, парфюмерной и косметической фабрикой “Лемерсье” с магазином на Вятской улице и парфюмерным магазином на Кузнецком, где служил Август Карлович, но уже без упоминания фирмы “Луи Буис и Ко “. Об Адольфе Августовиче писал его ученик “С радостью воздам я ему дань глубокого почитания за его артистизм и блестящие технические навыки Все в нем было оригинально , начиная с его манеры жить и одеваться. Это был великий новатор, никогда не соглашавшийся следовать привычным меркам и отчетливо предвидевший все новое, что химия и производство натуральных продуктов внесут в парфюмерию, содействуя ее расцвету “.
После 1917 года фабрики национализируют и реорганизуют: На Вятской, 47 - в фабрику “ Свобода” треста “Жиркость “ (директор Артобащский П.А., техн .рук. Мишель А.И. и в Государственный мыловаренный завод №4 ,а в 1924 году все входит в Государственное объединение заводов жировой и костеобрабатывающей промышленности МСНХ, сокращенно ТЭЖЭ . Адольф Августович продолжает работать на предприятии, в 1928 году у него по адресу Чистые пруды, 15 открыт парфюмерный магазин от кооперативной фабрики ВИКО (бывш. Лемерсье) (директор Зикевич Р.Л. техн. рук. Мартинсон В.П.). Одним из товаров в магазине была пудра “Киска-Лемерсье”, которая имела огромный успех. Реклама, помещенная в журнале “Новый зритель” №15 за 1928 год, гласила: “Есть дороже, но нет лучше пудры “Киска-Лемерсье”.
Карл и Клара.
Напомню, уже упомянутый выше Карл Августович Лемерсье (1878-1912) в 1901 году живет на Петровке в доме Волкова и служит в магазине Б.Аванцо. В это время Россия “ вступала в эпоху небывалого культурного бума незабываемого Серебряного века”, как пишет Н.Семёнова в статье “ О традициях нашего художественного рынка.”
”Пошли выставки, активизировались художественные общества. Подошло время устраивать собственные галереи-магазины по типу парижских. В Москве первая частная галерея открылась осенью 1909 года. “Галерея Лемерсье” размещалась при художественном магазине “Б.Аванцо” в Салтыковском переулке на Петровке. Выставочный зал устроил Карл Лемерсье- бывший служащий магазина художественных принадлежностей и произведений искусств. “ Он был членом Московского Общества Любителей Художеств. После смерти владельца московского магазина его заведение перешло к Карлу Лемерсье, решившему дополнить магазин галереей, в 1909 году широко рекламировалось: “Лемерсье Карл Августович. Салтыковский 8. Владелец художественного магазина фирмы Б.Аванцо и художественной галереи Лемерсье.“ “Идея ее организации была целиком западной, устраивать регулярные выставки, выступая посредником между художниками и публикой. Поначалу “Галерея Лемерсье” не имела четкой художественной программы, не заботилась о качестве экспонируемых произведений. Как только что вступивших на новое поприще дельцов, их волновал лишь коммерческий успех нового предприятия. Но уже спустя три года Клара Лемерсье (1870-около 1930г.), взявшая дело покойного мужа в свои руки, начала приглашать для устройства выставок серьезных критиков и понимающих суть дела художников. Престиж художественного салона был поднят и “Галерея Лемерсье”, регулярно выставлявшая и распродававшая произведения российских живописцев, графиков, скульпторов и их западных коллег, прочно оторвалась от медленно приобщавшихся бизнесу конкурентов”.
Портрет Клары Федоровны Лемерсье Худ.Л Пастернак
В ноябре 1915 года открылась уникальная выставка в “Галерее Лемерсье”.С 1900 года еще существовала артель Вербовка. Наталья Давыдова и Александра Экстер, c участием которой в 1914 году рождалась уникальная лаборатория авангардного искусства, создавали для первой выставки по эскизам известных художников в кустарных мастерских вышивки и ковры. Вторая выставка современного декоративного искусства: переплеты книг по эскизам Н. Давыдовой, 400 работ гладью и аппликации на шелке: сумочки, шарфы, чехлы, веера, ширмы, ленты, пояса.
Наступивший 1917 год резко изменил ситуацию на художественном рынке. Последний проект закончился 18 января 1918 года, а потом был НЭП и художественный рынок пришел в движение. Открываются частные коммерческие организации. В 1927 году Клара Федоровна под фамилией Лемерёва проживала на Кузнецком мосту д.4/8, как служащая ,но магазин и галерея существовали судя по рекламе: “Б.Аванцо. Кузнецкий мост, 4 . Сущ. с 1872 года. Влд. К.Ф. Лемерсье. Художественный и писчебумажный магазин .Продажа картин и прием их на комиссию”и “ Частная картинная галерея К. Лемерсье. Петровка, Салтыковский ,13 . С сентября до мая очередная выставка картин русских и иностранных художников“.
Дача Клары Федоровны Лемерсье.
И.П. Кисляков, известный всей Москве врач, несколько лет снимавший дачу на Ленточке, вспоминал:“ В 1910 году Клара Федоровна Лемерсье была красивая седая с молодым лицом (ей только 40!) дама, которую постоянно можно было видеть во фламандском чепце и фартуке, согнувшуюся в огороде или в цветнике. У нее были прекрасные цветы, клубника, разные овощи, в том числе коротенькая морковь, очень сладкая, которую наши огородники звали коротелька”.
В 1930 году К.Ф.Лемерсье попала в список как “лицо имеющее крупную торговлю”, комиссия вынесла решение лишить ее избирательных прав по ст. 14, пункт “б”. З.Н. Штейп в своей книге” История одной семьи” пишет: “Все имущество конфисковали и забрали картины. Мадам Лемерсье продолжала жить на даче со своей прислугой Лизой (кстати, дом она переписала на неё). У них на участке в сарайчике жил управляющий по фамилии Очеркан. Он хотел занять дачу, но ему это не удавалось и он начал строительство своей дачи. Очеркан все время угрожал мадам Лемерсье, что он на нее донесет”. Зимой, когда Зинаида Николаевна с папой приезжали очищать снег с крыши, они заходили к Кларе Федоровне греться и пить чай. Как-то они приехали на дачу и Лиза сообщила, что мадам бросилась под поезд, не выдержав угроз управляющего. После этого Очеркан приобрел право на эту дачу, почти 15 лет она за ним числилась. В 1945 году приезжала внучка оформить продажу дачи священнику Друганову. Она рассказывала, что у них была очень богатая семья, дед был” зам. министра по золоту”, а отец “послом во Франции”. На дачу приглашали к себе Лемешева, он пел, а все соседи выстраивались у забора и слушали его концерт. Потом все ее родные пострадали.
Очеркан это Ачаркан?
Справочник “Вся Москва” мне помог найти, возможно, того самого Очеркана . Первый Ачаркан в 1898-99 годах упоминается как Ачаркан Исаак Наумович . Купец. Варварка, дом Максимовых.” Золотых дел мастерские. Золотые и серебряные изделия.” В 1914 году он живет вместе с родней в Лубянском пер. 3, подает объявление на изготовление и продажу золотых и серебряных изделий, а в 1916-17 годах Исаак Наумович проживает в М. Кисельном пер., 5, занимается уже продажей оптических принадлежностей. Видимо, его связывали родственные узы с Яковом Исааковичем и Адольфом Исааковичем, это можно определить по их общему месту жительства. Половина Ачарканов была медиками, половина “занималась золотом “, зам. министра и послов во Франции не нашлось, что была очень богатая семья , что Лемешева приглашали – вполне возможно.
Серебряных дел мастер.
Яков Исаакович был любителем живописи.
Список картин из частного собрания Я.И. Ачаркана :
Крымов М.П.“Туча”. ( Передана в Государственную Третьяковскую галерею).
Нестеров М.В.” В снежки”.( Передана в Государственную Третьяковскую галерею).
Перов В.Г.Портрет Е.Е.Перовой. (Передана в Государственную Третьяковскую галерею).
Васнецов В.М.” Воин в шлеме с кольчужской”. 1877г(Нынешнее нахождение картины неизвестно ,есть только её фотография).
Владельцами картины Поленова В.Д. “Заросший пруд” были Е.А. Сапожникова и Я.И. Ачаркан, у которого в 1928 году ее приобрела Третьяковская галерея ,есть несколько вариантов картины, один из них находится в частной коллекции. Предполагаю, что покупал он эти полотна в магазине Лемерсье, тем более ,что жил он совсем рядом, на ул. Кузнецкий мост, в доме князя Гагарина .
Яков Иосифович был ювелиром как и его отец- Иосиф Наумович . В списке ювелиров Санкт-Петербурга-Петрограда (1849-1917 гг) составленного В.В. Скурловым есть фамилия Ачаркана Я.И.
“Ачаркан Яков Ицкович(Иосифович) . 1903. Ремесленная управа, в цехе с 1905 года. СДМ” .(серебряных дел мастер).
1903 это год предъявления к клеймению за период с 1 января по 1 октября по “Материалам сплошного учета мастеровых Санкт-Петербурга”.
В 1909 году Яков Иосифович в Москве на ул. Краснохолмской снимает квартиру, в 1911 году переезжает к родственнику на Кузнецкий мост , д. 13, рядом магазин Придворного поставщика “ И.П. Хлебников и сыновья”:”Ризы ,иконостасы, плащаницы, кресты, паникадилы”.Тогда, возможно, он в этом магазине не работал, но с 1916 года становится Представителем “Товарищества Хлебников и сыновья”.
Иван Хлебников (1819-1881).
“Товарищество И.П. Хлебников.Сыновья и Ко” специализировалось на русской теме. Известно, что ювелирная фабрика открылась в 1871 году, но еще раньше , И.П. .Хлебников вел торговлю золотыми и серебряными изделиями. На фабрике трудились чеканщики, филигранщики, медники, эмальеры. Фирма быстро росла и открывала магазины на главных торговых улицах: Кузнецком мосту в Москве, Невском проспекте в Петербурге, на главной линии Нижегородской ярмарки. С 1880 года фабрика расширяется, становится многопрофильным ювелирным производством и называется “Торговый дом И.П. Хлебников с сыновьями и Ко”, а в 1887 году это акционерное общество “Товарищество производства серебряных золотых и ювелирных изделий И.П. Хлебникова, сыновья и Ко “и именуется Поставщиком Высочайшего двора с изображением Государственного герба на вывеске.
Особенной работой для Хлебниковых были заказы по оформлению интерьеров кремлевских соборов и монастырей. Во время первой мировой войны Товарищество выполняло военные заказы Последним директором правления Товарищества был Владимир Михайлович Хлебников, живший на Сретенском бульваре. В 1918 году предприятие было преобразовано в Московский платиновый завод, а в 1929 он вошел во Всесоюзное государственное золотопромышленное акционерное общество “Союззолото”.
Особая папка.
Подробности судьбы некоторых Ачарканов из официального документа.
“ Информация В.С. Абакумова о “засоренности” кадров в клинике лечебного питания.
Институт питания АМН СССР.
Особая папка.
Совершенно секретно.
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ВКП(б)
Товарищу МАЛЕНКОВУ Г.М.
По имеющимся в МГБ СССР данным, в результате нарушения большевистского принципа подбора кадров в клинике лечебного питания Академии медицинских наук СССР создалась обстановка семейственности и групповщины. По этой причине из 43 должностей руководящих и научных работников клиники 36 занимают лица еврейской национальности, в отношении 10 имеются компрометирующие материалы “ и т.д.
“Старший научный сотрудник клиники Ачаркан А. И., 1890 года рождения, беспартийный, из торговцев, еврей, получил медицинское образование в Берлинском университете. Его брат, Ачаркан Я.И. в 1924 году выслан в Нарым, другой брат – в Польше содержал обувную фабрику, в США проживает его сестра, с братом и сестрой Ачаркан в настоящее время поддерживает письменную связь .
МГБ считает необходимым предложить Министерству здравоохранения СССР принять меры…”
АБАКУМОВ.
По Постановлению ЦИК СССР от 2 ноября 1927 года об амнистии в связи с ознаменованием 10 й годовщины Октябрьской революции Ачаркан Я.И. ,вполне вероятно , освободился из Нарыма.
Предполагаю, что Яков Иосифович мог быть тем человеком, который угрожал мадам Лемерсье, это могло стать последней каплей в череде событий! Зинаида Николаевна Штейп вспоминала, что дружила с внучкой Очеркана-Ачаркана - Женей ,когда та приезжала из Франции на дачу на Ленточку , она научилась кататься на ее заграничном красивом дамском велосипеде (было это до войны ).В 1945году, когда она приехала продавать дачу, по старой дружбе зашла в гости, возможно, погреться и чайку попить. Уже никто не вспоминал, что когда-то жила на даче мадам Лемерсье – Клара Федоровна Лемерёва, владелица магазина и частной галереи, и только портрет, написанный в 1918 году художником Леонидом Осиповичем Пастернаком, напоминает нам о судьбе этой талантливой женщины.
Про членов клана Ачаркан - сведения из справочника “Вся Москва” (1904-1928гг) :
Ачаркан Адольф Исаакович, врач-терапевт.М.Кисельный пер.,5. Жел.-дор. Здравотдел.
Ачаркан Бейля Хацковна , купчиха. М .Кисельный пер., 5 .
Ачаркан Елизавета Иосифовна . купчиха. Сивцев вражек, 43.
Ачаркан Ехедокель Исаакович, врач .М .Кисельный пер,5.
Ачаркан Исаак Наумович, купец . Варварка дом Максимовых” Золотые и серебряные изделия “. Накануне революции- (М Кисельный,5) рекламирует оптические приборы .
Ачаркан Люба Фальковна .Петровский бульвар, дом Альбрехта. Зубной врач.
Ачаркан Мирон Наумович. М. Кисельный пер., 5 .
Ачаркан Яков Исаакович. Воздвиженка, 4. Представитель “Товарищества И.П. Хлебников сыновья и Ко”.
Вопрос остался открытым
Когда готовилась статья, наткнулась на очень интересную публикацию в интернете о Лемерсье под ником, решила поискать более достоверные сведения на генеалогических сайтах. И нашла. На MyHeriage ! Древо Лемерсье-Ростоцких!
Сначала о статье: она называется “Наследница рода Лемерсье”, далее цитаты и короткий пересказ.
Автор пишет, что в детстве брала уроки музыки у Милицы Черданцевой: “Её знали многие уфимцы , она была известным лектором –музыковедом, преподавала фортепиано и музлитературу. Я училась у нее с пятого класса. Приходить на занятия нужно было к ней домой, поэтому я хорошо знала её семью, мужа, сына и родителей. Отец, Александр Черданцев, был личностью незаурядной: путешественник и исследователь природы Урала, профессиональный фармацевт, организатор лаборатории по изготовлению лекарственных препаратов (из нее вырос Уфимский фармацевтический завод ),позже, заведующий Уфимским художественным музеем, краевед и первый научный библиограф республики, автор более ста научных трудов. Но, мало кто знает о его жене, а, между тем, она происходила из семьи Карла Лемерсье, владевшего в свое время фабрикой и магазином шляп в Москве на Петровке и одновременно художественной галереей. Лемерсье был до революции видной фигурой в художественном мире Москвы и в мире московской моды. Дочери его были модистками и служили в его шляпном магазине. Одна из них, Анна Карловна, вышла замуж за Александра Чеданцева и уехала с ним на Урал, а другая, Лидия Карловна, стала женой будущего врача Иосифа Ростоцкого.
Родители противились этому браку, но брак оказался очень счастливым. Родилось трое замечательных детей: Болеслав, впоследствии доктор искусствоведения, Станислав - известный кинорежиссер и Ванда, которая заведовала детским отделением Института нейрохирургии имени Бурденко “.
Автор пишет, что судьба свела ее с Милицей Черданцевой спустя много лет, она отвозила в Москву Ростоцким какие-то семейные бумаги. Милица Александровна успела привести в порядок колоссальное наследие отца и передала часть его в архив, часть в Национальный музей РБ .
Автор ссылается на то, что глава семьи - Лемерсье Карл и у него две дочери:
Дочь, Анна Карловна Лемерсье (Черданцева), муж Черданцев Александр Алексеевич (1871-1943гг), у них дочь Милица Александровна? ( но, из открытого источника - у Александра Алексеевича дети: Анна, Николай, Семен, Александр).
Дочь ,Лидия Карловна Лемерсье (Ростоцкая) (1882-1964гг), муж Иосиф Болеславович Ростоцкий (1890- 965гг), врач, известный деятель медицины, их дети: Болеслав, Станислав и Ванда.
На MyHeritage (предполагаю , что Древо составляли родственники!) нашлись Лемерсье-Ростоцкие.
Лемерсье Карл Карлович (1815-1873 гг.) ?
У него дети:
дочь, Лидия Карловна Лемерсье( Ростоцкая) (1882-1964гг), муж Иосиф Болеславович Ростоцкий (1890-1965) и у них трое детей :Болеслав, Станислав и Ванда и еще два сына:
сын ,Карл Карлович Лемерсье( 1878-1912гг) . Жена - Клара Федоровна Лемерсье !!! Но у Клары Федоровны муж - Карл Августович, те же года рождения и смерти (1878-1912гг). Другой сын - Василий Карлович Зайцев (1882-1975гг)
Информация в статье и по Древу вызывает много вопросов, на которые могут, если захотят, ответить потомки рода Лемерсье и Ростоцких. Поиски продолжаются.
Продолжение следует.
Ольга Васильева,
пушкинский краевед.
Список использованной литературы:
Архивный отдел Управления Делами Администрации Пушкинского Муниципального района г.Пушкино:ф.18, оп.3, д.62, ф.45, оп.1, д. 21 и д.7.
Кисляков И.П. “Наше дачное житье в детстве и юности”
Национальная электронная библиотека
РГАСПИ ф.17, оп. 119, д.12.
Семенова Н.” О традициях нашего художественного рынка”
Справочник” Вся Москва” с 1878 по 1930 гг( кроме 1918, 1919 ,1920, 1928, гг)
Штейп З.Н.” История одной семьи”
И др.
Комментарии 1