Музейный терем архитектора Зеленко. Продолжение

13 мар
20:28 2023
Категория:
Край родной

   Публикуем продолжение исследования пушкинского краеведа Игоря Борисовича Прокуронова истории здания, который в наши дни занимает краеведческий музей г.Пушкино.  В этот раз много интересного об архитекторе, строителе музейного здания.  

Начало материала:

Музейный терем архитектора Зеленко, или продолжение «предполагаемого детектива»

 Как и было обещано, на сей раз речь пойдет о личности самого архитектора здания нашего музея.

Ибо без него вообще трудно понять, как это все случилось…

2 

«СЛОЖНАЯ И ЗАГАДОЧНАЯ ФИГУРА РОССИЙСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ» 

…Потомок пушкинских фабрикантов, профессор-географ Давид Львович Арманд (1905-1976), говоря про Александра Зеленко, замечал: «Это был человек «всех профессий», но, главное – архитектор. Он был безнадежно изобретательный человек с буйной фантазией. Исключительно талантливый, разносторонний и эрудированный человек, самобытный, оригинальный архитектор, музыкант на многих инструментах, конструктор и крупный педагог, – всего не перечислишь. Его голова вечно извергала потоки идей в самых различных областях техники, музыки, ремёсел». А современные коллеги Зеленко характеризуют его так: он, «в своей разносторонней деятельности архитектора, педагога и музейщика-музеолога, по праву может быть охарактеризован почетным определением «первый». Можно сказать, что он был первым во всем: большинство его построек, организованных им детских учреждений и разработанных воспитательных и музейно-педагогических идей и проектов появились в России впервые. В избранных им направлениях творчества он был несомненным новатором»…

   Александр Устинович Зеленко (1871-1953). Оригинал: [Сергей Клычков]. Память места_ Москва. Дача Кудрявцевой, Общество любителей лыжного спорта, инженер Зеленко и передовые технологии начала XX века на Оленьем Валу в Сокольниках. 22.01.2023: https://dzen.ru/media/id/5e872de6bd6e884c2117d172/dacha-kudriavcevoi-obscestvo-liubitelei-lyjnogo-sporta-injener-zelenko-i-peredovye-tehnologii-nachala-xx-veka-na-olenem-valu-v-sokolnikah-63cae461b93d2b437ee89375 // Фото предоставлено Е.М. Жидковой, Музей Модерна г. Самары

Или вот еще.

    По замечанию Ю.Т. Комарова, исследователя творчества зодчего: «Александр Устинович Зеленко (1871-1953) — одна из сложных и загадочных фигур российской архитектуры и по сей день, – пишет биограф архитектора, – как-то незаметно вошедший в историю ее архитектуры начала прошлого века. Безусловно, талантливый, но, к сожалению, далеко не самый известный зодчий, полный неоднозначных намеков, но, однако, твердо занимающий свое место во втором ряду в среде московских архитекторов модерна, ниже Шехтеля и Кекушева. Ему принадлежит авторство ряда реперных зданий в Москве, объявленных ныне памятниками либо федерального, либо регионального значения»…

   Будущий зодчий родился в Москве, в семье профессора-медика, обучался во Втором Санкт-Петербургском кадетском корпусе, после чего в 1889 г. поступил в Петербургский институт гражданских инженеров имени Николая I; перед последним курсом, в 1893 г., в течение года слушал лекции в Высшей технической школе (Вена). Там же, в Австрии Зеленко «примерил на себя» новый стиль-«модерн» (югендстиль, или венский сецессион).

    

Маленький Саша Зеленко с мамой. 1876(?) г. Оригинал: Музей Модерна. 28 сен 2021 // https://vk.com/wall-45704168_7042: фотография из семейного архива Я.К. Воронцовой (Москва).

   Однако, в 1894 г., после окончания института «сецессион» пришлось отложить, и юный талант отправился на Мальцовские стекольные заводы в Орловской губернии, где проектирует и строит промышленные и жилые здания и храмов. В 1895-1896 гг. – он уже в Турции на строительстве храма-памятника русско-турецкой войне 1877-1878 гг. в Сан-Стефано (Ешилькёй), где были захоронены останки 20 000 русских воинов (позже турки его разрушили). Тогда же Зеленко работал над проектом дачи на Принцевых островах близ Константинополя.

   А в 1897-1899 гг. Зеленко служил заведующим дорожно-строительным отделением Самарской губернской земской управы. Здесь в 1898 г. архитектор женился на молодой вдове Антонине (Нине) Гинч-Шлегер, чья золовка, сестра ее первого мужа из клана немцев Кеницеров-Шлегеров, педагог Луиза Карловна Шлегер (1863-1942) оказала на него особое влияние. Но об этом позже…

   Через год Александр Устинович, став городским архитектором (1899-1900 гг.) с солидным заработком, приступил к активному творчеству: за три «самарских» года возвел четыре здания (три из них – памятники архитектуры) плюс «модерновый» особняк для себя.

И вдруг… – внезапный отъезд с берегов Волги!..

   В конце 1900 г. Зеленко переехал в Москву Причины скоропалительного отъезда неизвестны: полагают, тут и скоропалительный развод (?), и приглашение знаменитого зодчего… Как бы то ни было, Зеленко стал помощником Фёдора Осиповича (Франца-Альберта) Шехтеля (1859-1926), который в то время проектировал Русский отдел Международной выставки в Глазго, и в конце 1901 г. Зеленко был командирован в Шотландию «для рабочего проектирования и надзора за строительством русских павильонов». (Заметим, что Шехтель в свое время учился у А.С. Каминского (1829-1897), автора дач А.Н. Мамонтова и М.А. Горбова в Мамонтовке)…

 

Ф.О. Шехтель (при участии А.У. Зеленко). Проект павильонов Русского отдела Международной промышленно-художественной выставки в Глазго. 1901 г. Фото из открытых источников

    И опять… – резкий поворот: вернувшись из Англии, Зеленко почему-то отошел от Шехтеля и занялся организацией Женских строительных курсов; в течение 1901 г. он числился в строительном отделении Московской городской управы, одновременно преподавал рисование в гимназии.

   В 1902-1903 гг., по заказу Санкт-Петербургского общества страхования, тридцатилетний Зеленко вместе с А.Ф. Мейснером (1859-1935) работал над проектом доходного дома Ярославской большой мануфактуры (дом Коробковой на Тверском бульваре, д. 6; ныне рядом со зданием ТАСС). То была первая заметная работа архитектора в Москве – огромное шестиэтажное здание в стиле модерн с драконом, восседающим на башне-куполе; балконные решетки в виде гигантских крыльев орлов, видимо, служили сакральной защитой обитателей; расстекловка оконных рам – в виде растительного орнамента, на фасаде – горельефы пернатых: сÓвы, ласточки, летучие мыши. Тогдашняя пресса замечала: дом «вышел за рамки архитектуры, переместившись в область имитации природы». (Сейчас, к сожалению, это обычный дом, утративший свой изначальный декор).

 

Дом Коробковых на Тверском бульваре. Архитекторы А.У. Зеленко и А.Ф. Мейснер. Фото из открытых источников

    В том же 1902 г. по проекту Зеленко началось строительство здания мужского коммерческого института Московского общества распространения коммерческого образования (нынешняя РЭА имени Г.В. Плеханова), но уже в неоклассическом стиле. Здание было закончено в 1904 г. (в 1930-е гг. оно перестраивалось и теперь — это памятник истории и культуры).

   Став обладателем солидных гонораров, в 1903 г. Зеленко отправился в двухгодичное кругосветное путешествие — Англия, Индия, Австралия, Америка, — где знакомился с архитектурой клубных зданий и досуговых центров, и вдобавок заинтересовался практикой организации досуга. На Западе он проявил интерес к детской педагогике; тут, видимо, у него созрело решение посвятить себя воспитанию и просвещению малолетних…

   Вообще, вкус к педагогической и воспитательной деятельности проявился у Зеленко сразу по приезде в Москву, где он встретился со своей «родственницей» Луизой Шлегер, а знакомство с педагогическим кружком студента Станислава Шацкого (1878-1934) дало начало к совместной деятельности. Архитектор еще больше увлекся воспитанием подрастающего поколения, участвуя в работе летнего лагеря-коммуны для детей рабочих в Щёлкове (1905 г.).

   Но зодчий не оставлял и преподавательскую работу: вел уроки рисования в гимназии, читал лекции в московском университете А.П. Шанявского, на женских и рабочих курсах и воскресных школах, сотрудничал в журналах «Свободное воспитание» и «Для народного учителя». Одновременно он проектировал типовые «народные» и доходные дома, загородные дачи. В Мансуровском переулке (д. 4), между Остоженкой и Пречистенкой, Зеленко выстроил доходный дом Лоськова (сегодня здесь посольство Сирии; здание является объектом культурного наследия).

   Но чем он особенно прославился, так это фантастической дачей Р.В. Пфеффера, выстроенной в 1910-1913 гг. в Сокольниках, но, к сожалению, просуществовавшей недолго…

 

Дача Р. В. Пфеффера в Сокольниках. Москва. Оригинал: https://golema.livejournal.com/42751.html

    Еще в 1905 г. Зеленко и Шацкий стали организовывать в Москве детские сады и подростковые клубы для детей из необеспеченных и неблагополучных семей. Ярким примером был клуб общества «Сетлемент», выстроенный Зеленко в годы первой русской революции в стиле северного модерна (здание по адресу Вадковский пер., д. 5, стр. 1; в частично перестроенном виде сохранилось да нашего времени).

 

Арх. А.У. Зеленко. Здание общества «Сетлемент» в Москве. 1905-1907 гг. Фото из открытых источников

    Постройка финансировалась в основном Н.А. Второвым, богатейшим человеком России (более 60 млн. золотых рублей), промышленником и банкиром, за деловую хватку прозванного «русским Морганом». Этот «культурный поселок» (так можно перевести название учреждения) совмещал функции детского сада, начальной школы и ремесленного училища. Примечательно, что лицензия на образовательную деятельность была оформлена лично на «А.У. Зеленко, архитектора»…

 

А.У. Зеленко с девочкой. Рисунок из книги Н.И. Живаго «Мышонок» (М., 1913). См.: Живаго и Зеленко. Исторический понедельник. Музей Модерна 28 ноября 2022 в 8:52: https://samara.zoon.ru/cultural_places/muzej_moderna_na_ulitse_frunze/social/

    В годы Первой мировой войны Зеленко – председатель Центрального бюро при Московской городской управе «по оказанию помощи семьям запасных и лицам, пострадавшим от войны». Он организовывал сбор средств, подарков, проведение спектаклей, ярмарок и выставок в пользу беженцев, открывал приюты-ясли-временные пункты…

   В 1916 г. Александр Зеленко обвенчался с учительницей Анной Михайловной Васильевой-Яковлевой (1884-1972): Зеленко 44 года, это второй его брак, Анне – 32. (По одной их версий, будущих новобрачных познакомила все та же Луиза Шлегер)…

   А незадолго до революции 1917 г. Александр Устинович выстроил в Сокольниках, на Оленьем Валу «светлоокий и нарядный дом», похожий на дачу со стеклянной верандой и куда принимал жильцов только с детьми. А в его квартире был оборудован специальный зал, где супруга архитектора играла, пела и ставила спектакли с ребятишками, которые здесь же мастерили, рисовали, лепили, вязали... Здесь же был и живой уголок с разными зверями и птицами, говорят, жили тут и два небольших крокодильчика. А во дворе каждый юный обитатель дома обрабатывал свою собственную грядку. И все это необычное для того времени хозяйство прозвали «Детским городком». (Добавим, есть предположение, что тяга Зеленко к Сокольникам не случайна: именно здесь жила его будущая супруга Анна).

 

Дом Зеленко в Сокольниках. 1947 г. Фото Оригинал: [Сергей Клычков]. Память места_Москва. Дача Кудрявцевой, Общество любителей лыжного спорта, инженер Зеленко и передовые технологии начала XX века на Оленьем Валу в Сокольниках. 22.01.2023 // https://dzen.ru/media/id/5e872de6bd6e884c2117d172/dacha-kudriavcevoi-obscestvo-liubitelei-lyjnogo-sporta-injener-zelenko-i-peredovye-tehnologii-nachala-xx-veka-na-olenem-valu-v-sokolnikah-63cae461b93d2b437ee89375;

   Давид Львович Арманд вспоминал: «По воскресеньям мы ходили к Александру Устиновичу Зеленко, тому, что показывал мне японскую обезьянку в Центросоюзе. Он жил от нас на один дом. Свой дом он построил по собственному проекту. Это был человек «всех профессий», но главное архитектор. До этого ряд лет жил в Америке и Японии и строил там дома для важных господ со всякими чудесами. Он был безнадежно изобретательный человек с буйной фантазией. Свой дом он построил так, что нельзя было сосчитать, сколько в нем этажей, так как почти каждая комната была на другом уровне. <…> Целая комната была отведена под зверинец: там жили крокодильчики, привезенные из Флориды, мартышки, попугаи и еще всякое птичьё. Ребятишки с удовольствием посещали этот зверинец, и натаскали туда кучу бездомных котят, которые клубками носились по полу. Гуляя по Сокольникам, Александр Устинович всегда носил с собой угощение для белок и синиц. Белки это знали, бесцеремонно влезали на него и шарили в карманах, а синицы садились прямо на шляпу и плечи. Игрушечных обезьян была целая коллекция из стран всего мира, где доводилось побывать Александру Устиновичу. Он говорил, что обезьяна – его тотемный зверь, потому что он сам похож на обезьяну».

   Вообще, профессор Арманд, утверждая, что архитектор и педагог Зеленко был старинным знакомым его родителей (видимо, уже в советское время), отмечал: это «…был исключительно талантливый, разносторонне-талантливый и эрудированный человек, самобытный, оригинальный архитектор, музыкант на многих инструментах, конструктор и крупный педагог, — всего не перечислишь. Они с женой объехали весь свет, где он строил дома, виллы, школы, и всё с выдумкой. Его повсюду очень ценили и не хотели отпускать. Его голова вечно извергала потоки идей в самых различных областях техники, музыки, ремёсел. Он изобретал игры и забавы, полезные и остроумные приспособления для детей разного возраста, предметы туристического обихода. У нас широко пользуются разборной байдаркой, но никто уже не помнит, что её сконструировал Зеленко. 

   Путешествуя по разным континентам, Александр Устинович собрал интереснейший музей и разместил его в доме собственной конструкции, хорошо для этого приспособленный. Там были музыкальные инструменты разных наций и народов. На всех он выучился играть, а нередко и петь под них на соответствующем языке. В своём домике он соорудил камин, привезённый им из Голландии, расставил китайские сервизы, купленные в Китае, африканские изделия из камня и дерева, статуэтки, остроумные игрушки, костюмы и украшения разных народов, например, настоящие венецианские бусы. Всего не перечислить. 

   В Москве было несколько построенных им домов. К сожалению, до нас сохранился только один, в Вадковском переулке, специально предназначенный для детского садика. Тут были горки в комнате, работающие как ледяные, бассейны с корабликами, на которых ребятишки могли плавать, удобная для детей мебель, ванночки и так далее. Это только в самом доме, а что он соорудил на прилегающем участке! Невозможно описать. Там же, на втором этаже, жили они сами с женой Анной Михайловной. Его музей располагался в нескольких комнатах на разных полуэтажах. Не было двух комнат на одном этаже. Изобретательность Александра Устиновича этим не ограничивалась. В доме, который он построил в Сокольниках, у него был небольшой зоопарк с привезёнными из Америки крокодильчиками и ещё какими-то зверушками. Когда же он гулял по аллеям, его буквально осаждали синички, воробьи и особенно белки. Они все садились ему на плечи, а белки нахально залезали в карманы и шарили там в поисках угощения. 

   Этого сверкающего идеями человека в конце жизни по абсолютно непонятной причине страшно обидели — переселили из собственного дома в барак далеко на окраине Москвы. Сделано это было под предлогом, что домик его нужен детским учреждениям. Барак был холодный, многокомнатный, где невозможно было воспользоваться кухней: десять хозяек занимали две плитки чуть не целые сутки. Чету Зеленко поселили в крохотной комнатке на первом этаже. Александр Устинович стал спешно изготавливать складную и подвешивающуюся мебель, чтобы на месте подвешенных кроватей днём можно было поставить обеденный стол. Готовить приходилось в комнате на примусе. Музейчик во время перевозки разворовали, только кое-какие остатки они передали в государственные музеи. От потрясения Александр Устинович заболел. И всё-таки, лёжа в постели, он проектировал план и программу клуба для подростков, чтобы отвлечь их от пустого шатания и безобразного поведения по парадным. <…> Куда-то пропала и его легковая автомашина вместе с прицепом, перестроенная им так, что могла служить то спальней, то столовой, то залом с телевизором. 

   Ещё смолоду Александр Устинович считал нужным вводить в школы разного рода трудовые работы. Вплотную он взялся за это после нашей революции. Объездил всю Америку, изучая там постановку этого дела. В начале двадцатых годов он составил примерную программу труда в школе и стал её «пробивать» в Комиссариате просвещения. В 1926 г. его программу, наконец, утвердили. Он открыл …курсы по переподготовке учителей на трудовиков для Москвы и ряда городов Советского Союза. Курсы были различные для педагогов с разным педагогическим стажем. Начали с того, что организовали курсы инструкторов для таких курсов учителей. Тут преподавали не педагоги, а специалисты: столярное дело — мастера-столяры, художественное рукоделие или домоводство — мастерицы этого дела. И так в разных областях: в слесарном ремесле, в радиотехнике, в прикладном искусстве, картонажном деле. Курсы инструкторов были годичные, после чего были открыты многочисленные курсы для самих педагогов. …В этот период я как раз был безработным, и Зеленко поручал мне, Коле Стефановичу и Николе чертить и строить разные приспособления для этих курсов. Я с удовольствием работал со счётной линейкой и рейсфедером»…

 

А.У. Зеленко со второй женой, Анной Михайловной (ур. Васильевой-Яковлевой). Оригинал: Татьяна Гриднева. Талантлив во всем. Архитектор и педагог-новатор. Часть 2. 24.10.2021 // Самарская газета: https://sgpress.ru/news/322306

    В послереволюционные годы Александр Устинович работал в Народном комиссариате здравоохранения; после, до самой своей кончины в 1953 г. – в системе народного просвещения. Знаменательно, что в 1919-1931 гг. Зеленко состоял еще и членом Музейной комиссии. А после очередной зарубежной поездки в середине 1920-х гг., он, среди других трудов, издал книгу «Детские музеи в Северной Америке» (1925) со словами: «Современный музей – живой, деятельный общественный институт, а не кладбище искусства или науки, работающий при этом не только со взрослыми, но и с детьми, является последним детищем цивилизации ХХ века. Вслед за ним идет еще одно новое создание культуры человечества – самостоятельный детский музей… обслуживающий интересы «маленького народа» так же широко, как это делают современные общие музеи для взрослых»…

 

А.У. Зеленко в Америке. Оригинал: Татьяна Гриднева. Талантлив во всем. Архитектор и педагог-новатор. Часть последняя. 31.10.2021 // Самарская газета: https://sgpress.ru/news/323109

    А 1930-е гг. ознаменовались сотрудничеством Зеленко с архитектором Н.А. Ладовским, который разрабатывал проект «Зеленого Города» в районе Пушкино-Братовщина-Митрополье... Александр Устинович выступал с докладами, публиковал статьи и популярные книги о новом городе, среди которых – «Марш городов. От настоящего к будущему» (1930). Когда в конце 1929 г. в Госплане СССР прошла конференция по вопросу строительства социалистических городов, поводом для дискуссии послужил именно доклад Зеленко…

 

План-проект «Зеленого Города» архитектора Н.А. Ладовского (1929-1930 гг.): «расшифровка» Г.Б. Китайгородского (Пушкинский район. 2007).

А.Н. Ладовский. Проект Центральной гостиницы в «Зеленом Городе». С обложки журнала «Строительство Москвы» (1930. № 3).

   В 1947 г., на 76-м году жизни, А.У. Зеленко защитил диссертацию (кандидатскую, докторскую ему в 1949 г. «не присудили») и стал работать в Научно-исследовательском институте художественного воспитания Академии педагогических наук РСФСР.

 

А.У. Зеленко на склоне лет. Оригинал: Elena Zhidkova. Выставка «Реклама ар-нуво». 22 янв 2023 в 11:54: https://vk.com/id411238665

    А, по мнению исследователей творчества зодчего, в работах архитектора прослеживаются новаторские музейно-педагогические идеи: его конструктивные предложения «об устройстве новых, специализированных музеев для детей, к сожалению, не были реализованы им на практике и получили новый толчок развития несколько десятилетий спустя. В течение долгого времени не переиздавались интереснейшие и, увы, доступные только немногим труды Зеленко. Лишь недавно был по достоинству оценен исследователями его вклад в развитие отечественной музейной педагогики»…

В этом, возможно, и один из «ключей» к разгадке, почему архитектором здания нашего будущего музея стал именно Александр Устинович Зеленко!..

Игорь Прокуронов

 

(Продолжение следует)

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER
Поделиться новостью:
Подписаться на новости через: Telegram Вконтакте Почта Яндекс Дзен

Читайте также
Комментарии

Комментарии

Написать
Последние комментарии
Сергей Лебедев
Я знаком с сотрудниками ...
... ... ... ...
Культура объединяет все стороны ...
... ... ... ...
Как же приятно и тепло на душе от ...
aktk Фин
Легендарная школа, прошедшая ...
Alpatov
В статье есть ряд существенных ...
Валентина
Когда же наши власти прекратят ...
Hellen
жители Пушкино уже как-то ...
Александр Ноздровский Александр Ноздровский
Дополнение к афише от Спиридона ...
invalid
Про жд вагоны-согласен ...
Александр Малашенко
Этому товарищу, который на ...




Ритуальные услуги в Пушкино

Наши партнеры: