Их, а также много всего другого увидели гости, посетившие уникальный музей, созданный местным краеведом Александром Федоровичем Малявко в Клязьме.
Первый экспонат музея «По волнам нашей памяти» появился почти 30 лет назад. Старый угольный утюг Александр Малявко, основатель, хранитель и владелец музея, принес домой со свалки и припрятал на чердаке. Краеведа заинтересовала необычная форма чугунного изделия. Вскоре к утюгу добавились керосинки, керогазы, примусы – всё, что было в домашнем обиходе у жителей Клязьмы в довоенные и послевоенные годы, но утратило свою утилитарную ценность с приходом в подмосковный поселок благ цивилизации – электричества, газа, водопровода…
Как любой инженер, Александр Федорович имеет интерес к разного рода приборам, механизмам и приспособлениям. Особенно, если они устроены остроумно. Как, например, тот самый утюг, который применялся в хозяйстве не только как гладильное устройство, но и как гиря весом ровно 7 фунтов (о чем на утюге есть соответствующая маркировка), а также как мышеловка. Малявко называет этот экспонат многофункциональным бытовым гаджетом и с удовольствием демонстрирует, как это все работает.
А дальше — пошло-поехало: рогачи, ухваты, садник, мутовка, рубель, чугуны, самовары, подстаканники, бульотки… Патефоны, коротковолновые радиоприемники, вышедшие из употребления с массовым переходом на диапазон FM, старинные фотоаппараты…
В 90-е к этим «артефактам» прибавились вещи с советской символикой – вымпелы, флаги, лозунги, плакаты… Пришлось А.Ф. Малявко выделить под их хранение отдельное место и даже построить для этих целей небольшой домик. Так и появился музей, в котором нашлось место и предметам народных промыслов из Жостово, Богородска, Федоскино, Загорска, Хохломы и даже Вятки, а также разным бытовым приспособлениям, привезенным со всего мира.
Самым же ценным экспонатом киноинженер Малявко считает профессиональный портативный кинопроектор, который показывает настоящее кино. Такими когда-то были оснащены так называемые кинопередвижки, которые колесили по всем деревенским клубам огромной страны, неся «культуру в массы» и формируя у сельских жителей привычку к трезвому досугу. Его демонстрацией Александр Федорович заканчивает каждую экскурсию в своем музее – на небольшом экране посетители смотрят художественный фильм «Калина красная». И это производит настолько неожиданно сильное впечатление, что зрители невольно замирают и долго не могут оторвать взгляд от настоящего кино, какое когда-то вот так именно и показывали в сельских клубах киномеханики из «кинопередвижки».
Уверена, что некоторые из вас, читая сейчас эти строки, не знают и половины названий этих музейных экспонатов. А ведь ещё не так стары люди, которые всеми этими вещами когда-то пользовались, ну, или, как я, видели, как их используют в быту. Во всяком случае, я без труда назвала все предметы, которые Александр Федорович демонстрировал. Девушки, стоявшие со мной рядом, смотрели на хранителя музея с нескрываемым восхищением – Малявко рассказывал, переходя от полки к полке, от предмета к предмету, про каждый экспонат с таким азартом и таким восторгом, что я невольно подумала: вот если бы в нашем старом краеведческом музее (где гораздо больше очень интересных вещей) были бы такие же увлеченные и азартные экскурсоводы!
Особенная ценность собранной известным краеведом и знатоком старины коллекции, на мой взгляд, состоит в том, что в ней много именно бытовых вещей, всяческих механизмов и приспособлений, поражающих инженерным хитроумием. Их можно не только подержать в руках, но и протестировать, как они работают, рассмотреть на удобном расстоянии, поворачивая в руках. В этом музее очень ценно именно то, что его экспозиция дает молодым людям, выросшим уже в новой России, представление и понимание того, насколько «продвинутой» была Страна Советов. И, как бы ни пытались некоторые сегодняшние пропагандисты, рассказывая о советской власти, дискредитировать прошлое, экспонаты музея доказывают, что у нас все в порядке было не только с космосом и балетом.
Александр Федорович Малявко – человек увлеченный. И создал не только музей. Много лет он занимается краеведением, историей Клязьмы. Этот поселок, ставший лишь 13 лет назад микрорайоном города Пушкино, имеет богатую историю, уходящую корнями в глубокую древность. Мечта краеведа — издать путеводитель по самым интересным местам Клязьмы, чтобы именно таким способом передать свои знания и закрепить их у будущих поколений пушкинцев. Помочь реализовать задуманное обещали депутаты и секретарь Местного пушкинского отделения ВПП «Единая Россия» Михаил Ждан в рамках реализации партийного проекта «Культура малой Родины». (
В электронном виде путеводитель А.Ф.Малявко по Клязьме опубликован в сентябре прошлого года на нашем портале, где его посмотрели уже более 7,5 тыс раз - Ред.).
Дочь Александра Федоровича Елена очень много помогает отцу, заботится не только о его быте, но и о поддержании музея и прилегающей к нему территории в соответствующем состоянии, а это требует и сил, и времени, и материальных вложений.
«Я человек уже немолодой (
в позапрошлом году Александр Федорович отметил свое 80-летие - Ред.). Что будет с моей коллекцией, меня очень беспокоит, — говорит А.Ф. Малявко. — Хотелось бы, чтобы она сохранилась именно в том виде, в каком представлена сейчас, – как наша память о нашей жизни, со всем, что ей сопутствовало. Важно сохранить целостность этой экспозиции. Мое кредо – открытость и доступность. Очень рад, что моим проектом заинтересовались наши депутаты, выразив желание помочь издать путеводитель. Большое спасибо всем, кто сегодня побывал на моей экскурсии, я не ожидал такого числа гостей и такого внимания к моей персоне».
Сегодня в музее стало одним экспонатом больше. Житель Клязьмы, краевед, художник-реставратор Андрей Плитчин преподнес в дар музею «По волнам нашей памяти» фрагмент оригинальной штукатурки храма Спаса Нерукотворного в Клязьме.
Это самый первый русский храм, построенный из железобетона в начале 20 века. После революции он был разорён, но в 1989 году начались работы по его восстановлению, А. Плитчин принимал в них участие, он подобрал и сохранил этот «артефакт». И он обязательно найдет свое место в экспозиции музея.
Татьяна Гринивецкая
Фото автора и Екатерины Неженцевой
Комментарии