Тетрадь доктора В.Ф. Бурова

14 ноя
20:12 2021
Категория:
Край родной
   Елена Осокина разыскала в пушкинском архиве интересный документ, который позволяет из первых уст узнать, в каком состоянии находилась медицина в нашем муниципалитете на протяжении 50 лет,  начиная с конца 19 века!

Доктор Буров

Тетрадь доктора В.Ф. Бурова, доклад написан 12 июля 1943г. (архив МБУ Пушкинский краеведческий музей)

Состояние медицинской помощи в Пушкинском районе до Октябрьской социалистической революции и после революции

Работая врачом в Пушкине почти 43 года, сначала в бывшей Андреевской больнице, а затем при слиянии этой больницы с бывшей земской в Пушкинской больнице, а если присоединить к этим годам ещё те три года, когда я проходил студенческую практику во время каникул, то окажется, что я являюсь живым свидетелем состояния медицинской помощи в Пушкинском районе почти в течение полувека. Но так как кроме того я родился и вырос в Пушкине и мне самому с детства приходилось обращаться за медицинской помощью в том же самом Пушкине, знакомство моё с состоянием медицинской помощи в Пушкинском районе надо исчислять далеко больше 50 лет.

Я помню то время, (это было в начале восьмидесятых годов прошлого столетия), когда на территории, занимаемой теперь Пушкинским районом, была Земская амбулатория близ Тарасовки, а именно в том месте, где за последние годы находился дом сем.отдыха им. Калинина; но она существовала недолго и была закрыта. Приблизительно в это же время существовала ещё одна амбулатория, насколько мне известно частного владельца, близ села Невзорова, так называемая Лепешкинская, но и эта амбулатория вскоре закрылась. Лепешкинская амбулатория, как расположенная в стороне от центра района и не имевшая более или менее хороших путей сообщения, вряд ли могла оказывать населению района сколько-нибудь существенную пользу.

    При фабрике бывшей Арманд, в настоящее время фабрика № 9/2, и фабрике «Серп и Молот» имелся фельдшер, а в одной из квартир стояло 4-5 кроватей, обычно никем не занятых; на этих кроватях только в редких случаях можно было видеть больных. В сущности, эти кровати являлись бутафорией, так как закон обязывал владельца фабрики иметь для обслуживания рабочих известное количество кроватей и фельдшера. Ввиду почти полного отсутствия работы по своей медицинской специальности, этот фельдшер работал в конторе фабрики в качестве счетовода и только в экстренных случаях оказывал медицинскую помощь рабочим на дому. Был при фабрике и врач, но он обслуживал преимущественно семьи владельцев фабрики и семьи служащих, как врач помощи на дому и иногда посещал и рабочих, если фельдшер находил необходимым обратиться к его консультациям в сложных или неясных случаях.

            В 1884 году была открыта при фабрике бывшей Арманд Андреевская больница с амбулаторией и стационаром на 18 кроватей, из которых 14 кроватей предназначались для общих больных, не разделяя их на терапевтических, хирургических, детских и м.ж., и 4 кровати для рожениц. Общее отделение было расположено в том здании, где в настоящее время находится заразное отделение Пушкинской больницы. В этом же здании была расположена и аптека. Родильное отделение и квартира для акушера находились напротив общего отделения, где ныне помещается контора больницы, кухня заразного отделения и квартиры служащих больницы. В 1889 году было пристроено к большому зданию, а именно к его левому крылу, заразное отделение на 4 кровати; в этом здании в настоящее время помещается аптека №2. Весь медицинский персонал Андреевской больницы состоял из одного врача, трех лиц среднего медицинского персонала, одного так называемого рожного(?) фельдшера и несколько лиц низшего персонала.

            Андреевская больница обслуживала как амбулаторных, так и стационарных больных и рожениц, не только рабочих фабрики и их семей, но и окрестное сельское население и представляла собою тип фабрично-земской больницы. Подобные же больницы возникали и при фабрике на Ивантеевке, и при фабрике бывшей Вознесенской мануфактуры (ныне фабрика имени Красной Армии и Флота); последняя фабрика находилась в Дмитровском уезде.

             Около этого же времени или несколькими годами позднее, чем Андреевская больница, была открыта на территории, которую в настоящее время занимает Пушкинский район, три земских больницы: Алёшинская, Богословская, ныне больница им.Семашко, и Осташковская(?). Алешинская и Богословская больницы были расположены уже не в Московском уезде, как Андреевская, а в Дмитровском. Осташковская больница находилась на территории Московского уезда, но в другой волости. В каждой из этих больниц имелась амбулатория и небольшие стационары и обслуживали их по одному врачу. Связи Андреевской больницы с ними почти не было никакой.

До открытия Андреевской больницы ближайшей больницей к Пушкину была Мытищинская земская, расположенная от Пушкина на расстоянии более 10 километров. Обращаться в эту больницу за медицинскою помощью ввиду дальности расстояния для населения весьма затруднительно.

            В 1907 году была открыта для обслуживания своих рабочих и их семей при фабрике Суконной мануфактуры в Пушкине (ныне фабрика № 9/1) небольшая больничка на 6 кроватей, из которых две для рожениц. Вся эта больничка помещалась в одном здании, где теперь живет медицинский персонал Пушкинской больницы. Года через 3-4 было построено помещение для заразного отделения на 3 кровати.

            В 1900 году по окончании Университета я занял должность второго врача в Андреевской больнице. С этого года в этой больнице стало два врача. Со времени начала моей работы сообществ некоторые цифры по деятельности этой больницы. В начале девятисотых годов амбулаторными больными делалось за год 8000-10000 посещений, число коечных больных, считая в том числе и больных заразного отделения, было 250-300, число родильниц – 150-180. Перед революцией цифры эти увеличились в такой степени: число амбулаторных посещений – до 25000; коечных до 400-450, рожениц до 200-300. К тому с 1889г. при Андреевской больнице существовало и заразное отделение, но оно редко бывало занято такими больными, которые должны были находиться в нем по роду своей болезни, т.е. больным инфекционными болезнями. Большею частью в это отделение помещались всякого рода хроники, больные не имевшие приюта, или больные неопрятные, с недержанием мочи или кала, нетерпимые в общем отделении, или, наконец, больные прохожие, которых в те годы немало проходило через Пушкино по дороге в Сергиевский Посад (ныне город Загорск) на богомолье, и которых, в случае их заболевания, и тем самым невозможности продолжать свой путь, домохозяева, у которых они находили себе случайный приют, просто подбрасывали в больницу, боясь, как бы они ни умерли у них дома, так как эта смерть вызывала большие хлопоты и расходы по похоронам. Такого рода больные часто лежали долгие месяцы, ожидая своего естественного конца и являясь большой обузою для больницы. А такие инфекционные больные, как дифтеритные или скарлатинозные, не говоря уж о коревых, редко помещались на стационарное лечение, а пользовались только амбулаторною помощью.

Как я уже упомянул выше, обслуживалась Андреевская больница двумя врачами, причем эти врачи принуждены были оказывать помощь больным по всем специальностям. Хирургического отделения не было, оперативные пособия оказывались только несложные, а для более сложных случаев и для оказания помощи того или другого специалиста, больные направлялись в Москву, что конечно было сопряжено с разного рода неудобствами (излишние расходы, потеря времени. Поиски нужного специалиста и т.п.).

Такое же положение в деле оказания медицинской помощи было и в других как фабричных, так и земских больницах.

В 1913 году была открыта в Пушкине земская больница, которая имела в своем составе амбулаторию с хирургическим отделением на десять кроватей.

Амбулатория помещалась в том же здании, где была поликлиника Пушкинской больницы до Отечественной войны. Впоследствии, уже после Октябрьской революции, расширенной более чем в 2-3 раза, а хирургическое отделение ютилось в очень неблагоприятном и ветхом здании в каком в настоящее время помещается районная лаборатория. Малярийная станция и другие учреждения. С открытием земской больницы стала оказываться населению и хирургическая помощь.

Таково было состояние медицинской помощи в Пушкинском районе до Октябрьской революции. Как видно из того, что я только что сказал, состояние это было очень и очень незавидное.

После Октябрьской революции состояние медицинской помощи в Пушкинском районе как в качественном, так и в количественном отношении постепенно достигает такой высоты, о какой до революции нельзя было и мечтать.

В 1921 году бывшая земская Пушкинская больница соединилась с Андреевской в одну Пушкинскую объединенную больницу, которая со времени районирования стала Пушкинской районной больницей.

Постепенно как в Пушкинской больнице, так и в Ивантеевской и Краснофлотской начали появляться врачи-специалисты по различным отраслям медицины: педиатры, отолярингологи, окулисты, гинекологи, неврологи и другие. Имея на местах врачей-специалистов, отпала необходимость посылки в Москву на консультации. Стали открываться лаборатории для производства различного рода анализов. Помощь лаборатории лечащему врачу бывает необходима так часто, что я не могу себе представить врача, который в состоянии обойтись без неё. Имея анализы, врач скорее и правильнее может поставить диагноз болезни и тем самым может назначить соответствующее лечение.

Как при Пушкинской, так и при Ивантеевской и Краснофлотской больницах начали мало-по-малу открываться различные отделения для стационарного лечения больных. Кроме основных отделений (терапевтического, хирургического и родильного), появились детские отделения, гинекологические и некоторые другие. Которые обслуживались врачами-специалистами. Ивантеевка и Краснофлотская больница обогатились новыми обширными знаниями. Возникли физиотерапевтические кабинеты, хорошо оборудованные, с помощью которых гораздо быстрее можно восстанавливать здоровье больных, чем при старых методах лечения.

Почти ежедневно лечащим врачам по всем специальностям требуется помощь рентгеновского кабинета, чтобы правильно поставить диагноз. Для этой цели были устроены рентгеновские кабинеты. Во всех больницах района появились зубные врачи, которые стали заниматься не только удалением зубов, как это было раньше, когда в удалении больного зуба и состояла вся помощь такого рода больным, но стали и лечить больные зубы.

В г. Пушкине была открыта малярийная станция для борьбы с малярией; Пастеровская станция для лечения укушенных бешенными животными. Такие больные до революции должны были для предварительных прививок совершать поездки в Москву иногда в течение целого месяца, что конечно было связано с громадной потерей времени и с большими расходами. Имеется в Пушкине корьевой-пункт для приготовления противокоревой сыворотки, введение которой предохраняет ребенка от заболевания этой очень опасной особенно для детей младшего возраста, болезнью или настолько ослабляет течение кори, что она проходит очень легко, большей частью не вызывая тяжелых осложнений.

Для того, чтобы возможно раньше диагностировать и уберечь легкие и тем самым возможно раньше начать соответствующее лечение, приглашены врачи-специалисты по туберкулезу.

          Чтобы приблизить медицинскую помощь к рабочим и оздоровить их труд, при фабриках организованы здравпункты. Для лучшего сохранения здоровья трудящихся, открылись многочисленные дома отдыха, а также было организовано санаторное и курортное лечение, помощью которых воспользовались многие сотни трудящихся. До революции совершенно не было слышно, чтобы рабочие или члены их семей пользовались когда-либо санаторным или курортным лечением. Для детей в Пушкинском районе открылись многочисленные ясли. Детские сады, молочные кухни, консультации. Все эти учреждения способствуют более правильному воспитанию ребенка, охране его здоровья и более быстрому выздоравливанию в случае его заболевания. Имеется в Пушкине и специально детский санаторий, в котором больные дети получают надлежащее лечение.

Для оказания помощи тяжелым больным которые сами не могут явиться в поликлинику, существует помощь врача на дому и для экстренных заболеваний организована скорая помощь. Несколько лет тому назад в Пушкинской больнице стали производиться патологоанатомические вскрытия умерших стационарных больных. Нельзя не приветствовать эти начинания. Во-первых, потому что лечивший умершего больного врач при вскрытии или убеждается в правильной постановке им диагноза и тем самым учится на этих ошибках, во-вторых, патологоанатомические исследования невольно заставляют врача более внимательно и более вдумчиво относиться к своим больным, чтобы в случае их смерти не краснеть за свои ошибки.

Производится и сердечно-медицинская экспертиза, которая до революции носила случайный характер.

В Пушкинском районе кроме больниц имеется ещё поликлиника в поселке Правда, на Клязьме, на Мамонтовке и других. Вообще медицинская помощь в Пушкинском районе не только стала квалифицированной, но и приближенной к населению.

В настоящее время число кроватей для стационарных больных, а также и число врачей и другого медицинского персонала увеличилось во много раз по сравнению с дореволюционным временем. До революции число врачей во всех лечебных учреждениях, расположенных на той территории, какую занимает теперь Пушкинский район, вряд ли превышало 8 или 9, между тем, как перед Отечественной войной врачей насчитывалось около 130, т.е. число врачей стало больше в 15 раз. Такое же увеличение наблюдается в стационарном, амбулаторном и других видах медицинской помощи.

Для повышения квалификации врачи постоянно направляются на курсы усовершенствования. Для этой же цели приглашаются крупные специалисты по разным отраслям медицины для чтения лекций. В случаях трудно диагностируемых тяжелых больных нередко из Москвы вызываются специалисты для консультации. Кроме того, в целях консультации, больные постоянно направляются в Москву в Московский областной клинический институт, Московский областной туберкулезный институт и другие специальные лечебные учреждения.

Я боюсь, что в своем докладе я забыл упомянуть про некоторые медицинские учреждения Пушкинского района, за что прошу извинить меня: этих учреждений так много, что трудно все их помнить и перечислить.

Заканчивая свой доклад, я могу сказать, что состояние медицинской помощи в Пушкинском районе в настоящее время, конечно нельзя и сравнивать с тем состоянием, каким оно было до Октябрьской революции. Но можно быть вполне уверенным, что на этом уровне состояния медицина наша не остановится, а будет продолжать развиваться как в сторону приближения этой помощи к населению, так и в сторону повышения её квалификации, что будет способствовать ещё в большей степени охране здоровья трудящихся Пушкинского района.

12 июля 1943г. Врач В.Буров

Материал подготовлен Еленой Осокиной



Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER
Поделиться новостью:
Подписаться на новости через: Telegram Вконтакте Почта Яндекс Дзен

Читайте также
Комментарии

Комментарии

Написать
Последние комментарии
invalid
Кошмар урбанизма продолжается. ...
Hellen
Житель интересуется , ...
Александр Ноздровский Александр Ноздровский
Дополнение к афише от Спиридона ...
Sirian Sirian
Великолепно!Прочёл на одном ...
invalid
Вопрос о чистоте и гигиене в ...
rash_new
Меньше Эльвире Агурбаш надо ...
Александр Малашенко
Хорошо, конечно, что сделали. ...
Hellen
невероятно, но факт ... поезда ...
Законопослушный Гражданин
Да все просто! На баб своих все ...
Александр Орешкин
Замечательный врач! Здоровья и ...




Ритуальные услуги в Пушкино

Наши партнеры: