Императорское православное палестинское общество начинает свою историю с 1882 года. Русские государственные деятели были озабочены делом укрепления православных традиций и связей с представителями разных культур. Общество возникло при содействии русского императорского дома, поэтому получило такое название. Уставные задачи Общества – содействие паломничеству на Святую Землю, научное палестиноведение и гуманитарно-просветительное сотрудничество с народами стран Библейского региона, а также пропаганда традиционных ценностей православной церкви. Т.е. ценности, которые транслирует ИППО, не вступали в конфликт с государственной властью во всех исторических периодах. Отделения общества существуют на всей территории России, а также за её пределами.
Мы побеседовали с Эдуардом Шабуневичем, членом ИППО, руководителем подмосковного отделения молодёжной секции, на тему духовного развития молодёжи и её самоопределения в обществе.
—ИППО ставит своей целью бороться за духовность нашего многонационального народа. Как Вы считаете, из каких составляющих должна складываться духовность вообще?
— Духовность должна складываться из трёх составляющих: любовь к Богу, любовь к своему Отечеству и любовь к родителям.
— «Крошка сын к отцу пришёл, и спросила кроха: «Что такое хорошо и что такое плохо?». ИППО может ответить крошке сыну на эти вопросы?
— Может. И делает это на продвижения ценностей Русской православной церкви и христианской веры. Любовь к Богу и Отечеству научит человека со временем отвечать самому себе на очень важные вопросы и определять правильный вектор развития. Надо заметить, что духовные ценности в настоящее время претерпевают серьёзные изменения в связи с глобализацией. Человек оказывается в состоянии выбора, который не даётся ему легко. В такие моменты мысль человека устремляется к Богу, потому что нам всё-таки очень важно сохранить свою идентичность и попытаться осознать раз и навсегда, что есть «хорошо», а что— «плохо».
—Эдуард, трудно не согласиться, что сегодня духовные ценности претерпевают серьёзные изменения. Давайте конкретизируем.
— Сегодня производится попытка внедрения унифицированных моральных ценностей... Почаще нужно обращаться к предкам, чтоб заимствовать их духовный опыт. Приведем в пример СССР. В Советском государстве была попытка перестроить общественное сознание, советская идеология базировалась на очень понятных идеях христианину —человечность и братство. Так всегда понимали гуманизм. Граждане СССР боролись за свою Родину и самоидентификацию. И сегодня очень важно иметь активную жизненную позицию и бороться, бороться за Родину и возможность выбора своего пути в условиях глобализации. Это крайне важно.
— Сегодня определённая часть молодёжи, как это не прискорбно, встаёт на защиту ЛГБТ и мотивирует свою позицию так : «Они же тоже люди, жалко их. Побойся Бога говорить, чтоб они горели в аду.» Не кажется ли Вам, Эдуард, что это какой-то неверно понятый гуманизм?
— Кажется. Сегодня часто используют термин «толерантность», и он уже, полагаю, даже стал в какой-то степени ругательным... Его используют для оправдания поведения абсолютно не коррелирующего с близкими нравственному человеку. Безусловно, нельзя назвать гуманизмом попытку сделать из чёрного белое.
— Определённая часть молодёжи мотивирует свою позицию также и тем, что «это больные люди, которых надо жалеть». Мне же представляется, что больных людей в этом случае всего лишь 1%, а 99%— распущенность. Что скажете?
— Да, я согласен... Ведь такие идеи формируются в основном в сознании молодёжи...
— Конечно, некая модная теория.
— Это связано с тем, что молодым людям в период формирования их сознания навязывается то, что это нормально! Соответственно такой эксперимент над сознанием молодёжи зачастую приводит к очень плачевным результатам...
— Госдума приняла закон о запрете ЛГБТ пропаганды . А что делает ИППО, чтоб выразить свою солидарность с государством?
— Императорское православное палестинское общество по очень многим вопросам взаимодействует с государством. В частности, мы сотрудничаем с Министерством иностранных дел по работе на территории Ближнего Востока, в частности Палестины, Израиля и Сирии. ИППО сочетает в себе ценности дореволюционной России, Советской России, а также современной России. Наше общество стремится к продвижению в массы духовные и патриотические ценности и нравственного поведения и таким образом мы выражаем солидарность с государством.
— Когда мой отец был воспитанником дошкольного учреждения (детского сада), с ним учили стихотворения Пушкина, отец знал большие фрагменты из каждой сказки Пушкина! Сейчас в детских садах расцвели гаджеты, робототехника и тому подобное. О гуманитарном образовании как-будто позабыли. Вы помните свой детский сад?
— Я прекрасно помню время, проведённое в детском саду... Те виды активности, которые предлагались нам, малышам, были весьма разнообразными: с нашими поварами мы пекли булочки, с воспитателями мы отправлялись в поход за грибами, на прогулки по лесу... В лесу мне встречались огромные мухоморы. Казалось , что они упали со страниц сказок, но я видел их воочию! Сказки смешивались с реальностью, благодаря умелым действиям воспитателей. Детство осталось в памяти временем сказок и чудес. Мне повезло.
— А если вернуться к вопросу о гуманитарном образовании?
— У нас в садике была «дошколка», которая включала в себя счёт, чтение... Воспитатели читали нам сказки, показывали художественные фильмы. Могу сказать, что нами действительно занимались. Нас учили жить в этом мире, а также любить его...
— Наверное, это точечное везение. Не в каждом детском садике сегодня так занимаются с детишками...
— Я слышал о том, что в некоторых детских садах, в частности, в центральном регионе дошкольное образование всё-таки больше походит на одно большое развлечение... Некоторых родителей это не беспокоит, поскольку для них главное, чтоб ребёнок был под присмотром, пока они зарабатывают деньги, а дальнейшее развитие их ребёнка...Как получится! И это проблема, на мой взгляд, ведь в детский сад отдают ребёнка в том возрасте, когда он впитывает в себя всю информацию, как губка.
— Эдуард, Вы сказали, что в центральном регионе дошкольное образование всё-таки больше походит на какое-то развлечение. Как Вы относитесь к тому, что сегодня весь образовательный процесс пытаются свести к одной игре? Это проблема?
— Чтоб заинтересовать ребёнка, игровой формат— неплохой выход, но нельзя весь образовательный процесс сводить к игре. Всегда есть возможность данный формат преобразовать... Долгое время я занимался единоборствами, и у меня была возможность на определённом этапе тренировать группу младших школьников. Это именно тот возраст, когда заставить ребёнка что-либо делать представляется достаточно сложной задачей.
— Образовательный процесс можно усложнять постепенно...
— Безусловно. Если говорить конкретно про спорт, то в игровой формат привносятся базовые упражнения. А если говорить про образование в целом, то в игру можно, особо не ломая голову, добавить готовую схему, которую до тебя уже достаточно разработали профессионалы. Только это сделать задорно и искренне!
— Вы сказали про готовые схемы. А какие из подобных схем использовали лично Вы, Эдуард, на занятиях по единоборствам с младшими школьниками?
— Например, игра в «догонялки» или «крокодильчик».
В «крокодильчике» нужно было встать в такую позу, чтоб никаким образом не касаться пола и при этом попытаться свалить того, кто находится рядом с тобой. И «догонялки», и «крокодильчик»— непростые игры с точки зрения физической нагрузки, но очень полезные для здоровья! Зарази азартом— и дело пойдёт.
— Приобрело популярность высказывание « малыш родился не с золотой ложкой в зубах, а с планшетом в руках». Это заявка на гениальность чада, но надо ли это понимать именно так?
— Я бы сделал оговорку на то, что в мире произошло много изменений, но одно всё-таки заслуживает особого внимания, а именно: информация стала чрезвычайно доступной. Если раньше человеку нужно было потратить много сил и времени, чтоб добыть ту или иную книгу , то сегодня практически все можно скачать на определённое устройство. В этом случае самый важный навык, который необходимо выработать— это умение фильтровать информацию. В противном случае ребёнок может просто получить информационное отравление... Родители должны помочь ребёнку научиться работать с большим количеством информации.
— Предположим, что ребёнок родился в не очень благополучной семье. Понятно, что в данном случае родители могут не быть озабочены тем, чтоб научить ребёнка работать с информацией... Как знать, может, они сами не вполне могут её фильтровать...
— К сожалению, в настоящее время это огромная проблема, поскольку самостоятельно ребёнок не способен критически анализировать информацию.
— От представителей молодёжи сегодня все чаще можно услышать «взрослеть не хочу!». Как итог, сегодня по улицам ходит много взрослых людей с примитивным мышлением. Это проблема. Что советует предпринимать ИППО?
—Такая проблема действительно есть, и наше общество стремится создать возможности чем-то интересоваться и развиваться в разных направлениях. К сожалению, нельзя не учитывать и узкую спецификацию некоторых отраслей: люди получают образование и загоняют себя в рамки, когда после, скажем, получения степени бакалавра больше не желают учиться. Важно каждый день расширять свой кругозор: посещать музеи, всевозможные выставки и общаться с интересными людьми.
— Довольно типично, что молодые мужчины сегодня говорят о том, что не желают брать инициативу в свои руки: это распространяется как на вопросы трудоустройства, так и на личную жизнь. Молодые мужчины уверены, что все само придёт в руки: работа найдётся, потому что родители могут пристроить , а девушка хорошенькая напишет сама. С чем Вы могли бы связать такую безынициативность? Надо ли перевоспитать этих молодых мужчин ?
— Очень каверзный вопрос... Именно потому, что это вопрос о смысле жизни. С чем можно было бы связать безынициативность ? Думаю, что она связана исключительно с отсутствием интереса к тому направлению, которым занимается человек. Я считаю, что человек, который горит чем-то, будет инициативным всегда. Посоветую таким молодым мужчинам найти для себя то, чем захочется жить!
— Прокрастинация —это проблема только 21 века? Давайте порассуждаем на эту тему.
— Я не согласен, что прокрастинация —это проблема только 21 века. Я бы сказал, что этот термин приобрёл широкое распространение в наше время, а само явление было всегда! Можно вспомнить роман «Обломов». Думаю, что Илья Ильич— яркий пример прокрастинации.
— Однако если мы говорим про «Обломова», мы должны хорошо представлять себе тот исторический фон, на котором развивались события романа... А вот в 21 веке с какими историческими событиями можно было бы связать проблему прокрастинации ?
— У каждого человека бывают стрессовые ситуации ,и не всегда очевидно, как отреагировать на тот или иной социальный или психологический раздражитель. Я допускаю, что такая модель поведения может быть ответом на какую-то стрессовую ситуацию. Если человек чувствует в себе силы выйти из замкнутого круга безделья, он действует. Но мне известно много случаев, когда без помощи специалиста не обходилось.
— А можно ли эту проблему связать с глобализацией?
— Возможно. Но есть ещё и такая точка зрения. Интернет может огорошить любого человека возможностями «красивой жизни». Человек, когда осознает , что ему хотелось бы добиться чего-то подобного, но у него не получается приблизиться к сформированному в сознании , может начать прокрастинировать от собственного бессилия. Это страшно для души!
— В социальной сети Вконтакте сегодня можно обнаружить довольно много групп, в которых осуществляют половое воспитание молодёжи, но несколько извращенно . В подобных группах публикуют эротический контент, например, с такими подписями : «что ж...это уже второе свидание. Решайся!» или «пойдете кино смотреть- сделай эпиляцию.» У таких групп насчитывается по 10 - 20 тысяч подписчиков, а то и больше. Нельзя отрицать влияния таких лозунгов на подростков, которые находятся как раз на стадии полового созревания. Что скажете?
— Я думаю, что здесь все достаточно однозначно, поскольку представители Русской православной церкви очень много рассуждают на эту тему и апеллируют к традиционным ценностям. Считаю, что такие группы— это попытка разобщения нашего общества, поскольку с их помощью нашему обществу навязывают совершенно чуждые ценности, которые впоследствии ставят под угрозу существование института семьи.
— А есть ли смысл бороться с подобными группами?
— Это бессмысленно, поскольку спрос рождает предложение. Есть необходимость работать не на ограничение подобных групп, а на то, чтоб противопоставить им подлинные ценности... До молодёжи важно донести альтернативную модель поведения, потому что очень часто бывает так, что молодые люди не понимают, почему они должны ограничивать себя в каких-то удовольствиях, дескать, а ради чего? Молодые люди в переходном возрасте примеряют на себя разные точки зрения, дабы казаться взрослее. Важно не пропустить эту стадию взросления и попытаться донести до молодёжи, что такое «хорошо» и «плохо». В настоящее время существует много проектов и у Русской православной церкви как раз по этой теме..
— Эдуард, как Вы, наверное, знаете, популярны сейчас тесты на профориентацию, например, «определение профессиональных склонностей», «карта склонностей» и тому подобные. Насколько такие тесты эффективны для самоопределения молодёжи?
— Я бы не стал спорить с эффективностью этих тестов, но и считать их последней инстанцией невозможно.. Тест можно рассматривать как потенциальную подсказку о том, в каком направлении лучше двигаться подростку с учётом его индивидуальных особенностей и предпочтений. Всё-таки выбирать профессию нужно самостоятельно, хотя никто не говорит, что это будет легко. Как по мне именно опыт— лучшая профориентация, а чтоб его получить, надо много всего попробовать в различных сферах деятельности.
— Сегодня молодёжь шутливо называет тех, кто не пьёт и не курит, «белыми воронами» или «роботами» . Что думаете об этом?
— Такая ситуация уже сама по себе является очень комичной. Некоторые представители современной молодежи яро отстаивают право выбора, однако в подобных ситуациях это право куда-то улетучивается. Действительно смешно! Как человек, который сталкивался с подобным, могу посоветовать, что ни в коем случае нельзя сдавать своих позиций. Да, это сложно. Да, это может привести к потере друзей. Но в итоге останутся только те люди, которые будут уважать твои принципы! И они ценнее всего!
—Эдуард, у Вас нет вредных привычек?
— Нет.
— Некоторые представители молодёжи ставят себе целью жить в своё удовольствие. Иначе говоря, они не считают нужным получать высшее образование, посещать какие-то культурные мероприятия. Все их желания сводятся к тому, чтоб ходить по «впискам» и «импровизировать жизнь». Эдуард, скажите мне и как руководитель молодёжной секции ИППО, и как представитель молодёжи одновременно, есть ли шанс эту часть молодёжи ещё перевоспитать?
— Наше общество не ставит себе цель кого-то перевоспитывать. Мы можем стать друзьями для тех, кто к нам приходит. Мы можем заинтересовать тех, кто к нам приходит. И, конечно, есть люди, которые после вступления в наше общество кардинально изменили свой образ жизни и начали транслировать традиционные ценности! Это счастье!
— Можно ли согласиться с высказыванием, что юность оправдывает все безумства ?
— Я бы не стал делить жизнь на юность, молодость, зрелость и старость. Жизнь представляет собой нечто цельное. Нельзя оправдывать неправильные действия только тем, что вот, например, я был молод и глуп... Нужно отдавать себе отчёт в том, что перед тем, как сделать что-то безрассудное, ещё нужно будет как-то потом с этим жить.... Почаще задавайте себе вопрос : «Смогу ли я потом с этим жить?»
Императорское православное палестинское общество— это один из ориентиров для самоопределяющейся молодёжи. Сегодня, в условиях информационной войны , становится особенно актуальным выбрать то, чем будешь заниматься с удовольствием и что будет каждый день тебя развивать.
Беседу вела Александра Фомина, член союза журналистов Москвы.
Хотите узнавать новости округа первыми и делиться важной информацией? Подписывайтесь на наш паблик https://vk.com/pushkinotv
Александр Ноздровский
Подписаться на еженедельную рассылку новостей нашего портала можно по ссылке.
Комментарии