В редакцию портала обратились наши давние знакомые, благодаря которым сначала была сохранена от сноса и застройки многоквартирными домами известная Дача Струковых, а затем она была наполнена жизнью — здесь активничают краеведы, театралы, художники, члены общества охраны памятников истории и культуры. Они рассказали, что с назначением нового директора Краеведческого музея г. Пушкино, отделом которого является Дача Струковых, Елены Артовой, у старожилов Дачи появились проблемы. Корреспондент портала Андрей Воронин получил задание встретиться с обеими сторонами конфликта и разобраться в ситуации.
Недавно у Пушкинского краеведческого музея появился новый директор — Елена Сергеевна Артова. Событие это вызвало бурную реакцию у обитателей Дачи Струковых. Дело в том, что это здание находится на балансе у краеведческого музея. И когда новый директор начала осматривать свои владения, она столкнулась на Даче с множеством «арендаторов», обитающих там, по ее словам, непонятно на каких правах. Помимо ВООПИК, поискового отряда и любительского театра «Классика», на даче Струковых обитают, в основном, разнообразные художники, использующие помещения здания в качестве бесплатных мастерских. Естественно, возник конфликт. Раздались призывы о помощи — дескать, новый директор всех обижает, терроризирует и выгоняет. Главный редактор портала «Пушкино Сегодня» поручил мне встретиться с Еленой Артовой и выяснить, что вообще происходит. Ну, я, естественно, встретился, и чтобы не ходить вокруг да около, сразу же спросил:
— Елена Сергеевна, какие у вас планы на Дачу Струковых?
— У нас планы не на это здание. У нас есть новая концепция развития музея. Как историк, как профессионал, после знакомства с музеем я могу сказать вот что: мы обладаем огромнейшей, удивительной, красивой коллекцией, которая позволяет нам, имея два дачных здания, создать музей дачного быта Х1Х века. Нам это позволяет сделать собранная коллекция — мебель, посуда, предметы интерьера.
Вот вчера у меня были посетители из деревеньки, расположенной между Красноармейском и Пушкино. Они решили рассказать о своем поселении односельчанам и попросили разрешения поработать с архивами. У нас есть все необходимые материалы, но мне даже посадить этих людей негде, чтобы они нормально поработали с документами.
Таким образом, мемориальная часть Дачи Струковых будет занята музейной экспозицией. В том числе и потому, что здание музея на Московском проспекте пора ставить на реставрацию. Вы видите, что вокруг происходит? Полы поехали, косяки перекосило, двери не закрываются. Здесь срочно нужна реставрация. На период реставрации музейная коллекция будет потихоньку перемещаться на дачу Струковых. Поэтому мы и начали там с того, что ставим охранную сигнализацию. Что вызывает особенно сильное недовольство нынешних обитателей дачи. Первое, что я там сделала — заказала экспертизу в «Росгвардии», пригласила пожарную инспекцию, пригласила фирму, специализирующуюся на установке музейных охранных систем.
— Как долго продлится реконструкция основного здания музея на Московском проспекте?
— Чтобы войти в программу, нам надо подготовить необходимую документацию. Эта работа начата еще при прежних директорах. Чтобы завершить эту работу, при наличии финансов (потому что это далеко не бесплатно) понадобится порядка двух лет.
— И все эти два года экспозиция будет постепенно перемещаться на Дачу Струковых?
— Экспозицию перевезти — это не собрать домашние вещи, упаковать в коробки. Это опись, это съемка, это достаточно трудоемкий процесс.
— То есть для нынешних обитателей Дачи Струковых места уже не будет?
— В мемориальной части здания — нет. Но в боковой пристройке есть шесть комнат, они имеют отдельный вход. И это помещения для тех, кто захочет там остаться. Из нынешних обитателей без документов уже четверо готовят документы для заключения договоров с музеем на проведение
— А кто конкретно?
—
— А что, у нынешних обитателей Дачи Струковых вообще нет там никаких прав аренды?
— У меня на Даче Струковых сейчас есть только один арендатор — московское областное отделение ВООПИК. Договор на один год они заключили еще со школой в 2015 году. Договор не пролонгировался в связи с тем, что не были исполнены условия договора. А условия там были простые.
— Так, а поисковый отряд?
— Ну, начнем с того, что поисковый отряд у меня там не сидит. У меня там сидит Павлов Юрий Владимирович.
— Кто это?
— Вот и у меня вопрос: кто это? Я говорю, покажите мне документы, Павлов Юрий Владимирович, что вот это всё является вашим (видимо, имеется в виду экспозиция из предметов, найденных на местах боев, — А.В.). Что вы на законном основании вот это всё выставляете здесь, в нарушение всех норм экспозиции. Вы представляете, что такое «коп», то есть работа по подъему? Существует
И поэтому, когда поисковики мне говорят: «Вот мы по 300 тысяч платим, чтобы пойти в эту экспедицию», я обычно отвечаю: «Да, ребята, но вы от полутора миллионов и выше снимаете с этой экспедиции. И это не имеет отношения к увековечиванию памяти, коллекционеры этим не занимаются». А вот то, что мы видим на их экспозициях, — это тот мусор, который лежал рядом с трупами. Трупный яд не обеззараживается. Любое кладбище имеет большую охранную зону, в границах которой ничего нельзя строить, потому что это опасно для здоровья. Предметы из копов, размещаемые в музеях, подвергаются обработке. Потому что музеям это положено делать в соответствие с музейным статусом. И даже после обработки предметы из копов положено демонстрировать
У экспозиций поисковиков такого статуса, таких требований нет. Соответственно они и не обрабатывают ничего. И у них там пулеметные ленты разложены по батарее, на полу стоят гильзы от снарядов, то есть в свободном доступе для посетителей все те предметы, которые непосредственно контактировали с трупами. И представьте, что может произойти, если
— Обитатели Дачи Струковых утверждают, что вместо арендной платы они отремонтировали крышу.
— Ну, можно сравнить, например, крышу Королёвского музея, где мы делали ремонт, и «ремонт крыши» на даче Струкова. И оценить разницу. Потому что, если я ремонтирую крышу, то я ремонтирую ее всю, как положено. Частичный ремонт крыши на даче Струкова ведет к убийству этого здания. Потому что крыша на здании металлическая, сделанная в зажим. Если вы разомкнули, то замок обратно вы не сцепите. И крыша начинает течь уже по границам якобы отремонтированных участков. А вообще там много еще завалов придется разбирать. Партия «Единая Россия» обещала нам помочь с уборкой территории Дачи Струковых: там лежит мусор, который остался еще после школы. Одни мы с этим мусором не справимся. Потому что вы видите: у меня два колченогих инвалида с тремя пенсионерами, и все мы в возрасте. Поэтому мы приглашаем «Молодую гвардию» на субботник. Субботников этих планируем пять, нам надо вывезти оттуда примерно 8 контейнеров мусора. Люди, сидящие там на протяжении пяти лет, не могли найти на это время и силы? (Справедливости ради отмечу, что субботники по уборке территории проводились на Даче и не раз - А.Ноздровский).
— А театр?
— Музейную концепцию «Дачная жизнь Х1Х века» невозможно реализовать без театрального варианта. И естественно, что все четыре пушкинских театра плюс музыкальное училище будут работать на сцене Дачи Струковых.
— А конкретно театр «Классика»?
— Этот театр сейчас занимает 270 квадратных метров. Это только зал. Плюс к этому — 150 квадратных метров в виде костюмерных. К костюмерным существуют определенные требования. На вешалках должны висеть костюмы, упакованные в пластиковые или хлопчатобумажные мешки — это норма закона. Между вешалками, от плеча до плеча должно быть расстояние не меньше 1,2 метра. Должна быть система вентиляции в костюмерной, потому что это ведь нафталин. И при этом при проверке пожарной сигнализации выясняется, что все три шлейфа неработающих оказались в именно в костюмерных мастерских. А если что случится, официально на Даче Струковых никого нет, и театра «Классика» тоже нет. Причем театру «Классика» еще Инна Олеговна (Полуянова, которая теперь работает замдиректора музыкального колледжа — А.В.) пять раз предлагала узаконить взаимоотношения, но театр отказывается.
Вот этот бунт на корабле, который мы видим с вами сегодня, он не первый и не последний. И это не связано с тем, что Елена Артова встала у руля музея. Потому что любой директор музея обязан ввести обитателей Дачи Струковых в правовое поле. Ни один уважающий себя музей не даст ни булавочной головки, если у вас не стоит сигнализация, если у вас не обустроена пожарка, если у вас не обустроены сейфы и условия хранения, необходимые для выставок и экспозиций. Это я вам говорю, как музейщик. Никого мы оттуда не гоним. Мы просим войти в правовое поле и научиться работать вместе с нами. Либо мы все вместе делаем новую концепцию музея, через год приглашаем сюда губернатора и показываем ему результат. Либо так и останемся сидеть в этом болоте, где каждый творит, что хочет».
Интервью подготовил Андрей Воронин.
Фото автора.
P.P.S. После того, как статья была опубликована на портале, началось ее активное обсуждение в соцсетях и мессенджерах. Считаю необходимым добавить мнение людей, имеющих самое непосредственное отношение к культуре:
- Борис Урецкий, как руководитель профессионального театра Пушкинского, посчитал своим долгом поддержать любительское творчество: Красиво Елена Артова говорит, но поведение абсолютно не приемлемо. Надо деликатно подходить к людям, которые спасли этот дом. А не криком и рубкой шашкой. Не увидел в статье Воронина мнений Светланы Булаевой например (вопросы, которые Светлана Булаева озвучивала во время встречи с Ворониным, Андрей задал Елене Артовой - А.Ноздровский). И претензии к поисковикам они подкреплены юридически? Театр Классика - это подвижники с милым любительским творчеством, но они сумели превратить Дачу Струковых в арт-пространство, но что делает новый директор ...вешает график работы с 10 до 18..с выходными по воскресеньям, вот об этом журналист не пишет . Воскресенье в итоге выпадает из процесса показа, репетиции после 18 по отдельным распоряжениям. Хотя что бы мешало график работы поставить с 14 до 22. Разумеется надо приводить документацию, техническое состояние Дачи Струковых в порядок, разработать положение о платной деятельности , провести независимую оценку по аренде, разработать положение о любительских объединениях, под которые попадают и поисковики и театр Классика . Все можно сделать грамотно и без скандалов. Задача культрегера не уничтожать хорошее, а развивать и помогать.
Другие мнения:
- И не увидел в материале про платежки, которая Елена Артова раздала художникам на оплату благотворительного взноса, и копий приказов о демонтажа театральной экспозиции и освобождении помещений за неделю. …
Там все не так просто.
- Дача Струковых довольно большой объект и место там есть. Но сперва Елене надо представить концепцию развития, с учётом интересов всех сторон.
- Светлана Булаева вложила в эту " дачу» здоровье, душу, личные деньги, чтобы там появилась Жизнь.
А что туда вложила Артова? Пусть для начала музеем займётся. Не музей, а позорище.
- И заметьте, однако, у директора есть беспокойства о недостаточности площадей музея (конечно, это не ест хорошо), но
А не лучше ли было бы теперь, используя итоги и опыт прошлого, поискать решение на восстановлении дома Шарикова, активно которым был занят отец Андрей⁉
P.P.P.S
Статья затронула очень болезненную тему и как я уже писал, вызвала шквал звонков в редакцию, бурное обсуждение в соцсетях и мессенджерах. В том числе прозвучала претензия, почему не опубликовано мнение другой стороны. Поясню. Журналист Андрей Воронин получил задание встретиться сначала со Светланой Булаевой, затем - с Еленой Артовой и в итоговом материале отразить позиции обеих сторон. В результате позиция Светланы Александровны Булаевой в прямой постановке не прозвучала, были заданы часть вопросов, которые она задавала во время встречи с нашим журналистом.
Поэтому я рад, что Светлана Булаева сама сформулировала свое отношение к происходящему и опубликовала его в группе "Люблю дачу Струковых" на Facebook. Считаю необходимым привести в нашей статье полостью:
"Всем, здравствуйте! прочитала статью господина Воронина и была даже не удивлена, а просто «ошарашена». Первая встреча у него была со мной. Но поскольку я не знала концепции нового директора, то предложила сначала поговорить с ней, а потом вернуться к нашему разговору и опубликовать два взгляда на один и тот же вопрос. Опубликованная статья меня мягко сказать удивила. Замечательный физик Петр Капица говорил:« Главная задача руководителя не мешать людям работать!». Елена Сергеевна в своем интервью говорит «нас». У меня вопрос кто это и где они были в том числе и сама Елена Сергеевна «как историк и профессионал», кстати житель Пушкинского района, когда я, Алла Алексеевна, Олег Бойко, Настя Волкова, Сергей Серегин и актеры театра "Классика" «грудью» защищали здание Дачи от сноса?! Как можно о людях, с которыми работаешь и собираешься создавать нечто эпохальное —
«Дачную жизнь 19 века“сказать ”два колченогих инвалида и три пенсионера»? Где взяты площади 270, 170, 170, 150 и т.д.? Из каких документов? Где документы, подтверждающие слова, что театру (аж!) пять раз предлагалось узаконить отношения с музеем. И что это за ультиматум: «…либо мы все (?) делаем новую (понять, а чем плоха старая?) концепцию музея и через год (?) приглашаем Губернатора и показываем ему результаты работы, либо так и остаемся сидеть в болоте». Для тех, кто не в курсе, данное здание передавалось музею под краеведческие экспозиции, т.е. тем проектам, для которых не хватало места в основном здании, а именно «Пушкино театральное», «Пушкино дачное» «Пушкино литературное» и т.д. Любительский театр "Классика" находится на Даче Струковых с первого дня передачи. С тех пор, когда здание некому было охранять. В 2016 году мы получили премию Губернатора за Любительский театр Классика и вложили в создание экспозиции Пушкино театральное, за которую тоже получили Губернаторскую премию и продолжили оформление экспозиции. В настоящее время экспозиция — живой организм, Она работает. Люди с благодарностью ее посещают и с удивлением узнают, что «оказывается Пушкино — родина МХТа». Любительский театр «Классика запустил много проектов по организации культурного пространства для жителей района: Поэтическое Кафе “В гостях у Пегаса”, Музыкальная гостиная “Ноктюрн”, Музыкальный Салон “У Ирины Боссини”, Литературная Гостиная “Истоки”, Театральная Гостиная “Вдохновение”, Клуб Ретро Кино, Клуб авторской песни “Бригантина”, Для старшеклассников работает Дискуссионный клуб “Диалог”.
Я еще не упомянула о ежемесячном бесплатном спектакле. Отдельно хочу сказать о фольклорных праздниках, полюбившихся пушкинцам На обустройство культурного пространства Дачи мной было истрачено более 400 тысяч рублей (премиальные и личные средства)".
Александр Ноздровский
Комментарии 25
В Нотрдаме тоже люди работали. В Гребневской церкви деревянной XIX век, до 2011 много людей работало( ст.Клязьма)-сгорела. В дачи Александренко-люди. Везде люди...
И, если бы мы всегда думали только о удобстве людей, то напр.в Спасской церкви до сих пор была бы общяга(ст. Клязьма) Список можно пролонгировать
И я больше скажу: в последние годы Булаева неоднократно приглашала меня на дачу Струкова на различные мероприятия, но я под разными предлогами отказывался. Потому что мне абсолютно не интересно все то, что сейчас делается на даче Струкова. И я не вижу интереса к тому, что там происходит, со стороны других жителей города.
А вот Артовой удалось меня убедить и заинтересовать. Ее попытки перетряхнуть наше унылое болото я категорически поддерживаю и буду поддерживать.
И про опыт подробнее ...
Тут как раз всё наоборот. Брёвна надо спасать.
Сходите , сфотайте и в "Срочных" разместите...тогда все вопросы у всех отпадут(это мысли вслух,извините). Если честно,- стыдно за Россию. Рядом дворцы нуворишей, а старинная жемчужина дачно-парковая гибнет. При всём уважении к её арендаторам, дальше сохранять уже не в их силах. И хорошо,что появился такой человек : потомки спасибо скажут.
За Струкова вся культура спасибо скажет! ВОТ БЫЛ БЫ ПОДАРОК! ДАЧА-ТО СТАРШЕ ОСНОВАНИЯ РАЙОНА! Там можно и костюмированный праздник провести,духовой оркестр, гуляния, ан пик-ник, дамы...под ретро. Место располагает . А где ещё? Всё...в Пушкино(е) мест с таким колоритом и архитектурой больше нет осталось. Летний сгорел.Остальные парки- новодел.
А ДК- Сталинскиое время. Другая эпоха.Другая энергия. Сталинизма у нас много в архитектуре, а
А если завтра всех выгнать , повесить замок . То не известно чем все закончится ... думаю ни чем хорошим ....
Из записи видно, что Светлана Булаева высказывается довольно неопределенно и неуверенно. Ряд фактов (например, размер арендной платы) она транслирует с чужих слов и подтвердить эти факты не может. И в целом высказываемая ею позиция выглядит как-то неубедительно. По сравнению с позицией Елены Артовой.
Алекс Ноздровский может закрепить аудиозапись Булаевой в своем очередном пост-посткриптуме к тексту)
Артову я в глаза не видела, но музей- это офиц. организация, под него можно и деньги выпросить. На охрану серьёзную, т.к. артефакты, ценности. И забор нормальный.
В том году крыльцо никак залить не могли. А это-памятник арх. Про остальное умолчу: одно слово -разруха.
Понятно арендаторам удобно: пришёл, ушёл когда хочешь. Был бы просто барак,хрен с ним. Тут- дух времени,воздух старины.
Садитесь , друзья, за стол с чаем и договаривайтесь.
Надо памятник спасать и сохранять для потомков! В дереве их в р-не по пальцам пересчитать осталось.
.
Дача- жемчужина пушк.р-на! Надо сохранить. Нам все равно как, лишь бы на её месте не возникли две-три уютные башни на 20 этажей.
Где бывший Загс был, в хрущевке, пол первого этажа, с СССР, занимают Загорские художники. В.И Андрушкевич покойный итд. Платят аренду:так везде, во всем мире...За эл.проводкой следят, за окнами, стенами, железная дверь итд.
Почему бы новой администрации не выделить помещения нашим- художникам, скульпторам, театралам и т п. В приемлемых, пусть не жилых, помещениях. С минимальной арендной платой,а?
Ребятам за Струкова- земной поклон! Всем !!!Придержали,сохранили...но больше 100 лет брёвнам, надо уважать и понимать без обид.
Строят башни- обязать выделять помещ. под творчество. Как это было при СССР и сейчас за границей.
Но там ни одни копатели .
А где мнение второй стороны .... !?
Нужна все таки вторая часть .
И что то подсказывает что к обитателям дачи стоит сходить и поговорить именно вам а не Андрею .
В комментариях вконтакте он к ним как то предвзято относится ....