Народный календарь: СПАС-СПАСОВКИ

10 авг
14:23 2019
Категория:
Край родной

  Хоть погода нас не балует, август — он и есть август. Наступила вторая декада. Спасская, или — Спасовки… Этому и посвящен очередной очерк нашего календаря краеведа Игоря Прокуронова.


11—20 августа

12 августа Александру Николаевичу Стрижеву — 85 лет!

   И конечно, начинаем со строк из «Календаря русской природы» нашего именитого земляка-дачника.

…«Расщедрилось златокудрое солнце, сверх нормы одаряя летние месяцы благодатным теплом. Ни крутых ненастных перемен, ни иссушающей жарыни — ровная, сухая погода.

   В голубом, высоком небосводе мазки светлых облаков. А у далекого горизонта все чаще теперь увидишь черные сетки грачиных стай: облеты пробные делают. Налетаются, зададут молодежи урок и рассядутся на свежем жнивье — будто головешками закидают прибранное поле. В лугах скворцы ватажатся, вихрем срываясь от малейшей опасности.

   Август кудесничает и в растительном царстве. Пока отъедались черникой да смородиной, он втихомолку к рябинам подкрался: вон как тяжелые кисти нарумянены. Зажглось, зарделось в обновах прелестное деревце, сразу преобразив поселковую улицу. Глядя на рябину, не сплоховала и дурнушка-акация — стручки потемнели, того и гляди, лущиться начнут. В уборочную акация всегда отстреливается затверделыми плодами.

   К вечеру сомлевшие бурьяны пышут пахучим зноем. Горчат полыни, чадят осоты, терпкий дух источают зверобои. В низинных угодьях теперь запах таволг и дягилей перебивает спелая черемуха. Мякоть черных плодов набралась сахару, налилась с избытком вяжущего сока.

   Ну, а кто по грибам горазд, тому в бор надо спешить. Там на просеках, в траве, маслят можно крепких нарезать. Не живется под пологом знойным, сухота донимает, вот и выскочили мокроголовые в сень трав. Авось и обмочливых дождиков дождутся. „Коли грибовно, так и хлебовно“

   В полях широко волнуется нива, спелый ржаной колос отяжелел, в молотилку просится. Началась горячая страда в Подмосковном крае, вовсю разворачивается уборка хлебов. В садах наливаются яблоки, не отошла еще малина и поздняя земляника. В огородах туже завиваются кочаны капусты, сочно разрастается морковь, зреют бокастые помидоры.

    На лугу по-прежнему ярче всех голубой цикорий, зацветает он вровень с чертополохами и паутинистыми лопухами. Выше поднялись желтые головки пижм, названные за сходство листьев рябинками.

   Спадает летнее тепло, уходит. Спервоначалу это почти незаметно, но вот дожди и прохлада день ото дня настойчивее, и убеждаешься, что накал солнышка уже не тот, время сдвинулось к осени. Да так оно и есть: первая половина августа- жаркое лето, вторая соседствует с первоосеньем — неустойчивой, хотя еще и теплой погодой.

   И все-таки как величав август в своем спокойном обыкновении! Ровно греет солнышко, покуда не насупится тучами. Грозовые дожди исподволь поят землю: пронесутся и — стихнут. И вновь теплынь, сушь да благо. „В августе серпы греют, вода холодит“ — сказывает старинная примета. Самый напряженный месяц полевых работ: и косить надо, и пахать, и сеять. Уборочная, подъем зяби и сев озимых. В теплой земле спеют крахмалистые клубни картофеля и сладкие корни свёклы. 

   „Август — густарь, густоед, разносол: всего вдоволь“. Щедроты августа несметны. На весь год запасают хлеб, добывают корма, заготовляют разносолы: „У зимы — рот велик“.

   Август получил много народных прозвищ: „жнивень“ и „серпень“ — от разгара жатвы; „зарев“ — от ярких, холодных зорь… <…>

…Август крушит да после круглит“. Трудовой накал усиливается. Вовсю разворачивается ржаной сев. „Яровой сею — по сторонам гляжу; ржаной сею, шапка с головы свалится — не подыму“.

   Считали, что рожь, посеянная на Силу (12 августа), родится сильно. Это был наилучший срок посева ржи в средней полосе России, и никакой мистицизм в такое выражение не вкладывался.

   14 августа — первый Спас, проводы лета. Пасечники выламывали в ульях соты, отчего первый Спас называли медовым. Пчела перестает носить душистый взяток. Цветущий вереск не в счет — его в русских лесах мало. Отлетают ласточки: „Ласточка весну начинает, осень накликает“. Некогда полагали, что ласточки не улетают в заморские страны, а ложатся на дно колодцев. Поверье это, видимо, связано с привычкой касаток селиться летом в срубах колодцев. Стоит только взяться за крюки ворота, как из глубин шахты выскочит и взмоет над головой стайка птичек. В какой-то вечереющий день, предвестник осени, крестьянин замечал, что из колодца больше не выпархивают ласточки. Значит, полагал он, легли на дно.
С первого Спаса — холодные росы.
Первый Спас — мокрый.
У Спаса всего в запасе: и дождь, и вёдро, и серопогодъе.

15-го — Степан-сеновал. Косят отаву — отросшую траву.
На другой день — Антоны-вихревеи. Ежели ветер с вихрями — ожидали снежную зиму.
Затем Авдотьи-сеногнойки. Заладили дожди. Средь бела дня, без молний и грома. Застаиваются лужи, прядают тонкие ручейки. О дожде в народе хранилась такая притча: „Дождь слепой. Ему говорят: „Иди туда, где тебя просят“. А он пошел, где сено косят. Ему говорят: „Иди туда, где тебя ждут“. А он пошел, где жнут“.
Но не все дождь да дождь, проглянет и солнышко. На Авдотью-сеногнойку срывали огурцы. Расторопные, домовитые хозяйки ошпаривали кипятком с крапивой кадки и бочки, предназначенные под солку огурцов, проветривали их в солнечные дни на воле, окуривали можжевельником, скребли и мыли. К этому времени поспевала лесная малина.

19-го — второй Спас, прозванный яблочным, потому что пришел срок срывать спелые яблоки. Набожные освящали яблоки в храме, разговлялись. Спасовка-лакомка.
Погода преображается: „На второй Спас бери голицы про запас“. Продолжали сеять озимые»…

* * *

А еще дни у нас такие.

11 августа.
Калинник, Калинов день

«Калиник зарницами, что стрелами раскаленными, над полями мечет, осенние грозы зачинает». В день Калиника пекли пирог с ягодами калины, толкли калину в меду. «Калина сама себя хвалила, что с медом хороша».
Около этого дня изредка бывают морозы (вредные для хлеба, остающегося на корню). Но если «На Калинов день не будет утренников, то и Лупа (5 сентября) не заморозит».
Именинники: Александр, Вениамин, Константин, Кузьма, Роман, Михаил.
Восход солнца 4:52
Заход 20:15
Долгота дня 15:22

12 августа.
Сила и Силуян

«На Силу и Силуяна рожь бывает пьяна — колосья под тяжестью зерен клонятся к земле». Полагали, что в это время «ведьмы обмирают, опившись молока».
Если на Силу прохладно, то дождя не жди. Если на Силу ветреная погода и заморосил дождь — к долгой мокроте. Если душно, а насекомые особенно злы и едки — будет дождь.
Именинники: Валентин, Иван, Лука, Максим, Павел.

13 августа.
Евдокимов день

Заговенье перед Успенским постом. Ели репу — свежую, вяленую, пареную. С нею же пекли пироги, делали квас и варили кашу.
Муравьи спешно, среди дня заделывают входы — будет дождь. Пчелы с утра улетели в поле — будет хорошая погода.
Именинники: Антон, Георгий, Евдоким, Иван, Степан, Юрий.

14 августа.
Спас первый, медовый, мокрый.

Начало строгого Успенского поста (с 14 по 28 августа): в понедельник, среду и пятницу предписывается сухоядение, во вторник и четверг — вареная пища без масла; масло и вино разрешено по субботам и воскресеньям.
На Спас — пчела летит в улей последний раз. Праздник пчеловодов, когда в ульях заламывают первые соты: «На первый Спас и нищий медку покушает».
На первый Спас защипывай горох.
Начинается заготовка лесной малины и сбора ягод черемухи — и то, и другое прекрасные средства народной медицины.
Отлетают ласточки и стрижи.
В этот день поклоняются кресту, освящают воду, купаются в освященных озерах, отдыхают от трудов.
Первый Спас — мокрый.
С первого Спаса — холодные росы. С первого Спаса и роса хороша. По старинному поверью, когда перестают цвести розы, происходит перемена и в росах. И действительно, с 14 августа росы выступают хорошие и безвредные.
У первого Спаса всего в запасе: и дождь, и вёдро.
Если ветер на Спаса — жди зиму снежную, с морозами.
Именинники: Александр, Елизар, Тимофей, Федор.

15 августа.
Степан-сеновал

Конец сенокосных работ. Косили отаву — отросшую траву. Чтобы сберечь от дождей, сено укрывали в сеновалах-сараях.
На Степана от болезней и порчи особо берегли лошадей — поили их водой, пропущенной через серебряное сито.
Каков Степан — таков сентябрь.
Именинники: Василий, Иван, Кирилл, Никодим, Степан, Роман, Тарас, Федор.

16 августа.
Антон-вихревей

О мальчике, рожденном на день ветренного Антона, судили-рядили так: «Взбалмошным будет, неуемным, отчаянным». О девочке: «Не девка — огонь!». Но если день выдавался тихим, то и рожденный в этот день становился тихим, но только с виду, в нем все равно крутились «скрытые вихри».
Каков Вихревей — таков октябрь. Если ветер с вихрями — ожидай снежную зиму. Сильный холодный ветер — к морозной зиме; южный, теплый — к мягкой и снежной.
С этого дня могут надолго зарядить дожди.
Каковы Антоны, таков октябрь.
Если ветер с вихрями — к крутой зиме.
Именинники: Антон, Иван, Кузьма.

17 августа.
Авдотья-сеногнойка, огуречница, малиновка

Срывают огурцы. Женщины, собирая их, устраивали праздник-«Огуречник».
Примечали: «На Авдотью рясная малина». На «Малиновку» собирали ягоды и пекли пироги со свежей малиной.
Семь отроков-сеногноев сено гноят.
Как Авдотья, такой и ноябрь.
Именинники: Андрей, Дарья, Денис, Евдокия, Иван, Ирина, Константин, Кузьма.

18 августа.
Евстигней-житник

В этот день на Руси славили жито (ячмень), от слова «жить», ведь ячмень — самый северный колосовой хлеб. Его сеяли, пока цветет калина. Но западный ветер пережидали: при нем «взойдет ячмень худой, с колосом малым, скудным».

Чуть свет, старшая из женщин поднималась и принималась за квашню, что «Не живая, а дышит». Пустую квашню, как бы доверяя ей жизнь домочадцев, ритуально прижимали к животу. В этот день из первого намолота полагалось замесить первый ячменный хлебец. Ели сырой лук с хлебом, солью и квасом, отчего бывали здоровы и имели свежий цвет лица. В комнатах развешивали связки луковиц, чтобы воздух очищался, и заклинали жнивы, чтобы не поселилась в них нечистая сила.

Нечистая сила. По народным верованиям, появляется из некрещеных детей или детей, рожденных от сношения с нечистью, или с самоубийцами. Дьявол и черт могут вылупиться и из петушиного яйца, носимого под мышкой слева. Нечисть вездесуща, однако ее излюбленные места — пустоши, чащобы, болота, перекрестки, мосты, ямы (вспомним, нашу речку Серебрянку встарь прозывали «Ямицей»!) и омуты-водовороты, «нечистые» деревья — верба, орех, груша; подполья и чердаки, место под печью, бани. Именовались представители нечисти соответственно: леший (в лесу), полевик (в поле), водяной, болотник, домовой, овинник, банник, подпольник и проч. Особенно опасна нечисть была в «нечистое» время: в некрещеные или «поганые» дни Святок, в ночь на Ивана Купалу, в полночь и полдень, после захода и до восхода солнца; нечисть могла появляться в виде катящегося клубка, огненного, водяного или пыльного столба. К ее внешним признакам относились сиплый голос, шум, треск, вой, мгновенные смены облика. Демоны-изверги пугали людей, душили, щекотали до смерти; «водили», толкали на грех, побуждали к самоубийству. Страх перед нечистью заставляет людей не ходить в лес и поле в Русальную неделю, не выходить из дому в полночь, не оставлять открытой посуду с водой-едой, закрывать колыбель, завешивать зеркало. Однако лихой человек иногда вступал в союз с нечистой силой: например гадал, сняв крест, лечил с помощью заговоров, насылал порчу. Этим занимались ведьмы, колдуны, знахари, от которых, впрочем, спасал специальный заговор.

Вот он.
Заговор от колдунов и ведунов: «Пойду, благословясь, из избы дверями в сени, из сеней во двор, из двора в ворота, под красное солнышко, под чистое поле, в чистом поле стоит святая Божия церковь, сами царские двери растворяются, сам раб Божий (имя) заговаривается от колдунов, от ведунов, от колдуньев, от ведуньев, кто на меня лиху думает, тот считай в лесе лесок, в море песок, а на избе звезды, во веки веков. Аминь!». (Следует трижды прочитать до восхода солнца).

Если эхо далеко — то вёдрие, коли близко — к дождю.
Каков Евстигней, таков и декабрь.
Именины: Викентий, Евдоким, Евстигней, Ефим, Христина.

19 августа.
Второй Спас, яблочный, или Спас на горе. Преображение

Встреча осени. Осенины.
По поверью, до второго Спаса не положено было есть никаких плодов (кроме огурцов). А теперь фрукты, освятив в церкви, разрешалось употреблять в пищу. Этот праздник можно отмечать с рыбой и вином.
«Яблочный Спас — всему час». Крестьяне провожали закат солнца, с песнями встречали осень. Если погода тому благоприятствовала, то сеяли рожь: полагали, что рожь, посеянная при северном ветре, родит крепче и крупнее.
Каков второй Спас, таков и январь. Сухой день предвещает сухую осень, мокрый — мокрую; ясный — суровую зиму. Пришел Спас — бери рукавицы про запас, второй Спас шубу припас.
Именинник: Юлиан.

20 августа.
Марины

В этот день «и сеют, и жнут, и про осень бают».
С раннего утра пекли пирог с малиной: «День Марины — не ищи в лесу малины: девки лес пройдут, дочиста оберут». Спустя лето, по малину не ходят.
Если аисты готовятся к отлету — осень будет холодной.
Именинники: Митрофан, Мокей, Никанор, Пимен.
Восход солнца 5:10
Заход 19:54
Долгота дня 14:43

* * *

Именем Спаса нареченные

Интересно, в нашем крае немало чего — скажем так, Спасского…

   Вот, к примеру, платформа Зеленоградская до 1931 г. именовалась — Спасской. Это потому, что неподалеку, во всяком случае с 1623 г., была известна деревня, потом сельцо Кащеево. И принадлежало селение воеводеАндрею Тимофеевичу Племянникову. Ну, чьим он там племянником был, сие пока неизвестно, зато точно знаем, что сын его, Григорий Андреевич Племянников, в 1707 г. после своего чудесного исцеления ставит здесь церковь Спаса Нерукотворного, появляется село Спасское. А в конце XIX в. тут обосновался Апполон Александрович Майков, царский гофмейстер, филолог и историк плюс член-корреспондент Петербургской Академии наук и двоюродный брат поэта А. Н. Майкова. При нем усадьба (ее стали называть Майково) благоустраивается, разбиваются цветники, на речке появляется пруд. А в богоборческие годы усадьба, а заодно и церковь, канули в лету. Спасская церковь, основательно перестроенная в 1876–78 гг., была разобрана почти сразу после революции, в 1919-20-х гг.

   Еще одна церковь, во имя Спаса Всемилостивого, была построена в 1794 г. в старинном Тишкове (известно с 1646 г.), по которой и село вторым названием стало слыть Спасским. Здесь храм в «псевдоготическом» стиле воздвигут тщанием Петра Александровича Собакина, екатерининского премьер-маиора. Вообще, он и всю свою усадьбу украсил подобной «европейской» романтической архитектурой. А в начале позапрошлого века, с 1812 по 1840 гг. хозяином Тишкова был известный доктор Федор Петрович Гааз; недавно ему там и памятную доску воздвигли. Ну конечно, в 1930-е гг. все усадебное хозяйство разобрали «на кирпичи» (кирпич, говорят, пошел на корпуса местного дома отдыха и на цех фабрики «Серп и Молот» в Пушкино). Сейчас там и новопостроенная церковь под другим именем. Правда, парк уцелел…

   И в нашем Муранове (первое упоминание1646 г.) есть церковь Спаса Нерукотворного Образа. Она была построена по проекту архитектора А. А. Зборжевского в 1878 г. сыном поэта, Иваном Фёдоровичем Тютчевым, на средства Софьи Львовны Путяты, и использовалась как домовая усадебная церковь. А в 1816—1836 гг. усадьба принадлежала генерал-майору Л. Н. Энгельгардту и сюда приезжали поэты Денис Давыдов, Евгений Баратынский (а вместе с ним и А. С. Пушкин?), писатели Н. В. Гоголь, В. Ф. Одоевский и др. Одна дочь Энгельгардта, Анастасия Львовна, вышла замуж за Боратынского, а другая — Софья Львовна, за друга поэта — Н. В. Путяту, дочь которого стала женой И. Ф. Тютчева. Слава Богу, храм уцелел (хотя в свое время послужил хранилищем музейных фондов) и до сих пор радует взгляд своим скромным, но таким притягательным обликом…

  Был у нас до революции близ деревни Листвяны еще и дачный поселок, который назывался Новоспасским — сейчас это на территории микрорайона «Мамонтовка», ближе к московскому Акулову, там, где улицы Новая, Юбилейная, Почтовая. А назывался поселок по имени старейшего московского монастыря. Эта обитель под именем Спаса Нового в районе Таганки была основана Иваном III еще в 1490 г. Она пользовалась царской благосклонностью, тут была родовая усыпальница Романовых, а ближе к середине XVII в. монастырским архимандритом был будущий патриарх Никон. Словом, знаменитый был монастырь (сейчас он восстановлен). И вот, в начале прошлого века, когда все увлеклись извлечением прибыли, не осталась в стороне и наша обитель: приобрела братия земельный участок рядом с Листвянами-Мамонтовкой и стала сдавать участки под дачи. А в 1914 г. один из дачников, П. Д. Грачев его звали, выстроил здесь церковь во имя Иосафа, епископа Белгородского. Но где она была — пока загадка. Впрочем, это отдельная история…

   Конечно же, стоило бы поговорить и о Спасской церкви на Клязьме. Но о ней — в следующем очерке…

* * *

А на фотографиях — те самые Спасские достопримечательности…






За календарем следил
Игорь Прокуронов


Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER
Поделиться новостью:
Подписаться на новости через: Telegram Вконтакте Почта Яндекс Дзен

Читайте также
Комментарии

Комментарии

Написать
Последние комментарии
Александр Малашенко
Хорошо, конечно, что сделали. ...
Hellen
невероятно, но факт ... поезда ...
Законопослушный Гражданин
Да все просто! На баб своих все ...
Александр Орешкин
Замечательный врач! Здоровья и ...
Василий Иванов Василий Иванов
Знакомый как то ехал в ...
Александр Ноздровский Александр Ноздровский
Дополнение к афише от Спиридона ...
dvoryankinmihail
Куда всё ...
Александр Ноздровский Александр Ноздровский
Надеюсь стелы с фамилиями ...
evgeniy-bes
написал человек с убогим ...
invalid
Убогая власть-убогий ...




Ритуальные услуги в Пушкино

Наши партнеры: