Краевед Владимир Парамонов продолжает изучать историю пребывания в наших краях Федора Шаляпина. Этот материал - о венчании известного певца с балериной Иолой Торнаги
Первая часть материала - «
В тепле уютном старенького дома…».
«Как женишься? На ком?»
(продолжение)
«Царская осанка»
Вновь вспомним разговор с Шаляпиным по воспоминаниям художника Коровина: «…Ты знаешь, ведь я женюсь». «Как женишься? На ком?» — удивился я. «На Иоле Торнаги. Ну, балерину у нас знаешь? Она, брат, баба хорошая, серьёзная. Ты шафером будешь. Там поблизости в деревне я венчаюсь…».
Балерина Иола Торнаги
Итак, лето 1898 года стало для Фёдора Ивановича Шаляпина судьбоносным, именно тогда он венчался с Иолой Торнаги. А до этого, как мы помним, Фёдор Шаляпин, живя вместе с Сергеем Рахманиновым в егерском доме на даче Любатович в имении Путятово, готовит партию Бориса Годунова. И каждое утро друзья проводили несколько часов за роялем, а в полдень бежали купаться. Вздымая гладь реки Карповки, Шаляпин пел на всю округу фрагменты из партии Бориса Годунова, стараясь укрепить свободу голоса и добиться ровного звучания даже в таких трудных условиях. Артисту долго не давалась спокойная, полная внутреннего достоинства и силы походка царя, а Рахманинов помирал от смеху, когда тот, долговязый и неуклюжий, с необычайной важностью расхаживал по прибрежному песку и воде в чём мать родила, стараясь придать своей фигуре царскую осанку. «Ты бы хоть простыню на себя накинул, — говорил Рахманинов». «Ну, нет, — отвечал Шаляпин, — в драпировке-то каждый дурак сумеет быть великолепным. А я хочу, чтобы это и голышом выходило». И в конце концов Фёдор Иванович добился чего хотел…
А в книге Ивана Рыбакова «Силуэты Абрамцева» (Сергиев Посад: Ремарко, 2015) вдруг находим: «Узнав, что недалеко от Путятино живёт на даче известный историк, профессор Московской Духовной Академии Василий Осипович Ключевский, Фёдор отправился к нему за советом. Старый учёный дружелюбно встретил молодого певца и, прогуливаясь по лесу, рассказывал об эпохе Бориса Годунова. Перед Шаляпиным воскресли, как живые Ворлаам и Мисаил, московские бояре, и, обогащенный новыми представлениями, он во многом затем отразил те незабываемые впечатления на сцене. Вот почему “Борис Годунов” с Шаляпиным стал большим музыкальным событием в театральной жизни Москвы» (
жаль, что у Сергея Безрукова, уже в наши дни, не нашлось такого консультанта – В.П.).
«Поиск места для венчания»
В другое свободное время Шаляпин обходил все окрестные поселения, ища место для венчания. Одним из которых была усадьба Яковлев, которая образовалась в результате раздела наследства владения Чулковых и была обустроена в конце XVIII века Анной Васильевной Чулковой. Следующая владелица — Екатерина Васильевна Барбашева в память о муже и сыне построила в селе женскую богадельню, больницу, амбулаторию и школу, которые находились в ведении Императорского человеколюбивого общества. При богадельне в 1879 году была устроена двухэтажная каменная церковь с колокольней. В этом же году был освящен нижний храм во имя великомученицы Екатерины, а в 1884 году – верхняя церковь великомученика Дмитрия Солунского. Все эти богоугодные заведения и посетил Фёдор Шаляпин…
Побывал он и в соседнем к Путятино селе Гагино (
первоначально называлось Тимофеевское, Путятино на суходоле, затем Спасское-Гагино – В.П.). Это село впервые упоминалось в 1462 году в завещании великого князя Василия II. В начале XVI века село перешло во владение князей Гагиных, по фамилии которых и получило своё второе название. В Гагино до настоящего времени сохранилось две церкви. Первая из них (
сейчас находится в руинах – В.П.) – Спасская, построенная в стиле барокко по заказу владельца села генерал- аншефа В.И. Чулкова в 1760-е годы.
И вторая – церковь Казанской иконы Божьей Матери, построена в переходных формах от классицизма к эклектике в 1845 году. Церковь была сооружена на средства местной помещицы Екатерины Васильевны Барабашевой, урожденной Чулковой и её тетки Анны Васильевны Спечевой, также урожденной Чулковой, погребенной под алтарем церкви. Вот, именно, эту церковь и выбрал Шаляпин для венчания…
Я уверен, что Шаляпин выбрал эту церковь не случайно. Дело в том, он уроженец Казани (
родился 1(13) февраля 1873 года – В.П.), а здесь Казанская церковь напомнила ему детство! И еще Шаляпин выбрал это место, потому что невеста – итальянская балерина Иола Торнаги — была католичкой, а церковь такие браки не приветствовала, а тут, в глубинке было проще обойти запреты…
«А нам-то на пряники?»
Запись о бракосочетании из метрической книги церкви с. Гагино: «Июля 27-го 1898 года. Жених: Вятской Губернии и уезда Вожгальской волости деревни Сырцевой крестьянин Феодор Иваннов Шаляпин православного вероисповедания, первым браком. Лет 25. Невеста: Итальянская подданная Иола Игнатьевна Ло-Прести, католического вероисповедания, первым браком. Лет 25».
Таинство брака совершил местный священник Александр Чижов., которому помогал псаломщик Иоанн Введенский. В графе «Поручители по женихе» значилось: «Коммерции Советник Савва Иоаннов Мамонтов и сын титулярного советника Валентин Николаевич Сабанин». Поручителями по невесте выступили «Статский Советник Симон Николаевич Кругликов (музыкальный критик) и художник Константин Алексиев Коровин».
И.И. Шаляпина с детьми Игорем и Ириной. 1900-е гг
Свидетель со стороны невесты художник Константин Коровин вспоминал: «По окончании венчания мы пошли к священнику – на улице всё еще лил дождь. В небольшом сельском домике гости едва поместились. Матушка и дочь священника хлопотали, приготовляя чай. Мы с Шаляпиным пошли на кухню, разделись и положили на печку сушить платье… Чтобы согреться, усердно подливали в чай кагору. Когда двинулись обратно, священник наделил нас зонтиками… У Путятина нам загородили дорогу крестьяне, протянув поперек колеи ленту. Её держали в руках девушки и пели какую-то песню, славя жениха и невесту. Мужики просили с молодых выкуп на водку. Я вынул рублёвку и дал. Бабы говорили: “Мало! А нам-то на пряники?” Другие тоже дали крестьянам денег. Ленту собрали, и мы поехали.
Вернувшись к Татьяне Спиридоновне, мы увидели столы, обильно уставленные вином и едой. Поздравили молодых, все целовались с ними. Кричали “Горько!”».
Сам Шаляпин так описывал, но немного по-другому, свою свадьбу с Иолой Торнаги: «Живя у Любатович на даче, я обвенчался с балериной Торнаги в маленькой сельской церковке. После свадьбы мы устроили смешной какой-то турецкий пир: сидели на полу, на коврах и озорничали, как малые ребята. Не было ничего, что считается обязательным на свадьбах: ни богато украшенного стола с разнообразными яствами, ни красноречивых тостов, но было много полевых цветов и немало вина. Поутру, часов в шесть, у окна моей комнаты разразился адский шум – толпа друзей с Саввой Мамонтовым во главе исполняла концерт на печных вьюшках, железных заслонках, на ведрах и каких-то пронзительных свистульках. Это невозможно напомнило мне Суконную слободу… А дирижировал этим кавардаком Сергей Рахманинов».
Иола Игнатьевна и Фёдор Иванович с детьми. 1910-е гг.
(продолжение следует)
Владимир Парамонов
Комментарии 1