17 (29 по новому стилю) января 1860 года родился Антон Павлович Чехов (1860-1904) – великий русский писатель, талантливый драматург, академик, врач по профессии. Пушкинский краевед Владимир Парамонов поделился интересным материалом, приуроченным к 160-летию А.П. Чехова, где вспоминает три сцены из пьесы «Вишневый сад», задуманной у нас в Любимовке.
Чехов и Книппер (Любимовка 1902 )
«Давайте вспомним…»Давайте вспомним три сцены из пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад», задуманной у нас в Любимовке.
Первая, где Ермолай Лопахин в четвёртом действии пьесы уговаривает Петю Трофимова взять денег в долг: «Я весной посадил маку тысячу десятин и теперь заработал сорок тысяч чистыми. А когда мой мак цвел, что это была за картина! Так вот я, говорю, заработал сорок тысяч и, значит, предлагаю тебе взаймы, потому что могу. Зачем же нос драть? Я мужик… попросту!».
Следующая, во втором акте слова Пети Трофимова: «Человечество идёт вперед, совершенствуя свои силы. Всё, что недосягаемо для него теперь, когда-нибудь станет близким, понятным, только вот надо работать, помогать всеми силами тем, кто ищет истину. У нас, в России, работают пока очень немногие. Громадное большинство той интеллигенции, которую я знаю, ничего не ищет, ничего не делает и к труду пока не способно…».
Золотухин в роли Трофимова
И последняя цитата, монолог Фирса в третьем действии: «… Прежде у нас на балах танцевали генералы, бароны, адмиралы, а теперь посылаем за почтовым чиновником и начальником станции, да и те не в охоту идут. …».
Ильинский в роли Фирса
«Булочки с маком?»
А теперь посмотрим, как отозвались эти слова в жизни России последующих лет.
И снова попробуем разобраться в деталях, начнём с первого высказывания. Выходит, что с 1 десятины урожай мака принёс Лопахину чистую прибыль 40 рублей, а это немало по тем временам!
Неужели выращивание мака в конце XIX века такой выгодный бизнес? В полевую культуру мак начали вводить в России в начале второй половины XIX века, тогда же начала развиваться и опийная культура мака. Выходит, что Лопахин был одним из пионеров в этом бизнесе, а любое новое дело – это всегда риск потерять вложенные деньги.
А.П. Чехов, будучи врачом (среди морфинистов было множество докторов, медсестер и санитаров – В.П.), наверняка, имел в виду то, что мак выращивался Лопахиным для изготовления в дальнейшем лекарственных препаратов. В XIX – начале XX веков наркотические средства воспринимались как на Западе, так и в России всего лишь обычными лекарствами. Маковое сырьё использовалось в основном в медицине для производства снотворных и болеутоляющих средств (особенно при хирургических вмешательствах – В.П.).
В то время ситуация и с другими наркотиками была угрожающей. Разрушительные последствия, сопровождаемые приёмом наркотиков, оставались тогда ещё подробно не исследованными и неосознанными… Для наглядности картины обратимся к довоенным (1-ой Мировой войны – В.П.) воспоминаниям Александра Вертинского (был медбратом во время войны – В.П.): «Продавался он (т.е. кокаин – В.П.) сперва в аптеках, в запечатанных коричневых бочонках, по одному грамму. Самый лучший, немецкий фирмы «Марк» стоил полтинник (50 коп. – В.П.) грамм. Потом его запретили продавать без рецепта, и доставать его становилось всё труднее и труднее. Его уже продавали «с рук» - нечистый, пополам с зубным порошком, и стоил он в десять раз дороже (уже 5 руб. за грамм – В.П,)… Короче говоря, кокаин был проклятием нашей молодёжи. Им увлекались многие. Актеры носили в жилетном кармане пузырьки и «заряжались» перед каждым выходом на сцену. Актрисы носили кокаин в пудреницах. (А Чехов хорошо знал театральную среду – В.П.). Поэты, художники перебивались случайными понюшками, одолженными у других, ибо на свой кокаин чаще всего не было денег… ».
Наиболее известным из которых в то время являлся морфин (у М. Булгакова даже есть рассказ «Морфий», мы позже к нему вернёмся - В.П.). Интересно, что слово «морфий» происходит от имени бога сновидений в греческой мифологии – Морфей – сыны Гипноса (от этого имени слово – «гипноз» - В.П.), бога сна!
В среде морфинистов было много представителей богемы того времени. Например, актер Андреев-Бурлак, писательница и актриса Елизавета Шебельская, художник Всеволод Максимович…
Лев Толстой в «Анне Карениной» описывает, как главная героиня пристрастилась к морфину после того, как его впервые применили к ней для облегчения болей при вторых родах.
А вот страшная история поэтессы Нины Петровской, любовный треугольник которой с Белым и Брюссовым талантливо описан последним в романе «Огненный ангел». Она подсела на морфий весной 1906 года и вскоре увлекла за собой Брюсова, «и это была её настоящая, хоть не сознательная месть», записал Ходасевич. А вот его же свидетельство о самом поэте: «Помню, в 1917 г., во время одного разговора я заметил, что Брюсов постоянно впадает в какое-то оцепенение, почти засыпает. Наконец, он встал, не надолго вышел в соседнюю комнату – и вернулся помолодевшим. … Заглянув в пустой ящик его стола, я нашел там иглу от шприца и обрывок газеты с кровяными пятнами. Последние годы он часто хворал, - по-видимому, на почве интоксикации». А желчный Бунин обзывал Брюсова «морфинистом и садистическим эротоманом».
У поэта Кирсанова есть такие строки:
«Я
Сам набирал
Из ампулы яд»
Михаил Булгаков, автор рассказа «Морфий», некоторое время был морфинистом, однако, как считается, полностью излечился от наркомании благодаря самоотверженной помощи своей первой жены. А вот, невероятные сведенья, полученные уже в наше время. Учёные из Хайфы и Милана исследовали десять страниц финальной редакции рукописи романа «Мастер и Маргарита», над которыми писатель работал до последних недель жизни. Оказалось, что на каждой странице содержатся следы морфия – от 2 до 10 нанограмм на квадратный сантиметр. А так же следы белков, свидетельствующие о том, что Булгаков страдал от гипертонического нефросклероза. То есть морфий мог выделиться либо через капли пота на руках писателя, либо через его слюну при облизывании пальцев для перелистывания страниц…
К числу жертв морфия можно отнести и Владимира Высоцкого, исполнявшего в своё время роль Лопахина в театре на Таганке… Круг замкнулся – мы снова вернулись к Лопахину!
Высоцкий в роли Лопахина
«Маковое поле…»
Похоже, уезжая «по делам» на три недели в первом действии пьесы, Лопахин, обрисовав свой план действий Раневской, и вновь предлагая в немалую сумму в долг, отправился на посев мака (в районе Харькова – В.П.): «Через три недели увидимся (Целует Любови Андреевне руку.). Пока прощайте. Пора. (Гаеву.) До свиданья. (Целуется с Пищиком). До свидания. (Подаёт руку Варе, потом Фирсу и Яше.) Не хочется уезжать (Любови Андреевне.) Ежели надумаете насчёт дач и решите, тогда дайте знать, а взаймы тысяч пятьдесят достану (то есть у Лопахина имеется возможность достать «свободных» 50 тысяч – В.П.). Серьёзно подумайте». Итого: 50 тысяч весной и 40 тысяч, вырученные за мак осенью, как раз, и составляют 90 тысяч сверх долга Раневской, выложенные им на аукционе… То есть к осени Лопахин как бы «отбил» уже эту сумму!
Еще интересный факт – поля Лопахина, засеянные маком, составляют «тысячу десятин», то есть по площади равны вишневому саду Раневской… И на посеве мака он выручил 40 тысяч, а для Раневской он прогнозирует всего 25 тысяч (и это оптом! – В.П.) с точно такой же территории… Тогда зачем, к примеру, заниматься строительством дач, если большую сумму можно получит, посеяв мак? Возможно, участок Раневской, например, расположен на менее плодородных почвах (например, намного севернее Харькова – В.П.) или это просто прогноз минимальной прибыли, исходя из обстоятельств, а на самом деле, можно получить и больше… Лопахину – да, а вот, Раневской – вряд ли…
Но вновь вопрос: покрывает ли эта сумма в 90 тысяч плюс погашение долга (т.е 190 тыс. руб. – В.П.) реальную стоимость вишневого сада? То есть, 190 т.руб. : 1000 дес. = 190 руб. за дес. С учётом того, что рядом, всего в 20 верстах, большой город, есть железная дорога, имение на берегу глубокой реки… С такими преимуществами цена за десятину явно выше – 300 – 500 руб. То есть Лопахин, выиграв при жесточайшей конкуренции аукцион, и в накладе, явно, не остался!
«Вечный студент»
Перейдём ко второму высказыванью. Трофимов Петр Сергеевич, студент… И эпизод с его калошами… У Герцена в его работе «В Московском университете» описывается такой эпизод (события 1831 года – В.П.) противостояния студентов и преподавателя Малова: «Малов, бледный, как полотно, сделал отчаянное усилие овладеть шумом – и не мог; студенты вскочили на лавки. Малов тихо сошел с кафедры и, съёжившись, стал пробираться к дверям; аудитория – за ним, его проводили по университетскому двору на улицу и бросили вслед за ним его калоши». А.П. Чехов определённо знал об этом событии, оно было на слуху в Москве, и, возможно, своеобразно включил в свою пьесу «Вишневый сад».
А почему Трофимов – «вечный студент»? Например, в связи с коронованием Николая II в апреле 1896 года из Москвы выслали около 90 политических неблагонадёжных студентов. А вдруг, и наш Трофимов был в их числе, и отсиживался у Гаевых с весны до осени?
А.П. Чехов писал о студенческих беспорядках еще в 1899 года А.С. Суворину: «Если государство неправильно отчуждает у меня кусок земли , то я подаю в суд, и сей последний восстанавливает моё право; разве не должно быть то же самое, когда государство бьёт меня нагайкой, разве и в случае насилия с его стороны не могу вопить о нарушенном праве? Понятие о государстве должно быть основано на определённых правовых отношениях, в противном же случае оно – жупел, звук пустой, пугающий воображение».
Еще интересный факт, 20 октября 1905 года на митинг в Москве собралось около 15 тысяч человек под лозунгом «Требуем созыва Учредительного собрания». Охрану митинга осуществляли студенты. Возможно, и Трофимов Петр там мог быть после отъезда из имения Гаевых…
Полиция применила оружие для разгона демонстрантов. Представители интеллигенции отразили свой гнев в петиции, поданной в городскую думу: «Потрясенные этим происшествием, имевшим место вчера, в 11 часов вечера, в центре города, у стен старого университета, мы … обращаемся … с решительным требованием безотлагательно принять решительные меры к охране жизни и безопасности жителей…». Письмо подписали К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, О.Л. Книппер-Чехова, то есть самые непосредственные участники постановки «Вишневого сада»!
«Способ тогда знали…»
Наконец, перейдём к третьему эпизоду из пьесы «Вишневый сад»… Так, в книге «Москва в царствование Императора Александра Второго» (М.,1904) Д.И. Никифорова вдруг находим уже в начале ХХ века воспоминания, почти словами Фирса из «Вишнёвого сада», о пышных приёмах 1860-х годов: «Не то теперь! Прежний танцевальный вечер на 70 или 100 человек обходился от 150 до 200 рублей. Теперь нельзя обернуться в 3000 и 5000 руб. Во-первых, заведено устраивать непременно буфет с глыбами льда и замороженным шампанским, которое и молодёжь и старики истребляют с начала до конца вечера… В старину, когда шампанское продавалось 3 рубля бутылка, его подавали только за ужином, а теперь, когда цена его более чем удвоилась его пьют не переставая в течении всей ночи… В старое доброе время ужины готовили свои повара из привезенной своей деревенской провизии… Туалеты барышень были проще и почти всегда без кричащих нынешних отделок».
Федор Тютчев писал: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется…», и действительно любая реплика в чеховской пьесе «Вишневый сад» с течением времени приобретает совершенно иной смысл, оттенок и даже последствия, оставаясь актуальной во все времена!
Владимир Парамонов
Комментарии