Народный календарь: Август – конец лета. Ильин день

31 июл
10:58 2019
Категория:
Край родной

   Наступает август, завершение лета. Зато в самом начале месяца знаменательный праздник, Ильин день! С ним много чего связано… Об этом в прилагаемом очерке краеведа, кандидата географических наук Игоря Прокуронова

АВГУСТ — КОНЕЦ ЛЕТА

ИЛЬИН ДЕНЬ


Хоть и наступил август, но все же с летом пока прощаться рановато.
Пока же вспомним про последний летний праздник — Ильин день, что отмечается в самом начале месяца, второго августа.

…Наш поистине «народный» пророк Илия (сакральным образом «соединенный» с Перуном-громовержцем) — это повелитель грома и молнии, дождя и ветра: «Держатель гроз Илья на божью земельку своротил. Илья на телеге поспешает, мужиков да баб стращает. Не разбирая пути-дороги мчит Илья, гонит своего золото-огненного коня».

   А и правда, ведь гром — от стука волшебной колесницы пророка по небесной дороге, недаром Ильин день прозывали и «громовым» праздником. А самого Илью величали «громовым», «огненным», «тученосным» — сердитым, в общем.

   И поскольку от удара его огненных стрел образовывались «громокипящие» родники, ручьи и реки, по которым издавна ставили поклонные кресты да часовни; туда совершались крестные ходы, а вода в них считалась целебной.
Конечно же, Илья-пророк — это и «хозяин дождя». Дождь идет почему? — то Илья, развозя по небу воду для святых, малость ее расплескивает. Потому и умывались дождевой водой от сглаза-порчи, пили воду из святых источников, в них совершали омовения.

   Но, как пришел праздник — все! купание под запретом: «С Ильина дня вода студена, купаться нельзя». «До Ильи мужик купается, а с Ильи с рекой прощается». А все потому, что нечистый, искупавшись, осквернил воду. Правда, Илья своими огненными стрелами-молниями настигает нечисть, но она, подлая, спасаясь от возмездия, прячется повсюду, где только может — и в домах, и на деревах, и на межах; особо любит схорониться под шляпками грибов-поганок. Еще бесы часто оборачивались в диких зверей, рыб и змей, могли спрятаться даже в храмах или войти в человека, если он без креста. Потому на Ильин день не пускают в дом собак и кошек, а вдруг и в них вселилась нечистая? Тогда жди грома и молнии…

   А еще на Руси почти везде на Ильин день справляли особый обряд. То были коллективные трапезы с закланием быка, прозываемые «мольбой», «братчиной», «быкобоями». Иногда вместо быка пользовали барана — ведь Илья младше Миколы, поэтому «бык Миколе, а баран Илье». Этот обряд жертвоприношения встарь имел магическое назначение — обеспечить урожай, плодовитость скота, благополучие в семье. Устраивали праздник мужчины. К церкви сгоняли рогатый скот, и священник окроплял все стадо святой водой. Вслед за обедней наставал черед выкупленного вскладчину, всем миром, быка. Скотина должна быть «нехолощенной» и красной масти — чтобы Илья обеспечил вёдро, ясную погоду для сенокоса и уборки хлеба. Закалывал быка специальным тесаком старейшина селения под колокольный звон. В огромном котле варили мясо, делили по числу селян и раздавали им за деньги, идущие в пользу церкви. А бычьей кровью мазали глаза и лоб, а детям — щеки, чтобы здоровье и сила животного передались человеку. Варили для ильинской «мольбы» праздничное пиво (сусло). С каждого жителя села или деревни собирали зерна ржи для приготовления солода. Угощались и гости, нищие, странники. В день праздника в деревню приносили из церкви икону Ильи-пророка, служили молебны (отсюда название «мольбы»). Заканчивались Ильинские братчины молодежными гулянками, играми, хороводами и песнями…

   Добавим, несмотря на внешнюю суровость, Илья все ж представлялся и «птицей небесной», появляющейся там, где требуется божественное вмешательство; он — чудесный исцелитель, советник в брачных спорах, примиритель детей и родителей. Народ надеялся на его защиту и покровительство, воздавая должные почести, принося жертвы, соблюдая определенные запреты и молясь, так как только в этом случае Илья не оставит своей милостью и не покинет в беде.

   Еще полагали, при лечении болезней чудодейственной силой обладали свечи, вытопленные из змеи, убитой на Ильин день; а кора, снятая со старого дуба, — дерева громовержцев, из-под которого вытекали ключи, — так вот, кора, вымоченная в этой ключевой воде и привешенная к ладанкам — помогала от зубной боли.
Помогал Илья от укуса змеи, был защитником в бою, его имя упоминалось в заговоре от опасности в боях и в молитве-заговоре " от огненного бою и от сабель, и от копий, и от всякого ратного оружия на войну идучи, и от всякого немеренного меча»: К Илье обращались за исцелением от разных болезней: икоты, порчи, прикуса, сглаза, падучей, язвы…

* * *

А дни в начале августа такие.

1 августа.
Макрида

Начинается ранний листопад, оводы кусают в последний раз.
В этот день хаживали за грибами: «Полетел пух с осины — иди за подосиновиками».
Судили об осени: Макрида сряжает осень, а Анна (7 августа) зиму. Макрида мокра — и осень мокра.
Дождь с утра — не жди добра: вся осень будет мокрой, а страда ненастной. Если на Макрины сухо, то будет сухо еще шесть недель.
Именинники: Григорий, Макрида, Роман, Серафим.
Восход солнца 04:34
Заход 20:36
Долгота дня 16:02

2 августа.
Ильин день

Срединное положение Ильина дня между летом и осенью связывает с ним множество народных наблюдений: Илья лето кончает. Какой Илья — таково и Воздвижение. На Илью до обеда лето, после обеда осень. С Ильина дня на деревьях лист желтеет. Трава растет до Ильина дня.
Раньше начинает темнеть, становится холоднее.
С Ильина дня ночь длинна: работник высыпается, а кони наедаются. После Ильина дня в поле сива коня не увидишь — вот до чего темны ночи. На Ильин день и камень прозябнет. С Ильина дня начинаются утренники. Петр и Павел на час день убавил, а Илья-пророк — два уволок.
Меняется поведение насекомых и птиц: Муха до Ильина дня кусается, а после — запасается. После Ильина дня комары перестают кусаться. С Ильина дня комары и пауки пропадают. До Ильи грачи летают поодиночке, а после Ильи — большими стаями.
Илья жниво зачинает, лето кончает.

К Ильину дню обычно поспевала рожь. Кроме нового хлеба, появлялась новая солома, ею набивали перины и устраивали постели; покрывали крыши изб. Соломой от первого «зажиночного» снопа напаривали и лечили ломоту, болезни ног.
Илья-пророк — покровитель охоты, отчасти и лесных зверей: «С Ильи-пророка открываются волчьи выходы (норы): первый выезд на волков». Охотники верили в счастливую примету: «Если затравить волка в Ильин день, то весь год будет удачным, а кость ильинского быка утроит их добычу». Порой всю неделю называли «звериной» — именно в это время медведь не давал покоя скоту.
Именинники: Афанасий, Василий, Илья, Касьян, Леонтий, Савва.

3 августа.
Онуфрий Молчаливый

   На Онуфрия ладили закрома, места для зерна в амбарах. Их просушивали, проветривали, вычищали. В этот день старались работать молча, в память Онуфрия Молчальника, который подвизался в Киево-Печерской лавре.
Если ночь свежая и холодная, то зима будет ранняя и морозная.
Именинники: Анисим, Ануфрий, Иван, Семен, Георгий, Евгений, Федор.

4 августа.
Мария Магдалина. Марья-суровица, росная оконница

Громовый день. Тропа до полудня в росе: «Марья сама собирает росу». В этой росе вымачивали льны, из которых ведуньи пряли нити, а после ткали холст русалкам на рубахи.
В Марьин день обычно бывает яркое солнце. Хозяйки старались осветить «марьиным светом» свое жилье: снимали с окон и стирали занавески, мыли окна. Избавлялись от паутины, обметая окна березовым веником от Троицы.
Но в поле на Марию Магдалину не работают — гроза убьет.
Коли гроза — сена будет за глаза.
Лягушки держатся в воде — к сухой погоде, а выползают на сушу или сильно расквакались — к непогоде, ненастью.
Именинники: Агап, Зина, Мария, Фока.

5 августа.
Трофим-бессонник

Хорошему хозяину день мал.
Долго спать — добра не видать. Долго спать — с долгом встать.
День связан с жаркой августовской жатвой. И жнецы помнили заветы, предостерегающие в полдень в поле от «морок» полудниц. Эти «знойные девы» вереницами водят хороводы с 5 по 12 августа, летают в знойном мареве над полем, «мороками жнецов путают».
На Трофима справляли «калинники-малинники»: девицы сбирали ягоды калины-малины и пекли пироги.
Паук направляет паутину на север — жди похолодания, а если на юг — будет тепло.
Именинники: Анна, Аполлинарий, Виталий, Трофим.

6 августа.
Борис и Глеб Летник

День благоверных князей Бориса и Глеба.
К этой поре поспевал хлеб: «Борис и Глеб — поспел хлеб». «Борис и Глеб — дозревает хлеб».
Но в поле в этот день старались не выезжать и за полевые работы не браться: «На Глеба и Бориса за хлеб не берися». По поверью, на Бориса и Глеба «паликопна» бушует (гроза жжет копны).
Собирают ягоды черемухи, заготавливают березовые веники для бани.
Светлая и теплая погода — к холодной зиме, а если дождь — зима будет снежная и теплая.
Именинники: Анатолий, Афанасий, Борис, Гермоген, Глеб, Капитон, Кристина, Макар, Поликарп, Роман.

7 августа.
Анна Зимоуказница, холодница. Макар

Анна припасает утренники.
Анна Зимоуказница снаряжает холодные утренники, напоминая о скорой ненастной погоде.
Какая погода на Анну до обеда — такая зима до декабря; какая после обеда — такая зима после декабря. Утренник холодный — и зима холодная. Муравьи растят муравейники — к холодной зиме.
Именинники: Александр, Анна, Евпраксия, Макар, Олимпиада.

8 августа.
Моисей. Марьев день

Полагают, Моисей избавляет от блудной страсти: надо молиться святому и отслужить молебен с водосвятием. Особая молитва — для сохранения брака и предотвращения измены.
Осенние марева по травам идут, целебную мощь травам дают. Утром прохлада росяная листья наполняет, пыль омывает.
Именинники: Ермолай, Игнатий, Прасковья, Федор.

9 августа.
Никола кочанский, Пантелеймон-целитель, Палий

День великомученика и целителя Пантелеймона-Палия.
В этот день боятся грозы: «Кто на Палия работает, у того гроза спалит хлеб». «Палий — пали копны». «Палий спалит двор того, кто возит в этот день копны на гумно». В день Пантелеймона старались не работать: грех возить хлеб и сено — Пантелеймон сожжет. Бабки-травницы ходили за травами к заповедным лощинкам, полянам, болотам. Рвали траву, коренья, молились святому великомученику Пантелеймону о здоровье души и тела.
Кочанный день. Вилки в кочны завиваются.
Ельник-березник — чем не дрова, хлеб да капуста — чем не еда!
Если на Пантелеймона кочаны завиваются, то осень будет холодной.
Именинники: Анфиса, Герман, Климент, Наум, Николай, Пантелеймон, Савва.

10 августа.
Прохоры и Пармены

Убрали озимые и на Прохора опять перепахивали поле: «Прохор соху и борону ладит».
Начинает увядать картофельная ботва; южнее выкапывали картофель.
Считалось, что в этот день неблагоприятен торг и обмен: «Прохоры и Пармены — не затевай мены».
Утром туман стелется по воде — к хорошей погоде, а если поднимается вверх — к дождям.
Именинники: Акакий, Антонина, Ирина, Никанор, Павел, Пармен, Прохор.
Восход солнца 04:51
Заход 20:17
Долгота дня 15:26

* * *

На Ворьском пути

   Вот у нас на Воре села Путилово и Барково известны своими бывшими (Путилово) и нынешними (Барково) храмами во имя Ильи Пророка. Да и в Цареве в церкви святителя Николая Чудотворца — Ильинский придел. А рядом, где деревня Лепешки (Липешки, от лип?), лет пятьсот назад был монастырь «Илья Пророк на Воре», потом — деревня Ильинская.

А все потому, что с давних времен Воря была частью немалого водного пути, может с самой Балтики — в «булгары, хазары и Хвалисы» (т. е. на Каму, и по Волге в Каспийское море).


   Путь был известным: от Москвы по Яузе до переволока на Клязьму, дальше на Ворю (а может, вначале на Учу, потом по ней до Скалбы, где в Левкове-Лехкове исстари стояла Ильинская церковь), вверх по Песочне и волоком до Царева, там и Воря), потом Пажа или Торгоша-река, где опять же волок у села Наугольного на реку Кунью, приток Дубны — там уже и Волга.

   Коль скоро есть дорога (пусть и водная) — должны быть и дорожные знаки. И вот они: на расстоянии дневного перехода стояли Никольские и Ильинские церкви. Потому как оба святых помогали шествующим по водам. Тут торговым гостям, купцам, плывущим по своим надобностям, и помолиться можно было, да и передохнуть-переночевать тоже — заметим, под охраной святителей!..
Вообще, считают, что христианские храмы в честь пророка Илии были древнейшими погостами (от «гостить») — они как бы «унаследовали» языческие Перуновы мольбища. Тут же, неподалеку возникали торги-торжища с «таможенными заставами», мытными избами.

…По преданию, Ворьским путем хаживал сам Сергий Радонежский, «игумен земли Русской».
Согласно бытующей легенде, юный Варфоломей увещевал в своем родном Радонеже язычников, поклоняющихся Белбогу-Радегасту, и поверг кумира. А затем будущий схимник отправился в Комягино, бороться с тамошним Чернобогом. Но местные идолопоклонники пытались изгнать Вафроломея. Правда, после, прознав про подвиги Преподобного, неразумные одумались и возвели церковь, назвав ее в честь подвижника — Сергиевской.
А ведь из Радонежа в Комягино путь был один: вниз вдоль рек Пажи и Вори, затем — у нынешних Лепешек-Царева — вверх по Талице к истокам речки Прорванихи и через малый переволок — на речку Песчанку/Песочню, по ней вниз на Скалбу, которая и струит свои воды в Комягино.
Вернувшись тем же путем, вскоре Варфоломей вместе с братом Стефаном, вероятно, вдоль брегов той же Пажи поднялись вверх, до Хотькова, а оттуда, достигнув истоков речки Кончуры, вышли на Маковец, где и основали Троицкий монастырь.

   Да и в Москву из своей обители Сергий, похоже, путешествовал вначале вдоль Пажи, либо Торгоши с выходом на Ворю, дальше ее берегами, — а может быть, через Талицу-Прорваниху-Песочню на Скалбу и Учу, — на Клязьму, а там по Яузе до Белокаменной…

   Кстати, именно на Воре, в Абрамцеве, М. В. Несторов писал свое знаменитое «Видение отроку Варфоломею».

Вот что вспоминал сам художник.
«Нанял избу в деревне Комякине, близ [Хотькова] монастыря, и принялся за этюды к „Варфоломею“. Окрестности Комякина очень живописны: кругом леса, ель, береза, всюду в прекрасном сочетании. Бродил целыми днями. В трех верстах было и Абрамцево, куда я теперь чаще и чаще заглядывал. Ряд пейзажей и пейзажных деталей были сделаны около Комякина. Нашел подходящий дуб для первого плана, написал самый первый план, и однажды с террасы абрамцевского дома совершенно неожиданно моим глазам представилась такая русская, русская осенняя красота. Слева холмы, под ними вьется речка (аксаковская Воря). Там где-то розоватые осенние дали, поднимается дымок, ближе — капустные малахитовые огороды, справа — золотистая роща. Кое-что изменить, что-то добавить, и фон для моего „Варфоломея“ такой, что лучше не выдумать.
И я принялся за этюд. Он удался, а главное, я, смотря на этот пейзаж, им любуясь и работая свой этюд, проникся каким-то особым чувством „подлинности“, историчности его: именно таким, а не иным, стало мне казаться, должен быть ландшафт. Я уверовал так крепко в то, что увидел, что иного и не хотел уже искать. Оставалось найти голову для отрока, такую же убедительную, как пейзаж. Я всюду приглядывался к детям и пока что писал фигуру мальчика, писал фигуру старца. Писал детали рук с дароносицей и добавочные детали к моему пейзажу — березки, осинки и еще кое-что»…

Вот такой он, Ворьский путь!..

* * *

А теперь, по традиции, несколько иллюстраций по теме.





За календарем следил
Игорь Прокуронов


Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER

Читайте также
16 Августа 2019
Анастасия Волкова рассказала об истории церкви и поделилась впечатлениями от ее посещения на юбилей
14 Августа 2019
На обочине поля в Левково, в одной из больших куч мусора, вывезенных "черными мусоровозами", оказалась жизнь и творчество художника, жителя Пушкино, Евгения Егоровича Глазкина.
13 Августа 2019
В канун Успенского поста хотелось бы поделиться результатами 3-летней работы о.Андрея Дударева по восстановлению уничтоженных кладбищ Пушкинского округа. Говоря о смерти, по христиански "Успении" - сне, вспомним спящих на этих погостах, вспомним по именам и лицам...
Комментарии





Ритуальные услуги в Пушкино



Наши партнеры:





Нашли ошибку?
Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER