Народный календарь: от Казанской до Параскевы пятницы. Революция

31 окт
20:38 2019
Категория:
Край родной

    Пушкинский краевед Игорь Прокуронов напоминает - у нас сплошь знаменательные даты: 30 октября - 45-летие Ивана Клязьминского, 31-го - золотой юбилей нашей замечательной певицы и общественного деятеля Екатерины Житарь... А между тем наступил последний месяц осени. И в первой ноябрьской декаде - опять же примечательные дни: Казанская, Параскева Пятница, да и о годовщине революции забывать не стоит.

ОТ КАЗАНСКОЙ ДО ПАРАСКЕВЫ ПЯТНИЦЫ.

РЕВОЛЮЦИЯ

 

История Казанской иконы Божией Матери

…В покоренном Иваном Грозным славном городе Казани в 1579 г., после пожара строил свой дом стрелец царского войска Даниил Онучин. И тут его дочери Матроне начинает являться Сама Божия Матерь с повелением на одном из пепелищ отыскать Свой образ. Поначалу девочке никто не поверил. Но Матерь Божия является ей не раз и не два, и Матрона просит взрослых отыскать икону; спустя некоторое время с рассказом о чудесном видении своей дочери и просьбой о помощи обращается уже мама девочки. Но священнослужители сомневаются в истинности явлений и ничего отыскивать не спешат. Только лишь после многократных настойчивых обращений к казанскому епископу образ Пречистой Богородицы решено было отыскать. В результате икона, завернутая в сукно, была обнаружена на одном из пепелищ: по преданию, она был явлена только тогда, когда начала копать сама Матрона…

   А на месте обретения иконы, по царскому указу, был построен девичий Богородицкий монастырь и церковь; первый список с образа был отправлен в Москву.

   …В лихую годину Смутного времени конца XVI – начала XVII вв. обстановка в России накалилась до предела. Тогда во власть активно лезли польские католики-шляхтичи, но главной бедой страны было даже не вторжение извне, а безвластие, порожденное гражданской войной. Тогда друг с другом сражались города и знатные боярские фамилии, страну заполонили ватаги казаков и просто бродячих искателей легкой наживы – «солдат удачи», а по-сути, грабителей, насильников, убийц и мародеров. Они, если и называли себя православными, то лишь «для звука», поскольку вели себя как настоящие варвары…

   В Нижнем Новгороде формируется ополчение, и под руководством князя Димитрия Пожарского и Кузьмы Минина оно начинает двигаться к Москве. В Ярославле к ополчению присоединяются казанцы, которые приносят с собой список Казанской иконы Божией Матери и в 1611 г. передают его князю Пожарскому. И, конечно, во главе ополчения становится Сама Пресвятая Богородица в качестве духовной воительницы и руководительницы народа.

      К осени же 1612 г. в Москве была полная неразбериха: в Кремле сидели обозленные, голодные и больные поляки; с другой стороны – нестроения были и в стане русского ополчения.

   И тогда был объявлен трехдневный пост и сугубая молитва перед Казанским образом Богородицы.

   Тут произошло чудесное явление, связанное с заступничеством Божией Матери. Тогда в Кремле находился плененный архиепископ Арсений, и вот ночью ему явился Преподобный Сергий Радонежский и молвил: «Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках осаждающих, и Россия спасена»…

   На следующее утро, 22 октября 1612 г., войска под водительством князя Пожарского взяли Китай-город, а спустя два дня освободили весь Кремль, куда через три дня они прошли крестным ходом, неся впереди Казанскую икону Божией Матери – главной Заступницы земли Русской.

   Согласно летописным источникам, после освобождения Москвы князь Димитрий Пожарский оставил Казанский образ в церкви Введения во храме Пресвятой Богородицы на Лубянке. Позже, в 1636 г. образ был перенесен в нововозведенный на Красной площади Казанский собор, посвященный освобождению Москвы от польских интервентов. А с 1649 г. день 22 октября (4 ноября по новому стилю) – стал всероссийским днем празднования в честь Казанской иконы Божией Матери, защитившей Россию в Смутное время…

    Чрез Свой честной Казанский образ не раз проявлялась Милость Матери Божией к русскому народу.

   В 1709 г. перед Полтавской битвой о даровании победы перед иконой молилась вся русская армия во главе с императором Петром I.

   Во время Отечественной войны 1812 г. перед отбытием в действующую русскую армию, пред образом Казанской Богоматери молился генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов (кстати, он был и похоронен в петербургском Казанском соборе). А в день сражения под Вязьмой, 22 октября – празднования в честь Казанского образа, наши войска генералов Милорадовича и Платова разгромили арьергард наполеоновского маршала Даву. Тогда армия Наполеона, потеряв около 8 тыс. солдат, потерпела первое поражение после ухода из Москвы.

   Не раз выручала икона наши полки и в годы Великой Отечественной войны 1941-45 гг.: так, к примеру, было во время битвы под Москвой и во время Сталинградской битвы.

   И до сих пор из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком числе, как Казанская...

   Оригинал же иконы, с момента явления и вплоть до начала ХХ в., находился на месте своего чудесного явления – в Богородицком женском монастыре Казани. Но в июне 1904 г. Казанский образ Пресвятой Богородицы… был похищен: грабителей привлекла дорогая риза иконы.

Как бы то ни было, драгоценный образ исчез.

   А ровно сто лет спустя, в 2004 г. из Ватикана вдруг поступило предложение о встрече Папы Римского Иоанна-Павла II со Святейшим Патриархом Алексием II. И предлогом стало… нахождение при папском дворе образа Пресвятой Богородицы, который, как было установлено, являлся одним из списка Казанского образа. Хотя тогда встреча патриарха и Папы не состоялась, икона была доставлена в Москву и передана патриарху Алексию II. В июле 2005 года, находясь с архипастырским визитом в Казани, патриарх Алексий II совершил Литургию в Благовещенском соборе Казанского кремля и, по окончании богослужения образ Божией Матери, принесенный из Ватикана, был передан Казанской епархии. Икону поместили туда, где некогда она и пребывала, – в Крестовоздвиженский храм бывшего Богородицкого монастыря. Так произошло второе обретение образа Матери Божией в Казани…

*     *     *

 Описание Казанской иконы. Казанская икона это сокращённый (по плечи) вариант списка изображения типа Одигитрии-Путеводительницы. Младенец-Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой Он благословляет, а левой — держит свиток, реже — книгу.

   На Казанской иконе Богородица изображается огрудно, в характерных одеждах, с небольшим наклоном головы к Богомладенцу. Христос смотрит прямо на человека перед иконой, Спаситель изображен по пояс, видна только правая рука с благословляющим жестом…

*     *     *

И вот как праздновали этот день много-много лет назад.

…«Вчера, 22 октября [1899 г.], в день празднования чудотворной иконы Казанской Божией матери, был совершен крестный ход из Большого Успенского собора и прочих соборов и монастырей – в Казанский собор. Во главе торжественной процессии, сопровождаемой массами народа, шел преосвященный епископ Нафанаил с чудовским архимандритом Товием и благочинным Пречистенского сорÓка (иначе «старо́ство», церковно-административная единица. – И.П.) протоиереем И.М. Лебедевым.

   На Лобном месте преосвященный Нафанаил совершил чтение св. евангелия и осенение народа.

   У Казанского собора крестный ход был встречен владыкой митрополитом Владимиром, ректором духовной семинарии архимандритом Трифоном, настоятелем собора протоиереем А.Ф. Некрасовым, местным благочинным протоиереем К.И. Богоявленским и прочим духовенством.

   После литургии, совершенной владыкой митрополитом, крестный ход возвратился в Кремль, сопровождаемый во главе многочисленного духовенства преосвященным епископом Нестором. По возвращении крестного хода в Большом Успенском соборе и в прочих соборах по желанию Общества хоругвеносцев были совершены благодарственные молебны по случаю благополучного окончания в нынешнем году крестных ходов»…

Газета «Московский Листок», 23.10.1899

*     *     *

Теперь, посмотрим, с чего начинается октябрь-месяц.

А вот с чего…

1 ноября.

Проводы осени

Да, отмечали проводы осени.

   По поверью, в этот день «баламутит конюшенный домовой. Гривы по ночам заплетает у коней, покой старых кобыл рушит, гордых жеребцов взвиться на дыбы принуждает. А еще сорока-болтунья, хлопотунья доводит домового. Ему бы хоть какого коня из конюшни вывести, да по сырым вздольям, по беспутице покататься»…

Если холод и снег, весна будет поздняя и холодная; если оттепель – зима и весна будут теплые.

Именинники: Иван, Леонтий, Феликс, Флор.

Восход солнца 07:34

Заход 16:50

Долгота дня 09:15

 

2 ноября.

Садок, Артемий

Садока молят об избавлении от напрасной смерти,

   К Артемию обращаются за помощью при «грыжной болезни» (желудочных заболеваниях).

   День воинских предводителей-атаманов. Есть поверье, что на защиту рожденного в этот день встает волчица. И такой человек близок по духу лесам, зверям и птицам: «Волчий корень ему покорен, волчье лыко – его улыбка, мати зверям – волчица – его заступница»…

Если белки делают большой запас орехов, то жди холодной зимы.

Именинники: Артемий (Артем), Герасим, Матрона, Садок.

3 ноября.

Илларион

   «В Ларионов день в колдобинах путь, в налитых дождем ямах предостерегает: не зевай по сторонам».

Если с дерева лист спадает не чисто, будет холодная зима.

Именинники: Иван, Илларион, Сильвия, Федот, Яков. 

4 ноября.

Зимняя (осенняя) Казанская

Празднование иконы Казанской Божией Матери.

Казанскую Богоматерь считают помощницей в лечении глазных болезней.

   Во многих местах на Казанскую приходится престольный праздник и разгар осенних свадеб. Считается, что жениться на Казанскую – быть счастливым.

Но в дальний путь в этот день отправляться не следовало.

   На Казанскую устраивали пивные праздники, потчивали мужчин, вернувшихся с летних работ.

   Раньше к этому времени заканчивали всякое строительство, работники получали расчет и возвращались по своим деревням. «На Казанскую и у воробья пиво (время расчетов)»…

До Казанской не зима, с Казанской – не осень.

Зима на пороге: «Что Казанская покажет, то и зима скажет».

   В это день всегда идет дождь. Однако бывает, что на Казанскую с утра дождит, а ввечеру сугробами снег лежит. Коли на Казанскую небо заплачет, то следом за дождем и зима придет. Выезжаешь о Казанской на колесах, а полозья в телегу клади.

Если на Казанскую будет ясно, жди похолодания.

Именинники: Александр, Анна, Анфиса, Гликерия (Лукерья), Денис, Ираклий, Елизавета, Константин, Павел, Федор.

5 ноября.

Яков

На Руси Яков почитается как кователь русского духа-Разума, русской Соборности.

   В этот день «закармливали» землю от Казанского пирога. Крестьяне верили в то, что поле поднимет на другой год хорошие хлеба, когда об этом думаешь, не забываешь его и наведываешься к нему по осени, когда оно голо и взять с него нечего. Разламывая кусок пирога и раскидывая по земле, ждали, когда зимние птицы – снегири, свиристели, чечетки, вьюрки – прилетят и своими голосами успокоят землю…

Если Яков, брат Божий, крупицу-град пошлет, то зима встанет на ноги на Матрону (22 ноября).

Именинники: Игнатий, Максим, Никифор, Яков.

6 ноября.

Арефа

   Празднование иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» – избавительницы от скорбей и болезней.

   В этот день девицы собирались прясть: «Светец – отрада девиц». Пряли и тихо рассказывали друг дружке страшные истории, например, как по ночам к молодым вдовам прилетают покойники, их мужья. Прилетит такой муж огненным змеем, рассыплется над трубой снопом искр и вдруг явится в печурке воробушком, а потом превратится в любимого, по ком тоскует женщина…

Именинники: Арефа, Афанасий, Синклитикия.

7 ноября.

Почитание Красной горки

   Годовщина Великой Октябрьской социалистической революции (1917 г.). Россия первой решилась идти по пути социалистических преобразований и через полвека стала одним из двух полюсов мирового развития.

   По народному поверью, в этот день плачет Божий свет. На погосте, припадая к могилам, бабы голосили, о своих ушедших родных, осуждая шумных и болтливых людей: «Утишь свою поступь, не греми словами-то!»…

Утро дождем заливает, снегом заметает, а рассвет-то сумеркам под стать.

Коли осиновый лист ложится лицом вверх, то зима будет морозная, навыворот – зима будет мягкая.

Именинники: Анастасий, Хрисанф.

8 ноября.

Дмитриев день. Дмитриевская неделя – родительская, дедова

День великомученика Димитрия Солунского, покровителя русского воинства.

   На Дмитрия поминали почивших «родителей» – предков: «Покойнички на Русь Дмитриев день ведут; покойнички ведут, живых блюдут».

  В субботу перед днем святого Димитрия совершается поминовение по всем усопшим. Установил это поминовение великий князь Дмитрий Донской, который, одержав победу в 1380 г. над Мамаем (Куликовская битва), положил, чтобы перед этим днем совершалась вселенская панихида о всех погибших на поле битвы.

   Во дни, получившие название родительских суббот, ходили на погосты-кладбища, служили панихиды, устраивали богатые угощения – тризны. И чем щедрее было приношение и обильней угощение, тем вернее загробной душе на том свете покой и отрада.

   На Дмитрия девки хитрые – собираются выйти замуж (потому как после этого дня, вплоть до зимнего мясоеда, свадьбы по деревням бывали редко)…

   Дмитриев день – зима лезет на плетень. Дмитриев день со снегом, то и Пасха со снегом. Коли холод и снег, весна придет поздняя и холодная, а если ростепель – зима и весна теплые.

Именинники: Антон, Афанасий, Василий, Дмитрий.

9 ноября.

Зарок на Параскеву

   В старину в этот день начинали ткать «обыденную пелену». С 9 на 10 ноября в глубоком молчании и средоточии женщина должна была исполнить нелегкую работу во имя выздоровления близкого человека и исполнение заветных дум. По поверью, «когда непременно достойное в думах своих несешь желание, когда в доме твоем кто-то болен, и это горько тебе, то прими зарок, возьми на себя дело и в молчании, средоточии исполни». Надо было очесать лен, выкатать кудели, выпрясть и выткать плат. На помощь приходили и родственницы. Утром на Параскеву Пятницу готовый плат несли святить в церковь.

…Если с деревьев лист не чисто опадает, то жди холодную зиму.

Именинники: Андрей, Капитолина, Нестор.

10 ноября.

Параскева

   Параскева Пятница у нас на Руси почиталась особо, ибо пятница – день крестной смерти, скорби и одновременно день исполнения великой тайны и искупления.

   Иконы святой мученицы Параскевы охраняют семейное благополучие и счастье. На иконе она изображается суровой подвижницей высокого роста («долговязая Пятница»), с лучезарным венком на голове.

   Святая Параскева почиталась покровительницей полей и плодородия, скота и земли: по поверью, в пятницу, на «матушку Прасковью», грехом было «тревожить землю, ибо во время крестной смерти Спасителя было землетрясение».

Параскева, как и Богородица, покровительствовала браку и родам.

   Девушки просили Параскеву о замужестве: «Матушка Прасковея, отдай замуж поскорее», «Девята Пятница – Прасковея, пошли мне жениха поскорее, да к тому же поласковее», «Выйти хоть за старца, лишь бы в девках не остаться», «С мужем – нужа, без мужа и того хуже; а вдовой да сиротой – хоть волком вой». В день святой Параскевы молодицы гадали о женихах, подобно тому, как гадали в день Покрова.

   Параскева – целительница самых тяжелых душевных и телесных недугов: «от дьявольского или нечистого наваждения», «корчей и трясучек» до лихорадки, зубной или головной боли. Перед иконой святой Параскевы Пятницы ставили свечи, чтобы освободиться от нечистого. Целебным свойством обладали травы, цветы и другие привески к образу Параскевы; их сохраняли весь год и в случае болезни отвар заветных трав давали больным.

   Слыла Параскева и покровительницей воды. От ее икон, «явленных» на реке, ручье, ключе или колодце, вода приобретала особую животворящую силу, становилась святой и целебной. При таких источниках и колодцах, называемых «Пятницкими» или «Пятницами», ставились поклонные кресты и часовни и кресты, куда совершались крестные ходы и где служились молебны, а люди приходили за исцелением.

   Покровительствовала Параскева и торговле. Праздновали девять торговых пятниц, следующих одна за другой в течение девяти недель после Пасхи. По пятницам в городах и деревнях обычно происходили торги и ярмарки…

Чем больше муравьиные кучи, тем суровее будет зима.

Именинники: Анна, Арсений, Валентина, Георгий, Дмитрий, Иван, Максим, Николай, Параскева (Прасковья), Степан, Терентий.

Восход солнца 07:55

Заход 16:32

Долгота дня 08:39 

*     *     *

       Как известно, седьмого ноября отмечается годовщина Великой русской революции (хотя изначально она была, скажем так, «интернациональной», и только потом страна «переварила» все наносное).

А вот про революционное время в нашем Пушкино.

Из воспоминаний Шапоровой Пелагеи Павловны, работницы ф-ки Армандов

«…Родилась в 1891 г. и дожила до старости на фабрике бывшего фабриканта Арманда. Школу я не кончила, училась только два года, в 3-м классе меня до экзаменов не допустил батюшка, потому что я не знала закон божий. <…>

Я поступила работать ткачихой на фабрику в 1905 г. Нельзя забыть прошлого. Когда на фабрике был директор Орлов, он же был и староста церкви, я пела в хоре церковном. Орлов всем «своим» говорил, что у него поют девочки, и однажды он велел придти на рождество вместе с хором на его квартиру, а я не пошла. Прихожу на работу, а меня не пускают на фабрику, прогнали и не знаю за что, брака в моей работе не было. Тогда я пошла к Орлову, а он замахал руками и выгнал меня. Не брал на фабрику целый месяц.

В 1907 г. у нас в районе были стачки, в которых участвовала и я. 22 ноября 1907 г. вместе с рабочими я пошла останавливать работу Кудринской ф-ки. Фабрику остановили. Фабрикант позвонил, и тут же приехали казаки на конях. Многих стегали нагйками, арестовывали. Так среди арестованных оказались: Тряпкин, Титов, Буланов Петр, Рябов. Моему отцу стали говорить, что его дочь забастовщица, меня часто ругали, и я боялась, что меня тоже заберут.

В конце 1907 г. Инессу Арманд забрали.

Когда мне исполнилось 18 лет, отец отдал меня замуж, боясь, что меня могут выгнать с фабрики.

В 1914-1915 г. ткацкую фабрику продали (там, где сейчас ф-ка «Серп и Молот»). Некоторых рабочих перевели на Красильно-аппретурную фабрику (там, где сейчас считается ф-ка Армандов). Меня тоже перевели по месту жительству, т.к. муж работал на красильной ф-ке. Муж в 1914 г. был взят на войну, и я осталась с двумя детьми, получала на них 8 руб. За этими деньгами мы пешком ходили в Мытищи, иногда по несколько раз, то денег нет, то старшины. Фабрика в это время работала плохо. Заработка почти не было. Рабочим жилось плохо, и они стали негодовать. Мало было топлива на фабрике. Во время работы, когда не подавали пар, мы, женщины, собирались вместе и вели беседы о своей жизни. Мужчин на фабрике почти не было, они были взяты на фронт. Нам, женщинам, часто приходилось выполнять тяжелые работы. Придешь с работы домой, а есть нечего. Работали по 10-12 часов. Я, Курбанова А.Д., Рябова – распространяли листовки, а во время гулянья на Клязьме их распространяли среди солдат. В то время на Клязьме стоял 190-й полк. Листовки распространяли потихоньку, а в 1917 г. – открыто расклеивали, когда узнали, что вот-вот свергнут царя Николая с престола.

Рабочие ждали свержения царя. Свершилась Февральская революция. Рабочие откликнулись на нее. Это был незабываемый день. Мы вышли на работу. Курбанова А.Д. спросила красный лоскут. Смотрим в окно. Через несколько часов Петр Петрович Буланов пришел с красным флагом. Курбанова выкинула со второго этажа через форточку тот самый лоскут, который я дала. И мы тут же вышли на улицу. Товарищ Буланов пояснил события и предложил выбрать комитет рабочих. В комитет прошли Капитонов, Курбанова и я. Отвели комнату нам при кухне, в которой была артель.

Начали перестраивать свою жизнь, получили телефонограммы, распоряжения о борьбе с предъявлением требований к фабриканту об улучшении фабричного быта. Временное правительство тормозило. Фабрикант денег не платил, денег не было в банке. Рабочие стали объединяться в профессиональный Союз. Комнату нам предоставила А.Д. Курбанова. Мы, выбранные делегаты, у Курбановой на дому обсуждали вопросы, как вести борьбу с фабрикантом. Руководителем был Петр Михайлович Шабанов, он был строгий. Затем он ушел с буржуазией управляться. Мы, рабочие предъявили фабриканту требования, но он отказал и сказал: «не могу удовлетворить, у нас союз фабрикантов и есть свой консул». Дал нам адрес. Поехала Курбанова и Капитонов. Наши представители ничего не добились. Мы собрали общее собрание рабочих, пригласили хозяина. Явился Коль – второй компаньон фабрики. Он нас выслушал, долго отговаривался, но требования рабочих подписал. На собрании решили создать в Пушкино отделение Всероссийского профессионального Союза рабочих текстильщиков и Совет рабочих, красноармейких и крестьянских депутатов.

Первое собрание нашего района завершилось в родном селе Пушкино. Товарищ Шабанов дал задание, чтобы к Маю вывесить красный флаг и такой лозунг: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Курбанова А.Д. сидела всю ночь и шила буквы тесьмой, готовила лозунг. Справляли первую маевку, шли с красным флагом до Мытищ, там был митинг. Некоторые пели песни про Временное правительство, за что были арестованы. Снова нам, женщинам, пришлось переживать. Курбанова А.Д. ездила по командировкам, и был разрешен товарообмен. Товар рабочие меняли на хлеб. Жилось рабочим плохо. Стали готовиться к октябрьскому вооруженному восстанию. Рабочие от фабрики были на Губернской конференции профсоюза. Это было перед Октябрьскими днями.

От Кудринки был Ланцов, Баганов. От фабрики Армандов – Курбанова А.Д. и я. Это было в Москве на Большой Рязанской улице, там, где была хлебная биржа – простой сарай.

На конференцию прибыл депутат от солдат 154-го полка Московского гарнизона. Он выступил и сказал: «Товарищи, нечего с господами церемониться. Надо переходить к вооруженному восстанию. Вся власть – Советам рабочих и солдатских депутатов. И мы, солдаты, присоединяемся к вам». Еще он сказал: «Товарищи, не опускайте руки, будьте наготове». Спели Интернационал и разъехались по домам. Из газеты «Социал-демократ» читаем – питерские рабочие готовы к восстанию.

У нас в Пушкине организовалась Красная Гвардия. Пришла Курбанова на фабрику и сказала: «Товарищ Шабанов велел пройти по цехам и провести запись добровольцев в Красную Гвардию». Тут же в нее записались Капитонов и я. Потом стали записываться очень многие, даже пожилые. В доме Курбановой был Штаб Красной гвардии.

Со дня Октябрьской революции, когда Советы укрепились, а рабочие взяли власть в свои руки, установили над фабрикой контроль и выбрали временного директора фабрики. Первым директором фабрики были Сафонов, Хромов.., Матвеев. Предложили старому директору работать на помощь нам, т.к. он был инженер. Он работал под контролем рабочих, а позднее его взяли в трест в Москву и он работал там уже до конца своих дней.

На фабриках стали организовывать женотделы. У нас женотделом заведовала присланная из Москвы, фамилию ее не помню, только помню, на букву «К». На фабриках были освобожденные председатели, но на фабрике Армандов, «Серп и Молот», Кудринской – председатели были неосвобожденные. «К» нам давала указания переписывать всех престарелых, и они пошли на государственное иждивение. Открыли ясли, школу, клуб в домах фабриканта. Имущество фабриканта было конфисковано и с милиционером Домбровским отправлено по акту в Москву. Но жизнь наша все еще была тяжелой. Буржуазия нам тормозила, сырья для фабрики не хватало и приходилось фабрику останавливать. Не было топлива для фабрики. Стали искать выход. Копали торф на топливо. Ночью нашли машину (она принадлежала какому-то имению), повезли торф, и на полпути в нас стали стрелять, это были собственники. Мы были безоружны. Они стали нам грозить, что посадят в тюрьму. Я, как председатель женщин, поехала в Москву в женотдел и стала хлопотать, чтобы пустили фабрику и разрешили напилить дров для нее в Алешино. В Алешине проживал муж Инессы Арманд – Александр Евгеньевич. Начали пилить лес, а кулаки сожгли его. Все-таки пустили фабрику. Набрали рабочих немного. Профсоюз выехал в Щелково, а Совет солдатских депутатов, там, где была дача Брокар – выехал туда. На фабрике стал управлять красный директор Фотеев…

Подписано собственноручно Шапоровой Пелагеей Павловной,

членом КПСС с марта 1939 г., партбилет № 00350712».

(Извлечение из «Рукописного журнала Краеведческого кружка при Пушкинской сельской библиотеке», № 7, 1971).

 

*     *     *

А для лучшего «усвоения материала» предлагаем несколько иллюстраций по теме… 

 

 

За календарем следил

Игорь Прокуронов

 

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER
Поделиться новостью:
Подписаться на новости через: Telegram Вконтакте Почта Яндекс Дзен

Читайте также
Комментарии

Комментарии

Написать
Последние комментарии
Сергей Лебедев
Я знаком с сотрудниками ...
... ... ... ...
Культура объединяет все стороны ...
... ... ... ...
Как же приятно и тепло на душе от ...
aktk Фин
Легендарная школа, прошедшая ...
Alpatov
В статье есть ряд существенных ...
Валентина
Когда же наши власти прекратят ...
Hellen
жители Пушкино уже как-то ...
Александр Ноздровский Александр Ноздровский
Дополнение к афише от Спиридона ...
invalid
Про жд вагоны-согласен ...
Александр Малашенко
Этому товарищу, который на ...




Ритуальные услуги в Пушкино

Наши партнеры: