«Через дебри «Вишневого сада». К дню памяти А.П.Чехова

14 июл
13:49 2020
Категория:
Край родной

«Через дебри «Вишневого сада»

(15 июля – День памяти А.П. Чехова)

     В статье Игоря Прокуронова на портале «Пушкино сегодня» от 03.06.2020 читаем: «Пастуховский «Московский Листок» за 29 июля 1902 г. извещал: «Вчера умер Александр Андреевич Рассказов – один из последних могикан славного прошлого нашего Малого театра… И умер он так, как должен был умереть Рассказов: у самого здания театра на общественном кругу подмосковного Пушкина, на сцене которого он неизменно появлялся в течение последних сезонов. Тут, у театра, он жил, тут он болел, продолжая управлять делом, тут он и умер…».


«Брат мой, страдающий брат…»

   Я обратил внимание на дату смерти А.А. Рассказова – 28.07.1902 года и сразу понял, что в то же самое время А.П. Чехов отдыхал в усадьбе «Любимовка» Станиславского (с 5 июля по 15 августа 1902 года – В.П.), где и была задумана пьеса «Вишневый сад»…


Рассказов А.А.

   Чехов не мог не узнать об этой смерти, находясь так близко от города Пушкино… Сразу у меня возник вопрос: «Может быть, А.П. Чехов каким-то образом отразил этот факт в своей пьесе?» По моему убеждению, это отражено в сцене с Прохожим. Давайте вспомним, как во втором акте вдруг появляется Прохожий, многие нередко сравнивают этого персонажа с абстрактным «голодным россиянином»… Но, на мой взгляд, в образе Прохожего надо искать бродячего актёра! 


Сергей Безруков в роли Прохожего в Любимовке

Эта сцена очень похожа на сцену встречи двух бродячих актёров в пьесе Островского «Лес». А у Прокуронова в статье можно найти такой отрывок: «Тут же сообщалось о предстоящем представлении комедии А.Н. Островского «Лес», где, конечно же, будет участвовать наш герой. Вскоре в очередном сообщении «Из дачных мест: Пушкино» отмечалось, что данный 27 мая спектакль («Лес» Островского), безусловно, удался, а «г. Рассказов – хороший Счастливцев» («Московский Листок», 30.05.1899)…» Кто же, как не актер, мог так хорошо знать строки из стихов, например, Надсона: «Брат мой, страдающий брат…» (1880)? Полностью стихотворение таково:

«Друг мой, брат мой, усталый, страдающий брат,

Кто б ты ни был, не падай душой.

Пусть неправда и зло полновластно царят

Над омытой слезами землей,

Пусть разбит и поруган святой идеал

И струится невинная кровь, -

Верь: настанет пора - и погибнет Ваал,

И вернется на землю любовь!

Не в терновом венце, не под гнетом цепей,

Не с крестом на согбенных плечах, -

В мир придет она в силе и славе своей,

С ярким светочем счастья в руках.

И не будет на свете ни слез, ни вражды,

Ни бескрестных могил, ни рабов,

Ни нужды, беспросветной, мертвящей нужды,

Ни меча, ни позорных столбов!

О мой друг! Не мечта этот светлый приход,

Не пустая надежда одна:

Оглянись, - зло вокруг чересчур уж гнетет,

Ночь вокруг чересчур уж темна!

Мир устанет от мук, захлебнется в крови,

Утомится безумной борьбой -

И поднимет к любви, к беззаветной любви,

Очи, полные скорбной мольбой!..» 

     Кстати, именно, в Пушкино, в отличии от многих городов России, есть Надсоновская улица… Вот, что писала по этому поводу Т. Эффи в газете «Маяк» от 11.03.2009: «Трудно проверить, но вряд ли улица с таким названием есть в каком-либо другом городе России. Всезнающий Интернет отвечает на этот вопрос молчанием. Приезжие нередко переспрашивают, пожимают плечами – название очень непривычное. Вряд ли все жители этой центральной пушкинской улицы смогут ответить на вопрос: почему «Надсоновская»? Что сей сон означает? Если Писаревская названа в честь Писарева, а Некрасовская Некрасова, то не трудно догадаться, что Надсоновская подразумевает тоже писателя. Действительно, имеется в виду поэт Надсон (1862–1887 гг.)…»!     

           «Выдь на Волгу, чей стон…»                                                          

   Или, вот, отрывок из Некрасовского «Размышления у парадного подъезда» (1860) - «Выдь на Волгу, чей стон…». Этот отрывок полностью таков:

«…Выдь на Волгу: чей стон раздается
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется —
То бурлаки идут бечевой!..
Волга! Волга!.. Весной многоводной
Ты не так заливаешь поля,
Как великою скорбью народной
Переполнилась наша земля, —
Где народ, там и стон... Эх, сердечный!
Что же значит твой стон бесконечный?
Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Всё, что мог, ты уже совершил, —
Создал песню, подобную стону,

И духовно навеки почил?..»

   А у Прокуронова находим такое упоминанье, именно, о Волге: «…Под конец жизни старик (А.А.Рассказов – В.П.) отдыхал в своем «имении», под Симбирском, на берегу Волги. Он всех звал к себе: «Поедете, батюшка вы мой родной, по Волге, ко мне в «Рассказовское ущелье» заезжайте. Благодать, рай! Потому и не умираю, что умирать не надобно. Господи, Боже мой! – в каком-то восхищенье восклицал старик. – Чего мне еще от Господа надобно! Живу, можно сказать, барином! Все у меня, слава тебе Господи, есть! Все свое, не купленное! И морковка, и капуста, и репка, и прочая овощь всякая, и ягоды, и рыбка своя, и творог, молочко, сметана, масло. И огород, и сад, и луг свой, и пристань…»

«На Троицу»

   А выход-то у Прохожего какой эффектный, точно, как у актера. И пусть это лишь эпизодическая роль, позволяющая показать, как беспечна в щедрости своей Раневская: шутка ли, отдала случайному попрошайке целый золотой! Но не всё так просто, мы же ранее уже доказали, что второе действие пьесы «Вишневый сад» происходит на Троицу (точнее, 23.05.1898 года – подробнее см. материал «Блуждания по «Вишневому саду» на портале «Пушкино сегодня» от 09.08.2017 – В.П.). А на Троицу было положено подавить любому, кто просит милостыню… И в данном случае, Раневская поступает, как истинная христианка… Но, удивительно, едва Прохожий исчезает за кулисами, пьеса двинется дальше, и никто ни разу о нем больше не упоминает…

«А.М. Пешкову (М. Горькому) 29 июля 1902 года, Любимовка»


   Интересно, что в день выхода «Московского листка» с некрологом о А.А. Рассказове, А.П. Чехов пишет письмо М. Горькому, в котором речь идет о его новой пьесе «На дне». Приведем его полностью, даже с примечаниями:

   «Дорогой Алексей Максимович, пьесу Вашу я прочел. Она нова и несомненно хороша. Второй акт очень хорош, это самый лучший, самый сильный, и я, когда читал его, особенно конец, то чуть не подпрыгивал от удовольствия. Настроение мрачное, тяжкое, публика с непривычки будет уходить из театра, и Вы во всяком случае можете проститься с репутацией оптимиста. Жена моя будет играть Василису, распутную и злющую бабу, Вишневский ходит по дому и изображает татарина — он уверен, что это его роль. Луку — увы! — Артему нельзя давать, он повторится в ней, будет утомляться; зато городового отделает чудесно, это его роль, сожительница — Самарова. Актер, который очень удался Вам, роль великолепная, ее надо отдать опытному актеру, хотя бы Станиславскому. Барона сыграет Качалов.

   Из IV акта Вы увели самых интересных действующих лиц (кроме актера), и глядите теперь, чтобы чего-нибудь не вышло от этого. Этот акт может показаться скучным и ненужным, особенно если с уходом более сильных и интересных актеров останутся одни только средние. Смерть актера ужасна; Вы точно в ухо даете зрителю, ни с того ни с сего, не подготовив его. Почему барон попал в ночлежку, почему он есть барон — это тоже недостаточно ясно.

   Около 10 августа я уезжаю в Ялту (жена остается в Москве), потом, в августе же, возвращусь в Москву и проживу здесь, если не произойдет чего-нибудь особенного, до декабря. Увижу «Мещан», буду на репетициях новой пьесы. Не удастся ли и Вам вырваться из Арзамаса и приехать в Москву, хотя бы на неделю? Я слышал, что Вам разрешат поездку в Москву, что за Вас хлопочут. В Москве переделывают Лианозовский театр в Художественный, работа кипит, обещают кончить к 15 октября, но едва ли спектакли начнутся раньше конца ноября и даже декабря. Мне кажется, постройке мешают дожди, неистовые дожди.

   Я живу в Любимовке, на даче у Алексеева, и с утра до вечера ужу рыбу. Речка здесь прекрасная, глубокая, рыбы много. И так я обленился, что самому даже противно становится.


Чехов и Книппер-Чехова в Любимовке 1902 год.

   Здоровье Ольги поправляется, по-видимому. Она Вам кланяется и шлет привет сердечный. Передайте от меня поклон Екатерине Павловне, Максимке и дщери.

   «Мысль» Л. Андреева — это нечто претенциозное, неудобопонятное и, по-видимому, ненужное, но талантливо исполненное. В Андрееве нет простоты, и талант его напоминает пение искусственного соловья. А вот Скиталец воробей, но зато живой, настоящий воробей.

В конце августа мы увидимся, как бы то ни было.

   Будьте здоровы и благополучны, не скучайте. Был у меня Алексин, говорил о Вас хорошо.                      Ваш А. Чехов.

   О том, что пьесу получили обратно, напишите строчку. Мой адрес: Неглинный пр., д. Гонецкой.

С названием не спешите, успеете придумать.

Примечания:

  1. ...пьесу Вашу я прочел. — М. Горький прислал Чехову для прочтения только что законченную пьесу «На дне».
  2. ...будет играть Василису... — О. Л. Книппер исполнила в пьесе «На дне» роль Насти.
  3. ...Вишневский ходит по дому... — Актер Художественного театра А. Л. Вишневский жил в то время вместе с Чеховым и Книппер на даче К. С. Станиславского в Любимовке.
  4. ...и изображает татарина... — При постановке пьесы Вишневскому была поручена именно эта роль.
  5. Луку — увы! — Артему нельзя давать... — Роль Луки исполнил И. М. Москвин.
  6. ...сожительница — Самарова. — Роль Василисы, жены городового Костылева, была отдана Е. П. Муратовой. М. А. Самарова сыграла Квашню. В автографе ошибочно написано «Самарина».
  7. Актер ~ ее надо отдать ~ Станиславскому. — Роль актера в спектакле исполнил М. А. Громов. Станиславский сыграл Сатина.
  8. Барона сыграет Качалов. — Эта роль действительно была отдана В. И. Качалову.
  9. Около 10 августа я уезжаю в Ялту... — Чехов выехал из Москвы в Ялту 14 августа.
  10. ...жена остается в Москве... — После отъезда Чехова в Ялту Книппер продолжала до 5 сентября жить в Любимовке.
  11. ...потом, в августе же, возвращусь в Москву ~ и проживу здесь ~ до декабря. — См. примечания к письму 3795.
  12. Увижу «Мещан»... — Чехов был на представлении «Мещан» и Художественном театре 25 октября. Газета «Новости дня», описывая этот спектакль, сообщала в номере от 10 декабря 1902 г.: «Конечно, театр был переполнен. В нем была „вся Москва“ <...> В антрактах слышалось: „вот Чехов“, „вот Андреев“».
  13. ...буду на репетициях новой пьесы. — Чехов имеет в виду пьесу «На дне».
  14. Не удастся ли и Вам вырваться из Арзамаса... — Горький жил в Арзамасе с 9 мая 1902 г. под «гласным надзором» полиции. На первом представлении «Мещан» в Москве 25 октября 1902 г. он не присутствовал.
  15. ...за Вас хлопочут. — По распоряжению министра внутренних дел дело против Горького, обвинявшегося в политической неблагонадежности, было прекращено 24 июля 1902 г. О снятии с Горького особого надзора полиции прокурор Московской судебной палаты сообщил начальнику Нижегородского жандармского управления 10 августа 1902 г.; Горький был извещен об этом 16 августа.
  16. В Москве переделывают Лианозовский театр в Художественный... — См. примечания к письмам 3487, 3527, 3613 и 3650 в т. 10 Писем.
  17. ...обещают кончить к 15 октября, но едва ли спектакли начнутся раньше конца ноября... — Театр был открыт 25 октября. Была показана пьеса Горького «Мещане».
  18. Я живу в Любимовке, на даче у Алексеева... — См. примечания к письмам 3789 и 3795.
  19. Речка — Клязьма.
  20. Здоровье Ольги поправляется... — См. примечания к письму 3789.
  21. Екатерина Павловна — Е. П. Пешкова.
  22. Максимка — сын Горького.
  23. дщерь — Катя Пешкова.
  24. «Мысль» Л. Андреева... — Рассказ Л. Андреева «Мысль» был опубликован в журнале «Мир божий» (1902, № 7).
  25. В конце августа мы увидимся... — Встреча Чехова с Горьким в августе не состоялась.
  26. Был у меня Алексин... — См. примечания к письму 3794.
  27. С названием не спешите... — О колебаниях Горького в выборе названия для пьесы Андреев писал в августе 1902 г. Н. К. Михайловскому: «Был я в Арзамасе у Горького и слышал его новую драму: „В ночлежном доме“, или „На дне“ (он еще не остановился на том или другом заглавии) <...>» («Литературный архив», т. 5. М. — Л., 1960, стр. 55). Первое отдельное издание пьесы вышло в декабре 1902 г. в Мюнхене под названием «На дне жизни».

«Московский листок»

      И еще, хотелось бы привести высказывание А.П. Чехова о Петуховском «Московском листке». Такое высказывание появляется в письме к Н.А. Лейкину от 25.12.1883 года: «…Кстати о маленькой дрязге, подаренной мне сегодня «на елку». Пастухов, обидевшийся на меня за заметку о московской малой прессе, под рассказом Агафопода Единицына, помещенным в рождеств<енском> номере «Моск<овского> листка», подмахнул «А. Чехов». Рассказик плохенький, но дело не в качестве рассказа: плохой рассказ не в укор писаке средней руки, да и не нужны хорошие рассказы читателям «Моск<овского> листка». Москвичи, прочитав мою фамилию, не подумают про брата и сопричтут меня к Пазухину и Кº. Полной фамилией я подписуюсь только в «Природе и охоте» и раз подписался под большим рассказом в «Альманахе Стрекозы», готов, пожалуй, подписываться везде, но только не у Пастухова. Но далее... Благополучно паскудствующие «Новости дня» «в пику» конкуренту своему Пастухову напечатали в своем рождеств<енском> номере произведения господ, изменивших накануне праздника своему благодетелю Пастухову (Вашков, Гурин и др.). Номер вышел ядовитый, «политичный». Чтобы еще громче пшикнуть под нос Пастухову, «Новости дня» под одной маленькой ерундой, которую я постыдился бы послать в «Осколки» и которую я дал однажды Липскерову, подмахнули тоже мою полную фамилию (а давал я Липскерову мелочишку под псевдонимом...). «На, мол, гляди, Пастухов: к тебе не пошел, а у нас работает, да еще под полной фамилией». Выходит теперь, значит, что я работаю и в «Новостях дня» и в «Моск<овском> листке», служу двум богам, коих и предал в первый день Рождества: и Пастухову изменил, и Липскерову. «Новости дня» тоже злятся за ту заметку…».

     Выходит, что Чехов так или иначе сотрудничал с «Московским листком», и скорее всего просматривал каждый номер… И, скорее всего, видел «Московский Листок» за 29 июля 1902 года, узнав о смерти Александра Андреевича Рассказова…

Владимир Парамонов




Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER
Поделиться новостью:
Подписаться на новости через: Facebook Вконтакте Почта Яндекс Дзен

Читайте также
Комментарии

Комментарии 1

Написать
Елена
Больно видеть, что молодой вишневый сад в Любимовке (тот, на фоне которого Безруков на фото) полностью погиб. Все деревья стоят сухие.
Ответить
Написать
Последние комментарии
val88659
УК не имеет никакого права ...
val88659
Почему нет числа умерших от ...
Николай
Замечательный человек, ...
Pavlick
Спасибо, ...
сергей
Спасибо, А.И.! Хотим передать ...
Александр Ноздровский Александр Ноздровский
Обратился к оперативному ...
Fly
А кто собрание, сбор подписей и ...
сергей
В камышах и утки прячутся ,пока ...
Pavlick
Тут в соцсетях посоветовали им ...
Pavlick
Когда делали эту набережную, ...




Ритуальные услуги в Пушкино

Наши партнеры: