Александренко и Вашков
Но прежде - статья самого Александра Федоровича Малявко:
В
Выбор места строительства был не случаен. Пушкино лежит на середине пути между Москвой и Сергиевым Посадом. По дороге в Троице — Сергиев монастырь русские патриархи и монаршие особы останавливались сначала в Алексеевской слободе, далее в селе Тайнинском, следующая остановка была в наших краях. В Никольской церкви села Пушкино в такие дни проводились пышные богослужения с участием высоких гостей. Далее на этом же тракте стоит Благовещенская церковь в селе Братовщина, возведённая на месте летнего дворца царя Ивана IV, разрушенного в 1819 году.
Церковь в Клязьме проектировал и начинал строить
Первое, на что обращаешь внимание при взгляде на церковь, — отсутствие привычной колокольни. Вместо неё мы видим изумительную по своей красоте одно проёмную звонницу. Она венчается кокошником, исконно русским элементом в архитектуре. Чугунная декоративная решётка сливается воедино с фасадом, а лёгкие висячие своды будто срисованы с русского национального узора. Звонница соединена с церковью переходом — трапезной. Оригинальностью проекта Вашкова является постановка звонницы в западной части храма и устройство в ней главного входа. Дверь обрамляет трёхступенчатый портал, колоны которого напоминают колоны при входе в Успенский собор Московского Кремля.
Пройдя небольшую трапезную, перекрытую полукруглыми сводами, мы замечаем ещё одну особенность этой церкви — лестницу внутри храма. Поднявшись по ступеням вверх, попадаем в основной объём.
Ещё во Владимиро — Суздальской архитектуре в основании храма был принят квадрат со стороной 16 — 18 аршин (около 12 м). Вашков тоже использует этот классический приём, но дополняет его двумя боковыми выступами — приделами. В результате храм в плане представляет собой неправильный крест, одной из четвертей которого, восточной, служит полукруглый выступ — апсида, в ней располагается алтарь.
Храм не имеет перекрытий, и всё внутреннее пространство устремлено ввысь, под самый купол, что создаёт великолепную акустику, которая придаёт богослужениям особую торжественность.
Конструктивно шатровый храм представляет собой восьмерик на четверике. Четырёхъярусная горка кокошников в виде мозаичных панно, завершается барабаном, куполом, покрытым чешуйчатыми пластинами, и крестом. Наш храм является первой в России церковью, построенной с применением железобетона.
Из элементов наружного убранства следует отметить мозаику абрамцевского завода. (Это был последний заказ). Изразцовый «Спас Нерукотворный» выложен на фасаде звонницы в окружении серафимов, фантастических растений, птиц, животных. На фасаде самого храма в нишах мозаичные изображения св. Николая Мирликийского и митрополита московского Алексия, небесных покровителей Николая II и цесаревича Алексея. Окна трапезной украшают майоликовые орнаменты из фантастических растений и цветов, характерных для творчества Вашкова.
Органическое сочетание архитектуры храма, красоты национального узора и окружающей природы создают впечатление дарохранительницы, драгоценного изумрудного ларца.
Строительство храма и внешнее оформление было закончено к 1916 году, после смерти Вашкова (7 ноября 1914 г.). Заканчивал строительство архитектор
Александр Малявко
К
Художник Сергей Вашков и его архитектурные работы
…Личность и судьба. Фатальная цепь действий, событий, встреч. Об этом невольно вспоминаешь, обращаясь к яркой, но обидно короткой творческой жизни художника Сергея Вашкова. Внезапная смерть, оборвавшая её в самом расцвете — ему было 35 лет — не позволила ему реализовать многое из задуманного, но то, что он успел сделать в
Сергей Вашков принадлежал к плеяде наиболее талантливых молодых художников
Сергей Иванович Вашков родился 6 июля 1879 года в Сергиевом Посаде в многодетной семье бедного литератора Ивана Андреевича Вашкова (1846 — 1893).
После гимназии, в 1893 году он поступил в Строгановское училище технического рисования, которое окончил в 1901 году со званием учёного рисовальщика. Из его диплома можно узнать, что педагоги оценивали его способности, в целом, средне (преобладают оценки «хорошо» и «удовлетворительно»), но не это повлияло на его дальнейшую жизнь.
Ещё до завершения учёбы произошла поистине судьбоносная встреча молодого художника с
Неожиданно большая ответственность и особая специфика церковной утвари заставила Вашкова углубиться в новое дело с юношеским энтузиазмом и серьёзностью зрелого человека. В 1902 г. Он предпринимает специальную поездку по древнерусским городам для изучения «древностей» — храмов, предметов их убранства, драгоценных тканей, рукописных книг
В этих статьях (всего их четыре) двадцатичетырёхлетний художник отчётливо формирует своё творческое кредо, определяет волнующие его художественные темы и образы, демонстрируя незаурядное знание археологического и
Пожалуй, трудно назвать другого мастера, творческая биография которого началась бы с целенаправленного формирования круга своих эстетических приоритетов и внятного изложения их в печати. Можно только поражаться тому, с какой последовательностью Сергей Вашков в дальнейшем воплотил в своих произведениях эти первые, по сути, ещё юношеские впечатления.
Выраженное в тексте предпочтение народного искусства профессиональному, поиски фольклорных истоков русской архитектуры сближают кредо Вашкова с художественными поисками Абрамцевского кружка 1880 —
Эти очерки ставят Сергея Вашкова в ряд
Впоследствии, в 1913 г. Вашков с группой единомышленников создал художественный журнал «Светильник». Он не только определил внешний облик этого издания, нарисовал обложку, заставки
'Светильник'_№2._1913
К наиболее значительным созданиям Вашкова относятся — гробница пр. Павла Обнорского в Вологде, гробница св. Гермогена и Макария, надгробия Карнеевых и Зыбина в Москве, отделка и предметы утвари церквей и имений: Царского Села,
Художник использует почти все традиционные отечественные техники
В храмы России начали поступать подлинно художественные произведения своего времени, созданные по специальному проекту с учётом конкретных особенностей архитектуры и внутренней отделки. О камерной, но важной цели своей деятельности Вашков писал так: «Предметы художественной промышленности непосредственно проникают во все слои общества; это — скромные миссионеры чистого искусства. Их назначение — воспитывать и развивать эстетическое чувство человека, а потому они должны быть идейны и художественны».
Своеобразным отчётом
Как и многие русские художники начала ХХ в. —
Самой ранней постройкой, созданной в
Основной декоративной темой фасада стал «ковёр» барельефных изображений фантастических животных, птиц и деревьев. Его стилистика явно навеяна барельефами Дмитровского собора во Владимире, подробно зарисованными художником в пору его путешествий по древним русским городам. Однако, это не копии знаменитых средневековых барельефов, а их прочтение с позиции эстетики ХХ века. Фасады дома Вашкова на Чистопрудном бульваре отражают сказочный, фольклорный мир русской природы, населённой неуклюжим зверьём, райскими птицами, невиданными растениями.
Хотя эта постройка сохранилась до наших дней, она претерпела значительные изменения — первоначально четырёхэтажный дом надстроен, что повлекло за собой утрату шатрового покрытия левой башни, утрату выразительной декоративной решётки, проходившей по краю крыши центральной части здания, утрату верхнего ряда барельефов (над окнами
В 1908 году С. Вашков проектирует ещё одно сооружение — деревянную дачу в подмосковном посёлке Клязьма. Это первая работа художника по заказу
Дача купца Александренко
Посёлок Клязьма в
Сложная композиционная структура дачи с башенкой, балконами, террасами, крыльцами создаёт совершенно сказочный образ далёкий от прозаической утилитарности и житейских подробностей. Дача — терем! Это впечатление усиливает цветная деревянная резьба, покрывающая наличники окон (ни один из которых не повторяется), доски под выносом кровли, фронтон главного фасада и даже концы стропил. Сюжетами резьбы вновь, как и на доходном доме в Москве стали фантастические растения и животные, но в них уже нет намёка на
Среди реальных и сказочных зверей и птиц выделяются изображения фантастических существ, навеянных русским фольклором — это берегини, фигурки которых вырезаны на наличнике дачи, и птицы Алконост — центральный персонаж монументального резного панно на главном фасаде. Этот последний сюжет — почти традиционен для творчества конца Х1Х — начала ХХ вв. Он присутствует и в творчестве В. Васнецова и С. Малютина, но Вашков прочитывает его
Над входом в дачу помещён деревянный барельеф павлина. Это изображение, часто встречающееся в созданиях Вашкова, заставляет обратиться к семантической первооснове его творений. Если в эпоху классицизма изображение павлина с распущенным хвостом обозначало «тщеславие», в средневековом искусстве павлин имел совсем иное значение. Как символ, павлин встречается здесь очень рано и является образом самобытного света, просвещения, возрождения и светлой жизни, весны, воссоздания природы, воскресения и вечной блаженной жизни. Не случайно павлин часто изображался, как птица райского сада — Эдема. Нет сомнения, что именно это древнейшее символическое значение имеет в виду художник, помещая его на полях книг и над входом в клязьминскую дачу. Такое расположение рельефа павлина акцентирует его, придаёт значение философской эмблемы, своеобразного «герба» семейного дома Александренко.
Поэтичность художественного языка Вашкова плоть от плоти его натуры, не устающей восхищаться красотой жизни, гармонией и совершенством природы. «В минуты восхищения природой, — писал художник, — искусство складывает фантастические сказки, в которых оживают и небо и солнце, и луна и звёзды, все силы природы одухотворяются, и животный мир говорит языком человека и разделяет его восхищение».
Как архитектор Вашков тяготеет с одной стороны к яркой сказочности, разнообразию деталей отделки, с другой — к эпической цельности создаваемого образа. В этом его постройки можно поставить в один ряд с
Вслед за Васнецовым Вашков продолжил
В 1910 году вновь по просьбе
Это последнее сооружение его архитектурная вершина, квинтэссенция его творческих принципов, зримое воплощение его художественного мировоззрения. В нём Вашкову представилась возможность раскрыть все грани своего синтетического дарования. Храм стал своеобразным памятником художнику, не дожившему даже до утверждения проекта в 1915 г. (Вашков умер 7 ноября 1914 г.). Разработку окончательного проекта
В этой работе
Названные стилистические мотивы сплавлены в храме Вашкова в единое целое, обладающее индивидуальной образностью, отличной от всех предшествующих эпох, и, в то же время, проникнутое безошибочным чувством национальной формы.
Самостоятельное художественное значение имеют майоликовые панно храма, выполненные по эскизам Вашкова. Хотя Вашкову не пришлось воплощать их в натуре, можно с уверенностью сказать, что замысел сделать сюжетные и декоративные майолики главным акцентом внешнего убранства церкви, принадлежит ему. Переливающиеся всеми цветами радуги майолики над входом на звоннице, в обрамлении окон и пряслах кокошников, на барабане центральной главы в сочетании с разноцветной поливной черепицей покрытия придают всему сооружению характер драгоценной реликвии.
Образным и содержательным акцентом главного западного фасада храма является большое майоликовое панно под шатром звонницы — Спас Нерукотворный, окружённый головками серафимов и фантастическими птицами. Общий фон панно глубокого синего цвета, переходящего от тёмного кобальта к небесно голубой лазури. Крылья шестикрылых серафимов образуют своеобразное кольцо вокруг лика Спаса, повторяющее контур плавного изгиба кровли. Переплетения сложного орнамента обрамляют арки звонницы. Вашкову принадлежит и общий замысел оформления всех ярусов кокошников фантастическими райскими птицами и звёздами. (Майоликовые панно с фигурами святых и декоративное покрытие стен звонницы, видимо, были созданы
Создание храма не только художественно завершило клязьминский ансамбль построек, но и, в определённом смысле подытожило архитектурное творчество Вашкова, сделав его заметным явлением в искусстве России 1900 —
«Благородное сердце, живой и острый ум обаятельного собеседника, бодрого духом, кипевшего избытком жизненных сил человека» — всё это делало Сергея Ивановича центром внимания и притяжения московской художественной среды, включало знавших его учёных, археологов, художников в бурный водоворот его новых творческих замыслов. Смерть сделала большинство из этих планов неосуществлёнными.
Все художественные создания Вашкова и предметы
Статья опубликована в журнале «Архитектура мира» в 1995 году.
Дача Александренко сгорела 22 сентября 2003 года.
Комментарии 2
=======================================
Это пол-беды, но , про Вашкова, пишет,что модерн и"артнуво" и "сетессиён"- одно название одного стиля!. ВСЕ МЫ ЛЮДИ ВСЕ НЕ БЕЗ ГРЕХА.
Модерн Запад.Европа- это одно. Германия- Югентштиль. Австрия,Германия- сецессион. Арт-нуво, другая песня совсем. Арт-деко- в США долго жил. Хотя время одно у всех. Русский модерн(наш случай) это не как не Арт-нуво итп. Северный(Скандинавский модерн) это не Югентштиль..совсем,совсем. Хотя при царизме его(Скандинавского) много было, в той же Клязьме. Перенимали, прекрасно ложился в нашу природу.
На фото- Скандинавский модерн в чистом виде. Узнём!?
И Вашков ошибались. Да-с! Он перекрыл майоликовой черепицей на растворе бетонном Клязьминскую церковь(Спасскую)- Купол(Шлемовидную главу), под ней надпись пустил династическую-майолика, перекрыл звонницу, трапезу и тд....Не долговечно это все оказалось((( Вода,лед,ветер сделали своё дело- потрескалось и текло со всех сторон. Красота- неописуемая была!!!Но у нас не Средняя Азия,где тепло и там такой приём живет веками. ....1916год плюс лет 60 от силы и всё. Шифер дольше лежит,пардон.