О паломничестве в Троице-Сергиеву Лавру

09 фев
14:48 2021
Категория:
Край родной

   4 февраля в Детско-юношеском центре г. Красноармейска состоялось информационно-познавательное мероприятие «Паломничество в Троице-Сергиеву Лавру». С приветственным словом выступил Глава городского округа Красноармейск Федоров А.Б. В мероприятии выступили с презентациями: Логинова Н.С. (Красноармейск) «Связь времен не прерывается», Фролов В.С. (Мытищи) «Забытые дороги Тайнинской (Мытищинской) волости», Павлюк М.Н. (Москва) «Усадьба Свиблово на Троицкой дороге», Житарь А.И. (Центральная библиотека г. Пушкино) «На святой дороге – экскурс по книге И.С. Шмелева «Богомолье»», Крашенинников А.О. (настоятель Крестовоздвиженского храма) «История и современное продолжение традиций Крестных ходов на Радонежской земле».

    


   В вестибюле Детского юношеского центра были представлены макеты Звягинской часовни, Часовни в с.Тарасовка, Часовни над громовым ключом в Мытищах и Спасского храма в Клязьме. Макеты изготовил пушкинский краевед Малявко А.Ф.


Знакомим с выдержками из выступления Алексея Житарь (по книге Шмелева И.С. "Богомолье"):

   Паломничество в Троицу началось еще при Преподобном Сергии Радонежском. Ходили пешком, как это делал Святой игумен Сергий Радонежский «...и никогда не ездил на конях, а всегда ходил пешком», - сообщает его летописец. (1)

   Началу походов в Троицкий монастырь великих русских князей и царей на богомолье положил великий князь Дмитрий Иванович (Донской). Он неоднократно ходил на исповедь к Сергию Радонежскому в его обитель. Посетил он его и перед Куликовской битвой. Сергий благословил Дмитрия, а также предсказал ему победу. Успех Дмитрия в Куликовском сражении еще более возвысил значение Троицкого монастыря.


Памятник прп. Сергию Радонежскому работы скульптора В. М. Клыкова

      На Троицкой дороге уже при царе Михаиле Федоровиче строят деревянные путевые дворцы в селах Тайнинское, Братовщина, Воздвиженское «для остановок и отдыха царя, его семьи и приближенных». Царь Алексей Михайлович ходил в монастырь регулярно, по любому поводу. Он же и построил на протяжении пути путевые дворцы. Их было пять. В селе Алексеевском (около ВДНХ), на берегу Яузы в селе Тайнинском, но реке Скалбе в Братовщине, в селе Воздвиженском и последний, в Троице-Сергиевом монастыре (единственный сохранившийся).


Братовщина, 1903г.

      Был путевой дворец и в селе Пушкино. Упоминание об этом есть в книге Холмогоровых «Радонежская десятина»: «7151 (1643) г. мая 7, по памяти из Дворцовому Приказу, за приписью дьяка Федора Торопова, что во 151 г указал великий господин св. Иосаф патриарх московской и всея Руси в домовом Пречистыя Богородицы и в своем патриаршем дворцовом селе Пушкине устроить новый храм во имя Чудотворца Николы…».

     Там же: «7155(1647) г. апреля 27, св. патриарх ходил в поход в село Пушкино да в село Троицкое и в тех селах в церквах слушал молебны… 7169(1689) августа 20, патриарх пошел с Москвы в Троицы Сергиев монастырь и того числа вечернее кушанье было в селе Пушкине, а на утро, после утрени, пошел патриарх из того села к столовому кушанью в Троицкую вотчину в село Городок, а после столового кушания пришел в Троицкий монастырь, в котором и жил до 4 числа октября 7198(1689) г.».(2)


СЕРГЕЙ КОРОВИН. К Троице. 1902. Холст, масло. 75,5 х 90,5 см. Государственная Третьяковская галерея

Имеются и более ранние свидетельства: в 1595-1597 гг. при первом патриархе Иове Московском и всея Руси село Пушкино именуется дворцовым и патриаршим. (3)

  Троицкая дорога, которую мы теперь называем Ярославской, – от Москвы до Троице-Сергиевой лавры – замечательно изображена в повести И. С. Шмелева «Богомолье», написанной им в 1931 году в Париже. Автор создавал её параллельно с самым известным своим сочинением — романом «Лето Господне». Книга снискала широкую популярность в кругах русской эмиграции, а в конце 1980-х годов была впервые и с большим успехом издана в России.

    Простой сюжет ее заключается в подробном описании дороги к лавре, которую богомольцы проделывали пешком. Быт богомольцев и деревень, через которые они проходят, окрестные пейзажи описаны у Шмелева так живо, что читатель волшебным образом превращается в еще одного спутника шмелевских богомольцев. Присоединимся же к ним хотя бы с помощью коротких отрывков из «пушкинской» части повести.

   На «пушкинском» отрезке дороги мы встречаем описания не только Пушкино, каким оно было в конце XIX века, но и многих деревень округа, названия которых всем нам знакомы: Братовщина, Кощейково, Талицы, Рахманово.

   «Солнце невысоко над лесом, жара спадает. Вон уж и Пушкино. Надо перейти Учу и подняться: Горкин хочет заночевать у знакомого старика, на той стороне села. Федя поддерживает его и сам хромает – намяли сапоги ногу. Переходим Учу по смоляному мосту. В овраге засвежело, пахнет смолой, теплой водой и рыбой. Выше еще тепло, тянет сухим нагревом, еловым, пряным. Стадо вошло в деревню, носятся табунками овцы, стоит золотая пыль. Избы багряно золотятся. Ласково зазывают бабы: «Чаи, устали, родимые, ночуйте… свежего сенца постелем, ни клопика, ни мушки!.. Ночуйте. Право?..».


Вид через реку Учу -1875

«Да и какие теперь чаи! Приготовляться надо, святые места пойдут. Братовщину пройдем – пять верст, половина пути до Троицы. А за Талицами – пещерки, где разбойники стан держали, a потом просветилось место. А там – Хотьково, родители Преподобного там, под спудом. А там и гора Поклонная, называется – «у Креста». В ясный день Троицу оттуда видно: стоит над борами колокольня, как розовая свеча пасхальная». А вот как поэтично описана дорога от Пушкино до Талицы: «Куда ни гляди – все рожь, – нынче хлеба богатые. Рожь высокая, ничего-то за ней не видно. Федя сажает меня на плечи, и за светло-зеленой гладью вижу я синий бор, далёкий… – кажется, не дойти. Рожь расстилается волнами, льется, – больно глазам от блеска. Качаются синие боры, жаворонок журчит, спать хочется.».


Пещерный храм Дмитрия Салунского

   Ивана Шмелёва дважды номинировали на Нобелевскую премию по литературе. Первым в 1931 году его кандидатуру выдвинул ректор Лейденского университета Николас ван Вейк. Спустя год за него поручился немецкий писатель Томас Манн. В письме членам Шведской Академии Манн отмечал: «Его литературные заслуги, по моему убеждению, столь значительны, что он предстает достойным кандидатом на присуждение премии. Из его произведений, которые произвели сильнейшее впечатление на меня и, смею думать, на мировую читающую публику, назову роман «Человек из ресторана» и потрясающую поэму «Солнце мертвых», в которой Шмелев выразил свое восприятие революции». Однако и в 1931, и в 1932 годах премия досталась другим литераторам.

   Последние годы писатель работал над романом «Пути небесные» о послушнице Страстного монастыря Дарье Королёвой и инженере-атеисте Викторе Вейденгаммере, который в старости отказался от своих убеждений и ушёл затворником в Оптину пустынь. Это произведение Шмелёв закончить не успел.

 1. Преподобный Сергий Радонежский / Сост. Никон, архимандрит (Православие. Традиции. Люди). М., 2011. С. 162

2. В. И Г. Холмогоровы. Исторические материалы о церквах и селах XVI-XVIII ст. Радонежская десятина. Москва 1887 г. с.59-71

3.Костомаров Н.И. Смутное время Московского государства в начале XVII столетия. Исторические монографии и исследования. 1604-1613. М., 1994. С. 34

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER
Поделиться новостью:
Подписаться на новости через: Telegram Вконтакте Почта Яндекс Дзен

Читайте также
Комментарии

Комментарии

Написать
Последние комментарии
Александр Ноздровский Александр Ноздровский
Дополнение к афише от Спиридона ...
Александр Ноздровский Александр Ноздровский
Отпевание Артюхиной Татьяны ...
Iryna Harkusha Iryna Harkusha
Что-то у автора статьи пошло не ...
invalid
Ждем график ППР, ...
Alex Alex
С учетом того, что 27 апреля ...
Fly
Звучит, конечно, сильно 196 домов. ...
O9 O9
Пробки всегда будут. На ...
09 09
Ага. Уже построили убогую ...
09 09
Так сколько быдла лезет на ...
O9 O9
Подземные стоянки нужны. И зачем ...




Ритуальные услуги в Пушкино

Наши партнеры: