Утвержден к распространению. История памятника Маяковскому на Акуловой горе

19 июл
00:06 2023
Категория:
Край родной

 Прохладный майский вечер, акации в цвету.

Поэт задумчиво рассматривает дали.

Воспев пылающего солнца красоту,

Он снова здесь, стоит теперь в печали.

Под горкой, что у сцены, тишина.

Колышет ветер гамака верёвки.

И песни птицы, моей тезки, дотемна

Последний штрих в сей необычной обстановке…

(Стихи автора)


Памятник Маяковскому в Пушкино на Акуловой горе, фото Андрея Гречи

   19 июля 2023 года исполняется 130 лет со дня рождения Владимира Маяковского. Имя поэта широко известно жителям города Пушкино. Здесь с 1919 по 1929 год Маяковский арендовал дачу в летнее время, отдыхал и работал: писал стихи, поэмы, создавал плакаты. Именно в Пушкино он впервые прочитал для своих гостей фрагменты из поэмы «Хорошо!». Пушкино упоминается в нескольких произведениях Маяковского.

   Более подробно узнать о творчестве поэта и особенностях его пребывания в Пушкино можно в восстановленной даче-музее на Акуловой горе, где регулярно проводятся лекции и экскурсии.

   В этом живописном месте на обрыве крутого оврага поэту установлен памятник, который видно издалека. Подойдя ближе, гости дачи обычно отмечают поразительное сходство памятника с реальным Маяковским: черты лица, взгляд, характерная для В.В. поза – в одной руке блокнот, в другой руке сигарета.

   Но, вероятно, мало кому известен тот факт, что точно такой же памятник когда-то можно было увидеть… и во многих других городах Советского Союза! А в некоторых городах «нашего» Маяковского можно найти и по сей день!

   Откуда же взялось столько двойников нашего памятника, или это совпадение? Был ли у них один автор? И наконец связан ли «наш» с памятником поэту на Триумфальной площади в Москве?

   Поиск ответов на эти вопросы занял два года. Вместе со мной ответы искал мой друг, выпускник истфака МГУ, ныне преподаватель истории РЭУ им. Г.В. Плеханова и большой ценитель творчества Маяковского – Станислав Рузанов.

 Маяковский за забором

А начиналось всё так.

   Однажды Станислав прислал мне необычное фото: на снимке был изображен наш памятник Маяковскому, но подпись гласила, что такой памятник стоял когда-то в Кишиневе – в парке Валя Морилор возле Комсомольского озера.


Памятник Маяковскому в Кишиневе, год неизвестен

В 1990-е годы этот памятник был утрачен, снят с постамента и вывезен в неизвестном направлении.

   Тогда я впервые задумалась над тем, почему у нашего памятника может быть «двойник». Пыталась отыскать дополнительные сведения, однако ни на одном из краеведческих форумов Кишинева я не нашла ни точной даты установки, ни фамилии автора проекта. Поиск приостановился за неимением дополнительных сведений.

Тогда я попыталась систематизировать всё то, что известно о памятнике в Пушкино.

   Во многих интернет-источниках сообщалось, что автор нашего памятника – Игорь Аркадьевич Лурье. Якобы памятник был сделан им на конкурс для Москвы, но не победил и впоследствии был размещен в Пушкино.

   Эти сведения не подтвердились: достаточно было посмотреть на дату рождения Игоря Лурье – 11 марта 1941 года. Конкурс памятников Маяковскому для Москвы происходил в начале 1950-х, Игорю Лурье на тот момент было 10-13 лет.

   Версию о том, что наш памятник является не прошедшим по конкурсу проектом для Триумфальной площади в Москве, озвучивал и Андрей Дударев, восстановивший дачу Маяковского после пожара.

   Андрей предполагал, что памятник появился на территории Пушкинского электромеханического завода (ПЭМЗ) в 1954 году, и атрибутировал ниже приведенную фотографию как открытие памятника, на котором присутствовала сестра Маяковского Людмила.

   Автором памятника он назвал Глеба-Никиту Лавинского, поскольку в семейном архиве Лавинских была найдена фотография с «нашим» Маяковским. Краевед писал, что памятник не прошел по конкурсу, его привезли с московской выставки и установили в Пушкино.

   Однако почти сразу стало ясно, что на фотографии с сестрой поэта Людмилой запечатлен вовсе не момент открытия памятника на территории ПЭМЗ, а экскурсия, и это не 1954, а 1963 год.


Маяковская Л.В. в группе экскурсантов у памятника В.В. Маяковскому в Пушкино, 1963 г., Государственный музей В.В. Маяковского

   По крайней мере, именно так подписана эта фотография, опубликованная Государственным музеем В.В. Маяковского на сайте goskatalog.ru. К слову, на данном сайте музей опубликовал целую серию фотографий, иллюстрирующих перемещение экскурсионной группы в Пушкино в 1963 году. Позже некоторые фотографии с той экскурсии в Пушкино попались мне и в фондах нашего местного краеведческого музея.



   На этом этапе стало ясно, что 1954 год – не аксиома, от которой можно выстраивать дальнейший поиск, ведь памятник мог появиться в Пушкино раньше или позже 1954 года.

   Параллельно я пыталась найти сведения о «заводском» периоде памятника и моменте его перемещения с ПЭМЗ на Акулову гору. И тут появились очень интересные сведения, отыскать которые мне помогла краевед Нина Степановна Логинова, в советское время проводившая экскурсии на дачу Маяковского.

   Выяснилось, что ближе к концу 1960-х памятник на территории ПЭМЗ оказался скрыт от посторонних, что и стало одной из причин его перемещения в общедоступное место.

   Так в октябре 1968 года в журнале «Крокодил» вышла статья Константина Журбицкого, председателя совета краеведческого музея-клуба трех поколений. Журбицкий писал, что в Пушкино открылась библиотека-музей великого поэта, а сам поэт, «споривший с Солнцем», стоит каменным изваянием неподалеку от Акуловой горы.

   «Так уж как-то получилось, что этот оригинальный памятник оказался на территории завода, – писал Журбицкий. – Но это ничуть не вредило почитателям В.В. Его друзья и сестра сказали, что памятник удачно передает облик и характер великого поэта».

   Ничто не предвещало бурных событий, однако вновь случилось с Маяковским необычайное приключение – памятник очутился за высоким забором! То есть дирекция завода огородила свою территорию новым забором, который и скрыл монумент.

   «Теперь, чтобы взглянуть на поэта, надо брать с собой раскладные стулья, ходули или плечистых родственников, – шутил Журбицкий. – И брали стулья, ходули и плечистых родственников и отдавали должное памяти поэта. Да говорили еще при этом, что надо бы передать памятник библиотеке-музею, которая тут же под боком. И добавляли, что, дескать, кому-кому, а вам, заводу, который шефствует над библиотекой-музеем, вести себя так уж совсем странно».

   И после этого памятник… скрыли еще надежнее! Дирекция завода установила вокруг памятника фанерные щиты, объясняя это необходимостью уберечь скульптуру от последствий ремонта на предприятии. Ремонт, по словам Журбицкого, не начинался в течение года с момента сокрытия памятника под фанерой.




Фото памятника из журнала «Крокодил», 1968 г.

Нина Степановна рассказала мне, что вскоре после выхода статьи в журнале «Крокодил» памятник был перенесен на Акулову гору.

   Так в протоколе №3 заседания Президиума Пушкинского отделения Совета ВООПИК от 9 декабря 1968 года среди обсуждаемых вопросов фигурирует и вопрос о переносе памятника. Собрание постановило просить директора завода перенести памятник Маяковскому на Акулову гору и установить рядом с библиотекой-музеем. Прошение возымело действие, и памятник был перенесен тогда же.


   История с переносом оказалась очень интересной, только вот мой поиск снова застопорился. Краеведческое чутье подсказывало, что надо начинать искать в архиве информацию по конкурсу памятника Маяковскому для Москвы. Масштабы предстоящего поиска впечатляли и ужасали, но иного пути не было.

Маяковский для Триумфальной площади в Москве

   В поисках фотографий конкурсных проектов памятника для Москвы у меня скопилось огромное количество уникального материала, посему привожу здесь только самую суть «московской истории».

   Памятник Маяковскому на Триумфальной площади в Москве был открыт 28 июля 1958 года. Авторами памятника знаменитому поэту являются скульптор Александр Кибальников и архитектор Дмитрий Чечулин. Скульптор Кибальников за эту работу был удостоен Ленинской премии.

Однако появлению памятника на Триумфальной предшествовала история продолжительностью… в 23 года!

Так в 1935 году произошло сразу несколько событий, которые предопределили последующую установку памятника поэту именно в этом месте Садового кольца.

   24 ноября 1935 г. Лиля Брик пишет письмо Сталину. В числе предложений относительно популяризации творческого наследия Маяковского содержалась и просьба о переименовании Триумфальной площади в Москве.

   17 декабря 1935 г. было обнародовано постановление Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР о переименовании московской Триумфальной площади «в площадь имени Маяковского». Так площадь будет именоваться вплоть до 1992 года, после чего вновь станет Триумфальной.

   Одновременно с правительственным постановлением на первой полосе газеты «Вечерняя Москва» от 17 декабря 1935 г. появился комментарий академика А. В. Щусева относительно будущей реконструкции площади.

   В небольшой газетной заметке Щусев отметил, что по факту частичная перепланировка площади уже началась и помимо изменения движения автотранспорта и расширения сквера с широкой лестницей и архитектурно оформленной стоянкой для автомашин, у площади появится новая доминанта – здание театра им. В. Э. Мейерхольда. «Со стороны улицы Горького здание будет иметь громадную башню с завершающей скульптурой Маяковского», – писал архитектор.

Так впервые появляется сама идея сооружения скульптуры поэта на площади его имени.


Башня театра с завершающей скульптурой Маяковского, проект 1935 г.

   Между тем последовавший вскоре необоснованный арест Мейерхольда, а потом и его гибель, окончательно поставили точку в истории мейерхольдовского театра. А недостроенное здание Театра было переоборудовано в Концертный зал им. Чайковского.

Правда, от идеи башни-постамента для статуи Маяковского, судя по всему, отказались несколько раньше.

   Так в фильме «Новая Москва» (1938 г.) зрители могут увидеть принципиально иной облик будущей площади. Виден здесь и монументальный Маяковский, который возвышается над подземной эстакадой, проходящей под улицей Горького (ныне – Тверская), расположен он лицом к нынешнему концертному залу Чайковского.


Кадр из фильма «Новая Москва», 1938 г.

   В 1940 г. на площади был установлен временный памятный знак на месте будущего памятника. Правда простоять этому знаку в самом центре площади предстоит без малого восемнадцать лет – именно столько длилась работа по конкурсному отбору наиболее подходящего для площади Маяковского скульптурного изображения поэта, а затем – работа по созданию самого памятника.

   Первый Всесоюзный конкурс на создание памятника, объявленный в 1940 году Комитетом по делам искусств при Совнаркоме СССР и отчасти прерванный событиями Великой Отечественной войны, длился до начала 1950-х гг. и закончился фактически безрезультатно. Хотя на конкурс было представлено почти 40 проектов. И казалось бы среди них выбрали победителя.

   Так 20 июля 1948 г. на страницах «Вечерней Москвы» вполне утвердительно сообщалось: «Пройдет немного времени, и москвичи увидят… памятник поэту. Он будет возвышаться посредине сквера, который разобьют на площади. Высота памятника с пьедесталом равна 12 метрам… Автор памятника – скульптор И. М. Чайков. Его проект был признан лучшим и положен в основу для будущего памятника».


Фотография из Вечерней Москвы от 20 июля 1948 г.

Однако дальнейшие события показали, что проект Чайкова не был утвержден как финальная версия памятника.

   В 1951 году Комитет по делам искусств открыл новый конкурс. В 1952 году было проведено два тура. Окончательных результатов эти два тура не дали. Конкурс решено было продлить.

   В 1953 году состоялся новый тур. В архиве мне удалось найти стенограмму заседания конкурсной комиссии от 12 февраля 1953 года. Из этого документа ясно видно, кто из авторов участвовал в конкурсе и кто был фаворитом на тот момент.

Посмотрите, каким мог бы быть памятник Маяковскому в Москве.


Проект Вронского, Олейника, архитектор Гнездилов.


Проект Томского, Цигаля, Кербеля, архитектор Першин.


Проект Вучетича, архитектор Симбирцев.


Проект Никогосяна, Аникушкина, Игнатьева, архитектор Павлов.


Проект Кибальникова, архитектор Гришин.


Проект Епифанова, архитектор Беленькая.


Проект Воропая, архитектор Гнездилов


Проект Ходатаевых


Проект Кевхишвили

   Читая многочисленные обсуждения членов заседания, можно ясно увидеть, что фактически только три проекта рассматривались в качестве претендентов на победу. Это проекты Никогосяна, Вучетича и Томского. Именно их решено было отдать авторам на доработку, чтобы впоследствии выбирать только среди этих трех. Но на последний этап конкурса было подано еще три встречных (дополнительных) проекта: Чайкова, Муравина и… Кибальникова!

   Исторически значимым стало заседание художественно-экспертного совета, где присутствовала сестра поэта, Людмила Маяковская. Заседание проходило 22 февраля 1954 года. Этот был тот самый момент, когда по сути и было принято решение о утверждении проекта Кибальникова.

Вот какие реплики звучали среди присутствующих в адрес проекта Александра Павловича:

«Я в нем чувствую большую силу, энергию, индивидуальность. Это поэт в борьбе, в драке за новое искусство».

«Он и монументален, и суров, что и должно быть в памятнике Маяковскому».

«Больше всего сходства удалось тов.Кибальникову. Это сходство чрезвычайно подкупает нас».

«В проекте Кибальникова нашелся Маяковский, он в любых обстоятельствах отстаивает дело революции. Он абсолютно похож».

В стенограмме встречи указано, что почти после каждого хвалебного отзыва в зале звучали аплодисменты.

   Особенно яркими были слова Людмилы Маяковской: «Я шла сюда с твердым желанием видеть завершенный памятник. Я быстро прошла, мне хотелось получить первое впечатление – это вот мой брат Владимир Маяковский. Я быстро прошла и сразу остановилась на проекте Кибальникова. Маяковский здесь выражен как близкий нам образ, это наш пролетарский поэт-демократ. Я бы хотела, чтобы были приняты все меры к тому, чтобы как можно скорее был поставлен памятник Маяковскому».


Встречный проект Кибальникова, получивший положительную оценку на заседании 22 февраля 1954 г.

   Решение было принято, и следующие 4 года Кибальников работал над монументом, который был установлен в Москве в 1958 году. Так завершилась история с памятником для Триумфальной площади.

   В сухом остатке: мне удалось собрать огромное количество фотографий конкурсных проектов, которые не победили. Это очень интересные материалы, заслуживающие отдельной статьи. А в моем исследовании относительно памятника Маяковскому в Пушкино появилась абсолютная ясность – наш памятник никогда не участвовал в этом конкурсе.

Маяковский в Воронцовке, Опочке, Новомосковске

   И опять, казалось, поиск в тупике. В этот момент воображение нарисовало в голове огромный пазл. Я представила себе реальный процесс сборки картины из маленьких частей и поняла, что нет смысла искать какую-то конкретную деталь, которую ты пока не видишь. Нужно смотреть на картину шире и собирать те области, где детали уже найдены.

Вспомнив о наличии памятника-двойника в Кишиневе, я стала мониторить другие города бывшего СССР на предмет памятников Маяковскому. К процессу подключился мой друг Станислав.

И вот удача! Я нашла такой же памятник в Киргизии, в селе Воронцовка!


Памятник Маяковскому в Воронцовке, наши дни

   Интернет-источник сообщал, что памятник существует и по сей день, только у него откололся нос, что и стало инфоповодом для заметки в местных СМИ. Кстати, в заметке говорилось, что это вообще единственный памятник Маяковскому в Кыргызстане. И как обычно не было ни дат, ни имен, ни подробностей в отношении истории монумента.

   Были найдены и другие двойники памятника в Пушкино. Так Станислав отыскал «нашего» сначала в г. Опочке Псковской области, а затем в Новомосковске (бывшем Сталиногорске).

   При дальнейшей работе выяснилось, что памятник в Опочке существует и по сей день. Тамошние краеведы писали, что памятник знаменитому советскому поэту был установлен предположительно в 1953 году возле местного клуба на улице Калинина.


Памятник Маяковскому в Опочке, наши дни

   И якобы раньше здесь стоял памятник Сталину, а после его смерти появился Маяковский. Об авторе памятника в Опочке никто не знал. На одном псковском сайте мне попалась неуверенная версия, что автор – Кибальников, и что опочецкий Маяковский – не прошедший по конкурсу проект Кибальникова. Но мне были уже хорошо знакомы все конкурсные проекты, поэтому версию с Кибальниковым я не приняла.

А вот памятник Маяковскому в Новомосковске оказался утрачен достаточно давно.


Памятник Маяковскому в Новомосковске (Сталиногорске), примерно 1960-е годы

   Житель Новомосковска Андрей Лифке вспомнил, что памятник стоял во Взрослом парке и что в 1964 году он уже точно был установлен, ибо мой собеседник будучи ребенком уже тогда ходил к памятнику.

Описал Лифке и процесс разрушения памятника: «Памятник разрушался с тех пор, как наш парк стал приходить в негодность.


Разрушающийся памятник Маяковскому в Новомосковске (Сталиногорске), 1970-80 годы

   Рушилось всё, танцплощадка, летная сцена и т.д. Помню куски от Маяковского, валявшиеся просто на асфальте. Это конец 70-х. Я тогда в Тульском педе учился, на каникулах играл на танцах, там же. Стоял Владимир Владимирович, уже сильно обветшавший, на одной из центральных аллей. К 80-му году его уже не было. Александра Невского забрали в Донской, Пушкина на авторемонтный завод, Маяковского не стали брать, в силу ветхости. Да он и правда, ещё в начале 70-десятых трещинами пошёл».

   В какой-то момент мне пришла в голову мысль поискать информацию о памятнике Маяковскому через отдел газет РГБ. Старые газеты – отличный источник краеведческой информации. 1953, 19954, 1955 и далее все юбилейные для Маяковского годы, оканчивающие на «3»: 1963, 1973 и так далее. Я смотрела «Сталиногорскую Правду», пушкинский «Маяк», опочецкий «Путь к коммунизму» – ничего! То есть о памятнике ничего, о самом Маяковском они конечно писали, но информация о памятнике мне не встретилась ни разу.

   Отсутствие результата – тоже результат. Вместе со Станиславом мы резюмировали всё то, что нам было известно. Памятник в Пушкино имеет копии как минимум в четырех городах бывшего СССР. Ни в одном из городов мы не знали ни точной даты установки, ни подтвержденных сведений об авторе проекта. Не знали об этом и местные краеведы, о памятнике не писали местные СМИ. Значит факт установки в свое время широко не афишировался, этому не придавалось большого значения.

   Тогда я провела параллель между памятником Маяковскому и садово-парковой скульптурой, которой в СССР было предостаточно: играющие в мяч дети, доярки, пионеры с горном, заводской рабочий, пресловутая девушка с веслом. Что если все это время мы искали не там, уповая на уникальность памятника, может искать его нужно было среди типовых статуй?!

Феномен тиражированной скульптуры

Найти архив материалов по типовым скульптурам СССР было непросто.

   Вначале я пыталась логическим путем отыскать фабрику, где мог быть отлит «наш». Предполагала, что это мог быть Мытищинский завод художественного литья. Но изучив описи фонда по этому заводу, Маяковского я не нашла.

На деле все оказалось иначе. Пришлось вникнуть в суть феномена тиражированной скульптуры в советском монументальном искусстве 1950-х гг.

   После событий 1917 года по ленинскому плану «монументальной пропаганды» скульптура стала одним из главных видов изобразительно искусства. Популярность монументальной скульптуры объяснялась просто: происходило активное изменение городских пространств, строительство новых жилых районов, включая парки и места отдыха горожан. Подвергалась переосмыслению и территория вокруг предприятий, заводов и фабрик. Скульптура должна была воспитывать нового советского человека, пропагандировать идеи государства. По причине быстрых темпов развития городов требовалось очень много скульптурных монументов, которые зачастую играли роль композиционной доминанты новых городских архитектурных ансамблей.

   В феномене тиражированной скульптуры отдельно выделяется такое понятие как «гипсовая скульптура» – это характеризует материал, бетон и гипс, которые применялись в условиях ограниченных материальных ресурсов, имели достаточно эстетичный вид, легкий вес и прекрасно справлялись с задачей пропаганды.

   Производство тиражированной скульптуры из гипса и бетона выполнялось путем многократного повторения идентичных объектов посредством промышленных технологий, применялся метод формовки и последующей отливки. Исполнителем выступал рабочий-форматор. Авторский надзор не применялся.

   Но в то же самое время, когда стремительными темпами возрастала потребность в скульптурных монументах, «наверху» осознавали, что нельзя бездумно и бесконтрольно копировать всенародно известные памятники, установленные в крупных городах.

   Так, например, известна записка, датированная 26 мая 1953 года и направленная в адрес Н.С. Хрущева. Записка была составлена Отделом науки и культуры ЦК КПСС, в ней говорилось о том, что местные Советы сооружают большое количество памятников из долговременных материалов без соответствующего решения Правительства и без утверждения проектов Министерством культуры СССР.

   В записке говорилось: «Выдающиеся скульпторы считают, что каждый монумент должен быть высокохудожественным, оригинальным и возводиться с учетом особенностей и своеобразия места сооружения. Так, скульптор Опекушин, создавший выдающийся памятник А.С. Пушкину в Москве, с негодованием отверг предложение о повторении этого памятника».

Из документа следовало два вывода:

а) запретить местным партийным и советским органам самовольно осуществлять установку памятников из долговременных материалов (бронзы, гранита);

б) сооружение памятников производить только с разрешения ЦК КПСС и Совета Министров СССР по проектам, утвержденным Министерством культуры СССР.

   Вместе со Станиславом мы заметили парадокс: с одной стороны, нужно было больше памятников, чтобы нести идеологию в массы. С другой стороны, памятники в крупных городах нельзя было копировать для провинции. Да и вообще сооружать памятники местным Советам нужно было только с разрешения Министерства культуры, особенно памятники из дорогих материалов.

   Стало понятно, что перед государством стояло по сути две задачи: создание уникальных памятников в единственном экземпляре и создание эталонов памятников, по которым могут быть выполнены скульптуры из гипса или бетона на любой фабрике литья в любом городе.

Вот почему «наш» Маяковский не был найден в материалах по конкурсу для Москвы. Те модели не рассматривались для тиражирования.

   Также стало очевидно, что искать фабрику, где был выполнен «наш», бесполезно, ведь отлитые там скульптуры, скорее всего, на данном этапе уже могли быть обезличены в части авторства.

   Передо мною, как перед исследователем, теперь стояла задача найти не конкретную фабрику, а точку принятия решения – где-то же утверждали «девушек с веслом» и другие эталоны для тиражирования?

   Было отсмотрено множество фондов, и наконец в Российском государственном архиве литературы и искусства был найден фонд Производственного управления скульптурно-художественными предприятиями (ПУСХП), куда в том числе входила Калужская скульптурная фабрика, Мытищинский завод художественного литья, скульптурно-художественная фабрика №1 г.Москвы.

Фонд ПУСХП огромен, а точных датировок «нашего» памятника я по-прежнему не знала, пришлось прибегнуть к интуиции, заказывая материалы начала 50-х.

И вот я в читальном зале.

   Передо мной кипы разноформатных фотографий типовой скульптуры: Ленин, Сталин, вереницы колхозников, всевозможные счастливые дети, фонтаны, вазоны… Но была твёрдая уверенность, что именно сегодня я встречу «нашего» Маяковского!

Сначала мне попались два других – в том смысле, что это тоже были памятники Маяковскому, только другие.

Так на фото был представлен эталон памятника, автором которого оказался скульптор Юрий Динес.


Эталон памятника Маяковскому, автор Ю.Динес

Я сразу вспомнила, что мне уже попадался этот Маяковский. И действительно: такой проект был реализован в Самаре и Екатеринбурге.  



Памятники Маяковскому в Самаре и Екатеринбурге

Листая фотографии дальше, я снова встретила памятник Маяковскому. Тут поэт держал в правой руке книгу, а левая рука была в кармане. Автором проекта был Иосиф Моисеевич Чайков. Тот самый Чайков, который начал работать над образом Маяковского еще в конце 1930-х, тот Чайков, проект которого сначала утвердили для сооружения в Москве, а потом по не совсем очевидным причинам отклонили.


Эталон памятника Маяковскому, автор И.Чайков

Сопоставив реальные памятники с фото, я нашла такого Маяковского в Коломне и Зыряновске.



Памятники Маяковскому в Зыряновске и Коломне

Отсмотрев еще пару сотен фотографий типовых советских памятников, я нашла «нашего» Маяковского!

   Мои предположения полностью подтвердились, памятник в Пушкино – тиражированная скульптура. Так на обратной стороне фотографии было подписано: «Фигура Маяковского. Размер 2 метра. Утвержден как эталон для массового распространения в технике цемент с мраморной крошкой фабрике №1 г.Москва ПУСХП Художественного фонда СССР. Тираж – 10 экземпляров сроком до 1 ноября 1956 года». Автором этого проекта действительно является Глеб-Никита Лавинский.


Эталон памятника Маяковскому, автор Г.-Н. Лавинский

   Еще раз я встретила «нашего» Маяковского в деле, которое озаглавлено так: «Фотографии скульптурных произведений, утвержденных Главным управлением изобразительных искусств Министерства культуры СССР, октябрь-ноябрь 1956 г.».

Здесь модель памятника была сфотографирована с трех сторон.





Эталон памятника Маяковскому, автор Г.-Н. Лавинский

   На обратной стороне было подписано: «25 экземпляров. Калужская скульптурная фабрика. Мраморная крошка. 20 октября 1956 года. Скульптор Лавинский Г.-Н. А. Фигура Маяковского, 2 м. Договор №51 от 27 марта 1956 года, 21 000 рублей. Протокол №102 от 26 сентября 1956 года». В указанном протоколе напротив фамилии скульптора надпись: «Принять для массового производства».

 Заключение

   Исследование феномена тиражирования памятника Маяковскому получилось объемным и разносторонним, в ходе поиска сведений по основному вопросу накопилось множество материалов относительно истории конкурса памятников Маяковскому на Триумфальной площади в Москве. Особенно ценными среди этих материалов являются фотографии проектов, предложенных участниками конкурса, а также стенограммы заседаний конкурсной комиссии, где просматривается поворотный момент в отношении конечной победы проекта Кибальникова. Все эти материалы обязательно будут оформлены в виде отдельной публикации.

Подводя итог первоначально поставленным вопросам, хотелось бы резюмировать все то, что касается памятника Маяковскому в Пушкино.

   Памятник Владимиру Маяковскому появился в Пушкино на территории Пушкинского электромеханического завода не ранее второй половины 1956 года. На рубеже 1968-1969 гг. памятник был перемещен с территории завода на Акулову гору и установлен рядом с библиотекой-музеем Маяковского.

Данный проект памятника никогда не участвовал в конкурсе памятников Маяковскому для Москвы.

   Памятник Маяковскому в Пушкино не является уникальным, скульптура из цемента с мраморной крошкой выполнена согласно эталону, утвержденному для массового производства. Памятников, подобных нашему, было выпущено не менее 35 экземпляров. На данный момент известно о четырех местах, не считая Пушкино, где были установлены эти памятники: г.Опочка Псковской области (сохранился), с. Воронцовка, Киргизия (сохранился), г.Новомосковск, г.Кишинев (утрачены).

   Всего существовало как минимум три эталона памятников Маяковскому, по которым впоследствии производилась тиражированная скульптура. Авторами этих эталонов были Юрий Динес, Иосиф Чайков и Глеб-Никита Лавинский. Памятник в Пушкино на Акуловой горе изготовлен по эталону Глеба-Никиты Лавинского.


Фото Андрея Гречи

Ольга Соловьева, краевед





По материалам издательства «Подмосковье»

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER
Поделиться новостью:
Подписаться на новости через: Telegram Вконтакте Почта Яндекс Дзен

Читайте также
Комментарии

Комментарии 3

Написать
DM3
Автор памятника сын Маяковского ?
Ответить
Александр Ноздровский Александр Ноздровский
Прекрасная работа — исследование и поиск автора памятника В.В.Маяковскому на Акуловой горе! Очень интересная история, приятно проследить аргументацию происхождения памятника. Наконец у памятника нашёлся создатель, чьё "отцовство" подтверждено документально! Поздравляю исследователей!
Интересно, что в 2021году, когда на Даче находились материалы из архива Лавинских, Андреем Дударевым на основе обнаруженных фотографий было сделано заключение, что "наш" Маяковский есть скульптура Г.-Н. Лавинского! Мы тогда были очень впечатлены этим открытием, но теперь его утверждение получило вполне убедительное доказательство.
Ответить
Анастасия
......Вот,что пишет у И.Г.Эренбург, в знаменитой книге :" Люди,годы,жизнь" :
Проезжая по улице Горького, я вижу бронзового человека, очень заносчивого, и всякий раз искренне удивляюсь, что это памятник Маяковскому, настолько статуя не похожа на человека, которого я знал.https://libking.ru/books/nonf-/nonfiction/320860-ilya-erenburg-lyudi-gody-zhizn-vospominaniya-v-treh-tomah.html
Ответить
Написать
Последние комментарии
Александр Ноздровский Александр Ноздровский
Дополнение к афише от Спиридона ...
Qwert Qwert
Очень интересно было бы узнать, ...
Анатолий2
Я рад, что Николай приходит к ...
Миха Мигачев
Получается в этом году ...
invalid
Часто покупали в Мортаделе их ...
Александр Ноздровский Александр Ноздровский
Дополнение к афише от Спиридона ...
Александр Ноздровский Александр Ноздровский
Отпевание Артюхиной Татьяны ...
Iryna Harkusha Iryna Harkusha
Что-то у автора статьи пошло не ...
invalid
Ждем график ППР, ...
Alex Alex
С учетом того, что 27 апреля ...




Ритуальные услуги в Пушкино

Наши партнеры: