Ненужный дом до боли напоминает ненужного человека. Настежь распахнутые рамы как будто заклинают: «Только позови». Польза, которую он мог бы принести, томится в остроге невостребованности. Вызволенная же из этой темницы сила будет готова лечь на амбразуру. В благодарном дерзновении не пощадит она и самого, что осталось ей, дорогого.
Дом № 33 по старой Ярославке поразил меня парадоксальным синтезом сохранности и заброшенности. Здание очевидно дореволюционное, весьма добротное и несмотря на материал – дерево, абсолютно аутентичное. Должно быть здесь жил не только состоятельный, но и добрый человек. Добро ведь не пропадает, а вещи, к которым оно прикасается, сохраняются неестественно долго.
Найдены документы 1936 года, согласно которым это здание – «бывший дом священника Рождественского».
Протоиерей Михаил Николаевич Рождественский (1823-1907) второй настоятель Боголюбской, что при станции Пушкино церкви с 1886 по 1907 годы. Раннее вдовство способствовало его широкой общественной деятельности. К этому располагало и первое место служения - Успенская, бывшего Левкиева монастыря, церковь - глухомань. Церковь не сохранилась, и сегодня это просто деревня Левкиево, Шаховского района Московской области. Отцу Михаилу пришлось стать для прихожан не только духовным наставником, но светским учителем и даже врачом. В то время подобная активность пастыря, видимо, поощрялась, так как Михаил Рождественский нёс послушание Благочинного. 39 лет Михаил Николаевич отдал Успенской церкви.
Кто знает, может именно означенная выше многогранность отца Михаила подвигла священноначалие перевести его в Дачную местность Пушкино. Здесь к 1886 году сформировалась устойчивая интеллектуально требовательная атмосфера. Тогда Боголюбский храм был ещё приписным к Никольскому, поэтому постройка дома напротив этой церкви была весьма логичной.
Уже через год в 1887-ом Боголюбский храм становится самостоятельным приходом. Сюда потянулись весьма капризные в своих духовных исканиях дачники. Так, известный в Пушкино меценат Эдмунд Людвигович Рабенек (1841-1909), будучи лютеранином, 18(30) декабря 1886 года принимает Православие с именем Варфоломей именно в Боголюбском храме. Или же, легендарная англиканка Инесса Арманд 12 (25) апреля 1894 года избирает для той же цели, с именем Елизавета, не армандовскую Никольскую, а Боголюбскую церковь. В мае 1902 года отец Михаил при поддержке великого церковного старосты Михаила Семёновича Шарикова создаёт церковно-приходскую школу.
Дом Михаила Рождественского уже при жизни хозяина повидал многое. Так в январе 1907 года сюда ворвался избивший хозяина грабитель. Собственно, этот инцидент и стал для 83-летнего старца роковым. Священник простил обидчика, но так и не оправился от травм. 2(15) сентября 1907 года протоиерея Михаила Николаевича Рождественского не стало. Похоронен он у Боголюбской церкви. Я продолжаю поиск его могилы и весьма близок к поставленной цели.
Исчерпывающие сведения об отце Михаиле Рождественском –https://pushkino.tv/news/kray-rodnoy/117363/. Это моя, посвящённая истории Боголюбской, что при станции Пушкино церкви, публикация.С домом №33 по старой Ярославке тоже знаю, что делать. Он муниципальный, территория его незначительна, причём с неблагоприятным ландшафтом. Прошу Администрацию округа передать его мне в пользование для восстановления и создания музея Боголюбской церкви с Пушкинской школой Краеведения.
Комментарии 4