64 дня непрерывного пешего пути на Север

19 сен
08:13 2021

   Его прошел наш земляк Сергей Забурниягин вместе с иконой «Кийский Крест с Предстоящими». И этот паломнический путь был пройден не только человеком верующим, но, в первую очередь, человеком, искренне любящим свое Отечество, переживающим за Россию и неравнодушным ко всему, что в ней происходит.


   Сергей Забурниягин – человек глубоко верующий и воцерковленный и при этом вполне светский. На мой взгляд, он классический образец настоящего русского интеллигента, чьи духовные устремления глубоко патриотичны и благородны. При этом Сергей Викторович вполне себе реальный деловой человек, который, тем не менее, ни на минуту не оставляет работу над собой, стремясь к духовному росту. А самым доступным и действенным способом духовного роста он считает дорогу. Дорогу, которая ведет к храму, разумеется.


Храм на Севере

   Я записала нашу с ним беседу, она состоялась вскоре после возвращения Сергея Викторовича из двухмесячного пешего похода по Великому Русскому Северному Пути. И уже раздумываю над тем, не поехать ли мне в отпуск к Белому морю.

   Группа из 20 человек вышла в путь из Москвы, от нулевого километра, 10 июня, в День Вознесения Господня. Путь паломников пролегал по Великому Русскому Северному Пути, а конечной точкой маршрута стал Онежский мужской монастырь на северном острове Кий в Белом море. Туда паломники добрались лишь через два месяца, в день Преображения Господня.


И мой первый вопрос к Сергею Викторовичу был, конечно, про миссию.

   «Наша миссия была – проложить вело-пеший паломнический маршрут что называется «для широких масс». Чтобы люди, отправляясь по нему без туристического снаряжения, были уверены, что через 25 – 30 километров у них будет ночлег. Мы проверили на себе этот путь, 80 процентов которого составляют лесные дороги. Прошли пешком по территории Московской, Владимирской, Ярославской, Вологодской и Архангельской областей. Ежедневно проходили по 25 – 30 км. А были дни, когда и по 50. В проекте участвовали около 20 человек. Но весь путь, от начала до конца, прошли я и Валерий Шанин. Это человек уникальный, профессиональный «кругосветчик». В рейтинге самых известных в мире путешественников он – на 5-м месте.


Валерий Шанин, профессиональный «кругосветчик», 5-й в рейтинге самых известных в мире путешественников

   Администрировала весь проект известный блогер Алла Фаттахова – через нее мы держали связь, а она держала связь с администрациями, со СМИ. Алла шла вместе с нами определенный отрезок пути.

   Есть такой проект – Великий Русский Северный Путь (ВРСП) - первый в России пеше-веломаршрут европейского формата - Москва - Соловки (2000 км.) Путь его пролегает через монастыри, храмовые комплексы, старинные усадьбы, памятники архитектуры, музеи и другие достопримечательности. Ночлег в гостевых домах и в домах у местных жителей. Длина ходового дня 20 - 35 км.


Старинный дом в Архангельской области.

   Великий Русский Северный Путь - это становление Русского государства, символ единения и движения вперед. За эти два месяца мы узнали столько всего интересного, нужного, я бы даже сказал воодушевляющего и вселяющего уверенность, что у России есть будущее, и оно светлое. И это, пожалуй, самое главное, что мы поняли на этом пути.

   Есть такой сайт «Великий Русский Северный Путь»  весь наш маршрут там прописан. Можно скачать этот трэк – это и есть наш путь. По нему можно дойти до Белого моря.

   Мы шли по небольшим селам и деревням, иногда по городам. Раз пять пересекали трассу М8, но ни разу не шли вдоль неё. Нас местные жители иногда встречали с недоумением: странные люди, идут лесом, вместо того, чтобы ехать…

   Мы шли не по магистральным путям, и не вдоль больших дорог. А местными проселочными дорогами и тропами.


   Готовила маршрут Кутукова Елена Сергеевна - экс-заместитель губернатора Архангельской области, член Общественного совета при архангельском отделении Всемирного русского народного Собора и Поморского землячества в Москве. Она осуществляла связи с северными администрациями Архангельской и Вологодской областей.

   Великий Русский Северный Путь - это тренд в развитии внутреннего туризма. Это может быть велотуризм, туризм, экологический туризм, краеведческий и прочие направления. Но в первую очередь – это паломнический туризм. Потому что на севере – в какую сторону ни пойди, все равно придешь в монастырь или в храм. В свое время они и были опорными пунктами развития севера России. Впрочем, это отдельная тема.

   Мы шли на остров Кий в Белом море. В бывший мужской Онежский Крестный монастырь. Несли туда икону. Она называется «Кийский Крест с Предстоящими». Эта икона имеет очень глубокий смысл. Мы несли её 1750 километров – от нулевого километра из Москвы, по Великому Русскому Северному Пути, вдоль Онеги.


Онежский Монастырь на о. Кий.

   Этот путь – своеобразный инструмент, помогающий человеку лучше узнать себя, узнать Россию, узнать удивительных людей, настоящих хозяев Земли Русской, услышать тишину леса и пение птиц, почувствовать запахи природы и вкус воды в родниках…

   Чем дальше на север – тем народ искренней и хлебосольнее. «Что есть в печи – все на стол мечи» - это про них. Ночевали в основном в гостевых домах (они также прописаны в маршруте на сайте).   Удивительно, но они сохраняют свои традиции настолько, что до сих пор там моются в банях «по-черному». Привыкли. Им нравится (это в Каргопольской области такое встречается).

   Довольно много людей мы встретили, которые меня очень сильно впечатлили. Заповедные люди, как из Красной Книги. Несмотря на очень низкие доходы, вкладываются в свою деревню, спасают и восстанавливают старые храмы, не будучи даже религиозными.




Северный храм

   Здесь понимаешь очень остро – в душе каждого человека есть Бог. Это те, кто трудится ради земли, бережет её, чувствует за неё ответственность, а не рассматривает ее как территорию для обогащения. Они сохраняют наследие предков, созидают, а не разграбляют, сберегают ее для настоящего и будущего. Делают всё ради «проживания земли», чтобы не умерло и не было заброшено. У них такая твердая уверенность в себе: я здесь нужен, нужен этой земле. И всё вместе, в совокупности, – это какой-то заповедник. Хотя жить там, конечно, довольно сложно. И тем не менее люди создают частные музеи, как-то обустраивают всё. Есть настоящие подвижники. Хотя они – вполне себе современные люди, с Интернетом и всем, что к нему прилагается. Работают на удаленке. На них мы и опирались на своем маршруте.

   Они в своих небольших поселках создали ТОСы (Территориальное общественное самоуправление - форма осуществления населением местного самоуправления. Одна из форм осуществления гражданами Российской Федерации своей власти путем непосредственного самоуправления для решения вопросов местного значения на части территории муниципального образования, посредством взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления, которая закреплена в статье 27 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Является юридическим лицом в форме некоммерческой организации. – Примечание редакции).

   Это позволяет им вступать в федеральные программы и получать финансирование на разные проекты помимо местного бюджета. За счет этого благоустраивают территории, строят дороги, проводят освещение, благоустраивают общественные и спортивные зоны, создают учреждения культуры, открывают музыкальные школы, творческие мастерские. Это очень хороший инструмент для развития территории, позволяющий решать насущные проблемы. В том числе за счет этих программ развивают туризм – создают условия для туристов и паломников, навигацию, новые маршруты, новые остановки. Вот это и есть то самое самоуправление в действии. Губернские власти очень поддерживают этих людей… Здесь я понял: у России в перспективе светлое будущее есть».

   Сергей Викторович, кстати, упомянул в беседе, что при Петре Первом, в 17 веке, север России был обжит гораздо плотнее, чем сейчас. Это было связано с торговыми путями и отсутствием крепостничества.

   «Уже один тот факт, что 5 тысяч ремесленников оттуда, из северных поселений, были направлены на строительство Петербурга, говорит о многом. Замечу: сейчас всё население Каргополя составляет 7 тыс. человек, за последние 30 лет север России обезлюдел.

   Православие во многом способствовало развитию Севера. Потому что монастыри испокон веков были центрами культуры, примером организованного ведения хозяйства, умением выживать и созидать в любых условиях. Они были защитой во время нашествия врагов, опорой в лихолетье и примером для подражания. В основном здесь ученики Преподобного Сергия возводили церкви и были основателями монастырей. И все свидетельства этого сохранились до наших дней, мы их встречали на своем пути.


Соловецкий монастырь

   В целом я воодушевлен тем, что увидел в самой глубинке России. Здесь очень хорошо ощущаешь главное – в России хватает и природы, и так называемых ресурсных людей. И это вселяет надежду на светлое будущее.


   Мы живем в больших городах и не понимаем всей глубины этого явления. Мы становимся зашоренными, равнодушными, безучастными – от переутомления, выматывающего многолюдия, пожирающего энергию...   Вся наша система больших городов работает на «расчеловечивание», выхолащивание из нас всего человеческого. Мы не живем. Мы работаем, мечемся, чтобы все успеть, делаем дела. Нам некогда заглянуть внутрь себя.

   И чтобы не «расчеловечиваться», надо уделять время на такие путешествия, на изоляцию от всего агрессивного, беспокойного, «прыгающего» на тебя со всех сторон.

   Именно путешествия без суеты и многолюдия вокзалов и аэропортов этому способствуют. И вот такие пешие маршруты как раз позволяют человеку вернуться в себя, понять, что главное в жизни. Пеший туризм – это совершенно иное проживание маршрута. Он в человека возвращает человека, - я бы это так назвал. Это путь преображения. Мы, кстати, вышли в путь на Вознесение, а дошли до конечной точки маршрута на Преображение. Так сложилось. И это очень символично. Несли икону с Крестом почти две тысячи километров и донесли его в Онежский Крестный мужской монастырь.


   Там икону торжественно встречали митрополит Дионисий и епископ Плисецкий и Каргопольский Александр. Митрополит приехал сам встречать икону и отслужить молебен. Это говорит о значимости данного события.

   Ещё одну икону – Святого Благоверного князя Александра Невского, которая была с нами, мы передали в Соловецкий монастырь, где её встречал владыка Феогност.

   За два месяца мы прошли примерно такой же путь, как Михаил Ломоносов, пришедший в столицу с рыбным обозом. Шли практически ежедневно 64 дня. Были, конечно, дни отдыха в больших городах, чтобы снять фильм о городе, о достопримечательностях. Снимал Валерий Шанин для своего блога. Мы путешествовали без палаток, практически без стоянок, ели на ходу крекеры, печенье, сухари, ягоды в лесу. Ничего лишнего с собой не тащили.


   Маршрут мы готовили заранее. Предварительно проехали весной весь путь на машинах. Встречались с местными, расспрашивали, они все дороги пешие знают между деревнями и селами. Так складывался наш путь.

   Маршрут весь обрабатывала Алла Фаттахова. Она выстроила его так, чтобы мы всегда в конце дня приходили на ночевку «под крышей». Поэтому часто мы продвигались не напрямую, а зигзагами, надо было обязательно двигаться к населенному пункту и добраться к вечеру.


   Икону я нес всю дорогу на себе, потому что для меня это был Крестный ход. И это, по большому счету, шли не мы, а шел Крест. Шла икона «Кийский Крест с Предстоящими», а мы её сопровождали .   Основное действо, встреча иконы, состоялось в Крестовоздвиженском Соборе. В итоге Крест дошел с нами до Белого моря. Автор этой иконы резчик по дереву Александр Михайлов, она резная. А икону Александра Невского написала известная художница Ирина Зарон.

   Пешие походы дают возможность человеку возрастать духовно, нравственно, физически, интеллектуально (как минимум – в познании отечественной истории и культуры), понять, кто твои соотечественники, и искренне их полюбить. А когда в сердце человека есть любовь – это и есть Бог. Ибо Бог есть Любовь. Любите друг друга», - так закончил свой рассказ Сергей Забурниягин, человек необычный, мыслящий, искренне болеющий за судьбу Отечества.


В Софрино-1, у памятника крестоходцам

   Возможно, кто-то из вас захочет последовать его примеру и пройти хотя бы небольшой отрезок этого интересного во всех отношениях пути. Чтобы испытать те же эмоции, о которых нам искренне поведал наш земляк, проложивший маршрут к ещё одной древней святыне Земли Русской.

Беседовала Татьяна Гринивецкая.

Фото Валерий Шанин

    P.S. Вы можете также посмотреть запись рассказа Сергея Забурниягина о путешествии по Великому Русскому Северному пути в прямом эфире проекта "Пушкино Сегодня LIVE".

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER
Поделиться новостью:
Подписаться на новости через: Telegram Вконтакте Почта Яндекс Дзен

Читайте также
Комментарии

Комментарии

Написать
Последние комментарии
Миха Мигачев
Получается в этом году ...
invalid
Часто покупали в Мортаделе их ...
Александр Ноздровский Александр Ноздровский
Дополнение к афише от Спиридона ...
Александр Ноздровский Александр Ноздровский
Отпевание Артюхиной Татьяны ...
Iryna Harkusha Iryna Harkusha
Что-то у автора статьи пошло не ...
invalid
Ждем график ППР, ...
Alex Alex
С учетом того, что 27 апреля ...
Fly
Звучит, конечно, сильно 196 домов. ...
O9 O9
Пробки всегда будут. На ...
09 09
Ага. Уже построили убогую ...




Ритуальные услуги в Пушкино

Наши партнеры: