Народный календарь: Крапивное заговенье и Петров день.

11 июл
14:10 2019
Категория:
Край родной
   Уже лето покатилось к зениту. Вот на носу Петровки, а там и другие приметные дни. И хоть поливают дожди - все же продолжается летняя пора. Краевед Игорь Прокуронов делится продолжением народного календаря с 11 по 20 июля.


КРАПИВНОЕ ЗАГОВЕНЬЕ и ПЕТРОВ ДЕНЬ.

   На Клязьме и Уче, по рассказам, недурно брал сначала налим, а позднее голавль; язей же здесь очень мало и (на Уче, по крайней мере) больше красноперов, т. е. помеси язя с шерешпером, которых немало, но ловятся на удочку редко. Голавлей удили на живца и раковую шейку, редко на майского жука…
Л. П. Сабанеев. «Записки московского рыболова»

…О Крапивном заговенье чуть ниже, а вот в Петров день, «Ловецкий праздник» (или попросту «рыбный день»!) — как не вспомнить, что в декабре, 22 числа, исполнится 175 лет со дня рождения Леонида Петровича Сабанеева (1844–1898) — зоолога, натуралиста, популяризатора и организатора охотничьего и рыболовного дела.
Этот замечательный человек, русский дворянин и шталмейстер Императорского двора, — автор известного труда «Рыбы России. Жизнь и ловля (уженье) наших пресноводных рыб», издатель и редактор журнала «Природа» (1873–1877; с 1878 г. — «Природа и Охота»).

   Кроме всего прочего, Л. П. Сабанеев был основателем московского Охотничьего клуба и автором его Устава, который, в частности, гласил: «Русский Охотничий Клуб имеет целью доставлять своим членам и их семействам возможность проводить свободное от занятий время с удобством, приятностью и пользою. С этой целью клуб устраивает для своих членов и их гостей балы, маскарады, танцевальные, музыкальные и литературные вечера и драматические представления, выписывает книги, газеты и другие периодические издания, содержит библиотеку, кабинеты охотничьего оружия, снарядов, моделей и снастей, как охотничьих, так и рыболовных и т. п., кабинеты для коллекции чучел зверей, птиц и рыб и других относящихся к охоте и рыболовству предметов; равно предоставляется клубу приглашать лиц специальных по разным наукам для чтения лекций, которые служили бы распространению между членами клуба полезных сведений»…

   Кстати, среди тогдашних заядлых и «достоверных» охотников числились и «наши»: Эдмунд Рабенек, Григорий Чертков, Савва Мамонтов, Владимир Сапожников, Алексей Милюков и многие другие.

   «Охотничья газета» в первом номере 1888 г. сообщала: «4-го января состоялось давно ожидаемое открытие Русского Охотничьего Клуба. Торжество началось в три часа пополудни молебствием иконе Иверской Божией Матери, при хоре Чудовских певчих, в присутствии Почетного члена Клуба — Московского генерал-губернатора князя Владимира Андреевича Долгорукова. В шестом часу был сервирован обед, в котором участвовало 156 членов; играл хор военной музыки. После тостов за Государя Императора, Великих Князей Николая Николаевича Старшего и Николая Николаевича Младшего, В. А. Долгорукова, пили здоровье учредителей., за охотников ружейных, за союз охотников с зоологами, наконец, за «близоруких врагов охоты — наших жен». (Последнее объяснялось просто: устав запрещал принимать в Клуб лиц женского пола)…

   Как бы то ни было, именно в здании клуба на Воздвиженке, где каждую неделю давались спектакли Московского общества искусства и литературы, созданного К. С. Станиславским, — в сентябре 1898 г. познакомились Чехов и Ольга Книппер…

А вот заметка из «Рыболовного календаря» Л. П. Сабанеева.

Ловля сежей
…Ловля сежей, почти неизвестная большинству рыболовов-охотников, — одна из самых занимательных, тем более что этим способом добывается самая крупная рыба даже в самое глухое для уженья время. Хотя тут главную роль играет сеть, но эта охота имеет много общего с уженьем, и тот, кто познакомится с нею, всегда предпочтет сиденье на сеже постановке жерлиц и даже донных удочек, где рыба большею частью ловится сама и от рыболова требуется только уменье ее вытащить.

   Сежа состоит существенно из большой редкоячейной мотни, которая укрепляется известным образом в известном месте небольшой реки или речки по ее течению. Рыболов помещается над сетью на помосте и, как только заметит или почувствует рукой, что в сеть вошла рыба, быстро приподнимает нижний край сети, и зашедшая в нее рыба уже не может освободиться.

   Величина сети различна, но самое устье ее не должно быть менее сажени в диаметре, а длина менее двух. Вяжется она из тонких, но самых крепких ниток, б.ч. трехпалечными ячеями (так, чтобы в ячею вкладывались три пальца и мелочь проходила бы беспрепятственно). Чтобы сделать сеть еще менее заметной, нелишне ее окрашивать в светло-зеленую или желтоватую краску, но достаточно и продубить ее. Ставится эта сеть или ближе к берегу, особенно весною, или же посредине русла на самом стремени, вообще же там, где главный ход рыбы. Способ прикрепления сежи следующий. В дно поперек реки вколачивают две пары толстых кольев, оканчивающихся развилками; каждая пара отстоит от другой на 3–9 аршин, смотря по величине сети; расстояние между кольями каждой пары равняется 1-½ аршина, а вершины кольев возвышаются над уровнем воды примерно на пол-аршина. На эти колья кладутся две перекладины, а на последние настилаются доски, на которых и сидит рыболов.
   Верхняя бечева сети привязывается к передней перекладине, т. е. обращенной к течению, а нижняя бечева — к коромыслу, которое делается из еловой легкой жерди с петлею или деревянным кольцом на каждом конце так, чтобы петли эти свободно ходили по кольям. Для того чтобы не пугать рыбы, как кол, так и коромысло полезно обугливать. К коромыслу прикрепляется батожок с петлей, которая задевается за шпенек. К середине сети прикрепляется 5–12 сим, т. е. ниток или самых тонких бечевок, которые рыболов, сидящий на помосте, держит в руке. Малейшее прикосновение рыбы к симам передается рыболову, который мгновенно сдергивает петлю, коромысло быстро всплывает кверху, и рыба остается как бы пойманной в западню. Можно обойтись и без насторожки, но в таком случае в середину коромысла вделывают вертикальную палку, которую рыбак придерживает рукой и поднимает, когда рыба вошла в сеть. Такое устройство употребляется, впрочем, в прозрачной воде, т. е. где можно обойтись без сим.
   Для того чтобы увеличить шансы лова, там, где это можно, т. е. в небольших речках, русло перегораживают заколами с отверстием для сети. Иногда также к сети пришивают крылья большей или меньшей длины.

   Ловля сежей начинается с весны и продолжается до осени, но самая лучшая охота бывает в июне. На севере России это один из главных способов добывания самой крупной, осторожной рыбы, например нельмы, тальменя и др. В средних губерниях ловля сежей почти не известна, но под Москвой она с большим успехом применяется на Уче, под Пушкином, одним из служащих на фабрике бывшей Прохорова (на Кудринке. — И.П.). В сежу попадаются этому рыболову очень крупные лещи, шересперы, язи и др., главным образом ночью, когда рыба идет в сеть много смелее…

* * *

Дни же в календаре такие.

11 июля.
Крапивное заговенье

   На Крапивное заговенье встарь варили последние щи из молодой крапивы, из нежных листочков, из недельных стеблей. А крапивный холст, вытканный перед Петровками или выплетенное крапивное полотнище, как полагали — помогают от болей в пояснице. Крапиву старались рвать и плести голыми руками: «Ожженные крапивой руки стонать по ночам не будут, и боли в суставах стихнут, ведь крапива жгучая — кровь молодит и чистит».

С вечера собирались на пригорке, раскладывали огонь и в ожидании солнца проводили ночь в играх и песнях. Верили, «кто в эту ночь найдет цветущий Петров-крест да корень вырвет, то корень этот и от напасти избавит, и приведет к заклятому кладу, и покажет тот клад, и поможет из земли достать».
Если утих соловей — за ним смолкнет и кукушка.

Именинники: Герман, Иван, Павел, Сергей, Элеонора.
Восход солнца 4:00
Заход 21:09
Долгота дня 17:08

12 июля. Петр и Павел.
Петровки. Играние солнца

   На Руси апостолы Петр и Павел занимали особое место. Петр, вообще, относился к числу наиболее чтимых святых угодников: по поверью, святой владеет ключами от Царства Небесного, закрывает и открывает врата Рая.

…Вместе с праздниками Аграфены Купальницы и Ивана Купалы, Петров день входил в праздничный цикл полного расцвета природных сил и праздновался как его завершающий этап. К нему готовились заранее: соблюдали пост (Петров пост, Петровки), приводили в порядок жилище, красили яйца в желтый цвет, варили пиво и запасали хмельные напитки. Обычно Петров день отмечали два-три дня.

   В этот день по-особому «играло» солнце: считалось, на восходе светило разбрасывает ленты, но увидеть это дано не каждому.
Молодежь с вечера устраивала игрища, которые продолжались два дня и две ночи. Для защиты от нечистой силы, особенно от русалок, «караулили солнце», девушки и парни обряжались в лучшие наряды и отправлялись на гулянья близ реки или озера. Разводили костры, варили кашу, жарили яичницу и устраивали совместную трапезу. Еще проказили — забираясь во дворы односельчан, уносили и растаскивали, а то и забрасывали на крыши или пускали на воду бороны, телеги, сани, кадушки, бревна — все, что попадалось под руку, рвали по садам и огородам чужие плоды, заваливали ворота, окна и двери, из украденных вещей на улицах возводили завалы-«баррикады». Ожидая такого разгула, селяне, сторожились и не смыкали глаз всю ночь, однако обычаю никто не перечил. А наутро были поиски своего добра, разбор завалов; опять же по традиции, во всю кляли, ругали и бранили молодежь…

   В ночь на Петров день особенно остерегались разгула нечистой силы, злодеяний колдунов и ведьм. От них защищали костры: в зажженный на перекрестке огонь кидали остатки от нового колеса, которое перед этим, надев на палку, катали вкруг села чтобы прознать, в каком доме живет колдун: против жилья колдуна колесо разлеталось на части, и в это время было можно услышать вопли нечистого.

Ведьм заклинали так: девицы забирались на крыши «нечистых построек» — бани, сарая, овина — усаживались и пели специальные песни, типа:

Зарождалися три ведьмы
На Петра да на Ивана:
Первая ведьма закон разлучает,
Другая ведьма коров заклинает,
Третья ведьма залом ломает…
Вы катитесь, ведьмы, за мхи, за болоты,
За гнилые колоды, где люди не бают,
Собаки не лают, куры не поют, —
Вам там и место!..

   Молодежи все нипочем — днем качались на «петровских» качелях, которые часто воспринимались как символ брака: «Как ни сторонись девка, а на петровских качелях с пареньком покачаешься». Женихи ходили среди девушек, закрыв лица платками, и те должны были узнавать их. Правильно угадала — значит, скоро замуж! Барышни гадали: с дюжины полей собирали двенадцать цветов и клали их под голову, приговаривая: «Двенадцать цветов с разных полей, двенадцать молодцов! Кто суженый-ряженый, мне покажися и меня погляди»…

   Интересно, подобно купальской, магическими свойствами обладала и петровская водица. Считалось, что купание в реках очищало от «любодейных» грехов.
И, конечно же, Петров день особо почитался рыбаками, его называли «Ловецким праздником», устраивали крестные ходы и молебны на рыбных местах-тонях, собирали деньги «Петру-рыболову на мировую свечу». Чествовали и рыбацкие деревни: там принимали гостей, готовили «щербу» — уху из свежей рыбы, выловленной накануне. И в начале застолья семейный старейшина возглашал: «Петры-Павлы! Садитесь хлеба-соли кушать: вам каша, нам чаша; вам рыбка, нам щерба».

   Вообще, среди рыбаков Петров день считается началом летней путины; рыбаки устанавливали новые цены на свой товар и заключали сделки с рыботорговцами.
Этот день отмечался и как праздник пастухов: община, производя расчет, выплачивала деньги за прошедшую часть пастбищного сезона — «Петровщину». Хозяйки же одаривали пастухов яйцами, хлебом и маслом…

   А еще в Петров день начинали сенокос, вывозили навоз на поля, готовились к жатве, проверяли-поновляли грабли, вилы и проч. для заготовки сена и соломы.
Вообще, у Петра просили благой помощи при начале всяких работ (при открытии предприятия, строительстве). К этой дате издавна приурочивали вынесение решений по судебным и гражданским делам, взыскание денег на уплату налогов, сбор священником подати маслом, зерном и яйцами («Петровщина»), начало и окончание сроков службы, заключение новых договоров и т. п. и т. д. Повсеместно в Петров день устраивались большие «петровские» ярмарки и торги, проходившие в крупнейших населенных пунктах и собиравшие огромное количество народа…

   Слушали кукушку: та перестает куковать не раньше, чем выколосится ячмень во время от Ивана Купалы до Петрова дня. А если кукование продолжалось и позже, значит ячмень уродится «пустозерным», а год будет «плохим»: тут «и сам закукуешь, как кукушка».

   На Петров день ясно — год будет хорошим, а уж если дождь — сорок дней будет ненастье.
Именинники: Павел, Петр, Михаил.

13 июля.
Макушка лета

В этот день отмечали «макушку лета». Ранним утром, после страды, всей деревней выходили на Красные горки и кланялись заре-зарянице.
Макушка лета всем заботы прибавила.
Охотники говорили: «Заря ходит — птичьи перья подбирает». У одних птиц — пора линьки, другие «ставят» птенцов на крыло.
Если кукушка продолжает куковать — лето будет хорошим и долгим.
Именинники: Андрей, Варфоломей, Иван, Матвей, Петр, Фаддей, Филипп, Яков.

14 июля. Кузьма и Демьян.
Летние кузьминки

   Тут примечали: «Роса косы точит. До солнца обойдешь три покоса — не находишься босо».
На Кузьму-Демьяна работы в огороде сочетались с сенокосом: «Торопились Кузьма и Демьян к лугам». Мужчины выходили на покос, а женщины пололи гряды («Огород — бабий доход»!), собирали красильные травы и отмечали свой праздник — летние кузьминки.

   К покосу готовились заранее, в «глубоком средоточии» — никак нельзя было своей нерадивостью, горечью-досадой прогневить держателя гроз Илью. Бабам и девкам полагалось одеваться особо, для чего из сундуков доставали «покосные» рубахи, расшитые травами, цветами и птицами. Красный и белый цвета рубах — символы жизни, красоты, светоносной силы бога плодородия Ярилы.
Пока мужики косили, бабы варили «ссыпчину», общую кашу. Кто приносил крупы, кто масла, кто соли. На кашу собирались всем миром, когда она доспевала, восклицали: «Кузьма-Демьян, идите ести к нам!». После чего все, отчерпнув из одного горшка, готовились дружно нести страдную долю.

Именинники: Ангелина, Василий, Демьян, Константин, Кузьма, Лев, Павел, Петр.

15 июля.
Берегиня

   По поверью, Берегиня хранила крестьянина от всех напастей, от недородов; берегла крестьянский скот, помогала рыбакам и охотникам. По древним поверьям, в этот день она оглядывала сенокосные угодья и наполняла травы целебными силами.
Вышитые знаками росы целительные полотенца в сенокосную пору выносили на луга. Косцы утирались рушниками, веря, что Берегиня не оставит их без своей помощи и обращались к ней с заговором: «Матушка Сырая Богородица, сыми с мово сердца тяготу. Встану благословись, хлеб-соль едучи, во дворе ли идучи, острой косой ли скашимиочи!»
Если утром туман стелится по воде, то будет хорошая погода.
Именины: Фотий, Ювеналий.

16 июля.
Маков день

…«Мокий землю мочит, а Демид — на стогу стоит», «Мокий поля орошает, а Демид с сеном убрать поспешает».
В этот день начинали уборку озимой ржи. Летняя страда была нелегкой: немало пота прольешь, чтобы и на скотину накосить, и хлебом закрома наполнить.
Если уродилось много щавеля — зима будет теплой.

Именинники: Александр, Анатолий, Василий, Иван, Константин, Михаил, Мокий, Никодим, Филипп.

17 июля.
Андрей-налива

   День святителя Андрея, Андрея Рублева, благоверного великого князя Андрея Боголюбского. Память убиенных царственных мучеников: Николай II и вся его семья были расстреляны большевиками 17 июля 1918 г.; после мучительной кончины они стали почитаться как святые.
В этот день чтили овсяное поле. А про лошадь, первую подсобницу в крестьянском хозяйстве, говорили: «Не лошадь везет — а овес едет».

Круглый год был незаменим «русский бальзам» — так иноземцы прозывали овсяную кашу, или кисель. Ими угощались круглый год, особенно истощенные хворями. Овсяным киселем знахари лечили панкреатит, диабет, язву двенадцатиперстной кишки. Обдав овсяную шелуху кипятком, а затем, вдыхая целебный пар, лечили простуду.
И вот старинный, с XVI века, рецепт овсяного киселя. Овес перебрать, замочить и поставить в теплое место. На вторые сутки зерна прорастут. Пророщенный овес перемолоть, полученную муку развести холодной водой, залить кипятком и кипятить 1–2 минуты, после настаивать 20 минут. Затем процедить и пить свежим (заранее кисель не готовят).

…Каков Андрей-налива — таков и Калинник (11 августа). На Андрея озимые в наливе, греча на всходе, а овес до половины дорос.
Именинники: Андрей, Ефим, Марфа, Федор, Федот.

18 июля.
Афанасьев день

День преподобных Сергия Радонежского и великой княгини Елизаветы.
Мужской праздник месяца. С вечера старики выводили на улицу молодых парней «глядеть, как месяц играет, силы мужские копить».
Если месяц играет — должен вызреть хороший урожай. Облака желты как медь — к дождю.

Именины: Анна, Афанасий, Варвара, Владимир, Елизавета, Иван, Игорь, Константин, Сергей, Степан.

19 июля.
Сисой и Еремей

…«Всякий Еремей про себя разумей: когда сеять, когда жать, когда в скирды убирать». «Не то забота, что много работы, а то забота, как нет работы».
Роса в этот день в знойное время дает окрепнуть и птице, и зверю, и человеку. Полезно ходить по росе босым: «Сысой — ходи по росе босой».
Если появились на деревьях желтые листья, жди ранней осени и зимы.

Именинники: Аввакум, Анатолий, Анисим, Антон, Архип, Валентин, Василий, Виктор, Еремей, Иннокентий, Марфа, Ульяна.

20 июля.
Фома и Авдотья

   Встарь готовились жать рожь: «Фома серпы ладит — пора пришла в поле спину гнуть, кланяться ржи-матушке». В этот день звенели наковальни, крестьяне готовили серпы к жатве, точили косы.
Коли дождь — то надолго.

Именинники: Акакий, Васса, Евдокия, Ефросинья, Поликарп, Фома.
Восход солнца 4:13
Заход 20:57
Долгота дня 16:44

* * *

И вот еще в продолжение «рыбной» темы.

…Летом 1937 г., когда только наполнилось водой наше Учинское водохранилище, его обследовали сотрудники Зоологического института Академии наук СССР.
И вот что они выяснили.

   Тогда в искусственном озере обитали 13 видов рыб: плотва, елец, голавль, язь, красноперка, уклея, густера, лещ, карась, окунь, ерш, щука, налим.
Самыми распространенными были плотва, лещ и щука. При этом плотва встречалась по всему водоему, но больше всего ее было у Акуловской плотины. Лещ чаще ловился в прибрежной полосе, на глубине 1–3 метра, особенно в восточной части водохранилища, где раньше были луга и запаханные грунты. Щука населяла участки, заросшие водной растительностью, около Пестовской плотины. А, скажем, ерша обнаруживали только у водослива Акуловской плотины. Но самыми «населенными», излюбленными рыбой местами, особенно в ночное время, были участки с плотным, оголенным грунтом — здесь были и лещ, и плотва, и язь, елец, голавль.
Тогда прогнозировали, что со временем рыбье население водохранилища изменится: меньше станет окуня, почти исчезнут елец, язь, голавль, уклея, налим. Но зато прибудет плотвы, леща и особенно щуки…

   Несмотря на трудности военных лет, Учинское водохранилище обследовали и в 1943–45 гг.
Тогда у нас по-прежнему обитали те же плотва, елец, язь, уклея, густера, лещ, карась, окунь, ерш, щука. Зато к ним прибавился судак.
Как писали, «промысловыми рыбами в Учинском водохранилище являются плотва и окунь (до 80–90% в уловах), затем ерш, лещ и щука. Остальные рыбы попадают в уловах в незначительном количестве»…

Теперь, какова же была рыбка.
Длина выловленной плотвы — до 24 см, вес до 217 г.; елец — длиной до 15 см, весом до 55,7 г.; язь: длина до 21,7 см, вес до 397 г.; уклея: 18 см длиной и весом 110 г.; густера: длина до 20,5 см, вес до 162,0 г.; лещ: до 35 см и весом до 760 г. Щука была невелика: длиной всего до полуметра; примерно таких же габаритов при весе до 300 г. достигал встречавшийся довольно часто судак.


Вообще, ученые утверждали: стадо промысловых рыб Учинского водохранилища после войны находилось во вполне благополучном состоянии…

* * *

А теперь несколько июльских фотографий…




За календарем следил

Игорь Прокуронов


Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER

Читайте также
12 Сентября 2019
Публикуем материал, с которым пушкинский краевед Ольга Соловьева выступила накануне на Всероссийской научной конференции с международным участием «АРХИВЫ И УСАДЬБЫ», проходящей на территории Пушкинского городского округа
10 Сентября 2019
Незаметно подошла вторая декада сентября. А по старому календарю, тут - Новолетье! И вообще, много чего интересного. Об этом - в очередном выпуске народного календаря пушкинского краеведа Игорь Прокуронова.
9 Сентября 2019
Пушкинский краевед Владимир Парамонов нашел новые неожиданные сведения по продолжению истории о родословной семейства  потомков Бруни, проживавшего у нас в Пушкино, которыми и спешит поделиться с нашими пользователями
Комментарии

«Покажи чек – получи кофе».  1. В период с 14.08.2019 г. и до исчерпания бесплатных чашек кофе по акционному предложению покупатели любых товаров в магазинах ТРЦ «Пушкино Парк» имеют возможность воспользоваться специальным предложением для получения





Ритуальные услуги в Пушкино


Хемохим


Наши партнеры:





Нашли ошибку?
Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER