«Здесь делается большое благо для людей. Почему такое негативное отношение?»

06 фев
22:52 2020

    На полигоне «Царево» возобновились встречи инициативной группы жителей с ответственными руководителями подмосковного региона. Очередная такая встреча состоялась 4 февраля с советником губернатора Московской области Александром Коганом.



   Встреча проходила в формате «круглого стола», а потому, кроме руководителей региона и округа, а также расширенного состава инициативной группы жителей, на ней присутствовало неожиданно много депутатов, общественников и журналистов областных и местных СМИ. Места за столом в небольшом офисе подрядчика на полигоне хватило не всем.


   Открыл заседание глава Пушкинского округа Михаил Перцев, который представил присутствующим советника губернатора Александра Когана и сообщил: «Окончание работ – март. Ежедневно на объекте работает 100 человек – от светла до темна. Налажен контакт с жителями через инициативную группу. Сегодня постараемся ответить на все вопросы».


   Александр Коган, в свою очередь, попросил представителя генподрядчика (АО Группа компаний ЕКС) Александра Сотникова доложить обстановку.


   «Подготовлена система дегазации - два факела из них один резервный. Финиш планируем пораньше, чем по контракту, на начало 21 года. Сейчас активно ведется выборка свалочного грунта с «шапки» полигона и с территории, где будет проходить коллектор реки Чернички. Материалы для коллектора уже прибыли, - сообщил представитель компании-подрядчика. - Продолжаются работы по формированию тела полигона и начато возведение армогрунтовой стены. На сегодняшний день перемещено порядка 200 тысяч кубов мусора и сделано более 350 метров стены. Производим закупку и поставку на объект оборудования для дегазации, закупаем очистные сооружения для фильтрата. Обращения, что появляется запах, есть, но уловить его полностью на данном этапе невозможно. Контроль за состоянием окружающей среды выполняется в рамках контракта. Сейчас прорабатываем вариант для установки станции экомониторинга, - сообщил Сотников и пояснил, что есть особенности в перемещении грунта, поскольку стены «пирамиды» полигона очень крутые, под углом 70 градусов, приходится начинать именно с «шапки». На новой чаше полигона, куда перемещается мусор, работает компактор, это позволяет добиться уплотнения свалочных масс. Оборудование очистных сооружений для фильтрата закупаться будет такое же, как сейчас работает в Рошале. Оно показало себя, как лучшее на сегодняшний день: после обработки фильтрата – на выходе чистая вода без вкуса и запаха», - добавил Сотников.


   «Я только что из Рошаля, - сообщил Александр Коган. - Мы там отработали ряд замечаний, я хочу, чтобы вы созвонились с директором, это очень важно, потому что это один из полигонов, где всё сделано в соответствии с ГОСТами и правилами, там отладку всю провели, недостатки выявились… Так что вы это все учитывайте. Если это та же технология, то недостатки будут такие же. Это важно», - порекомендовал советник губернатора.


И задал вопрос:- Вы куда воду после фильтрации будете сбрасывать?

- В резервуар, - последовал ответ Сотникова. - Чтобы использовать для эксплуатационных нужд - это полив.

- То есть 200 кубов в сутки… У вас же 200 кубов выделяется в сутки? Первые 2-3 года это будет порядка 180 кубов. Резервуар у вас какого объема установлен? – поинтересовался Коган.

- Он ещё пока не установлен. Где-то тысяча кубов он будет, - последовал ответ.

- То есть резервуар наполнится за пять дней? Это значит, что вам два-три раза в неделю надо будет делать полив?- продолжал подсчитывать советник губернатора.

- Вода по характеристикам под Рыбхоз подпадает… - задумался Сотников.

- Может, тогда сделать какой-то накопитель? – предложил советник.

- Основная проблема – отсутствие земли. Мы очень стеснены земельным участком. И максимум того, что можно было здесь придумать, уже водрузили. Мы потому и резервуар пока не покупаем, его разместить сейчас негде - место занято коллектором, - посетовал подрядчик.

- И в реку сбрасывать невозможно… У каждой реки есть пропускная способность. У этой реки она очень маленькая, такой объем не сможет принять. Надо сделать расчет и посмотреть, сколько можно туда воды сбрасывать с точки зрения нормативов, с учетом осадков, которые идут в Московской области. Мне сложно представить, как такой объем воды выливать на полигон… - продолжал размышлять вслух Александр Коган.


   Тут в их диалог вступила активистка Ольга Гальцина: «Получается, что вопрос не решен. А зимой куда воду девать? Не продуман проект! Мы за год впервые услышали, что будут стоять факелы. Мы больше года сюда ходим… Вы нам предлагали пять вариантов: пассивная дегазация, факелы…».

«Пассивную дегазацию он вам предлагать не мог – 2,5 тысячи кубов выделений газа, тут все задохнутся…» - с недоумением парировал Коган.

И добавил:

- Полигон здесь эксплуатировался 20 лет, очень слабый был контроль за эксплуатацией…


- Технология прошла госэкспертизу, а факелы – нет… - послышались реплики активистов.

- Не вводите, пожалуйста, людей в заблуждение. Отрицательной экспертизы там нет (имеется ввиду заключение экспертизы на факелы – ред.). Был отказ Госэкспертизы, потому что неправильно были сданы документы. Положительная экспертиза будет, когда факел будет установлен, - уточнил советник губернатора.


- Кто осуществляет авторский и технический надзор? – спросила ещё одна активистка из инициативной группы.


- МКУ УКС,   мы проверяем, – ответил заместитель председателя Комитета по управлению имуществом Администрации Пушкинского городского округа Альберт Горячев.

- Сами себя контролируете? – не сдавались активисты.

- А что вас смущает? – заступился за чиновника Александр Коган. - Заказчик (Администрация ПГО – ред.) делает ТО, на основании ТО заказчик проверяет подрядчика. Кто, как не сам заказчик, заинтересован в том, чтобы все работы были выполнены хорошо?   Документация проектная разрабатывается в рамках ТУ, на её основании делается проект и заключается контракт на выполнение работ. Как только выполняются работы, заказчиком подписываются акты выполненных работ, на основании которых производится оплата из бюджета. Кто, если не заказчик, должен быть заинтересован, чтобы все работы были выполнены качественно и в срок, чтобы не было недостатков и недоделок? Если они подпишут не те документы, следующее разбирательство будет уже не здесь, а в прокуратуре либо в полиции. Поэтому они заинтересованы, чтобы всё было четко. Если будут какие-то нарушения, то разбираться по расходованию денег будут совершенно в другом месте.


   Но активисты в ответ Александру Борисовичу сообщили, что, как только они стали подсчитывать реально выполненный объем работ на полигоне, их сразу перестали туда пускать. И камеры видеонаблюдения отключили.


   И тут Ольга Гальцина всем напомнила: «У государства своих денег нет, государственные и бюджетные деньги - это деньги налогоплательщиков, поэтому налогоплательщики имеют полное право контролировать расходование этих средств».

- Почему мы каждый раз собираемся и спрашиваем, сколько грунта перемещено, сколько метров стены построено? Подрядчику уже оплачено 1 миллиард 189 миллионов рублей за выполненные работы. Поэтому инициативная группа хочет убедиться, на каком основании эти деньги перечислены и соответствует ли объем выполненных работ, отраженный в актах, реально сделанному, - пояснила Ольга Гальцина.   

   Члены инициативной группы дружно поддержали мнение Ольги Анатольевны о том, что именно из-за жесткого контроля группе закрыли доступ на полигон и отключили видеокамеры: «Мы не видим здесь по факту этих работ», - поддержала единомышленницу Светлана Кондратьева.


   Советник губернатора тут же зафиксировал эту информацию в своем компьютере и предложил перейти к следующему вопросу.

Его задала Александра Орлова:


- Нас очень волнует вопрос окончательного обустройства полигона. Приезжали сюда много разных специалистов от разных фирм, было сделано много разных предложений. Нам отвечали, что вопрос этот будет решаться. Но он так и не решается…

- По муниципальному контракту есть проект и смета на установку активной дегазации. Параллельно с этим ведется проработка установки по выработке электроэнергии… - ответил представитель подрядчика Александр Сотников.

- Вы говорите про выработку «зеленой» электроэнергии? – попросил уточнить Александр Коган. - Нужно четко пояснить, что именно устанавливается…

- Кому нужна эта зеленая энергия? Куда её применять? Эти вопросы не проработаны… У нас тут ЛЭП проходит, электроэнергии всем хватает… - послышались реплики.

- Поймите правильно: полигон – это биореактор, который вырабатывает 2,5 тысяч кубометров свалочного газа, по опыту работы в Клину и в Волоколамске мы это знаем. «Реактором» должны управлять люди. А не он управлять людьми. Это целая технология. Этот газ может поступать 20 лет и приносить пользу. Представляете, сколько денег можно заработать? Предлагаю зафиксировать этот вопрос и проработать детально.

   А я в связи с этим вспомнила, как в детстве, когда мы ездили к бабушке на поезде в Волгоград, из окна вагона видела множество горящих факелов в чистом поле. Было это, как мне кажется, в Саратовской области. Отовсюду виднелись высокие трубы с пламенем наверху. И меня всегда интересовало, зачем они. Отец объяснил, что это сжигается так называемый «попутный газ» из нефтепроводов и рассказал, для чего это нужно. А подробности этого процесса я узнала позднее от своего друга, геолога-нефтяника, уже будучи взрослой. «Это «факелы коммунизма», их так все иностранцы называют, - пояснил он. – Во всех странах ставят установки по сжижению попутного газа, потом его перевозят и продают. Наши считают, что его дешевле сжигать, чем перерабатывать, потому что у нас магистрального газа полно. Неконкурентно».

   С тех пор прошло уже больше 45 лет, в саратовских степях я больше не вижу таких факелов, возможно, появились уже рентабельные установки, и в современной России научились, наконец, использовать это природное богатство? Ведь с «коммунизмом» покончено уже почти 30 лет назад. Неужели «факелы коммунизма» так и будут продолжать гореть по всей России?   Возможно, что с установкой по переработке свалочного газа в «зеленую энергию» хотя бы какой-то прок появится от затрат государственных денег (денег налогоплательщиков!) на рекультивацию ЧАСТНЫХ свалок?

   Активисты также задали уточняющие вопросы по поводу установки коллектора для реки Чернички, пояснив, что она после повреждения старого коллектора разделилась на три русла, и им хотелось бы знать, какое из них будет забрано в трубы.


    Вопрос, касающийся затрат на озеленение армогрунтовой подпорной стены полигона, вызвал дополнительное обсуждение, и Александр Коган предложил посмотреть на месте, что именно там сделано.


   Члены инициативной группы в очередной раз напомнили чиновникам и подрядчику об ответственности за здоровье детей и своевременное оповещение жителей об угрозе газовых выбросов и вернулись к обсуждению темы, которая поднимается на каждом «круглом столе» - теме экомониторинга. По мнению жителей, он по-прежнему проводится некорректно, а это нешуточная угроза здоровью людей. Представители инициативной группы настаивают, что контроль воздуха можно доверить только фирме Мосэкомониторинг, которая зарекомендовала себя как объективная лаборатория. Они озвучили требование: установить датчики и вывести их показания в общий доступ, они должны быть доступны круглосуточно в режиме онлайн. «Сейчас замеры делаются «на коленке», - пояснила свою настойчивость Александра Орлова. – И у нас даже к этим показателям нет доступа».

   Ольга Гальцина потребовала вернуть возможность мониторинга членам инициативной группы и продолжать собираться для обсуждения хода работ не реже двух раз в месяц, как это и было раньше. Этот формат давал реальные результаты, потому что к их требованиям относились внимательно, и вопросов у жителей становилось с каждым разом все меньше.

   Кто-то из активистов заметил, что раз видеокамеры отключили, значит «здесь что-то прячут», и не случайно у завода Мортадель на большой парковке стоят машины с мусором, дожидаясь темноты.

   Советник губернатора предложил зафиксировать в протоколе все эти вопросы, всего их насчитали 16, и «выйти в поле», то есть осмотреть полигон и выполненные работы. Он попросил свою помощницу, Ольгу Данилову, дать жителям номер телефона для связи, пояснив, что все вопросы, адресованные ему лично, можно направлять по этому номеру. На вопрос, когда ожидается его следующий визит на полигон, Александр Борисович ответил: «Когда будем готовы, недели через три-четыре».

   Пока шли к месту производимых работ, Александр Коган, обращаясь к главе Пушкинского городского округа Михаилу Перцеву, негромко и, как мне показалось, даже с обидой в голосе спросил: «Здесь делается большое благо для людей. Почему такое негативное отношение?».


   В конце осмотра полигона советник губернатора заявил: «Задача рекультивации полигона – устранить негативное воздействие на окружающую среду, на людей, не допустить экологической катастрофы. Полигон – это биореактор, который сейчас живет собственной жизнью. Проект рекультивации направлен на то, чтобы мы управляли этим биореактором, а не свалка управляла нами.   Здесь используются самые лучшие в мире практики, которые уже были опробованы у нас в Московской области. Экологическая экспертиза подтвердила их результаты. Все возникающие у жителей вопросы – это недопонимание, которое должно быть устранено. Думаю, администрация должна над этим работать».


   Михаил Перцев, в свою очередь, озвучил решение, которое он принял как глава округа: «На большинство заданных сегодня 16 вопросов можно ответить уже сегодня. Основная проблема – отсутствие информации. Когда люди не знают ответов, они начинают переживать. Со следующей недели встречи с инициативной группой будут проходить еженедельно. «Под протокол». Я буду приезжать сюда раз в месяц».

   А я подумала вот о чем: действительно, дело делается благое, и нашему округу очень повезло, что рекультивация началась в 2019 году, а не в 2023-м, как было ранее запланировано. Этого как раз добивалась и добилась своим упорством инициативная группа. Очень много сил было затрачено и жителями, и администрацией, чтобы наладить рабочие взаимоотношения с подрядчиком, с Правительством Московской области, и обеспечить прозрачность работ на полигоне. Рабочая группа собиралась каждые две недели, чтобы подвести итоги и озвучить результаты мониторинга проводимых работ, устранить недоработки и нарушения. И мы, жители, как правильно заметили активисты, имеем право знать, насколько эффективно расходуются деньги налогоплательщиков - наши с вами деньги, управление которыми мы доверили государственным чиновникам. И очень странно на этом фоне выглядело заявление заместителя председателя Комитета по управлению имуществом Альберта Горячева, озвученное в ходе совещания, что регулярные встречи с инициативной группой стали проходить раз в месяц по распоряжению Министерства экологии… Ведь наша родная администрация, как заказчик этого проекта, должна быть заинтересована в этом народном контроле.

   «Слабый контроль» за царевской свалкой, которая, перейдя в частные руки, принимала без разбору любые отходы и валила их в одну кучу, нарушая все мыслимые правила, вплоть до несоблюдения углов откосов, и возводила эту смердящую пирамиду, довел до того, что ситуация едва не превратилась в экологическую катастрофу. Поскольку ловкие предприниматели, имен которых мы до сих пор не знаем, присвоив себе право распоряжаться нашими землями по собственному усмотрению, нагребли денег и смылись, оставив все проблемы пушкинскому муниципалитету и жителям прилегающих поселений, теперь наша задача тщательно контролировать всё, что происходит на полигоне. Чтобы все работы были выполнены в соответствии с контрактом, а не на бумаге.

   И мы должны сказать огромное спасибо тем, кто, не жалея сил и времени, отрывая себя от личных дел, борется за наше будущее, за будущее наших детей, не давая покоя ни чиновникам, ни подрядчикам.

Татьяна Гринивецкая.

Фото автора

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER
Поделиться новостью:
Подписаться на новости через: Telegram Вконтакте Почта Яндекс Дзен

Читайте также
Комментарии

Комментарии 2

Написать
Евгеника
Ответить
Анна Антонова
Интересно, что свалочный газ можно преобразовать в "зеленую энергию". А свалочную воду , которая после очистки не имеет ни вкуса, ни запаха можно использовать для бассейнов? Построить рядом со свалкой бассейн, все равно ведь вода для бассейна проходит дополнительную фильтрацию. Можно сделать его бесплатным. И качать эту воду из свалки вместе с электричеством?
Ответить
Написать
Последние комментарии
evgeniy-bes
написал человек с убогим ...
invalid
Убогая власть-убогий ...
invalid
Очевидно,после рейдерского ...
Hellen
9 вопрос : О внесении изменений в ...
Сергей Лебедев
Я знаком с сотрудниками ...
... ... ... ...
Культура объединяет все стороны ...
... ... ... ...
Как же приятно и тепло на душе от ...
aktk Фин
Легендарная школа, прошедшая ...
Alpatov
В статье есть ряд существенных ...
Валентина
Когда же наши власти прекратят ...




Ритуальные услуги в Пушкино

Наши партнеры: