Пушкинские дни. Послесловие

16 июн
15:37 2024
Категория:
Край родной
   А почему бы нам еще раз не поговорить о юбилее А.С. Пушкина?! Заодно и о нашем старинном дачнике Пастухове, и о том, что писал "Московский Листок" 125 лет назад... Обо всем этом - в  очерке пушкинского краеведа, нашего постоянного автора Игоря Борисовича Прокуронова.

Стали историей Пушкинские дни, когда мы отмечали 225-летие поэта…

Но почему бы не вспомнить, как отмечали его вековой юбилей в 1899 г.?

   Тем более, что в тогдашнем празднике заметную роль играл видный представитель дачной общественности местности «Пушкино – Лесной городок» Н.И. Пастухов, редактор-издатель популярнейшей газеты «Московский Листок»…


   Откроем номер от 22 мая (все даты приведены по старому стилю). Читаем: «25 мая, в Перловке (по Ярославской ж.д.) в местном театре устраивается Пушкинский музыкально-вокальный вечер в пользу губерний, пострадавших от неурожая. Кроме известных артистов и артисток, участвуют: струнный и духовой оркестры, хор и балалаечники гг. Перловых»…

На следующий день важное сообщение.

   «22 сего мая, в 10 часов вечера, в ресторане «Большой Московской гостиницы» собрались представители пятнадцати выходящих в Москве периодических изданий, в том числе несколько ежедневных, для окончательного обсуждения вопроса о возложении 26 сего мая, совместно, от лица всех упомянутых изданий венка к памятнику А.С. Пушкина по случаю столетней годовщины со дня его рождения и принесения приветствий по поводу того же события в торжественном заседании Общества любителей Российской словесности при Императорском московском университете. Предположение о таком совместном чествовании группой изданий знаменательной пушкинской годовщины возникло по почину редактора-издателя газеты «Московский Листок» Н.И. Пастухова, и еще накануне собравшиеся в том же ресторане представители периодических изданий выработали в общих чертах способы означенного чествования и приступили к изысканию на это необходимых денежных средств. 22 мая в присутствии представителей газет: «Московские Ведомости» барона А.Э. Польде, «Московского Листка» Н.И. Пастухова, «Moscauer Deutsche Zeitung» г. фон Депфера, «Новостей Сезона» С.Л. Кугульского, «Русского Листка» Н.Л. Казецкого, «Театральных Известий» А.П. Волкова, и журналов: «Будильник» В.Д. Левинского, «Журнал Спорта» В.А. Гиляровского, «Почтово-Телеграфный Ежегодник» И.К. Голубева, «Развлечение» – Н.Н. Соедова, «Фармацевтический Вестник» Б.Н. Салтыкова, – было окончательно решено возложить к памятнику А.С. Пушкина в день 26 сего мая серебряный венок и принести приветствие в торжественном заседании Общества любителей Российской словесности. Текст приветствия был прочтен в собрании Е.Н. Опочининым и после некоторых исправлений одобрен. В депутацию для возложения венка избраны редакторы: «Московских Ведомостей» – В.А. Грингмут, «Московского Листка» – Н.И. Пастухов и «Русского Листка» – Н.Л. Казецкий»…

   Номер от 25 мая извещал, что в Пушкино на Общественном кругу, «в четверг, 27 мая, труппою русских драматических артистов представлено будет в память А.С. Пушкина – «Скупой рыцарь», соч. А.С. Пушкина, сцена вторая («В подвале»)».

   26-го числа уточнялось: в начале спектакля «прочтена будет г. Бушман[ом] сцена из «Скупого рыцаря». Пишется новая декорация». И вновь про соседей по «чугунке»: «25 мая в Перловке (по линии Ярославской ж.д.), в местном театре состоится «Пушкинский» музыкально-вокальный вечер в пользу губерний, пострадавших от неурожая. В вечере участвуют хор и оркестр гг. Перловых, балалаечники под управлением г. Де-Лазари, а также г-жи Сазикова, Познякова, Чайковская, гг. Толмачев, Барцал и Кратин»…

А 26-го мая, в день юбилея А.С. Пушкина, первую полосу «Московского Листка» украсила такая реклама:


Первому дню «торжественного чествования памяти А.С. Пушкина» был посвящен выпуск от 27 мая.

   «Рано вчера проснулась площадь перед памятником величайшего из поэтов Русской земли, площадь, отныне, по особому постановлению Московской городской думы, – именуемая «Пушкинской».

   Не без гордости корреспондент газеты сообщал: «Несомненно, лучшим из возложенных вчера к подножию памятника [Пушкину] венков является венок от редакций газет и журналов, примкнувших к предложению редактора-издателя «Московского Листка» возложить общий, коллективный венок от группы московских периодических изданий. Это массивный серебряный венок весом в 10 фунтов, художественно исполненный в мастерской Овчинниковых, помещенный на видном месте у подножия памятника. На нем вырезаны названия следующих шестнадцати изданий и фамилий редакторов; предлагаем список изданий в том порядке, как они помещены на серебряной ленте венка: «Московские Ведомости», редактор В.А. Грингмут; «Московский Листок», редактор Н.И. Пастухов; «Mosk. Deutch. Zeitung», редакторы Кихерер и Ганеман, «Новости Сезона», редактор С.Л. Кугульский; «Русский Листок», редактор Н.Л. Казецкий; «Театральные известия», редактор В.Д. Левинский; «Журнал Спорта», редактор В.А. Гиляровский [и др.]… <…> Из числа московских театров возложены были только венки от театра Корша и громадный венок от Художественного общедоступного театра». (Напомним, через месяц после торжеств актеры театра начали проводить свои репетиции в нашем Пушкино).

   Газета не обошла вниманием и торжественный обед, устроенный по инициативе Пушкинской комиссии Общества любителей русской словесности в колонном зале «Эрмитажа». Впрочем, по замечанию «Московского Листка», «обед отличался почти полным отсутствием крупных представителей литературы. Даже А.П. Чехов, бывший на чествовании поэта у памятника, не попал почему-то на обед… Приходится мириться с таким положением: мы переживаем период обидного оскудения, и это оскудение ярко сказалось на вчерашнем обеде. <…> Обедало полтораста человек, среди которых было довольно много дам. Как входные билеты, так и меню были украшены портретами поэта, причем на меню имелась надпись: «На празднике блистательного мая», а под портретом Пушкина его двустишие: «Поднимем стаканы, содвинем их разом! / Да здравствуют музы, да здравствует разум!»...

И тогда же, 27 мая, вышло «Прибавление» к газете, целиком посвященное поэту.


   Ключевой материал здесь – емкая статья сотрудника «Московского Листка», историка литературы, собирателя и исследователя древнерусской письменности Е.В. Барсова «Гений Пушкина и его зрелость».

Вот выдержки оттуда.

«Пушкин – есть гений, дух от духа народа русского. <…>

   Лишь тогда открылась быстрота его взора и резвость характера, когда очутился он в деревенском просторе, под прямым воздействием старушки няни, которая, вводя его в круг эпических преданий, дала ему вместе с тем почувствовать богатство и разнообразие мощного народного русского слова. И вот этот маленький ученик крестьянки стал впоследствии гениальным творцом русского художественного языка, поднявшим его на высоту недосягаемую. Он всем воочию дал видеть в своих творениях, какая гибкость, какая сила, какая выразительность, какое богатство и разнообразие таятся в русском языке… Он доказал, что русский язык не только не ниже языков европейских, но и богаче их формами, словарем, гармонией и тонкостию для выражения как игривых, так и возвышенных состояний живой творческой души... <…>

   …Далеко ушел Пушкин от так называемых прогрессивных идей и конституционных стремлений Александровской эпохи, кои он приписывал «влиянию чужеземного идеологизма и, главным образом, отсутствию у нас серьезного исторического воспитания».

   Гениальный творец русского художественного слова, он был также патриотом, глубоко проникавшим в народный дух русской истории, и признавал незыблемыми ее государственные устои – самодержавие и православие. <…>

   В древности пророков называли песнотворцами. Пушкин смотрел на свое дело как именно на дело пророка, вестника непререкаемых истин, глаголов Божиих»…

Ну, а иллюстрации «Прибавления», что называется, говорят сами за себя.



А вот, так сказать, оригинал портрета с издания Государственного Литературного музея.


Теперь групповой портрет друзей и соратников А.С. Пушкина.


   В комментариях сказано: «Кружок друзей-писателей собирался в Петербурге у Жуковского по субботам. Памятником этих собраний осталась картина неизвестного художника, представляющая кабинет Жуковского. Самого хозяина в комнате нет. В группе гостей узнаем Крылова, Гоголя, Пушкина и Кольцова…».

А вот – «расширенный вариант» этой картины (уже не из «Прибавления»).


   Субботнее собрание у Жуковского. Картина группы художников, в числе которых были А.Г. Венецианов, А.Н. Мокрицкий, Г.К. Михайлов, 1836 (1838?). В кабинете Жуковского, в Шепелевской половине Зимнего дворца, изображены: Н.В. Гоголь, А.С. Пушкин, В.Ф. Одоевский, И.А. Крылов, А.В. Кольцов, В.А. Жуковский, П.А. Плетнев, М.Ю. Виельгорский, А.Н. Карамзин и Ф.Ф. Вигель. Опубликована во «Всемирной иллюстрации» (1870). Центральная часть картины воспроизводилась в альбоме Пушкинской выставки 1880 г. (Москва). До поступления в Музей Пушкина в 1937 г. хранилась в Остафьеве, имении Вяземских, позднее находилась во Всесоюзной библиотеке им. В.И. Ленина. / См.: Описание рукописей и изобразительных материалов Пушкинского Дома. I. Н.В. Гоголь. М.-Л., 1951. С. 47.

   В этой связи, взглянем, как поэт и баснописец расположились на всем известном памятнике в Пушкино. (Эх, не догадались на скамейку еще и князя Одоевского усадить, или Кольцова, к примеру. Они ведь тоже у нас ни разу не бывали)…


А 28 мая первая полоса «Московского Листка» вновь была украшена «пушкинской» рекламой.


Впрочем, и этот номер содержал описание Пушкинских торжеств, точнее, их второго дня.

   К тому же, здесь отметился «наш» писатель А.М. Пазухин (тоже сотрудник «Московского Листка») с выразительным очерком «Дети о Пушкине».

Вот кое-что оттуда.

   «…Из ихнего училища мальчишки взяты. Вот туда, на Тверской бульвар, к Пушкинскому памятнику… Сказывал Сашка, что страх сколько народу будет петь, и музыка пойдет…

– Зачем музыка? – спросила девочка.

– А затем… Все будешь знать, так скоро состаришься!..

– А сам-то знаешь? – с улыбкой спросил гимназист.

– Стало быть знаю…

– А ну-ка, скажи!

– Пушкину сто лет исполнилось, ну, и празднуют… Мы пойдем к памятнику-то, тятенька говорил…

– А кто такой был Пушкин? – продолжал допрос гимназист.

– Я знаю, я знаю!..

– И я знаю, – у нас учили!..

– И я, и я! – раздались голоса мальчиков и девочек»…

   А 29-го числа газета сообщала о третьем дне Пушкинских торжеств, когда, в частности, зачитывали телеграмму, «полученную от председателя Французского литературного общества, известного французского писателя Марселя Прево. Телеграмма эта следующего содержания: «Присоединяемся братским сердцем к русским писателям, празднующим столетнюю годовщину рождения великого возродителя русской поэзии». Телеграмма эта была приветствована шумом долго не умолкавших аплодисментов».

И еще.

   «Серия адресов от периодических изданий началась адресом группы московских газет и журналов, отозвавшихся на предложение редактора-издателя «Московского Листка» …приветствовать Общество любителей российской словесности в его торжественном заседании». В приветствии говорилось: «Склоняясь пред священною памятью великого поэта и душевно присоединяясь к общему стремлению почтить память мирового гения, мы, скромные труженики печатного слова, просим Общество принять настоящее выражение наших чувств как один из листков лавра, которым ныне вся просвещенная Россия и народ русский венчают память народного певца. Да объединят оставленные им заветы правды и добра всех представителей русской культуры, русского слова и науки в служении этим вековечным идеалам»!..

   Наконец, как бы подводя итог Пушкинским торжествам, уже 1-го июня 1899 г. газета едко замечала: «Юбилей Пушкина вызвал в числе чествований его памяти некоторые вовсе неподобающие о нем напоминания. Так, водочный заводчик г. Синюшин выпустил «пушкинскую» водку. Ну, что общего между полштофом и портретом поэта, украшающим этот полштоф? Поменьше усердия, господа»…

   Хлебное вино высшего качества «Пушкинъ» Торгового Дома братьев Елисеевых. Изготавливали такие бутылки на предприятиях трех главных российских стеклоделов: Костерёвых, Курженковых и Ликфельда. Хлебное вино в бутылках-бюстах Пушкина в конце XIX — нач. ХХ вв. продавалось и Елисеевыми, и Шустовыми. Из: Андрей Ушаков. Русские фигурные бутылки «Бутылки-бюсты». 5 ноября 2020 // https://dzen.ru/a/X6K_BFhSAglnTSMu.

Кстати, сам Пушкин водку не жаловал.

Все же великий был поэт!..

Игорь Прокуронов


Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER
Поделиться новостью:
Подписаться на новости через: Telegram Вконтакте Почта Яндекс Дзен

Читайте также
Комментарии

Комментарии

Написать
Последние комментарии
Михаил
С какой целью вообще содержится ...
Людмила Клепнева Людмила Клепнева
Правды в Вашей статье 50%:Подвоз ...
Полина Ромейко Полина Ромейко
Полностью соглашусь с ...
Анастасия Палилова Анастасия Палилова
А теперь давайте по полочкам...1. ...
invalid
Теперь понятно ,почему Иванова ...
invalid
Из ближайщей котельной - ...
Иванов Иван Иванов Иван
Это центр города Пушкино и ...
Пётр Пётр
Лучше бы сделали пирсы и ...
Александр Малашенко
Что-что сделали сотрудники ...
Игорь Евгеньевич Витюк Игорь Евгеньевич Витюк
Поскольку в обеих версиях ...

Газманов



Ритуальные услуги в Пушкино

Наши партнеры: