Народный календарь: ПРИШЛО ЛЕТО. ИЮНЬ – ЧЕРВЕЦ, РАЗНОЦВЕТ, СКОПИДОМ, ХЛЕБОРОСТ

01 июн
00:01 2019
Категория:
Край родной

   С наступившим летом! Публикуем традиционный, уже летний календарь от пушкинского краеведа, кандидата географических наук Игоря Борисовича Прокуронова, с лауреатом Патриаршей премии А. Н. Стрижевым и… Дмитрием Донским…

ПРИШЛО ЛЕТО.
ИЮНЬ — ЧЕРВЕЦ, РАЗНОЦВЕТ, СКОПИДОМ, ХЛЕБОРОСТ.
Числа с 1-го по 10-е


…Итак, пришло лето.
И, поздравляя нашего земляка, старейшего русского писателя Александра Николаевича Стрижева с присуждением Патриаршей литературной премии 2019 г., нынешний летний календарь начинаем, естественно, именно с его «Календаря русской природы».

ЛЕТО
   Июнь поначалу прохладен, неласков. Неустойчивая погода, характерная для первых двух пятидневок, в основном связана с вторжением циклонов — уроженцев морей и океанов. Влажный морской воздух веет холодом, затягивает небо серой наволочью. И хотя на подступах звонкое лето, при исключительных погодных обстоятельствах бывало, что и валил снежок. (Такое случалось в Подмосковье 5 июня 1904 г. и 4 июня 1947 г.). Нет-нет да и побьют колосящуюся рожь возвратные заморозки… <…>
Июнь открывает лето. По-народному, оно наступает с зацветания шиповника (6 июня), фенологи отсчитывают его с цветов калины (13 июня), астрономически же лето настает с солнцестояния, с 22-го числа. <…> Июнь справедливо называют «румянцем года». Не спеша перегорают алые зори, вечерняя почти переходит в утреннюю; румянятся цветами суходолы и пойменные луга, зеленый травостой опушек подергивается желтыми лепестками иван-да-марьи и скромных орхидей севера — ятрышников, или кукушкиных слезок. В садах разукрашиваются круглые кусты шиповника: на темной зелени распускаются пышные розаны. В природе пока нет блеклых тонов, сочная зелень навела лишь легкий румянец цветенья.

   Когда в садах начнут меркнуть сирени, на влажных лугах занимается цвести купальница: желтые лепесточки собраны в плотные бубенцы, листья крупные, мясистые, стебельки трубчатые. На выгонах белеют головки горного клевера и щитки тысячелистника. Как только уймутся натиски холодных ветров, и воздух за сутки станет теплее 15 градусов, разом зацветут и ромашки-нивяники, и фиалки, и луговые герани, и василек посевной (примешался к семенам ржи, да так и прилип к могучему злаку: рожь за цвет — и он за цвет, рожь поспеет — и василек не отстанет); пуще других трав раскинутся рослые колокольчики… В густеющем травостое запылили злаки: лисохвост, овсяница, мятлики, ежа сборная. <…>

   Июнь заставит грибников отбивать поклоны. Первые грибы исстари называют «колосовиками», их массовое появление совпадает с колошением озимых. Выколосится матушка-рожь, установятся теплые ночи, и начнет тяжелеть лукошко от ненаглядных «детей тени»: белых, березовиков и осиновиков. <…>

…Проходя обочиной луга, выгоном или берегом реки, многим, наверно, невдомек, что идут грибными местами. Да, здесь, так же как и в лесу, можно набрать… отменных опенков, только луговых. Гриб-с-наперсток проскакивает рано, с первыми настоящими дождями и теплом. Обычно уже в начале июня луговой опенок, обгоняя другие грибы, просится в лукошко. Лесные опята, собратья луговых, высыплют не скоро, о них даже пословица сложена: «Появились опенки — лето кончилось». Луговые же, или, как их еще называют, говорушки, варушки, луговики — негниючки, встречают и провожают лето, лишь бы настало тепло и прошел спорый дождик. Растут луговики средь злаковых, трав и тысячелистника, сожительствуя с их корнями. Такая близость для трав не бесследна: в местах, где расположена грибница, они выглядят темными, более рослыми. <…> При длительном сожительстве грибница разрастается в «ведьмино кольцо», лысеющее постепенно (трава как бы чахнет и очень скоро выгорает). «Ведьмино кольцо» после обильного теплого дождя густо бывает усажено опятами. У только что появившихся шляпочка румяная, по форме — чистый колокольчик. У стоявших день-другой шляпка разрастается, распрямляется в кружочек; такие грибки еще брать можно. У перестоявших шляпка трескается, разваливается: гриб пропал. Луговики мало поражаются личинками мух, но в жаркие дни иссыхают, «зажариваются». Гриб-малютка бывает так многочислен, что, походив после дождя накоротке по краю луга, по заросшим канавам, можно набрать целую корзинку, а если нападешь на удачное место, то и больше. Срывают только шляпки. Дома их перебирают, очищая от сора, моют в холодной воде, затем варят и откидывают на сковородку для поджаривания в масле. Опытные кулинары готовят из луговых опят ароматный грибной соус, отдающий чесноком, гвоздикой, вишневой косточкой и миндалем. Очень вкусная приправа! Хорошо перед большим грибным сезоном побродить с лукошком даже так, за луговыми опятами. Тем более, что они бывают осыпные, сильные. Да и в грибной сезон от говорушек отказываться не стоит…

* * *

Здесь сделаем вставку.

ОПЕНОК ЛУГОВОЙ (Marasmius oreades), строго говоря, не является «родственникам» собственно опятам». Он отличается от них как внешним видом, так и местом обитания.
Шляпка у молодого гриба — в виде полушария, затем становится распростертой, сохраняющей в центре бугорок. Диаметр шляпки 3–6 см; цвет в сухую погоду — от кремового до светло-коричневого, а после дождя — от охры до красно-коричневого. Края шляпки истонченные, ломкие. Ножка волокнистая, толщиной 4–5 мм и высотой 5–6 см; бывает немного изогнутой; на ощупь — бархатистая, от светло-охряного до бурого цвета. (У старых грибов ножка жесткая, деревянистая). Мякоть гриба ломкая, от кремового до охряного цвета. И, что интересно, обладает выраженным сладковатым вкусом и характерным ароматом корицы или гвоздики.
И — ВНИМАНИЕ!
У лугового опенка есть два «похожих» вида.
Первый это «Коллибия лесолюбивая». Но она предпочитает расти в лесах; ее ножка толще и полая внутри, а мякоть — с сильным и неприятным запахом. Гриб этот условно-съедобный.
Но опаснее Говорушка беловатая, которая узнается по форме шляпки, вогнутой вовнутрь (форма блюдца) и бледно-белой окраске. Еще мякоть говорушки на ощупь мучнистая, а пластинки расположены гораздо чаще, чем у опенка.





Есть у нас еще и ЛЕТНИЙ ОПЕНОК, который тоже к настоящим опятам не имеет никакого отношения; впрочем, вполне съедобный. Предпочитает он гнилую древесину, растёт и на повреждённых живых деревьях лиственных пород. Размер плодовых тел опёнка летнего чуть меньше, чем у осеннего — шляпка не вырастает больше 6 см в диаметре, ножка сантиметра на три короче. Окраска светлее, более уходящая в жёлтый цвет. Шляпки летних опят часто гладкие, а если есть чешуйки — то они светлые. Главное отличие — заметный широкий бугорок на шляпке — обычно светлый, но иногда тёмный.
И — ОПЯТЬ, ВНИМАНИЕ!
У этого гриба тоже имеется ядовитый «двойник»- «Галерина окаймлённая» — содержит опасные токсины, не уступающие яду бледной поганки. Растет она там же, где и съедобные опята. но — её можно быстро отличить по абсолютно однотонной, гладкой, нередко блестящей шляпке. Самый верный признак отличия летнего опенка от ядовитой галерины — это тот самый светлый бугорок на шляпке. А еще утверждают, что галерину не видели в лиственных лесах (она питается перегнившей древесиной хвойных пород). Поэтому знатоки рекомендуют начинающим грибникам не собирать летние опята в хвойных или в смешанных лесах с примесью хвойных пород.

И.П.

* * *

…Земляника поспела! Туесок в руки — и в лес. На солнечной опушке средь разреженных трав и стоят заветные кустики. Румяные ягоды не прячутся в гуще листвы, а будто совсем на виду — свисают красными каплями. Душиста земляника и такая сладкая, что во рту тает. Собирают ее умеючи. Утром рано по ягоду не ходят: снимешь с росой — раскиснет в дороге. Не ходи за лесной земляникой и в жару: изнуренная солнцем, она быстро завядает, становится щуплой и жесткой. Лучше всего землянику рвать, пока не раскалился воздух, или во второй половине дня, когда солнце остынет и спадет жара. Ягоды берут только спелые, ведь зеленые не дозарятся в кузовке. Собирают душистую землянику и на просторных полянах, где ей дышится легко, и на пригорках вдоль лесных дорог и речек, и даже на лугах среди низкого разнотравья. <…> Свежая земляника — большое лакомство. Но как велико удовольствие отведать этой ягоды средь зимы! Банка лесной земляники окажется самой заветной из всего ягодного запаса, сделанного впрок. Ведь она подарена добрым Берендеем…

   Затравенели стежки-дорожки, замуравели. Куда ни взглянешь — повсюду сияют луговые самоцветы. Вот представительный кустик розового клевера, обширные пучки лиловых гераней и застенчивые, обаятельные вероники — только любуйся! Изящен, наряден расшитый вероникой травостой: мелкие синие цветочки так густо осыпают зеленые кулижки, что как ни ухвати горсть стеблей — получишь букет. Свежий, пахучий, веселый, заправский приз муравника-июня. Июнь кудесничает… На суходолах сугробами возвышаются ромашки, сиреневыми вихрами торчат луговые герани, яркими искорками поблескивают гвоздики-травянки. <…> Незакатные зори, теплые росы, ласковые ветры — все это, знатные привилегии молодого лета. Его светлость июнь радует просторными, яркими днями да влагой. Благостен, когда после тропической жары вовремя нашлет крупный дождь, при громе и молниях. Сполна тогда травы утолят жажду, облегчится от духоты освеженный воздух.
Чуть свет запевают пеночки, славки, зяблики. Утренними фанфарами раздаются их бодрые голоса. На расстоянии песни держатся соперники-соловьи: стихнут, как пернатая молодежь на крыло станет. В лесной обители немолчно раздается писк. Это выводки дятлов позывные шлют своим кормильцам. «Несите есть, летите согревать!» — вот как понимаются их тревожные сигналы. Подрастут птенцы — поумнеют, на весь зеленый околоток кричать не будут. А пока звонче всех. Лес сейчас нуждается в особой тишине, ведь в гнездах певчих взрослеют птенцы. Потому-то пернатые родители с рассвета до заката в хлопотах. Песни забыты, даже соловей смолкает…

* * *

А что у нас в календаре?
Давайте, посмотрим…

1 июня.
Иван Долгий
   День благоверного Великого князя Дмитрия Донского, освободителя Руси.
По народному поверью, «На Ивана Долгого весна пÓтом умывается, честному народу в пояс кланяется, на красно лето из-под белой ручки глядит».
Продолжают сажать огурцы.
Если в этот день льет дождь — весь месяц будет сухой. Если цветы сильно пахнут — к дождю. Вороны садятся клювами в одну сторону — к сильному ветру.
Именинники: Агап, Акакий, Анастасия, Дмитрий, Иван, Игнат, Сергей.
Восход солнца 03:53
Заход 21:01
Долгота дня 17:07

2 июня.
Фалалей-огуречник
   «Пришел Фалалей — досевай огурцы скорей «. В этот день надо высевать огурцы. Кстати, встарь делалось это тайно: от любопытных скрывали и огуречную гряду, и первый выросший огурец. Первенец срывали и закапывали в стороне, дабы огурцов было больше.
Много шишек на елях — к урожаю огурцов. Если лягушки расквакались — непременно огурцов наквакают.
Пчелы сильно жалят — к дождю.
Именинники: Александр, Алексей, Иван, Никита, Фалалей.

3 июня.
Константин и Олена — леносейка, льняница, длинные льны
   Льны Олене, огурцы — Константину.
День Константины и Елены (Олены) иногда называют „овсяником“ — с этого дня сеяли овес, а также лен и коноплю. Причем работами, особенно севом, занимались только мужчины, а женщины отвечали за обрядовую сторону. Барышни в этот день не заплетали волосы: было поверье, что волосы станут длинными и светлыми, как лен, если их тронет Олена-льняница.
Если в этот день ненастье, и осень будет ненастная. Коли дождь с градом — то через полгода, третьего декабря будет снег с крупой.
Именинники: Елена, Константин, Кирилл, Касьян, Михаил, Федор.

4 июня.
Василиск. Соловьиный день, васильковый
   В этот день убирали лентами молодую березку и украшали ветками дом.
На Васильковый день не сеяли, не пахали — пережидали, чтоб поля не засорились, васильки не уродились. Говорили: " Коли соберешься пахать, сеять, какое дело начинать — погоди, отложи на завтра. А то куколь да полынь уродится, к избе сухота сухотучая прилучится».
Зацветает малина. Начинается вылет плодожорки, поэтому на яблони вешают «ловушки» для вредителей.
Солнце высоко — с утра до вечера далеко.
Именинники: Владимир, Даниил, Захар, Иван, Макар, Павел, Софья, Федор, Яков.

5 июня.
Леонтий-огуречник, конопляник. Роман-чудотворец
   Садят последние огурцы. А еще в это время сеяли коноплю. Встарь маслом из нее сдабривали каши; макая черный хлеб в конопляное масло, надеялись в июньском бесхлебном времени защититься от желудочных болезней.
Коноплю растили, убирали, обрабатывали под стать льну; женщины ткали из конопляных волокон грубые ткани — «посконь». В ней хранили овощи и зерно от тления и замерзания, ею укрывали в погребах картофель. Считалось, что посконный холст — крепче и для здоровья ценен: «Невеяный хлеб — не голод, а посконная рубаха — не тягота».
Целители использовали коноплю для защиты от нечистой силы. Ранней зарей выливали конопляное масло на землю и, обращаясь на восток, запад, юг и север, произносили заговор: «Вылетай птица с дуба, выходи рыба с моря, с тела выйдет вся сенега (хворь. — И.П.) Аминь! Аминь! Аминь!».
А Роман-чудотворец помогает от бездетности: нужно служить ему молебен, пить и умываться водой, собранной от первого весеннего дождя.
Много оводов — к урожаю огурцов.
Именинники: Адриан, Александр, Андрей, Афанасий, Василий, Геннадий, Дмитрий, Ефросинья, Иван, Игнатий, Касьян, Константин, Леонтий, Мария, Михаил, Никита, Петр, Роман, Севастьян, Федор, Яков.

6 июня.
Симеон-столпник
   День преподобных Симеона, столпника на Дивной горе, и Никиты, столпника Переславльского.
«Шиповник цветет — румянец года ведет». С давних пор на Руси известны целебные свойства шиповника. Его толченные лепестки лечат раны, вытягивают костную ломоту из тела; сваренный на них мед укрепляет силы и чистит кровь. К цветущему кусту приходили, чтобы избыть горечи, успокоить расшалившиеся нервишки. У розового куста бабушки усаживали внуков и рассказывала им благостные байки, чтобы ночные «переполохи» у ребятишек отступали. Ведуньи знали — дети переймут целительный запах и в сумерках будут спокойными.
А барышни верили, если в этот день коснуться лепестками шиповника лица, оно станет нежным и пригожим. И оставляли под цветущим шиповником горшки из-под молока, приговаривая: «Избывала землица стояние из посуды, духоту».
Именинники: Григорий, Никита, Семен, Степан, Иван, Федор.

7 июня.
Иванов день. Ферапонт-худые росы
   Третье обретение главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна; день священномученика Ферапонта.
Медовая роса сладко стелется, да больно выедает. (Медвяные росы — сладкие выделения тлей).
Говаривали: «От Ферапонтовой росы и трава ржавеет». Скотину на выпас выгоняли только после того, как роса сойдет, ведь медовая роса сладкая, пагубная для скотины. Дабы отвести злую напасть, обращались к Ивану Крестителю, просили его заступничества.
Начинается сбор некоторых лекарственных трав: «Травы и коренья целебные клади под Иванову росу».
Сильные росы — на хороший урожай. Поздний расцвет рябины — к долгой осени.
Именинники: Иван, Антон, Федор, Ферапонт.

8 июня.
Карп-карполов
   В этот день ходили удить карпов: «На Карпа хорошо коропы (карпы) ловятся».
Раки ползут на берег — перед ненастьем и дождем.
Именинники: Александр, Георгий (Юрий, Егор), Елена, Иван, Карп, Макар.

9 июня.
Федора
   «На Федоры не метут из избы сора».
По народному поверью, «Федора на язык колючая»: в этот день она норовит узнать о худом и быстро разнести, где, в какой избе нелады. Так что поболтать в этот день бабы у колодцев не останавливались, не ссорились и не выносили сор из избы — чтобы не обидеть домового. А торговые люди в этот день ставили для него горшочек с кашей и клали несколько монеток, надеясь, что это принесет им прибыль.
Различались два вида домовых: доможил и дворовый. Дедушка-доможил обычно обитал в углу за печкой, куда бросали мусор, чтобы «домовой не перевелся». Его называли также доброхотом и кормильцем. Дворовый жил во дворе или в хлеву и наказывал нерадивых хозяев, по ночам мучая скотину. Чтобы задобрить домового, в сарае оставляли краюшку хлеба. Домовой мог превращаться в кошку, собаку, корову, крысу или лягушку…
Если большой цвет на рябине, то надеялись на хороший налив овса.
Именинники: Анастасия, Иона, Леонид, Леонтий, Петр, Иван, Нил, Ферапонт.

10 июня.
Никита-гусятник
   Святой Никита считается стражем гусей.
«Жили у бабуси два веселых гуся…».
Начинает колоситься рожь. По народному поверью, в этот день водят хороводы и золотыми облачками летают над землей полудницы-ржаницы.
Про них вот что. Полудница — хозяйка хлебных нив и полей, недобрый дух, — на вид красивая и высокая девушка, одетая во все белое, с волосами золотыми, как солнечные лучи. Во время жатвы полудница бродит по полосам ржи, и если кто в полдень работает или спит на солнцепеке, того берет за голову и начинает вертеть, пока не натрудит шею до жгучей боли. А малых ребят, бегающих без присмотра, полудница заманивает в рожь и заставляет там блуждать. Иногда, правда, полуднипу представляют в образе уродливой косматой старухи. Это ржаница, ржица — живущая во ржи. Она любит бродить по колосящемуся полю с огромной сковородой в руках и заслоняет ниву от иссушающих солнечных лучей. Беда тому, кто нарушит окриком одиночество Ржаницы — старуха может сжечь колосья.
Вообще, полдень считался почти таким же нечистым, как полночь, в эту пору получали особую власть недобрые духи. А человеку полагалось — вот противоречие! — отдыхать: полдень — это время полудников и полудниц. Сам Владимир Мономах поучал: «Спанье в полдень предначертано самим Богом всякой твари, и зверю, и птице, и человеку». Считалось, что рÓды в этот день на хлебной ниве будут легкими, а рожденное дитя и сама роженица — здоровыми.
Тихий день — жди хорошего урожая.
Именинники: Игнат, Дмитрий, Захар, Павел, Никита, Софрон.
Восход солнца 03:46
Заход 21:11
Долгота дня 17:25

* * *

Со времён Дмитрия Донского


Великого князя и полководца у нас помнят: в Софрино-1 действует храм святых благоверных великих князей Дмитрия Донского и Евдокии Московской.



   Хотя город Пушкино в своем городском статусе существует только с 1925 г., его история насчитывает много-много лет.
…Люди появились у нас в незапамятные времена. На краю высокого крутого берега Учи, на прибрежной круче-макушке, пышке-пушке, возвели святилище. А пониже и ближе к реке насыпали холмы-курганы. И стали здесь жить…

   А вот село Пушкино — как постоянное местожительство — появилось, скорее всего, во времена Дмитрия Донского…
И с давних времен земли нашего края были государевой собственностью — вотчиной князей Московских. От Ивана Калиты в XIV в. удел перешел к княгине Ульяне, затем к внуку Калиты и его первой жены Елены — князю Серпуховскому, Дмитровскому, Галицкому, Боровскому и Углицкому, Владимиру Андреевичу Храброму (1353–1410), двоюродному брату и соратнику Дмитрия Донского. Это в духовной грамоте князя Владимира 1401/1402 гг. упоминается «московское село на Уче Попковское» (по разным версиям, Пуповское-Пупковское-Пушковское и т. п.) — что, пожалуй, и есть самое первое упоминание о нашем Пушкино.

   К середине XV в. наш край вновь становится Московской вотчиной. И вскоре Попковское-Пупковское-Пушкино подпало под руку московского митрополита: скорее всего им был Иона, довольно тесно связанный с великим князем Василием II Васильевичем, который высоко ценил его заслуги по объединению русских земель и, собственно, «избрал» Иону на высокий пост.

   И вот в «Выписи из писцовых книг князя В. И. Голенина на митрополичье село Пушкино, Московского уезда», датированной 1498/1499 гг., читаем: «село Пушкино, а в нем христиан: Митка, Захарко, Сергейко, Ивашко, Панька, Нестерик, Ивашко, Ефимко, Якушко, Тараско, Игнатко, Якуш, Тимоха, Петрок, Нестерик. Того ж села деревни: Мельница, Попково, Косты…».

А почему Пушкино?
Тут такие соображения.
Несомненно, это название самым непосредственным образом связано с «пучей/пучиной»: буквально — выпуклого; того, что вздымается-поднимается-возвышается (берег, например). Да и реку Учу в прошлом именовали Пучей — видимо от того, что в ней много ключей, «вздымающих» текучие воды. От этого в старых путеводителях название Пушкино выводили из имени реки. (Фантазии насчет «пушкарей» и бездоказательную версию академика С. Б. Веселовского — о, якобы, «первооснователе» села Григории Пушке — в расчет брать не стоит!).


И вот что интересно…
Уже со времени Дмитрия Донского (может, чуть раньше) изменился весь жизненный уклад наших пращуров. Вдруг, за несколько десятилетий произошла смена подсечного земледелия на — полевое (паровое) пашенное хозяйство. Такой «взрыв» означал коренную ломку всего производственного земледельческого процесса.
И не только…

   Видимо, вовсе не случайно именно в это время, после победы Дмитрия Донского на поле Куликовом, и появляется Святая Русь. Ведь, как заметил Лев Гумилев, «значение происшедшего в 1380 г. на Куликовом поле оказалось колоссальным. Суздальцы, владимирцы, ростовцы, псковичи пошли сражаться на Куликово поле как представители своих княжеств, но вернулись оттуда — русскими!..».

   И где-то в это же время «начались» у нас постоянные селения. И хоть прозывались они по-старому «деревни» (от «драть», «дерево»), жили в них уже по-новому. Оседло. Возделывая свои рядом расположенные постоянные угодья.
А первые упоминания деревни мы встречаем в духовной (завещании) Ивана Калиты 1327 г. Со второй половины XIV в. упоминания деревни становятся частыми, и к следующему столетию она сделалась у нас самым типичным и распространенным сельским поселением. И, что немаловажно, крестьяне пошли селиться и обрабатывать тамошние земли — на водоразделы…
И, опять же, со временем правления Дмитрия Донского (или немного ранее), связан рост «вотчинного» владения с княжескими волостными землями, и — чаще по периферии — боярскими вотчинами.

…В 1501 г. тогдашние землемеры «разъезжают», т. е. проводят границы угодий села Ельдигина с церковной землей «Пречистыя Богородицы и Святого чудотворца Петра и митрополичья Пушкинского села». Еще через три года «князь великий Иван Васильевич всея Руси отца своего для Симона митрополита… пожаловал есми тех его христиан, которые живут… в Бохове стану в селе Пушкино».
А в «Списке с писцовой книги… 1584—1586 гг. поместных и вотчинных земель» сообщаются некоторые подробности о митрополичьей вотчине на реке Уче: в селе — церковь Николая Чудотворца, «древяна, клецки», «да под селом же перевоз… Да под тем же селом на Уче мельница, мелет в одно колесо»…
Словом, жило селение. А по объявленной в 1764 г. Екатериной II секуляризации, ликвидации крупных церковных землевладений, их все возвернули в государеву казну. И Пушкино тоже.

Село Пушкино просуществовало вплоть до 2003 г., когда оно вместе с «Пушкинским сельским округом» приказало долго жить…

За календарем следил
Игорь Прокуронов


Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER
Поделиться новостью:
Подписаться на новости через: Telegram Вконтакте Почта Яндекс Дзен

Читайте также
Комментарии

Комментарии 1

Написать
AlexS Soloviev
Вы арестованы! — У тебя пистолетик-то есть? — Тогда задержаны...
Ответить
Написать
Последние комментарии
Iryna Harkusha Iryna Harkusha
Что-то у автора статьи пошло не ...
invalid
Ждем график ППР, ...
Alex Alex
С учетом того, что 27 апреля ...
Fly
Звучит, конечно, сильно 196 домов. ...
O9 O9
Пробки всегда будут. На ...
09 09
Ага. Уже построили убогую ...
09 09
Так сколько быдла лезет на ...
O9 O9
Подземные стоянки нужны. И зачем ...
ktynzq1
Возродить будет не просто. Дай ...
ktynzq1
Про Зверосовхоз при делёжке ...




Ритуальные услуги в Пушкино

Наши партнеры: