Федор Шаляпин: "... В Пушкино, к Карзинкиным недавно ехал, высунулся в окошко, у меня панама и улетела. Двадцать пять рублей заплатил…" Владимир Парамонов пытается получить ответы на вопросы: кто же такие Карзинкины? Где же они жили в Пушкино? И как часто Шаляпин заглядывал к ним в гости?
«Шаляпин с непокрытой головой»
В материале «
…Скорый поезд набирает ход…» (
подробнее см. сайт «Пушкино сегодня» от 24.09.2018 – В.П.) я привожу забавный случай, произошедший в поезде с Ф.И. Шаляпиным, как раз около наших мест. Вот отрывок из «Воспоминаний о Фёдоре Шаляпине» художника Константина Коровина (
в данном случае специально привожу отрывок полностью – В.П.): «У Шаляпина образовалось много знакомств в Москве, и летом он часто гостил в деревне Путятино, у певицы Частной оперы Т.С. Любатович. Однажды он заехал ко мне и просил меня поехать с ним к Любатович: “Поедем. Возьми ружьё, ты ведь охотник. Там дичи, наверно, много. Глушь, место замечательное. Татьяна – баба хорошая. Ты знаешь, ведь я женюсь”. “Как женишься? На ком?” — удивился я. “На Иоле Торнаги. Ну, балерину у нас знаешь? Она, брат, баба хорошая, серьёзная. Ты шафером будешь. Там поблизости в деревне я венчаюсь. Должно быть, Труффи приедет, Малинин, Рахманинов, Мамонтов. А как ты думаешь, можно мне в деревне в поддевке венчаться? Я терпеть не могу эти сюртуки, пиджаки разные, потом шляпы. Картуз же – умней, лучше. Козырёк – он солнце загораживает, и ветром не сносит. В выгоне еду – я люблю смотреть в окошко. В Пушкино, к Карзинкиным недавно ехал, высунулся в окошко, у меня панама и улетела. Двадцать пять рублей заплатил…”.
Давайте разберем это эпизод по составляющим.
Прежде всего, надо определиться, когда мог происходить такой разговор. С большой долей вероятности такой разговор мог состояться в начале лета 1898 года (
на сайте “История Пушкино и района” ошибка, там указан 1904 год – В.П.), а еще точнее, до 8 августа (27 июля по старому стилю) – дня венчания Ф. Шаляпина…
“Несчастная Частная опера”
Итак, Татьяна Спиридоновна Любатович (1(13).02.1859 – 19.08.1932) – русская оперная певица (меццо-сопрано и контральто) и вокальный педагог. Дочь выходца из Черногории, дворянина, коллежского асессора, отставного инженера Московского Межевого института, владельца кирпичного завода в Москве. С детских лет жила в Москве, в 11 лет поступила в Московскую консерваторию, а в 1883 году дебютировала в партии Зибеля (“Фауст” Ш. Гуно) на оперной сцене в Харькове. В Москве, в Частной русской опере С. Мамонтова, дебютировала 9 января 1885 года в партии Княгини – “Русалочка” А. Даргомыжского. А.В. Амфитеатров в 1932 году писал: “Современности нынешней имя Любатович уже давно ничего не говорит, а между тем некогда она – не то чтобы ”гремела», но занимала собой «всю Москву» и сыграла очень важную роль в развитии русского оперного дела…".
То есть можно заключить, что Т.С. Любатович в 1898 году “блистала” в труппе Частной русской оперы Саввы Мамонтова, а тем летом отдыхала в своём имении Путятино (в те времена Александровского уезда Владимирской губернии, в 29 километрах от Сергиева Посада, в 42 километрах от Абрамцево – усадьбы Мамонтовых). Путятино расположено у истока реки Карповки, левого притока реки Вондюги. По данным на 1895 год – сельцо Путятово с 81 жителем (38 мужчин, 43 женщины). Основной промыслом населения являлось хлебопашество, в зимнее врем\ женщины и подростки занимались размоткой шёлка и клеением гильз, а 10 человек уезжали в качестве прислуги на отхожий промысел в Сергиевский посад. Прямо скажем, не густо…
Нынешнее расположение села, теперь оно называется Путятино - Ред.
В Путятино стоял большой тесовый дом с флигелями (
ныне, увы, не сохранившийся – В.П.) среди огромного запущенного парка, переходящего в лес, а рядом пруда с рыбками… Каждое лето у Любатович бывало много гостей, собирался артистический и художественный кружок…
Но над Частной оперой Мамонтова все насмехались, её критиковали. Говорили, что это слишком похоже на “любительский спектакль в очень богатом доме”. Даже А.П.Чехов уверял, что любой бродяга на итальянских улицах владеет голосом лучше, чем мамонтовские солисты. Наконец, опера для Мамонтова не являлась коммерцией: в финансовом плане она оставалась убыточной. Но Мамонтова это смущало мало: он был уверен, что служит высокому искусству, хотя даже Саввин отец считал, что он стремиться только “музыкантить, петь в драматическом обществе”.
Опера принесла разлад, в казавшуюся такой крепкой, семью Саввы и Елизаветы (
урожденной Сапожниковой – В.П.). Супруга не разделяла Саввиного увлечения. И настанет день, когда вся Москва будет судачить о том, что миллионщик Мамонтов завёл театр исключительно для своей пассии – певицы Татьяны Любатович. И даже когда эта шокировавшая многих друзей дома связь прервётся, семейного единения будет не вернуть. Савва Иванович и Елизавета Григорьевна, ушедшая в религиозные переживания, больше никогда не смогут по-настоящему сблизиться, хотя и будут сохранять видимость брака. А 11 сентября 1899 года Мамонтова арестуют. При обыске у миллионера найдут заряженный револьвер и записку: “Тянуть далее нечего”. Исполнить задуманное не хватило каких-то получаса…
“Когда умолкнет шум аплодисментов…”
Но вернёмся к началу рассказа… Выходит, что друзья семейства Мамонтовых едут в Путятино ровно за год до трагической развязки, и даже нет никаких мрачных предчувствий…Тем более, здесь летом 1898 года готовилась к постановке опера “Борис Годунов” М. Мусоргского (при участии С.В. Рахманинова). Всё лето здесь в егерском домике со своим другом-одногодком Сергеем Рахманиновым и прожил Фёдор Шаляпин, готовя роль царя Бориса…
В 1880 (
по другим данным в 1887 или даже в 1990 – В.П.) году К.А. Коровин написал одну из лучших своих картин “Портрет артистки Татьяны Спиридоновны Любатович” (холст, масло, 160х84 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).
К.Коровин Портрет Татьяны Лобатович
На картине молодая жизнерадостная хозяйка имения сидит на подоконнике с книгой в руках, в раскрытое окно виден сад. Глядя на эту картину, испытываешь восторг, умиление и восхищение, ведь на ней очень точно изображена молодость, свежесть и красота молодой девушки… Неизвестный поэт посвятил этой прекрасной картине такие строки:
“Когда умолкнет шум аплодисментов,
И занавес опустится стеной –
Не нужно ни цветов, ни комплиментов –
Побыть в тиши, наедине с собой.
В тепле уютном старенького дома,
Послушать шорох листьев за окном.
Здесь всё понятно, близко и знакомо,
Как будто замерло в величии святом.
Роман знакомый взять, найти страницу,
И прочитать любимую строку…
Закрыть глаза и просто слушать птицу,
Что трели разливает роднику…”
(продолжение следует)
Владимир Парамонов
Комментарии