«Филиппов» - мастерская с неповторимым стилем

08 ноя
09:07 2011
В Законе Московской области «О народных художественных промыслах в Московской области» сказано, что «…сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов в Московской области, обладающей уникальным по количеству и разнообразию видов и стилистических особенностей комплексом народных художественных промыслов, охватывающих практически все виды техники и прикладного искусства, является важной государственной задачей».
Другое дело, что мастера из тех, кто имеет отношение к промыслам, да и иным видам творческой деятельности редко обращают внимание на законодательную сторону вопроса, связанную с их трудом. Творят дома или в мастерских, делают то, что умеют, что вырывается из их сердец к публике. 

Что же влечет их к той деятельности, творческому самовыражению? 

На территории нашего города, в одном из его исторических районов открылась небольшая мастерская «Филиппов», объединившая под своей крышей энтузиастов и творцов – художников — эмальеров. Сегодня у нас есть такая возможность задать вопрос одному из инициаторов и подвижников в восстановлении, пожалуй, одного из старейших промыслов России Филиппову Дмитрию Ивановичу.

Е.А: Кто такие эмальеры, что за странное название?

Д.Ф: Миниатюра на эмали (финифть) — техника художественного эмалирования является одним из приемов кистевой станковой живописи. Нанесение рисунка на пластину, просушка, обжиг и так раз за разом до получения максимальной цветовой изысканности и детальности рисунка. Соответственно профессиональный художник — это мастер-эмальер.

Е.А: Финифть появилась в Европе в начале 17 века. Широкое развитие она получила во Франции. И сегодня лиможские и веницианские эмали известны во всем мире. В России в это же время при царе Петре I миниатюрные портреты на эмали, усыпанные драгоценными камнями, являли собой высшую государственную награду и вручались за большие заслуги перед отечеством. Стоимость имели дорогую и могли поспорить по цвету, блеску и прозрачности со многими драгоценными камнями. При этом позволяли быстро и своевременно реагировать на капризы моды. Техника эмальерной живописи была достаточно широко распространена, У колыбели российской эмали стояли мастера Великого Устюга и Сольвычегодска. («Усольские эмали» – старое название). Российская финифть существенно отличается от венецианской или французской — она не такая яркая, но весьма своеобразная. Имеет собственную богатую историю и почерк, являясь жемчужиной российского и мирового искусства. Российские образцы финифти связывают, как правило, с Ростовом. Почему?

Д.Ф: Существует легенда, согласно которой Екатерина Великая выписала из Венеции эмальера, но за неподобающее поведение с женским полом тот был сослан в Ростов без права выезда. Там он и поделился своими знаниями и мастерством с местными мужиками, а те в свою очередь, переняли умение иностранца и сохранили его, сумев обогатить полученную науку русскими мотивами. Так был создан свой ростовский стиль, который сохраняется и поныне.

Е.А: То, что изготавливается в мастерской «Филиппов» — это прототип ростовских эмалей?

Д.Ф: Нет. Мы занимаемся созданием произведений в технике перегородчатой эмали, пришедшей на Русь из Византии и утраченной во времена татаро-монгольского нашествия. Возрождая традиции московской школы эмальеров. В Москве в 1853 году Павлом Акимовичем Овчинниковым было создано предприятие, получившее поистине мировое признание по своеобразию росписи и технике исполнения создаваемых произведений. Ему же принадлежит и авторство в производстве «оконной», или «витражной», эмали. Чем, собственно, и поразили мир российские эмальеры. Сложнейшая техника, требующая особого мастерства. Созданный им неповторимый русский стиль с применением эмали по скани, по чеканному рельефу и живописной эмали, когда декор одного изделия включал сразу несколько видов эмалевой техники. Это было новое слово и в технологии и в моде. Мы сохраняем эти приемы, усиливая декор произведений вставками из полудрагоценных камней и золочением.

Е.А: Сегодня есть интерес к предметам, выполненным в этой технике?

Д.Ф: Да. Возвращение к принципам и технологическим приемам, характерным для изделий русского стиля и национального модерна, но с новым, современным взглядом на произведение. У каждого изделия свое лицо, свой характер, они неповторимы.

Е.А: Возможно ли вообще восстановить утраченную более 600 лет назад технологию перегородчатой эмали?


Д.Ф: Да, возможно и нужно! Как правило, мы создаем коллекционные вещи, в единичном экземпляре или ограниченным тиражом, на стадии разработки графического эскиза изделия выясняем желание заказчика, что позволяет нам сделать неповторимым каждый предмет. А изучение старых технологий и техник, применение их и обогащение современными научными разработками — это гарантия высочайшего качества оригинальных изделий. Мастера и художники постоянно находятся в поиске новых и интересных для зрителя тем.

Е.А: Какие произведения изготавливаются в мастерской «Филиппов»?

Д.Ф: Подстаканники – предметы бытового применения, знакомые каждому. Условно принято считать датой их появления конец XIX века. Любая вещь, появившаяся в руках человека несколько веков назад, и полноправно живущая сегодня завораживает своей тайной, пронесенной через века. Не всем удается ее разгадать. Из огромного перечня предметов, связанных с Русской чайной церемонией, самым загадочным был и остается подстаканник – самый необычный и красивый элемент декоративно-прикладного искусства. Ситуация XIX-XX веков, сложившаяся на ювелирном рынке России – это период стремительного подъема искусства, формирование русского стиля на основе национальной школы, рассвет золотого, серебряного и эмалевого дела.

Приятно пить чай, наслаждаясь, цветом, ароматом и вкусом, приятно получить подстаканник как памятный подарок, особенно если он в составе своего рисунка имеет аббревиатуру имени владельца.

Иконы — Когда князь Владимир выбирал, какую религию сделать государственной на Руси, основным фактором, склонившим чашу весов в пользу православия, были удивительная красота храма и богослужения. На тот момент эта красота выглядела неземной. С тех времён у православных христиан общение с Богом в ощутимой части идёт через красоту. Поэтому такое внимание мы уделяем красоте всех предметов, связанных с богослужением. В доме у православных основной предмет культа – это икона. Поэтому, когда мы берёмся за изготовление иконы, основная задача, которую мы ставим каждый раз перед собой, достичь максимально возможной высоты художественного уровня. Для этого мы используем те технологические приёмы и те материалы, которые дают нам возможность максимально приблизиться к выполнению поставленной задачи. Возможно, наши иконы покажутся Вам чрезмерно пышными, но это реверанс в сторону Византии, откуда мы и получили христианство.

Кабинетные кресты и иконы – Это история российских наград, как я уже говорил, начало было положено еще Петром I. Синод был высшим органом церковно-административной власти Российской империи, в то время и были учреждены наградные кресты для священнослужителей. Во времена правления Павла I подтвержденные Указом как государственные награды России, выдававшиеся из Кабинета Его Императорского Величества, с государственной символикой, инкрустированные драгоценными камнями. Особенностью этих крестов была их уникальность — не повторяемость. Выдавались священнослужителям и мирянам — за заслуги перед отечеством. Так, Александр I даровал кабинетный крест графу Шереметьеву за участие в строительстве Странноприимного дома в Москве, Василию Кузнецову за становление и развитие русского фарфора. Наградой такой гордились, выставляли ее на стене за спиной хозяина кабинета. Считалось, что оберегает знак от силы нечистой, хранит обладателя, помогает благие дела вершить.

Священникам, назначенным в заграничные миссии и храмы, золотой кабинетный крест выдавался по положению. 
 
Наперсными крестами, как синодальными, так и кабинетными, также награждались игуменьи и казначеи дамских монастырей, как правило, в ознаменование их трудов по благоустройству обители. Самый известный Крест Святой великомученицы Ольги III степени. 
 
Сегодня Кабинетный крест – это подарок уважаемому человеку, коллеге, другу, говорящий об отношении к нему и делам его.

Е.А: Чем ваши изделия отличаются от изделий других мастерских?

Д.Ф: В каждой из перечисленных выше групп свои отличия. Если говорить о подстаканниках – это стиль. Мы работаем в стиле русского модерна, Обаянию этого стиля трудно противостоять, если говорить о технике, то мы применяем в подстаканниках уникальную технику выпиловки по скани в сочетании с расписной перегородчатой эмалью. Эту технику сегодня не использует никто у нас в стране, да и наверно в мире. Именно она даёт уникальную воздушность и изящность нашим изделиям. В иконах мы также используем эту технику, но кроме этого нам удалось возродить искусство скани из очень тонкой проволоки. Сегодня скань делают и в других мастерских, но мы в отличие от них, используем проволоку в два раза тоньше, за счёт чего наша скань получает особую воздушность, что является нашей особой гордостью. Кабинетные кресты и иконы – это в первую очередь дань сегодняшней потребности. Возрождение православия в стране всколыхнуло спрос на иконы, но классическая икона вещь достаточно приватная, наши предки держали их в особом углу, часто прикрытом занавесом. Мы постарались разработать вещь, изначально адаптированную к размещению в кабинете, поэтому у неё такой официальный и презентабельный вид. В нашей стране мы это сделали первыми.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER
Поделиться новостью:
Подписаться на новости через: Telegram Вконтакте Почта Яндекс Дзен

Читайте также
Комментарии
222
 Мастерские художника - это некое личное пространство. Поэтому туда приглашают совсем не часто и с определенными целями...
)Думала, что можно посетить сию мастерскую как некую выставочную экспозицию)
Сегодня и до 28 ноября работы мастеров-эмальеров можно увидить в галерее "Китай Город" (г. Москва, ул. Варварка, д. 14).
С 10.00 до 20.00 открыто для всех, вход бесплатный. Искусство - народу!!!!!
А тяжкий труд, кровь и пот - в городе Пушкино, вы на это желаете посмотреть?
А где конкретно находится эта мастерская?

На данный момент гости не могут писать комментарии.

Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь

Последние комментарии
invalid
Вопрос о чистоте и гигиене в ...
rash_new
Меньше Эльвире Агурбаш надо ...
Александр Малашенко
Хорошо, конечно, что сделали. ...
Hellen
невероятно, но факт ... поезда ...
Законопослушный Гражданин
Да все просто! На баб своих все ...
Александр Орешкин
Замечательный врач! Здоровья и ...
Василий Иванов Василий Иванов
Знакомый как то ехал в ...
Александр Ноздровский Александр Ноздровский
Дополнение к афише от Спиридона ...
dvoryankinmihail
Куда всё ...
Александр Ноздровский Александр Ноздровский
Надеюсь стелы с фамилиями ...




Ритуальные услуги в Пушкино

Наши партнеры: