Реконструкция истории деревни Пруссы по фотографиям Н.А. Шилова

12 сен
17:03 2019
Категория:
Край родной
Реконструкция истории деревни Пруссы по фотографиям Н.А. Шилова. Публикуем материал, с которым пушкинский краевед Ольга Соловьева выступила накануне на Всероссийской научной конференции с международным участием «АРХИВЫ И УСАДЬБЫ», проходящей на территории Пушкинского городского округа

Реконструкция истории деревни Пруссы

по фотографиям Н.А. Шилова

   Ключ памяти

   Фотография – это наглядный источник знаний о прошлом. Заменяя письменный и устный язык, фотография фиксирует свершившийся факт событий, достоверность которых непоколебима. Снимки позволяют преодолеть дистанцию во времени и пространстве, и в этом, пожалуй, и состоит их главная ценность для краеведения.

   Именно фотографии, а точнее – изображения со старинных стереопар, послужили неким катализатором для изучения истории деревни Пруссы, ныне входящей в состав городского округа Мытищи, а до середины 50-х годов относившейся к Пушкинскому району Московской области [1]

   Первоначально фотоархивом, о котором пойдет речь, владел Николай Александрович Шилов - известный российский физикохимик, один из основоположников теории противохимической защиты, академик, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова с 1917 года.


Н.А. Шилов (1872-1930)

   Фотоархив включает в себя около 2500 стереофотографий, сделанных Н.А. Шиловым в период 1897-1917 гг. По его собственному подробному каталогу с комментариями практически к каждому снимку можно отследить почти весь диапазон путешествий и перемещений семьи Шиловых.


Фрагмент каталога Н.А. Шилова

   Очевидно, что к фотоархиву и занятию стереофотографией сам профессор относился очень трепетно, аккуратно – так до наших дней сохранился специальный, сделанный на заказ, шкаф для хранения стекол, который на одной из парижских выставок был удостоен малой золотой медали, и даже специальный аппарат для просмотра изображений – стереоскоп.

Огромная заслуга в том, что фотографии не были утрачены, принадлежит потомкам Н.А. Шилова, в частности его правнуку, Борису Сергеевичу Стечкину.

 Пруссы что на реке Уче: загородная жизнь Шиловых

    Около сотни фотографий из архива Н.А. Шилова было сделано в Пруссах в период 1897-1917гг., где на тот момент располагалось их усадьба – об этом свидетельствуют и подписи в каталоге, и сами изображения. Факт владения усадьбой также зафиксирован в справочнике Московского столичного и губернского статистического комитета за 1913 г.[2]

   По предположению Б.С. Стечкина, изначально землю в Пруссах приобрел Александр Александрович Шилов (отец Н.А. Шилова) - основатель и совладелец Александровского Пассажа в Москве.

   Видимо благодаря общим интересам, А.А. Шилов был знаком с молодым тогда еще архитектором Федором Шехтелем: именно он стал автором проекта усадьбы, которая была построена в Пруссах в 1888 году.[3


Вид на дом, 1907. Фотоархив Шилова.

   27 апреля 1897 года Николай Александрович Шилов женился на Вере Николаевне Абрикосовой (внучке Алексея Ивановича Абрикосова, крупнейшего кондитерского промышленника). В браке у них родились трое детей: Ирина, Александр, Марина.


Веруша и я. Пруссы, 1897. Фотоархив Шилова


Ира под китайским зонтиком, 1900. Фотоархив Шилова.

   Примечателен тот факт, что Шиловы породнились с Абрикосовыми еще в 1887 году, когда Георгий Алексеевич Абрикосов (дядя Веры) взял в жены Марию Александровну Шилову (сестру Николая).


Группа вокруг Иры, 1898. Под зонтиком – Мария, крайний справа – Георгий. Фотоархив Шилова.

   Именно эти персонажи и запечатлены на большей части «прусских» фотографий: неспешные прогулки, чаепития, забавы с детьми – одним словом, классическая дачная жизнь русской усадьбы конца XIX – начала ХХ в.

   «У душистого горошка Ира и Веруша», «папа с мальчиками», «Веруша и я у церкви» – даже в подписях к фотографиям чувствуется, какую огромную ценность представляла для этого ученого человека его семья, сколько любви кроется в этих простых, казалось бы, комментариях…


Фрагмент каталога Н.А. Шилова

   Высокое качество оцифровки стереопар позволило рассмотреть на них множество интересных деталей. Например, в серии снимков, иллюстрирующих крестный ход в Пруссах летом 1898 года, можно достаточно хорошо разглядеть икону. Появилась гипотеза, что там изображен сюжет «Лобзание Христа Спасителя Иудой»: на это указывало количество персонажей на иконе, их позы и круг, в котором располагалась вся композиция.

 

Крестный ход. Пруссы, 1898г. Фотоархив Шилова.

   В то время икона Лобзание Христа Спасителя Иудой слыла одной из главных святынь восточной части Подмосковья. В 1888 г. с нее даже была сделана точная копия – настолько велик был спрос «на изношение иконы для Крестного хождения».[4]

   После того как 10 ноября 1897 г. А.А. Шилов скончался, имение поделили между его детьми – Марией и Николаем. Долю Марии Георгий Алексеевич записал на себя (факт раздела имущества просматривается в более поздних письмах Н.А. Шилова с фронта).

   Наверное, тогда обе семьи и предположить не могли, какие радикальные изменения вскоре произойдут с их вотчиной…

   В письме с фронта от 10 июня 1917 г. Николай Александрович огорчается: «Очень жаль, что крестьяне относятся так недобросовестно. Может быть все-таки все уладится мирно. Жаль, что так неладно с крестьянами. Георг. Ал. наверно натравливал их на нас, чтобы под шумок сохранить свое за собой. Почему пяловцы хотят наш луг, а не Абрикосовский? Тут что-то неладно…».

Вскоре после революции Шиловы-Абрикосовы покинули Пруссы.

 «К господскому дому подогнали лошадь и стали нагружать все, что еще можно было спасти: зеркала, посуду, мебель. Все это происходило в страшной спешке. В итоге лошадь оступилась, и всё тут же разбилось вдребезги. Это был 1918 год», - делится воспоминаниями своей бабушки коренная жительница Пруссов Эльвира Николаевна Зайцева.

   Из биографии Н.А. Шилова известно, что как раз в период революционных событий он был очень востребован как ученый. В 1915—1917 гг. Шилов работал на фронте по части испытаний и внедрений противогаза Зелинского-Кумманта. Под его руководством было организовано до семи передвижных лабораторий по проверке противогазов. В мае-июле 1918 г. Николай Александрович возглавлял первые опыты по промышленному уничтожению взрывчатых веществ и химического оружия на полигоне близ ст. Лианозово Московской железной дороги.[5]

   Николай Александрович Шилов скончался в возрасте 58 лет от сердечного приступа на пляже в Гаграх, это случилось в 1930 году. Его супруги не стало в 1942 г. Род Шиловых продолжила только их дочь Ирина: Саша умер в десятилетнем возрасте, Марина умерла в 1930 г.


Ирина Шилова. Фото с сайта abrikosov-sons.ru

   Вневременной ориентир - Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Пруссах. Судьба имения Шиловых- Абрикосовых после 1917 г.

   Основной вопрос, терзавший краеведческое сознание после обретения архива Шилова, заключался в том, где же конкретно располагалась их усадьба и что с ней стало после революции.

   Следует также отметить, что в ХХ веке глобальные изменения затронули Пруссы дважды: второй своеобразной «революцией» стало строительство здесь в 1932-1937 гг. Пяловского водохранилища, относящегося к Каналу Москва-Волга (ныне Канал им.Москвы).


Строительство Пяловской плотины, 1935-1937. Фото с сайта pastvu.com

   Водохранилище кардинально изменило ландшафт части деревни, поглотив русло р.Учи. По воспоминаниям старожилов, затоплен был и старинный погост.

   Но вернемся к усадьбе Шиловых. Главным ориентиром, позволившим вычислить ее точное месторасположение, стал храм, который фигурировал на многих фотографиях - Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Пруссах.

   Каменный однокупольный храм в стиле ампир с достаточно оригинальной объёмной композицией был построен в 1814 г. на средства Е. Г. Березниковой. В трапезной были Никольский и Григория Нисского приделы.[6]


Храм в Пруссах, 1898. Фотоархив Шилова

   Храм был отмечен на карте районов церковных приходов и волостей Московского уезда 1877 года и на более поздней карте Москвы и окрестностей института геодезии и картографии ГГУ-ВСНХ-СССР 1931 г.

   Благодаря картам и тщательному сопоставлению фотографий удалось вычислить локацию дома Шиловых – сейчас это место находится вблизи пляжа, на берегу Пяловского водохранилища:


   Но тут же возник и другой вопрос – на некоторых фотографиях была запечатлена усадьба в Пруссах, однако это был явно не тот дом, который проектировал Шехтель. Что же это за строение?

   Появилась гипотеза, что это был дом, где проживали Мария Александровна и Георгий Алексеевич Абрикосовы.


1897. Дом Марии и Георгия (?). Фотоархив Шилова.

   Позднее это подтвердилось найденным в архиве абрисом 1923 г.[7]:



   Абрис и другие обнаруженные в архиве документы позволили также узнать, что же стало с имением Шиловых-Абрикосовых через несколько лет после революции: обе усадьбы были переданы Московскому Отделу Народного Образования (МОНО) в 1922 г., в них была организована колония для дефективных девочек.[8]

   На тот момент колония состояла из деревянного дома в 2 этажа, 15 комнат, кухни в 2 комнаты, прачечной, каменной оранжереи с подвалом и 2 кладовыми, скотного двора, конюшни, каретника, птичника, коровника, здания конторы (деревянное из 8 комнат), а также леса, парка, огорода, луга, пахотной земли.[9]

   Мебель, сельскохозяйственный инвентарь, транспорт – согласно описи, имущество из усадеб также перешло в ведение колонии.[10]

   Очевидно, что детское учреждение размещалось в Пруссах еще во времена Шиловых: на многих фотографиях Николая Александровича запечатлены коротко остриженные девочки в одинаковых платьях.


Хоровод с Ирой, 1900г.Фотоархив Шилова.

  Претерпевая структурные изменения, детский дом в Пруссах существовал вплоть до 1937 г., когда решением Президиума Пушкинского Райисполкома его было предложено закрыть.

   Заседание президиума Пушкинского Райисполкома (РИКа) от 4 декабря 1937 года: «Согласиться с мнением комиссии Мосздрава о нецелесообразности дальнейшего нахождения детдома "Пруссы" в жёстко-санитарной зоне канала Москва-Волга, учитывая, что нынешнее состояние детдома требует средств на капитальный ремонт 300 т.р. и на устройство канализации 200 т.р., без чего существование детского дома в жёстко-санитарной зоне будет являться прямой угрозой загрязнения водохранилища, снабжающего Москву водой, а само здание без ремонта угрожает обвалом". [11]

   В аналогичных документах за 1938 год детдом «Пруссы» уже не фигурирует, из чего можно сделать вывод о том, что он действительно был закрыт.

Вскорости после этого исчезла и каменная Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.


Ориентировочно 1938 г. В левом углу виден остов храма.

Фото из семейного архива Ловилиных.

    Из протокола Президиума Пушкинского Райисполкома от 15 мая 1939 г.: «Передать Стройконторе РИКа здание бывшей церкви в Пруссах на слом, так как здание находится в жёсткой запретной зоне водохранилища Водопроводного канала Сталинской насосной станции и не может быть использовано под какие-либо нужды. Предложить начальнику Стройконторы т. Переверзеву немедленно приступить к разборке здания бывшей церкви и использовать кирпич и камень от здания на строительство Ивантеевкой школы».[12]

   Спустя много лет храм был восстановлен примерно на том же месте, правда, уже не из камня и значительно меньших размеров – сегодня это уютная деревянная церковь, попасть в которую можно только имея пропуск, ведь строение находится в санитарной зоне Пяловского водохранилища. Но именно благодаря храму, а точнее его нынешнему настоятелю, иерею Дмитрию Кузнецову, удалось выйти на след современников Н.А. Шилова.

Эхо прошлого: управляющий усадьбой Кузьма Бащин

   Отец Дмитрий с большой заинтересованностью отнесся к попытке возродить историю Пруссов. Пребывая здесь в качестве настоятеля много лет, он знал практически всех местных жителей и познакомил нас с Эльвирой Николаевной Зайцевой.

   Встреча с Эльвирой Николаевной состоялась у нее дома, она поделилась сохранившимися фотографиями и показала вот такую картину:


Аккуратная клумба, дом с колоннами, обрамленный высокими лиственницами – вне всяких сомнений на полотне был изображен дом Марии и Георгия Абрикосовых!


Группа с Анной Львовной, 1898. Тот же самый дом, который изображен на картине. Фотоархив Шилова.

«Это писал мой прадед, Кузьма Дмитриевич Бащин. Более 25 лет он был управляющим в усадьбе Абрикосовых. А вот и барин – Георгий Алексеевич», - говорит мне Эльвира Николаевна и указывает на огромный по меркам ее скромной комнаты портрет мужчины.


Георгий Абрикосов (?) Фото из семейного архива Зайцевых.

   Среди нескольких старинных снимков у Зайцевых сохранилась и фотография самого К.Д. Бащина с супругой:

 

   Понимая теперь, как выглядел управляющий и его жена, мы видим их и на фотографиях Шилова:


Супруги Бащины (крайние справа). Фотоархив Шилова

 Вспоминая рассказы своей бабушки Нади (дочери К.Д. Бащина), хозяйка дома рассказывала, что после революции Кузьма Дмитриевич так и остался жить в Пруссах, занимался хозяйством, скончался он в начале сороковых годов ХХ века.


К.Д. Бащин на склоне лет. Фото из семейного архива Зайцевых.

   По сведениям из архивов также известно, что К.Д. Бащин входил в Приходской совет и вместе с односельчанами ратовал за поддержание деятельности храма Рождества Пресвятой Богородицы уже в годы Советской власти.

   «Наше религиозное Общество фактически существует и находится в договорном отношении с Советской властью на праве пользования храмом и его имуществом. Желая сохранить таковое право и на будущее время, Совет просит Отдел Управления Москов. Уезда утвердить Устав нашего Общества зарегистрировать его, сохранив договор за таковым и на будущее время», - говорится в Заявлении общины верующих от 19 ноября 1923 года.[13]

   Возглавлял борьбу за сохранение прихода Сергей Петрович Боголепов – один из последних настоятелей каменного храма в Пруссах.

 «С амвона в своих проповедях всячески чернил Советскую власть…».

История отца Сергия Боголепова.

   Иерей Дмитрий Кузнецов в нашу первую встречу обмолвился, что недалеко от современного храма в Пруссах проживает Маргарита Николаевна Ловилина – внучка Сергея Петровича Боголепова. В скором времени состоялось наше с ней знакомство.

   По воспоминаниям Маргариты Николаевны, Боголепов вместе с семьей переехал из Белого Раста в Пруссы в начале ХХ в. Настоятелем храма здесь он стал 5 апреля 1911 г.[14]

   На тот момент две старшие дочери, Раиса и Зоя, уже учились в Московском Филаретовском епархиальном училище, находясь там на пансионе. В 1912 г. у Боголеповых родился шестой ребенок – Николай (отец Маргариты Николаевны).

   Таким образом, можно с уверенностью сказать, что отец Сергий был настоятелем Церкви Рождества Пресвятой Богородицы в то же самое время, когда в Пруссах размещалось имение Шиловых-Абрикосовых, и значит он как священнослужитель взаимодействовал с их семьей.


Отец Сергий (справа), матушка Мария, неизвестный священник, 1911. Фото из семейного архива Ловилиных.

   Боголеповы поддерживали отношения и с Бащиными, вероятно, их дети даже дружили между собой:



Дочери о.Сергия и Надя, дочь К.Д.Бащина. 6 августа, 1911. Фото из семейного архива Ловилиных.

   Маргарита Николаевна рассказывала, что вскоре после революции ее деда арестовали. Впоследствии он был освобожден, но прожил совсем недолго, скончался от рака в 1924 году.

   В подтверждение слов Маргариты Николаевны сначала была найдена справка следующего содержания:

 БОГОЛЕПОВ Сергей Петрович, священник

Служил в церкви с. Прусс Московской губ.

 — 1918, 29 июля — арестован.

 — 1918, 13 декабря — осужден Московским губтрибуналом

по обвинению в агитации за Учредительное Собрание. Приговор - бессрочное заключение.

Дальнейшая судьба неизвестна.[15]

   Подробности причины ареста отца Сергия неожиданно прояснились благодаря фрагментам статьи «Святые отцы» из журнала «Всходы» от 30 ноября 1918 г., найденной в Сборнике документов МЧК за 1918-1921 годы:

    «Отцы духовные» наперебой стараются друг друга перещеголять в своих душеспасительных делах. Они истолковывают совершенно по-своему все декреты, изданные Советской властью, искажая их до невероятности, и этим хотят затемнить, затуманить сознание широких деревенских масс.

   Вот характерный случай: в начале июля месяца по постановлению общего собрания крестьян деревни Пялово, Пироговской волости. Московского уезда, был арестован и препровожден в Московскую уездную чрезвычайную комиссию по борьбе с контрреволюцией местный поп села Прусс отец Боголепов за то, что он с амвона в своих проповедях всячески поносил Советскую власть. Призывал прихожан проснуться от большевистского гипноза, вооружиться против Советов, разогнать эти Советы и, перебив всех большевиков, поставить старую власть, которая существовала при Николае Романове. Но это ему не удалось. Крестьяне поняли, раскусили, в чем дело. Они увидели, куда их хочет вести этот «благочестивый» и «добрый» пастырь. Они поняли, какое им правление, какую власть предлагает их поп, этот «служитель» христовой церкви. Крестьяне знают, что такое старый режим, к которому их призывал этот лжепророк, и они с ним /117/ поступили так, как это нужно. Из показаний граждан деревни Пялово видно, к чему призывал их этот духовный пастырь. Московская УЧК немедленно занялась расследованием этого дела. Через несколько дней после ареста отца Боголепова в Московскую УЧК поступило характерное заявление от псаломщика той же церкви, из которого видно, что он всецело поддерживает граждан деревни Пялово и присоединяется к их голосу, чтобы уволили из их прихода вышеуказанного священника.

   Недели через две после ареста священника Боголепова крестьяне другой деревни, того же прихода, под влиянием местных кулаков на общем собрании вынесли приговор с ходатайством об освобождении им на поруки священника Боголепова.

   На основании этого приговора Московская УЧК постановила впредь до расследования дела освободить на поруки этим крестьянам священника Боголепова. 19 июля он был освобожден под расписку явиться по первому требованию. Дал слово, что он не будет больше вести противосоветскую агитацию не только с церковного амвона, а и вообще нигде и никогда. Но не успел прийти домой, не успел увидеться со своими матушкой и чадами, как на другой же день, /118/ 20-го, а именно на Ильин день, после обедни обычно, как и всегда (по показанию граждан дер. Пялово), стал проповедовать, где всячески снова поносил Советскую власть...

   Но на этот раз недолго ему пришлось гулять. После этого граждане дер. Пялово после обедни снова созвали в деревне сход, на котором решили опять его арестовать за подобное поведение, и на следующий день «кроткий и благочестивый» пастырь был снова доставлен в Московскую УЧК, с новым материалом и новыми данными, говорящими за то, чтобы таковых вредных для социалистического отечества пастырей, как отец Боголепов, обезвредить и убрать подальше, чтобы они не распространяли свой яд и не заражали бы им честных граждан, и Московская УЧК так и сделала,— отправила его в Бутырскую тюрьму замаливать свои грехи».[16]

   Из рассказа Маргариты Николаевны также стало известно, что после смерти отец Сергий был погребен в непосредственной близости от храма в Пруссах. Есть основания полагать, что на фото 1926 года виден крест как раз на его могиле.


Храм в Пруссах. Государственный музей А.С. Пушкина, фотограф А.А. Устинов, собрание Ю.Б. Шмарова, фотографическая коллекция ОИРУ, учетный номер ВХ 36100.

 «Всё сущее - увековечить, безличное – вочеловечить». Вместо эпилога.

    «Будущее невозможно без прошлого. Если сегодня не востребовать и не сохранить прошлое, то завтра будет невозможно восстановить ассоциацию общества с этим прошлым».[17]

   …Июнь, повсюду цветут липы. В очередной раз неспешно проходя по центральной улице Пруссов, ловлю себя на мысли о том, как же, должно быть, чудесно здесь было во времена Шиловых. Направление главной улицы не изменилось: справа все те же долговязые лиственницы, которые когда-то окружали дом Марии и Георгия; далее - храм, откуда доносится колокольный звон, а слева – обычные сельские домики с их извечными геранями в окнах… 

   Фотографии из семейных архивов, их качественная оцифровка и анализ изображений, работа на местности, интервью, обнаруженные официальные документы – все это позволило реконструировать события более чем столетней давности и через судьбы конкретных людей по-новому осмыслить общественные явления, происходящие в России в конце XIX – начале ХХ в. Но в то же время каждый артефакт в процессе поиска порождал все новые и новые вопросы, заставляя искать истину.

  В истории маленькой деревни Пруссы остается еще много неизведанного, и это безусловный повод продолжать работу.


Пруссы, берег Пяловского водохранилища, 2019. Фото Андрея Гречи.

[1] Справочник по административно-территориальному делению Московской области 1929—2004 гг. — М.: Кучково поле, 2011. — 896 с.

[2] Населённые местности Московской губернии / Б. Н. Пенкин. — Московский столичный и губернский статистический комитет. — М., 1913. — С. 24. — 454 с.

[3] Нащокина М. B. Архитекторы московского модерна. Творческие портреты. — 3-е изд. — М.: Жираф, 2005. 

Фёдор Шехтель и эпоха модерна / Есаулов Г. В., Соловьев Н. К. — М.: Архитектура- С, 2009.

Федина М., Кириченко Е., Сайгина Л. и др. Архитектурная сказка Фёдора Шехтеля: к 150-летию со дня рождения Мастера. — М.: Русский импульс, 2010.

[4] Сайт мужского монастыря «Николо-Берлюковская пустынь», www.berluki.ru

[5] Шилов Николай Александрович // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.

[6] По данным сайта Храмы России, www.temples.ru/card.php?ID=2094

[7] Архивный отдел администрации Пушкинского муниципального района Московской области, ф.9, оп.1, д.102  лл. 20, 23

[8] Архивный отдел администрации Пушкинского муниципального района, ф. 9, оп.2, д.23, л. 1-1об.

[9] Архивный отдел администрации Пушкинского муниципального района Московской области, ф.9, оп.1, д. 133, л.26

[10] Архивный отдел администрации Пушкинского муниципального района, ф.9, оп.2, д.23, л. 8-17

[11] Архивный отдел администрации Пушкинского муниципального района, ф.45, оп.1, д.153, л.196.

[12] Архивный отдел администрации Пушкинского муниципального района, ф.45, оп.1, д.175, л.90.

[13] ЦГАМО ф.6737, о.1, д.12, л.5.

[14] РГБ XIII 33/300. Московские Церковные Ведомости, еженедельное издание №17, 1911 г.

[15] ГА РФ. Ф. 353. Оп. 3. д. 737.

[16] МЧК. Из истории Московской чрезвычайной комиссии. Сборник документов. 1918-1921 М., 1978. С.116-119.

[17] Иван Карцев, журнал «Наше Ополье»: краеведческий сборник. 2016. Вып. 17. С. 50–55

Ольга Соловьева

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER

Читайте также
11 Октября 2019
Продолжается октябрь, и скоро будет праздник Покрова. О нем и о наших Покровских храмах пойдет речь в очередном очерке народного календаря пушкинского краеведа Игоря Прокуронова
8 Октября 2019
Рассказ пушкинского краеведа Владимира Парамонова о зарождении футбола в Мамонтовке пополняется все новыми и новыми фактами. В этом материале - о братьях-футболистах Мухиных, вернее их семейных связях и династиях
29 Сентября 2019
Вот уж и октябрь на дворе, срединный осенний месяц. До холодов еще далеко, а праздники в народном календаре от пушкинского краеведа, кандидата географических наук Игоря Прокуронова и по осени праздники
Комментарии
Ирина ГрачеваИрина Грачева+413 сентября 2019 - 16:58
+1

Материал интересный, объемный, полагаю, что работала команда. Мой respect.
Но, господа, если делаете публикацию с выступлением на научной конференции и дальнейшей публикацией в сборнике Московского областного архивного центра, то надо быть точнее и внимательнее в использовании документов архива и ссылках на фонды. Такие ошибки в научных сборниках недопустимы! Поясняю. В своем материале Вы ссылаетесь на документы фонда РАЙЗО, копируете файлы с моей презентации "Революция 1917-го. Документы. Люди. Судьбы»." Презентация готовилась 2 года назад, когда фонд РАЙЗО был еще в переработке и значился под №9. Я много раз говорила, что фонд находится в переработке. Это огромная научно-техническая работа. В фонде более 2 тыс. дел, дела переформировывались и даже реставрировались. Ни один районный архив в Московской области кроме Пушкинского архива реставрацией документов не занимается! Сейчас документы фонда РАЙЗО разделились на фонды: 9, 41, 80, 94. Таким образом, ссылки в вашей статье на документы архивного отдела администрации Пушкинского муниципального района не верны.
Также рекомендую ознакомиться с п.4.2.26 и 4.2.27 Приказа РОСАРХИВА от 01.09.2017 № 143 «Об утверждении Порядка использования архивных документов в государственных и муниципальных архивах»
ответная реплика
Ольга СоловьеваОльга Соловьева+113 сентября 2019 - 20:49
0
Спасибо за отзыв, Ирина Валентиновна. В материале использовались первоисточники, а не презентация. Допускаю, что могла закрасться неточность из-за большого об'ема разноплановой информации. Обязательно перепроверю ссылки.
Что же касается Приказа, буду очень признательна, если вы подскажете, где его найти.
ответная реплика
Развернуть
Ирина ГрачеваИрина Грачева+416 сентября 2019 - 12:33
0
Да, Оля, ошибка закралась. Надо исправить. Моя главная мысль заключалась в сущности в том, что в краеведении, не должно быть маркетинговых "штучек". Даже я, когда готовлю материал, много раз проверяю-перепроверяю и советуюсь с теми, кто действительно "мастодонт" в нашем деле. Не бойтесь чаще спрашивать и советоваться. Рефлексия в познании гораздо лучше, чем ...
А приказ Росархива...да, в любом поисковике погуглите. С двух кнопок находится.
А вообще , подумайте, стоит, ли молодой красивой девушке в нашу "кашу" влезать. Вы же видите, как у нас тут "мило" бывает ))
ответная реплика
Ирина ГрачеваИрина Грачева16 сентября 2019 - 15:30 Развернуть
IVS IVS +120 сентября 2019 - 13:57
0
На фото "строительство плотины" плотина какая угодно, вероятно Иваньковская, но точно не Пяловская.
ответная реплика
Ольга СоловьеваОльга Соловьева+120 сентября 2019 - 15:52
0
Оригинал фото здесь https://pastvu.com/p/904678

ответная реплика
IVS IVS 20 сентября 2019 - 16:02 Развернуть
Ольга СоловьеваОльга Соловьева+120 сентября 2019 - 15:56
0
Вот так выглядит Иваньковская
ответная реплика
IVS IVS 20 сентября 2019 - 16:10 Развернуть
Дмитрий ЗайцевДмитрий Зайцев3 октября 2019 - 22:17
0
На фотографии точно земляная часть иваньковской плотины
ответная реплика
IVS IVS +120 сентября 2019 - 16:14
0
Достаточно один раз побывать в Пялово, чтобы понять, что там все абсолютно иначе.
ответная реплика
Ольга СоловьеваОльга Соловьева+120 сентября 2019 - 17:43
0
А вы, надо полагать, эксперт по плотинам? Если так, то представьтесь, пожалуйста. С кем имею честь дискутировать. Ведь ваше фото с "правильного" ракурса тоже ничего не значит.
ответная реплика
IVS IVS 20 сентября 2019 - 18:41 +1Развернуть
Дмитрий ЗайцевДмитрий Зайцев3 октября 2019 - 22:28
0
Одно и тоже место через 80 лет
ответная реплика


Вокруг света за 80 дней!





Ритуальные услуги в Пушкино



Наши партнеры:





Нашли ошибку?
Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER