Недокументальная история в лицах. Часть V

23 июл
20:40 2017
Категория:
Край родной
      Продолжаем публиковать капитальный труд священника отца Андрея Дударева.  В данной части читатель знакомится со вторым, по своему уникальным, настоятелем Боголюбского храма протоиереем Михаилом Рождественским. И вновь история пушкинских храмов, на этот раз четырёх Спасских, в Кощейково, Мураново, Тишково и Мамонтовке. Венчает эту часть легендарный «святой доктор» Фёдор Петрович Гааз

      Второй настоятель Боголюбского храма протоиерей Михаил Николаевич Рождественский появляется в Пушкино фактически в одно время с Михаилом Семёновичем Шариковым. 

  
(ЦИАМ, ф.203, оп.780, д.1354, л.276 об.- 277) 
 
      Вот первая запись в Метрике Приписной Боголюбской церкви священника Михаила Рождественского – крестины 11(24) мая 1886 года.
А вот последняя отметка того же пастыря в Метрической книге по предшествующему месту службы, которому он отдал целых 39 лет своей жизни. 


 
(ЦИАМ, ф.203, оп.780, д.464, л.128 об.- 129)
 
      Успенская, бывшаго Левкиева монастыря, церковь, 30 марта (12 апреля) 1886 года Отпевание – совершил священник Михаил Рождественский
 
      Этот населённый пункт существует и по ныне, но увы без бывшего монастыря и даже без Успенской церкви: Московская область, Шаховской район, деревня Левкиево.


 
       С 1470-х до 1764 гг. здесь существовал мужской монастырь Левкиева Пустынь, основанный учеником преподобного Пафнутия Боровского — Левкием при поддержке Волоколамского князя Бориса. В 1530-1540-х гг. в монастыре был построен кирпичный четырёхстолпный трёхапсидный одноглавый собор в честь Успения Пресвятой Богородицы




 
      В 1764 году монастырь ввиду отсутствия насельников закрывается, а Успенский собор преобразуется в приходской храм. 


 
      Трапезная с приделами мученика Левкия и пророка Илии, а также колокольня пристроены в 1860-1867 гг., то есть отцом Михаилом Рождественским. 
 
      Церковь закрыта не позже 1930-х, окончательно сломана в 1957 году. В 1990-х на её месте у сельского кладбища поставлен памятный крест. 
 
      Для объективной характеристики отца Михаила вновь прибегнем к некрологу. В 40-ом номере «Московских Церковных Ведомостей» от 7 октября 1907 года читаем: 






(РГБ, XV 11 а/20, 1907 год, №26-52, стр.277, 1246-1249) 

Протоиерей Михаил Николаевич Рождественский.
(Некролог). 

      2 сентября скончался один из старейших представителей духовенства Московской епархии, настоятель Боголюбской церкви, что при станции «Пушкино», о. протоиерей Михаил Николаевич Рождественский.
О.Михаил был рукоположен во священника 21 сентября 1847 года приснопамятным святителем Филаретом, митрополитом Московским. Около 39 лет он ревностно проходил служение в бывшем Левкиевском монастыре, Волоколамскаго уезда, отдавая все свои силы высокому делу религиозно-нравственнаго просвещения неграмотнаго крестьянскаго люда. В 50-70 годах прошлаго столетия училищ в селах почти не существовало. При отсутствии школ единственным местом научения народа святейшим истинам веры Христовой был приходский храм. Понимая это, о.Михаил за богослужением в дни праздничные и воскресные стал неопустительно выступать перед своей паствою с строго-церковными и близкими к жизни проповедями. И во внебогослужебное время, при совершении таинств, молебнов и треб в домах своих прихожан он постоянно старался внушать последним всю важность и необходимость строгаго соблюдения учения Церкви православной и ея уставов. Сильное влияние на паству оказывал о.Михаил и своим истовым, строго-уставным совершением богослужения. Прихожане, видя неутомимыя заботы добраго пастыря об удовлетворении их духовных нужд, стали питать к нему глубокое уважение и любовь. Известность о.Михаила, как ревностнаго и отзывчиваго иерея, быстро распространилась и по окрестным 
селам, — в особенности с того времени, когда покойный был утвержден высокопреосвященнийшим митрополитом Филаретом в должности благочиннаго. По обязанности благочиннаго ему часто приходилось обозревать подведомственные храмы и нередко совершать в них богослужение. Везде о.Михаил обращал на себя внимание своею благочестивой настроенностью, своим незлобием, приветливостью и справедливостью. К нему стали приходить за советами и наставлениями жители и довольно далеких деревень. И каждому вопрошавшему он всегда готов был дать свой пастырский ответ. В Левкиевском приходе о.Михаил был не только духовным наставником пасомых, но очень часто и их телесным врачом. Видя, как нелегко простому народу переносить телесные недуги без помощи врачей, он стал усердно читать популярные руководства по медицине, собирать полезныя травы и с успехом пользовать больных. Крестьяне с полной доверчивостью обращались к нему за врачебной помощью, видя, что их батюшка всякий курс лечения начинает молитвою и благословением. Много искренних слез было пролито любящей паствою, когда в 1886 году о.Михаил высокопреосвященнейшим митрополитом Иоанникием был перемещен к Боголюбскому храму при станции «Пушкино». На новом месте служения добрый пастырь продолжал ревностно заботиться о благоустроении приходской жизни. При его деятельном участии было 
открыто Боголюбское церковно-приходское попечительство и устроена прекрасная церковно-приходская школа; храм при нем постепенно обогащался вкладами и драгоценною утварью. Пушкинская паства полюбила кроткаго и деятельнаго старца о.протоиерея и
 несколько раз выражала ему свою признательность вещественными подношениями. От прихожан покойному были поднесены: икона Боголюбской Божией Матери и золотой наперсный крест с драгоценными украшениями. До самаго последняго времени Господь поддерживал силы Своего вернаго служителя. Находясь в глубоких преклонных летах, о.Михаил неопустительно совершал богослужение то в Боголюбской церкви, то во вновь отстроенном храме около полустанка «Клязьма». 21 июля тяжелый недуг приковал его к постели; он стал постепенно угасать, и, наконец, мирно преставился ко Господу 2 сентября. Только трех недель не дожил он до празднования 60-летия своего служения в священном сане. 

      Отпевание тела усопшаго о.протоиерея было совершено 4 сентября в Боголюбской церкви. В 9 часов утра при торжественном звоне, в преднесении икон и хоругвей, глазетовый гроб с прахом усопшаго был перенесен священнослужителями и родственниками из его дома во храм. Гроб был покрыт ценным покровом из серебряной парчи, и на него были возложены венки от почитателей памяти усопшаго. Лицо почившаго, по уставу св. Церкви, было закрыто шелковым воздухом.

      Заупокойную литургию и отпевание тела усопшаго совершали: зять почившаго, настоятель Максимовской, что на Варварке, церкви, о.протоиерей Н.И.Соловьев, местый благочинный о.протоиерей С.И.Леонардов, свящ.И.Ф.Горский и еще 8 священников. Храм был переполнен прихожанами, крестьянами из окрестных деревень и духовными детьми покойнаго. За литургией во время причастнаго стиха священником Пушкинской дачной церкви о.Сергием Лебедевым было произнесено глубоко прочувствованное слово, посвященное памяти почившаго.

      Во время же отпевания надгробную речь сказал внук усопшаго, священник о.Н.Н.Соловьев.
«Стараясь воспроизвести нравственный образ почившаго, — говорил о.Соловьев, мысль моя невольно останавливается на следующих словах погребальной церковной песни, как бы нарочито составленной для настоящаго случая: “в вере, и надежде, и любви благочестно пожил еси, приснопамятне”… Из благочестивой родной семьи и строго-церковной школы покойный почерпнул чистое познание Бога и Спасителя нашего и веру в Него; отсюда воспринял он и тот дух церковности, об упадке которого мы так скорбим в настоящее время, и то благочестие, которое выражалось в полнейшем повиновении его уставам и заповедям Церкви, в любви к богослужению, к церковным праздникам и постам… Прихожане Боголюбскаго храма знают, как любил почивший богослужение, как благоговейно совершал его и как ревностно старался он выполнять все предписания церковнаго Устава. Эта любовь к Богослужению проявлялась особенно ясно в церковные праздники, когда он весь оживлялся, и лицо его как бы сияло каким-то священным благоговением. Об этой любви к богослужению свидетельствуют и последние предсмертные дни и часы его жизни. Ослабевшим голосом он постоянно шептал слова святых молитв, а при звоне церковнаго колокола он порывался приподняться с своей постели и итти в храм для совершения службы… Преданность почившаго св. Церкви выразилась, далее, в строжайшем соблюдении всех установленных постов. Воздержание его доходило до того, что в некоторые дни церковнаго года, напр. на первой и Страстной седмицах, он вкушал по небольшому кусочку чернаго хлеба, да и то глубоким вечером. Даже во время своей последней болезни, когда в истекший Успенский пост, по настоянию врача для поддержания жизненных сил страдальца, предлагали ему принимать по ложке молока, он не решался отведать это скромное лекарство. Так велика была его преданность уставам св. Церкви.

      Вера и благочестие вызывали в душе почившаго и полнейшую надежду на Бога. А надежда эта давала силы переносить тяжкия испытания, которые Господь посылал ему, а именно: раннее вдовство, частыя пастырския скорби, и наконец тяжелую предсмертную болезнь. Во всех этих испытаниях он никогда не падал духом и ни одного слова ропота не исходило из уст его. Давно уже он все свои чаяния устремил к жизни будущей, к ней всегда готовился, особенно во время своей последней болезни, когда он сподобился таинства елеосвящения и многократно соединялся со Христом в таинстве причащения. Он благочестиво готовился к кончине. Даже за несколько минут до смерти рука его поднималась для изображения крестнаго знамения. И скончался он, молитвенно устремив взор свой “горе”, к небу – месту вечнаго блаженства.

      Возвышенное религиозное настроение усопшаго возбуждало в душе его и высокую христианскую любовь. Эта любовь простиралась прежде всего на его родных, для которых его дом был как бы общим семейным центром, как бы их собственным домом. Нас, своих внуков, он и воспитал и устроил нашу жизнь. Эта же любовь проявлялась и по отношению ко всем, с кем только он входил в сношения: и к прислуге, и к подчиненным, и к сослуживцам, и ко всем вообще людям, что всегда выражалось у него ласковым обращением, участливостью, снисхождением к человеческим слабостям… Даже о том злодее, который в январе нынешняго года дерзко простер на него свою преступную руку, даже о нем чрез несколько дней после покушения он говорил: “прости ему, Господи, он не ведал, что творил…”
Если мы в заключение соединим все черты нравственнаго образа покойнаго в одно краткое определение, то должны будем сказать, что он представлял собою один из выдающихся идеалов пастыря Церкви, который завещала России христианская древность, — именно пастыря молитвеннаго, твердаго в вере, чистаго в жизни, усерднаго, кроткаго и смиреннаго… Вознесем же, братия, свои молитвы о почившем ко Господу Богу»… 

      После отпевания, продолжавшагося около трех часов, гроб с прахом усопшаго был обнесен вокруг Боголюбскаго храма. Затем процессия остановилась около могилы, приготовленной, согласно разрешению преосвященнаго Анастасия, епископа Серпуховскаго, — с южной стороны алтаря, — и после краткой литии, отслуженной о.прот. Соловьевым, гроб был опущен в могилу. 

      Да упокоит Господь благаго и вернаго пастыря, в течение 60 лет проходившаго иерейское служение, «в месте светле, идеже праведнии пребывают, и да получит он на суде Христовом велию милость!»





(ЦИАМ, ф.203, оп.780, д.3533, л.375 об.- 376) 
 
Счёт умерших: №9 (мужеска пола).
Смерти: 2 (15) сентября
Погребения: 4 (17) сентября
Звание, имя, отчество и фамилия умершаго: Московскаго уезда Боголюбской, что при ст. Пушкино Московско-Ярославской Архангельской ж. дор., церкви Протоиерей Михаил Рождественский.
Лета умершаго: 84.
От чего умер: от рака.
Кто исповедывал и приобщал: Священник Алексей Петрович Розанов.
Кто совершал погребение и где погребены: Протоиерей Сергей Иоаннович Леонардов соборне с причтом; при храме Боголюбской Божией Матери.
Подписи: Священник Сергий Лебедев, Дьякон Николай Крылов, Псаломщик Александр Екатеринославский, Псаломщик Андрей Левшинский. 
 
      Приемником отца Михаила и соответственно 3-им настоятелем Боголюбской церви станет второй священник означенного храма 39-летний священник Сергей Дмитриевич Лебедев. Тогда же, здесь появится, небезызвестный нам автор заметки об освящении каменного храма Святого Духа – священник Александр Васильевич Ильинский, занявший вакансию 2-го священника. Отец Сергий Лебедев прослужит настоятелем Боголюбской церкви всего 7 лет. 
 
      Во избежание путаницы отвлечёмся от истории Боголюбского храма и вернёмся к обещанной истории целых четырёх Спасских храмов, располагавшихся некогда на территории Пушкинского благочиния неподалёку друг от друга – в радиусе 10 километров. Это в первую очередь упомянутый нами приписной к Братовщинской церкви храм Спаса Нерукотворного в селе Спасском — усадьбе Майкова. Далее, приписной к Рахмановской церкови храм Спаса Нерукотворного в усадьбе Мураново, церковь Спаса Всемилостивого в селе Тишково, в усадьбе знаменитого доктора Гааза и наконец, не вполне Спасская, однако в посёлке Новоспасский легендарная церковь-призрак Иоасафа Белгородского – сегодня это микрорайон Мамонтовка. На карте Пушкинского района названные храмы располагались следующим образом. 

  
      В 1707 году Григорий Андреевич Племянников владелец деревни Кощеево после своего чудесного исцеления строит здесь церковь Спаса Нерукотворного, а деревню переименовывает в село Спасское. В 1876-1878 гг. новый владелец села Алексей Евграфович Камаровский перестраивает церковь, разобрав старую до основания. Меняется план храма с шатрообразного на крестообразный. Вот документы последнего этапа перестройки, отражающие весь процесс в целом. 




      
(ЦИАМ, ф.54, оп.135, д.22, л.87 — 87 об.) 
 
Дело Строительнаго Отделения
МОСКОВСКАГО ГУБЕРНСКАГО ПРАВЛЕНИЯ
1 февраля 1878 года – 17 февраля 1879 года
Пояснительная записка
к чертежу на постройку колокольни к Церкви Во Имя Спаса Нерукотвореннаго, состоящей Московской Губернии Дмитровскаго Уезда в селе Спасском в имении Действительнаго Статскаго Советника Графа Алексея Евграфовича Камаровскаго.
С разрешения Строительнаго Отделения Московскаго Губернскаго Правления от 31-го Января 1877 года за №137-мь возведена Церковь Во Имя Спаса Нерукотвореннаго, так как по отстройке Церкви, фасад оной вышел весьма благовидный, то владелец имения Действительный Статский Советник Граф Алексей Евграфович Камаровский, желает еще пристроить к Церкви колокольню, согласно представляемым при сем чертежам. Старую же колокольню на каменных столбах, стоящую отдельно от Церкви и закрывающую вид ея с проезжей дороги разобрать.
Что же касается до предполагаемой постройки колокольни, то при постройке Церкви дознано, грунт земли, начиная с глубины двух с половиною аршин материк, глинистый с крупным песком, представляющий весьма пригодное основание для фундамента.
Для постройки колокольни предполагается употребить доброкачественныя материалы, как для фундамента так равно для стен и сводов. По вычислению, давление на один квадратный дюйм, в основании составляет (максимум) 25,37 фунта.
Архитектор И.В. Левитский Октября 10-го дня
1878 года 



(ЦИАМ, ф.54, оп.135, д.22, л.88 об.) 
 
Село Спасское
Выкопировка из Общаго плана владения, принадлежащаго Действительному Статскому Советнику Графу Алексею Евграфовичу Камаровскому, состоящаго Московской Губернии Дмитровскаго Уезда в селе Спасском
Объяснение:
№1., Церковь во Имя Спаса Нерукотвореннаго (с приделами Фёдоровской и Казанской Богоматери).
2., Вновь предполагаемая постройка колокольни.
3., Деревянныя одноэтажныя крытыя железом жилыя строения «Дачи».
4., Старая на каменных столбах колокольня предполагаемая к сломке.

Октября 10 дня 1878 года Архитектор И.В.Левитский 



(ЦИАМ, ф.54, оп.135, д.22, л.88)

Проект на постройку колокольни к Церкви Во Имя Спаса Нерукотвореннаго состоящей Московской Губернии Дмитровскаго Уезда в селе Спасском В имении Действительнаго Статскаго Советника Графа Алексея Евграфовича Камаровскаго.
План.
Объяснение: а., Вновь предполагаемая постройка колокольни.
Фасад по линии ВГ.
Архитектор И.В.Левитский 



(ЦИАМ, ф.54, оп.135, д.22, л.88 б.) 
 
Разрез по линии ДЕ. 
 
      Остаётся положить приведённый план на современную карту и выяснить его нынешнее местоположение. Благодаря дорогам, как правило, сохраняющимся в отличие от зданий, накладку удаётся выполнить практически точно. 





  
      После революции, в 1919-20 гг. Спасская церковь в Спасском была разобрана. 
 
      Следующий Спасский храм в 10 километрах к северу от первого, причём построенный в том же 1878 году, располагается в усадьбе Мураново. Последняя конечно же не нуждается в представлении. Но и здесь есть тёмные пятна. 
 
      Первый Мурановский храм помещался в старом усадебном доме, сломанном в 1842 году. С 1816 по 1836 гг. усадьба принадлежала генерал-майору Леву Николаевичу Энгельгардту. В то время Мураново неоднократно посещали поэты Денис Давыдов, Е. А. Баратынский, а вместе с ними А. С. Пушкин, бывал здесь и Н. В. Гоголь. После смерти Энгельгардта имение перешло во владение его дочерей.

      Одна из них — Анастасия Львовна, вышла замуж за поэта Е. А. Баратынского, а другая — Софья Львовна, за друга поэта — Н. В. Путята. В 1841 году Баратынский решил перестроить летний дом в Муранове — сделать его зимним. 



      В 1842 году поэт поселился в новом усадебном доме, но прожил в нем недолго, так как на следующий год уехал с семьей за границу. 11 июля 1844 г. он скончался от сердечного приступа в Италии. Мураново после смерти поэта переходит к Софье Львовне Путята
 
      Частым гостем у Н. В. Путята бывал поэт Ф. И. Тютчев, сын которого — Иван Федорович был женат на дочери Путята — Ольге Николаевне. Вторую церковь в честь Спаса Нерукотворного Образа в Муранове построил именно Иван Фёдорович Тютчев, сын поэта, в 1878 году. Церковь строилась по проекту архитектора Александра Адальбертовича Зборжевского на средства Софьи Львовны Путята, как домовая. 

  

 
      17 декабря 1878 года Спасскую церковь освятили и в административном плане приписали Вознесенскому что в селе Рахманово церкви. 
 
      Интересный факт. Спасский храм в 1878 году не был построен заново, а перестроен из амбара начала XIX века, сохранившегося со времен Энгельгардта. 
 
      Закрытый в 1928 году Спасский храм, 70 лет служил музейным фондохранилищем. Открыта же вновь церковь была в 1998-ом и приписана храму Страстной иконы Божией Матери в деревни Артемово. 
 
Спасская церковь сегодня входит в состав музея-усадьбы Ф. И. Тютчева в Мураново. 
 
      Факты перестройки здания амбара и главной финансовой роли Софьи Львовны Путята, наряду с популярным мнением о сыне Ф.И.Тютчева – Иване, как строителе Спасской церкви подтверждаются документами 1878 года. 


 
(ЦИАМ, ф.54, оп.135, д.22, л.83) 


(ЦИАМ, ф.54, оп.135, д.22, л.85) 
 
      В Строительное Отделение МОСКОВСКАГО ГУБЕРНСКАГО ПРАВЛЕНИЯ документы на строительство Спасского храма в Мураново были поданы только 6(19) сентября 1878 года за №3852, разрешение же получено — 16(29) сентября за№214, отправлено из Отделения обратно — 18 сентября (1 октября) за №1313. 
 
      Учитывая известную дата освящения храма — 17(30) декабря 1878 года, предположить, что здание было построено со  2-го октября по 29 декабря не представляется реальным. В нашей полосе строительный сезон заканчивается, обычно, в октябре – как только выпадет снег, тем более в конце XIX века. 
 
      Вместе с тем, в разрешительных документах на строительство Мурановского храма отсутствуют чертежи, что вполне соответствует варианту с уже стоящим амбаром. Наконец, кто реальный строитель храма? Конечно, сказать что построил его сын самого Фёдора Тётчева – красиво, ну кто такая Софья Львовна Путята, даже не Боротынская. Однако в документах, в отличии от Софьи Львовны, Иван Фёдорович Тютчев не фигурирует вообще. Приведём текст Пояснительной записки за подписью архитектора Зборжевского. 


 
(ЦИАМ, ф.54, оп.135, д.22, л.84) 
 
Пояснительная записка 

С чертежами предполагаемой вновь к постройке каменной церкви в имении Действительной Статской советницы Софьи Львовны Путята, в сельце Муранове, Дмитровскаго уезда Московской губернии. 

Предполагается построить вновь каменную церковь, длиною 11 арш. 14 ½ верш. Шириною 11 ар. 12 вер. с пристройкою к оной каменной паперти, длиною и шириною квадратно 7 арш., фундамент коих построек имеет быть до 3 ар. глубины до грунта земли, который по осмотре оказался песчано-глинистым, толщина стен предполагается в самом храме 2 ½ кир. а в пристройке паперти в 2-ва кирпича, толщина же фундамента в 3 кирпича, вышина церкви внутри будет иметь 5-ть аршин.
Архитектор Зборжевский 
 
      Таким образом, вновь были построены паперть с главкой над зданием амбара, кстати, потому и размеры самой церкви (11 арш. 14 ½) не круглые (согласно замером уже существующей постройки). 
 
      Третьим Спасским храмом, расположенным в 10 километрах к западу от села Спасского и в 14-ти к юго-западу от Мураново, являлась церковь Спаса Всемилостивого в селе Тишково. Дублирующим названием села благодаря храму было «Спасское», что вносит ещё большую путаницу наряду со «Спасским-Кощейково». 


  

 
      Первое упоминание о местности имеется в переписных книгах 1646 года: «за Максимом Алексеевичем Собакиным сельцо Тишково на речке Вязи». 165 лет село и построенная в ней усадьбы принадлежали семье Собакиных. При них в 1794 году неподалёку от усадьбы была построена церковь Всемилостивого Спаса. Кирпичный храм был выполнен в псевдоготическом стиле с внутренними размерами: храма — 19 х 16 аршин (13,5 х 11,4 метров), притвора 9 х 3 аршина (6,4 х 2,1 метров). 


 
      После 1812 года владельцем села становится легендарный врач Фёдор Петрович Гааз
 
      Фёдор (Иванович) Петро́вич Га́аз (Фридрих-Иосиф, нем. Friedrich-Joseph Haas) родился 24 августа (6 сентября) 1780 года в Германии, городе Бад-Мюнстерайфель, умер 4 (17) августа 1853 года в Москве. Фёдор Петрович московский врач немецкого происхождения, филантроп, известный под именем «святой доктор». Как выдающийся общественный деятель Гааз получил известность в качестве члена Московского тюремного комитета и главного врача московских тюрем. В 2011 году в связи с широкой благотворительной деятельностью Фёдора Петровича Гааза Римско-католическая церковь начала процесс его канонизации. «Спешите делать добро» —таким было завещание «святого доктора».

      В Тишково установлена посвящённая «МИЛОСЕРДНОМУ ДОКТОРУ» памятная плита. 


 
      При усадьбе в 1792 году был разбит великолепный французский парк с прудом, с полноводными каналами через которые были перекинуты кирпичные арочные мостики. 




      Сегодня же местные активисты отчаянно бьются за сохранение незаконно застраиваемого векового липового парка. 
 
      Но, вернёмся к Спасскому храму. Вновь путём наложения карт выясним, где именно находилась эта церковь. Её постигла участь уже известного нам храма Илии Пророка в Барково – она была разобрана, а по остаткам фундамента проложена дорога. Чуть позже мы узнаем и о том, на что был пущен храмовый кирпич. 






  

 
      В 1996 году в Тишково был построен храм в 400 метрах от старого местоположения. Его освятили в честь святителя Николая Чудотворца. 




 
      Наконец обещанная информация о кирпичах с разобранного храма Всемилостивого Спаса села Тишково (Спасское).
Перед нами документ 1932-го года. 


(ЦГАМО, ф.2157, оп.1, д.1314, л.194) 
 
РСФСР
Президиум Московского Областного Комитета Проект.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ПРЕЗИДИУМА МОСОБЛИСПОЛКОМА №17 от 20/ IV 1932 г.
Слушали: О закрытии и сносе церкви в с. Тишково в районе Зеленого города.
Постановили: Принимая во внимание, что церковь в с. Тишково находится в центре строительства домов отдыха Главсоцстраха – группой верующих указанная церковь не используется более 2-х лет и здание приходит в ветхость – руководствуясь постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 8/IV – 29г. церковь в с. Тишково – закрыть, а здание разобрать.
Полученный от разборки материал реализовать через местное РайФО.
С предметами культа поступить согласно того же постановления ВЦИК:
Должность не разборчиво, подпись: Метворин 

      Районный Финансовый Отдел (РайФО) реализовал… – храм был закрыт и разобран на кирпич для строительства нового цеха пушкинской фабрики «Серп и молот». Частично кирпич был использован на фундамент первых корпусов строящегося дома отдыха «Тишково».
 
      Последний, четвёртый из заявленных Спасских храмов это, расположенный в 11-ти километрах к юго-западу от Спасской в Кощейково, в 10-ти к юго-востоку от Спасской в Тишково и в 20 километрах к югу от Спасской в Мураново церквях – храм святителя Иоасафа Белгородского в… 
 
      А как же, Спасский храм? При чём тут церковь Иоасафа Белгородского? 
 
      Да, храм не Спасский, но зато расположенный на хуторе самого Ново-Спасского монастыря. Этот хутор располагался по границам хорошо нам знакомой деревни Листвяны, современного микрорайона Мамоновка. 
 
      Я, лично начинал свою пастырскую деятельность в посёлке Мамонтовка в храме иконы Божьей Матери «Нечаянная радость» и был первым настоятелем этой общины. Точнее говоря, в 1998 году храма «Нечаянной радости» пока не было, а был только маленький храмик святителя Филарета Московского (Дроздова). Я хорошо помню слухи о некогда существовавшей и разрушенной церкви Иоасафа Белгородского. Мне даже показывали примерное место её местоположения. Но точно никто ничего сказать не мог. Так до сих пор этот храм часто путают с часовней деревни Листвяны, которая стояла на пересечении улиц Маяковского и Центральная. 






 
      Эта часовня была построена на средства дачников в 1890-1892гг. в память о чудесном спасении 17(30) октября 1888 года царской семьи во время крушения поезда под Харьковом. Автором проекта стал архитектор Сергей Борисович Залесский. 



      Эта часовня, сломанная в середине XX века, не имеет ничего общего с вышеозначенной церковью Иоасафа Белгородского. Но где же находился этот любопытный хутор, принадлежавший Новоспасскому монастырю? Кстати, история последнего тесно связана с той же царской семьёй Романовых, а повод постройки в хуторе церкви является фактом жизни последнего русского царя Николая Александровича Романова. 
 
      План поселка «Новоспасский», что с казенной Немчиновской Дачей Московскаго лесничества и что при деревни Листвяне, Мытищинской волости, Московской губернии и уезда, Новоспасскаго Монастыря, восставлен в 1912 году. Масштаб в дюйме 25 сажен. 

  
(ЦИАМ, ф.54, оп.168, д.31, л.17 (10 частей) 
 
      К застройке намеченных на сем плане участков в санитарном отношении препятствий не встречается. Санитарный врач, подпись: Вяч. Левицкий 27-го Сентября 1912 г. №375
Настоящий план на основании постановления Московской Уездной земской Управы принят к руководству при выдаче разрешения на постройки с тем, чтобы проезды по фасаду участков за №№ 1, 2, 3, 4, 5. 6, 64, 65, и 66 были бы разширены до шести сажень, как показано красными чернилами, а также участки за №№ 77 и 78 считать за один строительный участок №77/78. Октября 9 дня 1912 г. Член управы, подпись: В.Кирин. Землемер управы, подпись: Ермаков. 

      Настоящий план содержится в «Деле № 44 Строительного Отделения МОСКОВСКАГО ГУБЕРНСКАГО ПРАВЛЕНИЯ о постройке деревянной церкви при дер. Листвяны, Московскаго уезда». При чём открыто оно было только 23 января (5 февраля) 1914 года. 


 
(ЦИАМ, ф.54, оп.168, д.31, л.1) 
 
ВЕДОМСТВО ПРАВОСЛАВНАГО ИСПОВЕДАНИЯ Прокурор МОСКОВСКОЙ СВЯТЕЙШАГО СИНОДА КОНТОРЫ Москва Января 23 дня 1914 г. №243.
В Московское Губернское Правление (Строительное Отделение).
Имею честь препроводить при сем в Московское Губернское Правление часть плана владения и детальные чертежи на постройку в посёлке «Новоспасское, Московской губернии и уезда, 4 стана, при дер. Листвяне, по Московским Северным железным дорогам, на земле Новоспасскаго монастыря деревянной, крытой железом, на каменном фундаменте церкви. На производство помянутой постройки со стороны Синодальной Конторы препятствий не встречается, а посему покорнейше прошу Губернское Правление разрешить Московскому купцу П.Д.Грачеву вышесказанную постройку.
ПРОКУРОР, подпись.
Секретарь, подпись.
Исполнено: 3(16) февраля 1914 г. №374. Исполнено: 27 марта (9 апреля) 1914 г. №964



(ЦИАМ, ф.54, оп.168, д.31, л.13) 


 
(ЦИАМ, ф.54, оп.168, д.31, л.12 об.) 







  
(ЦИАМ, ф.54, оп.168, д.31, л.14 (4 части) 
 
      Где же в Мамонтовке находился этот великолепный храм и куда он делся?
Во-первых, план геометрически идеально расположенных улиц посёлка “Новоспасский” не мог не оставить отпечатка на современных улицах Мамонтовки. Действительно на фоне практически хаотичных уличных линий посёлка выделяется его окраина, граничащая с московским Акулово. Так же, совпадает их направление относительно частей света. Положим план “Новоспасского” на этот участок Мамонтовки и получим идеальное совпадение. 

  
      Перед нами место, где располагался посёлок “Новоспасский и храм святителя Иоасафа Белгородского построенный Московским купцом II-ой гильдии Петром Дмитриевичем Грачёвым.





     Церковь была освящена 12(25) июня 1914 года, всего за месяц до освящения каменного храма Святого Духа построенного Михаилом Семёновичем Шариковым (13(26) июля 1914 года). 




 
(РГБ, XV 11 а/20, 1914 год №14-26, стр.337, 496)

Московские Церковные Ведомости в №26 от 28 июня (11 июля) 1914 года сообщают: 
 
      Освящение храма. 12 июня на хуторе Новоспасскаго монастыря близ полустанка ”Мамонтовка» Ярославской ж. дороги было совершено освящение храма в честь св. Иоасафа, епископа Белгородскаго, сооруженнаго усердием П.Д.Грачева, в память посещения Государем Императором, в прошлом году, 26 мая Новоспасскаго монастыря.
Храм деревянный, теплый, красивой архитектуры; двух-ярусный иконостас украшен позолотой; иконы писаны придворным иконописцем Гурьяновым. Ко дню освящения храмоздателем и его родственниками пожертвованы: ценная утварь и дорогия облачения, звон колоколов в 208 пудов.
Освящение храма и литургию совершал управляющий Московской митрополией, преосвященный епископ Трифон с о.о.архимандритами: Макарием, Игнатием и прочим духовенством. Преосвященный Трифон произнес глубокопрочувствованное слово и благословил храмоздателя иконой Преподобнаго Серафима Саровскаго.
На торжестве присутствовал прокурор Синодальной конторы Ф.П.Степанов и много богомольцев.
Владыка митрополит Макарий прислал храмоздателю приветственную телеграмму из Екатеренбурга. Местные дачники поднесли благодарственный адрес П.Д.Грачеву за его жертвы на сооружение храма.
Новый храм находится в ведении Новоспасскаго монастыря и богослужения в нем будут совершать братия этой обители.
 
 
      Удалось найти скромную могилу Петра Дмитриевича Грачёва – похоронен он на кладбище Новодевичьего монастыря на одном участке с Владимиром Владимировиче Маяковским. 



      Удивительно, как даты жизни Петра Дмитриевича практически совпадают с датами Михаила Семёновича Шарикова (1862–1929 гг.)

      Вне всякого сомнения, событие освящения храма в Новоспасском не могло пройти мимо Михаила Семёновича и не оставить след в его фотоальбоме. Таким был храм святителя Иоасафа Белгородского в посёлке Новоспасский глазами нашего главного героя Михаила Семёновича Шарикова. Готовясь через месяц освящать свой храм, он однозначно не мог наблюдать за происходящим в Новоспасском, как сторонний наблюдатель. 





 
      Знакомство Шарикова с Грачёвым документально не подтверждается, однако считаю это подтверждение излишним. Не знать Петра Дмитриевича Михаил Семёнович не мог. 
 
Новоспасскому храму будет отмерено ровно 25 лет. 


 
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Президиума Московского Областного Исполнительного Комитета Советов РК и КД
от 4/VII 1939 г. №1465
О закрытии церкви в поселке Мамонтовка, Пушкинского района.
Учитывая, что церковь в пос.Мамонтовка бездействует и пришла в ветхость, группа верующих распалась, — Президиум Мособлисполкома, руководствуясь постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 8.IV-1929 г. ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Разрешить Пушкинскому Райисполкому в пос.Мамотовка церковь закрыть, в связи с тем, что здание церкви из за давности пришло в ветхое состояние, разрешить Райисполкому здание церкви снести, в материал использовать на хозяйственные нужды района. 



(ЦГАМО, ф.2157, оп.1, д.1921, л.63) 


 
      С предметами культа поступить согласно того же постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 8.IV-1929 г.
Настоящее постановление объявить группе верующих, разъяснить порядок обжалования в 2-х недельный срок в Президиум Верховного Совета РСФСР через Мособлисполком. 
 
Предложить Пушкинскому Райисполкому не производить закрытия церкви впредь до получения особого извещения от Мособлисполкома о вступлении в силу настоящего постановления.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ МОСОБЛИСПОЛКОМА: Г.Пальцев
СЕКРЕТАРЬ МОСОБЛИСПОЛКОМА: Н.Васильев
 
 
      Бездействовала же 4 июля 1939 года Новоспасская церковь в связи с тем, что её последний священник – архимандрит Исихий, в миру Исаак Иванович Подлуцкий, ровно год тому – 4 июля 1938 года был расстрелян на Бутовском полигоне. 
 
      Родился Исаак Иванович в 1877 году в селе Старо-Ивановка, Ахтырского район, Харьковской области. Приняв монашество, он становится насельником Ново-Иерусалимского монастыря. Далее, уже в сане игумена его переводят к церкви Иоасафа Белгородского посёлка Новоспасский. 
 
      26 марта 1938 года, проживая по адресу: Московская обл., Пушкинский р-н, пос. Ново-Спасский, д.10, отец Исихий подвергается аресту. Архимандрит Исихий (Подлуцкий) осуждён 7 июня 1938 года, тройкой при УНКВД СССР по Московской обл. по обвинению в «контрреволюционной пораженческой агитации, как глава к/р церковной организации». Согласно статье 58–10 УК РСФСР его приговорили к высшей мера наказания — расстрелу. 
 
      Впоследствии ряд священнослужителей Пушкинского района были обвинены как «члены к/р организации, возглавляемой священниками Рождественским Владимиром Сергеевичем и Подлуцким Исааком Ивановичем», в том числе священники Леонид Алексеевич Флоренский, Николай Петрович Дегтярев, диакон Алексей Ильич Соловьев, псаломщик Александр Иванович Сперанский.
30 августа 1989 года архимандрита Исихия (Подлуцкого) реабилитировали посмертно. 
 
      Несмотря на то, что Исаак Иванович под номером 13 находится в официальном расстрельном списке Бутовских новомученников — http://orthodoxy.stnikolas.ru/newmartyres/butovo_list_all.html, он до сих пор не причислен к лику Новомучеников Церкви Русской. В чём дело? Честно говоря, просто некому было заняться – собрать сведения и документы… 
 
Таким образом мы подошли к финальной части данной работы. Её последнюю часть читайте 26 июля, в день освящения церкви Святого Духа, построенной Михаилом Семёновичем Шариковым.

Андрей ДУДАРЕВ 
 Все права защищены, частичное и полное использование материала - с письменного разрешения автора 
 Контактная почта Veraduda@yandex.ru
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER

Читайте также
11 Мая 2019
Продолжение народного календаря от пушкинского краеведа Игоря Прокуронова. А вы знаете, что иволга, покрыла около шести тысяч километров, возвращаясь из Южной Африки и теперь-то уж птичий хор исполнит свои мелодии в полном составе, на чужбине птицы не поют и птенцов не выводят
11 Мая 2019
7 мая Обществом краеведов «Наследие» и Правдинской школой № 2 были организованы лекции на тему «Правдинский в годы Великой Отечественной войны: дети военного времени»
7 Мая 2019
Пушкинский краевед Владимир Парамонов пытался завершить тему "Карзинкины в Пушкино", но появились новые уникальные краеведческие материалы, требующие продолжения начатого рассказа...  Думаем, читателей заинтересует продолжение этой "эпопеи"
Комментарии

Набережная Серебрянки




Ритуальные услуги в Пушкино



Наши партнеры:





Нашли ошибку?
Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER