Виват, Король, виват!

25 янв
14:01 2013
Они без опасений, приветливо открыли калитку и сразу улыбнулись. «На собаку не обращайте внимания, она добрая. Просто так лает. Найда, дай гостям лапу». Найда с трудом приподняла упитанное тело, перевалив его на заднюю точку, но лапу протянула, по ходу лизнув руку шершавым языком. Стало смешно и весело.



Старики мне сразу понравились, и собака их тоже, и вообще всё вокруг играло светом и радостью. И это несмотря на то, что моим новым знакомым на двоих почти 200 лет. Во всяком случае, Феодосию Ильичу 25 августа исполнилось 105 лет, его супруге Валентине Львовне — 93.

Фамилия у них знатная, как и возраст, - Король! Признаюсь, впервые встречаю людей с подобной фамилией. Да ещё таких «нестандартных» - спокойных, очень позитивных, ни на что и ни на кого не жалующихся, с улыбкой на улице. Легко открыли калитку, легко впустили в дом, предложили рюмочку - стало быть, с дороги, с устатку. И дом оказался тоже светлым, как хозяева - солнце гуляло по просторным комнатам, форточки распахнуты щедро, видно, что здесь не боятся ни сквозняков, ни посторонних людей. Короли - они и есть короли.

Удивительно, но могли ведь пожаловаться на жизнь, она у них не из лёгких была. Судьбы людей их поколения удивительным образом схожи. А если учесть, что Феодосию Ильичу 105 лет, то войн и военных конфликтов на его долю выпало с избытком. Срочную службу проходил в Японии, где на тот момент «была заварушка», оттуда в Польшу направили - опять же «разбираться», потом в Финляндию, а тут и Великая Отечественная подоспела. Всю войну провёл за баранкой - зенитки возил. Наград было много, да все растерял при переезде из Украины в Москву. «Уверен, что меня от снарядов да пуль машина спасла, - говорит он. - Это пехота неприкрытая бежала навстречу смерти, а я в каком-никаком, да укрытии. Пули часто мимо носа свистели, да Бог миловал, уберёг зачем-то. Я в Господа верую».

Феодосии и Валентина родом из красивого украинского села Кузьминцы, что в Винницкой области. На десятки километров окрест - засеянные поля. Земля пухом лежала - благодатная, чернозёмная, плодородная. Кажется, плюнь в неё, и что-нибудь да взойдёт - такая податливая на всё. Она и выручала в голодные, трудные годы. Как ни крути, в семье трое мальчишек подрастало, им только есть давай. «А где взять хлебушко, если за трудодень 300 грамм зерна давали? И это при том, что мы сами на зерне работали, рядом хлебные горы, а взять нельзя. И мысли не было - украсть, унести домой. Сталин так воспитал. Кусок хлеба из дома на день возьмёшь и сосёшь его. Одна женщина на толоках, где скотину выпасают, собрала колоски, так ей четыре года тюрьмы дали».

Валентина Львовна вспоминает прошлое спокойно. Без слёз и горечи - давно всё пережито. Впрочем, она тогда не задумывалась над тем, счастлива или нет - просто работала, всё принимая как данность. Отработав свои трудодни, бежала на собственный огород, а там как белка в колесе: 60 соток земли ждали её заботливых рук.

«На Украине земля другая и климат другой, мягкий, - глаза Валентины Львовны затеплились от воспоминаний. - В России долго земля холодная, а там чернозём легко отогревается, да и землица хорошая, ей только рожать. Тепло на Украине раньше на месяц приходит и на месяц дольше задерживается, поэтому я успевала всю землю обработать.

Короли, впрочем, впроголодь никогда не жили. В хозяйстве всегда была корова-кормилица - палочка-выручалочка, тот самый эликсир здоровья, который помогал им выживать в самые лихие годы. «Только парным молоком спасались, - продолжает вспоминать Валентина Львовна. - И тёлочку держали. В зиму зарежем - и с мясом были. Сыновья рядом: летом скотине траву рвут, зимой тропки чистят, что скажу, всё делают. Послушные росли, добрые. Выросли, в Москву учиться поехали, инженерами стали. Старший, Володя, нас и перевёз сюда, как только мы на пенсию вышли, в 1977-м это было».

Валентина Львовна молча встала, подошла к шкафу и достала одну-единственную фотографию, на которой вся семья Королей в полном сборе - она с мужем и три сына, один из которых родился до войны, второй - в начале её, третий - после. «Старший, Володя, и средний, Толя, погибли десять лет назад в автокатастрофе, за нами теперь младший, Саша, присматривает. Через день ездит из Мытищ к нам в Тарасовку, помогает вместе с невесткой Таней. Хорошо, невестка золотая. Придёт - всё поделает, перестирает, уберётся, наготовит, сын починяет чего-нибудь. Сашуля у нас деловой, мужик что надо! Настоящий. Мы на детей не в обиде. Они у нас замечательные».

Феодосии Ильич молча кивает в знак согласия. В последние годы он практически не слышит, а слуховые аппараты ему не помогают. Он из-за этого очень страдает и боится выходить в город.

Глядя на эту симпатичную пару, не выдержала и спросила: давно ли живут вместе, по какой такой горячей любви сошлись? Ответ ошеломил. «Мы вместе уже 75 лет, с 34-го года, - Валентина Львовна озорно рассмеялась. - Меня замуж отдали, когда я в седьмом классе училась. Я тогда не то, что о замужестве, о любви-то не помышляла. Все мысли были на учёбу направлены. А Феодосий привёл в дом председателя колхоза, секретаря и попросил при них руки у моих родителей. Те по бедности, наверное, меня отдали. Так я вместо школы замуж пошла: об учёбе мечтала, а меня в жёны определили. Я и влюбиться ни в кого не успела - не до того было». Валентина Львовна устало махнула рукой. Живая, подвижная, всю жизнь прокрутившаяся в заботах, она два года назад упала и перенесла тяжёлую операцию на ноге, которая ограничила её движения и замедлила жизненный ход. «Ещё два года назад в огороде ковырялась, люблю я это дело, да вот спицу в ногу вставили - и теперь еле хожу. Инвалидность надо выправить, а я сама до ВТЭКа не доберусь, уж больно много врачей пройти надо, цельный день в больнице провести, а какой из меня ходок? Сын свозил к нескольким врачам, а всё время рядом не может быть, поскольку работает. Вот и жду, когда ослобонится. Да ничего страшного, я потихоньку передвигаюсь с этой железякой. А как Саша начнёт выправлять пенсию, я с ним и покатаюсь по врачам.

Десять лет назад семья Королей перестала держать уток и коз - силы начали таять. И когда сын привозит молоко в пакетах, дед Феодосий ворчит - ненастоящее, мол, невкусное. На это Валентина Львовна ему замечает: «Ешь и молчи. Подумаешь, барин какой. Избаловала тебя своим молоком. И то сказать, всю жизнь из-под коровки да козочки сладость пил, а тут ему какую-то «подмену» дают». Но сама признаёт, что парным молочком все болячки лечились.

«Найда - любимая наша собачка, ей 20 лет, - хвастается Феодосий Ильич. - Не знаем, как она до сих пор живёт. Ничего не ест, кроме печений, и то только самое хорошее. Мы её подобрали после того, как её оставили на даче прежние хозяева. Она ходила ночами и плакала, а мы этот плач слушали. Не выдержал однажды и говорю Валентине - давай заберём. Она и согласилась. А у Найды на шее опухоль оказалась. Так Валя её козьим парным молоком отпоила. С тех пор Найда здорова. Парное молоко - что лекарство».

«Я и себя парным молоком вылечивала, - поддерживает супруга Валентина Львовна. - Как заболею, надою молока - и тут же выпиваю, пока ещё тёплое.  Поэтому мы с дедом и живём,  наверное, долго».

И не только от этого. Уважает семейство Королей землю и в пояс ей всю жизнь кланяется. Она за это даже в особо тяжёлые времена их спасала, отзывалась на их просьбы помочь. А уж в хорошие-то годы и вовсе отдавала себя сполна. «Скотину-то мы всегда держали, навоза много было, - рассказывает Валентина Львовна. - Так мы им землю устилали, устилали, и она у нас пушистая, лёгкая, очень родит хорошо». И без перехода: «Да и у нас всё хорошо с дедом, потому и живём с ним долго. Правда, Феодосий?»

Король долго молчал - не услышал вопроса, но на всякий случай всё-таки улыбнулся. Да нам и не нужно было отвечать, мы всё видели своими глазами.

9 Мая Феодосий Ильич не наденет ордена и медали, но всё равно в этот день почувствует себя, как прежде, солдатом. В гости приедут дети, достанут из подпола огурцы, которые в свои 93 года необыкновенно вкусно закатывает Валентина Львовна, и сядут за стол. «Для нас это самый распрекрасный праздник, - признаётся хозяйка. - Кто прошёл войну, кто прожил её, как мы, поймут нас. Во время войны немцы в нашу деревню почти сразу вошли. У нас комендатура стояла. Приедут, займут комнату на день-два - и съезжают. Потом другие приезжают. Слава богу, особо не лютовали. А вот в других местах фашисты целые деревни сжигали, народ сгоняли в сараи и поджигали. Страшно вспоминать!»

Молчит Феодосий Король. Ему есть что рассказать, но в 105 лет уже слова не нужны. Он всё про жизнь понял и просто счастливо проживает то время, что отпустил ему Господь. «Видно, за сынов своих доживаю», - грустно констатирует он. И снова замолкает.

Р.S. Памяти Феодосия Ильича посвящается.



Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER
Поделиться новостью:
Подписаться на новости через: Telegram Вконтакте Почта Яндекс Дзен

Читайте также
Комментарии
222
 Да, статья вызывает недоумение! Можно хотя бы в приамбуле было сообщить о смерти Феодосия Ильича. А то начали за здравие, а кончили за упокой!
Ну наверно лучше поздно чем никогда ..
Статья интересная и позновательная.
Герои статьи заслужили ,чтобы о их семье узнали люди.
Совсем мало их осталось кто прожил так долго , и видел так много , пережил много чего ...
Феодосий Ильич и Валентина Львовна это люди - история.
Столько пережили ...
Светлая память Феодосию Ильичу .
Крепкого здоровья Валентине Львовне.
Как то поздновато вышла статья. Феодосий Ильич на 106 году жизни скончался 16 ноября 2012 года.

На данный момент гости не могут писать комментарии.

Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь

Последние комментарии
Iryna Harkusha Iryna Harkusha
Что-то у автора статьи пошло не ...
invalid
Ждем график ППР, ...
Alex Alex
С учетом того, что 27 апреля ...
Fly
Звучит, конечно, сильно 196 домов. ...
O9 O9
Пробки всегда будут. На ...
09 09
Ага. Уже построили убогую ...
09 09
Так сколько быдла лезет на ...
O9 O9
Подземные стоянки нужны. И зачем ...
ktynzq1
Возродить будет не просто. Дай ...
ktynzq1
Про Зверосовхоз при делёжке ...




Ритуальные услуги в Пушкино

Наши партнеры: