Народный календарь: Никола вешний. Прощай, май

19 май
22:18 2019
Категория:
Край родной
Продолжение народного календаря от пушкинского краеведа Игоря Прокуронова. 

НИКОЛА ВЕШНИЙ.
ПРОЩАЙ, МАЙ

   Коль скоро Никола вешний, то поговорим о нашей, пожалуй, главной и старейшей церкви, что так и называется — Никольская!

   Вот что писали про нее В. и Г. Холмогоровы в своей книге «Радонежская десятина Московского уезда» (Исторические м-лы о церквах и селах XVI–XVIII ст. Вып. пятый. М., 1887).

Церковь Николая Чудотворца в селе Пушкино

   «Николаевская церковь в селе Пушкине в 1585 г. была деревянная, клетцки (т. е. „в клеть“. — И.П.), Под 1623 г. значится: „в церкви образы и книги, и свечи, и на колокольнице колоколы — все строение патриарше“… Церковной дани с Николаевской церкви не бралось и в приходных книгах Патриаршего Казенного Приказа она не писалась.

   В 1643 г. Николаевская церковь по случаю ветхости была построена вновь, и освящена св. патриархом.

   „1642 г. мая 7, по памяти Дворцового Приказа, за приписью дьяка Федора Торопова, что… указал великий господин св. Иосаф патриарх московский и всея Руси — в домовом Пречистые Богородицы и в своем патриаршем дворцовом селе Пушкине устроить новый храм во имя Чудотворца Николы; что старый храм ветх, а по уговору и по записи стрельцам Иванову, приказу Племянникова пятидесятнику Федке Михайлову с товарищи 10 человеком от того нового храма от дела дать 50 руб., и по уговору задаточных денег половина 25 руб. дано“. Мая 10, по государеву патриархову указу, иконного ряда торговому человеку Михаилу Михайлову Кадашевцу за деисусные образы да на тех же цкаах (досках. — И.П.) писаны праздники — за 11 икон, променены 12 руб. 16 алтын 4 денги. Июня 5, по росписи за пометою дьяка Григория Одинцова, старостам Козья Болота Ромашку Романову, да Гавриловой слободы Степашку Иванову государева патриархова дворцового села Пушкина церковного строения во имя Николы Чудотворца за лес — за 20 тесниц трехсаженных добрых на подволоку — 2 руб., за 20 досок двухсаженных добрых — рубль 26 алтын 4 денги, за 20 досок саженных на двери и на круги — 2 р. 5 алтын, за 18 бревен еловых сухих стропильных полупяты сажени — 26 алтын 4 денги, да на двери за трои колоды — 2 р. 16 алтын 4 денги, да на красные окна за двои колоды — 20 алтын, да на тябла — за 4 бруса полупяты сажени — полтора руб., да на паперть за 100 досок дубовых — 3 руб., да за 30 брусов красных полутора сажени — 2 руб., 3 алтын 2 денги: всего 18 р. 15 алтын; покупали лес и деньги имали старосты Ромашко да Степанко. <…>

   1644 г. мая 19, по государеву патриархову указу, плотником Ваське Корнильеву с товарищи 10 человек что они в село Пушкино для патриарша приходу делают хоромы — на две недели корму по 10 денег человек на день, итого 7 рубл. . <…>

   1647 г. апреля 27, патриарх ходил в поход в село Пушкино да в село Троицкое и в тех селах в церквах слушал молебны; села Пушкина Никольскому попу на молебен — 8 алтын 2 денги. <…>

   В селе Пушкине построена каменная церковь во имя Николая Чудотворца при патриархе Адриане. „1692 г., апреля 24, св. патриарх Кир Адриан пошел в домовое село Пушкино для досмотру и благословения места, где в селе Пушкине строить новую каменную церковь во имя Николы Чудотворца; 26 числа пред литургиею патриарх в селе Пушкине благословил место, идеже строить каменную церковь Николы Чудотворца, слушал божественную литургию, после литургии пожаловал тоя церкви попу Семиону 10 алтын, дьячку и пономарю — по гривне“.

   1692 г. „сентября 4, св. патриарх ходил к церкви Косьмы и Дамиана, что за Москвою-рекою, в Кадашеве, для досмотру иконостаса и на церкви глав, которых строить в Московском уезде, в домовом патриарше селе Пушкине в новопостроенной каменной церкви Николая Чудотворца“. <…>

   1694 г. июня 15, св. патриарх Кир Адриан пошел с Москвы… в свое домовое село Пушкино на освящение новопостроенной каменной церкви Николая Чудотворца. 16 числа патриарх в старой деревянной церкви слушал божественную литургию, а 17 числа патриарх с властями новопостроенную каменную церковь святил и по освящении служил божественную литургию и после литургии пожаловал той церкви попу Семиону на молебен — рубль, дьячку, пономарю и просвирне — по 8 алтын и 2 денги, а 18 числа патриарх изволил быть в селе Пушкине». <…>

   При Николаевской церкви в селе Пушкине находились на церковной земле священники: Даниил (1623–1624), Авраам Селиверстов (1669–1680), Семен Флоров (1690–1704), Борис Семенов (1710–1723), бывший дьяконом при оной же церкви в 1704 г., и Кириак Филиппов (1749–1757); дияконы: Филипп Семенов (1710) и Степан Федоров (1720); дьячки: Тимофей Аврамов (1678), Филипп Семенов (1704) и Илья Филиппов (1720). <…>

   Село Пушкино, на речке Уче, в 1585 г. находившееся Московского уезда в Бохове стану, принадлежало митрополичьему, потом патриаршему дому. В с. Пушкине находились в 1585 г. — двор митрополичий и 17 дворов крестьянских»…





* * *

…А еще с Николой связано название нашего старинного села Братовщина (впервые упоминается в 1446 г.)!


Тут вот что.
Встарь на Руси «братчинами», «братовщинами» — именовались мирские сходки, на которых решались общинные, семейные и частные дела. А после сходки-примирения взаимно угощались, как правило, опять же «братским», сообща сваренным пивом — словом устраивали для себя праздник. Обычно это случалось на Николу. Правда, главные «братчины» праздновались по осени и зиме: 19 сентября справлялась первая, Михайловская, а 19 декабря — братчина Никольская («зимняя»)…

* * *

Дни же у нас такие…

21 мая.
Иоанн Богослов. Иван-пшеничник. Арсеньев день

   День Иоанна Богослова, святого апостола и евангелиста.
На Арсеньев день засевали пшеницу, приговаривая: «Пришел Иван-пшеничник, выгоняй кобылицу, паши».
Пекут обетные пироги для хожалых людей. По обычаю, в этот день странники и нищие, поклонившись пахоте, заходили в крестьянские дома. Хозяйка кормила их пшеничным пирогом, те же желали ей добрых всходов.
День с дождями — гриб пойдет полками.
Именинники: Арсений, Адриан, Зосима, Иван.
Восход солнца 04:08
Заход 20:44
Долгота дня 16:36

22 мая.
Никола Вешний

   Николай Угодник — один из наиболее почитаемых на Руси святых, покровитель русского народа, крестьянский святой и мужицкий заступник. Про него говорили: «Нет за мужика поборника супротив Николая», верили: «Попроси Николу, а он Спасу скажет». Николаю Угоднику молятся «во всех нуждах», на его защиту надеялись, отправляясь в дорогу. Выходившему из дома вослед говорили: «Никола в путь, Христос подорожник!», «Бог на дорогу, Никола в путь». На его помощь надеялись матери, провожая сыновей на войну.
Считалось, что святой Николай заботится о водах и всех плавающих по ним.
Еще он считался и хозяином леса: «В поле да в лесу один Никола Бог»; «Отмыкает святой Никола земную широту, небесную вышину и роспускает белых зверей горносталев чернохвостых»…
Николу Вешнего почитали покровителем лошадей, потому в этот день заказывали молебны с водосвятием, дабы святой уберег коней от волков и медведей и даровал табунам здоровье. В деревнях ребята впервые отправлялись «в ночное» — выгоняли на ночь на выпас коней, отмечая событие безнадзорной пирушкой с друзьями и подружками (это означало вступление во взрослую жизнь).
Святой считался покровителем и устроителем свадеб: при благословении жениха вместо образа Спасителя часто брали икону Николы. Девицы, выходя замуж, кроме Божьей Матери или Спасителя, обязательно просили благословения и у святого Николая.
На Руси существовал обычай преподносить Николаю Угоднику яйца, окрашенные в красный, желтый, зеленоватый цвет, или яичницу — для этого действа девы и женщины уходили в лес и там съедали их в честь святого. Крашеные яйца принято было приносить в церковь для святого Угодника.
Вообще, Николины дни отмечались не только (может, и не столько) молитвой, сколько пиршествами в честь любимого святого. На эти дни приходились мужские братчины (см. выше); престольные праздники справлялись по три-четыре дня всем селом, с приездом гостей, приходом паломников, богомольцев, нищих.
На Вешнего Николу завершали сажать картофель: «Картофель посади, дня не упусти».
Дождь на «Святого Николая» — жди хорошего урожая.
От Николы осталось 12 «утренников»-морозов, если не весной, то по Семен день (14 сентября).
Именинники: Гавриил, Николай, Христофор.

23 мая.
Симон Зилот

День апостола Симона Зилота.
На Симона Зилота — земля именинница, грех пахать. В этот день не брались ни за какую земляную работу: не пахали, не боронили, не рыли; особо же остерегались вбивать колья в землю, дабы ее покоя не нарушить. Тем же, кто работал, говорили: «Нынче Симона-гулимона лентяя преподобного», «Нынче Симоны, завтра Гулимоны, а там по кабакам крестный ход».
В этот день на лугах «выходят» самые полезные и целебные травы — Симон именно в этот день дает им чудодейственную силу. Ведуньи ходили к болоту глядеть на коренья — не налились ли: «На Зилота собирай зелье у болота». По полям и лесам собирали и запасали впрок целительные травы. Собирали и «приворотное» зелье, потраву от мышей и другой нечисти.
А еще, апостол помогал кладоискателям, поэтому на Симона Зилота искали клады.
Именинники: Анисим, Василий, Таисия.

24 мая.
Мокий мокрый

День священномученика Мокия; святителей равноапостольных Мефодия и Кирилла.
Считалось, что сеять в этот день горох нельзя, иначе градом побьет.
Если на Мокия мокро — все лето мокрое. Солнечный восход с туманом и багрян — лето идет с грозами. Поземный туман расходится до восхода солнца — близится ненастье.
Именинники: Мокей, Осип (Иосиф), Никодим, Кирилл, Мефодий, Софрон.

25 мая.
Рябиновка

   Женщина, рожденная в этот день, слыла доброй хозяйкой, была голосистой, вела хороводы. Она надевала красный сарафан, подходила к рябине и заклинала избу от молнии, от пожарного лета.
Утро «в красном кафтане» (ясная утренняя заря) — к жаркому, пожарному лету.
Именинники: Герман, Денис, Епифан, Иван, Панкрат, Федор, Филипп.

26 мая.
Лукерья-комарница
 

На Лукерью жди появления комаров.

Комары появились — к летнему изобилию ягод. Крупный комар — к доброму году.
Часто летают стрижи и ласточки — к теплу.
Именинники: Александр, Георгий, Гликерия (Лукерья), Ефим, Ирина, Макар, Марианна, Никифор.

27 мая. Сидор-огуречник

Считалось, что в этот день следует сажать огурцы и лен: «Как кукушка закукует — первый посев льна».
Ясный день — к хорошему урожаю огурцов. Если утро холодное и пасмурное, но прояснится к вечеру — посеянные в этот день огурцы будут нехороши, зато будет урожай поздних огурцов.
На Сидора сиверко — и все лето таково (коли дует холодный северный ветер, ожидай холодного лета).
Именинники: Александр, Иван, Макар, Леонтий, Максим, Никита, Тихон, Яков.


28 мая.
Пахом-бокогрей

Пришел Пахом — запахло теплом.
На Пахомия тепло — все лето будет теплым.
Примечали, что солнце на Пахома сильнее греет, дает рост посеву: «Пахом овес пускает в рост». «Пахом бокогрей — досевай пшеницу скорей».
Именинники: Анастасия, Дмитрий, Пахом.

29 мая.
Федор-житник

На Федора-житника сеяли рожь и ячмень: «У Житника забота — ячменное поле заборонить».
Рябина зацвела — тепло будет устойчивым.
Именинники: Александр, Аркадий, Модест, Николай, Георгий, Касьян, Лаврентий, Петр, Федор.

30 мая.
Андрон с дождем. Евдокия

В этот день заклинали Андрона, стража небесного, чтобы открыл небесные врата, и пролились дожди на зерно, что в землю легло.
Какова Евдокия — таково лето.
На Евдокию-свистунью ветры свистят.
Народившаяся в дождливую Евдокию луна — к мокрому лету, а если еще дует северный ветер — к холодному лету.
Именинники: Евдокия, Евфросинья, Адриан, Афанасий, Никифор, Степан, Феофан.

31 мая.
Федотов день

По народному поверью, в этот день душа рожденного улетала к дубу, и как птица, искала дупло-гнездо. С той поры древо становилось заговоренным. И рожденный на Федота приходил к дубу, прислонился к нему, сидел под кроной, питаясь жизненной силой дерева.
Придет Федот — последний дубовый листок развернет. На Федота на дубу макушка с опушкой — будешь мерить овес кадушкой.
Именинники: Александра, Андрей, Анастасий, Денис, Лев, Павел, Петр, Клавдия, Семен, Федор, Федот, Юлия.
Восход солнца 03:55
Заход 21:00
Долгота дня 17:04

* * *

Уходит май, а мы что-то давненько не читали стихи.
И хоть не бывали у нас в Пушкино ни Игорь Северянин (Лотарев), ни Сергей Есенин, но как без их строк. Наверняка же, когда-то они звучали по здешним дачам…

Вот «Пляска мая» Северянина (1910 г.).

Вдалеке от фабрик, вдалеке от станций,
Не в лесу дремучем, но и не в селе —
Старая плотина, на плотине танцы,
В танцах поселяне, все навеселе.

Покупают парни у торговки дули,
Тыквенное семя, карие рожки.
Тут беспопья свадьба, там кого-то вздули,
Шепоты да взвизги, песни да смешки.

Точно гул пчелиный — гутор на полянке:
«Любишь ли, Акуля?..« — «Дьявол, не замай!..».
И под звуки шустрой, удалой тальянки
Пляшет на плотине сам царевич Май.

Разошелся браво пламенный красавец, —
Зашумели липы, зацвела сирень!
Ветерок целует в губы всех красавиц,
Май пошел вприсядку в шапке набекрень.

Но не видят люди молодого Мая,
Чувствуя душою близость удальца,
Весела деревня, смутно понимая,
Что царевич бросит в пляске два кольца.

Кто поднимет кольца — жизнь тому забава!
Упоенье жизнью не для медных лбов!
Слава Маю, слава! Слава Маю, слава!
Да царят над миром Солнце и Любовь!..

А вот «Синий май. Заревая теплынь» Сергея Есенина (1925 г.)

Синий май. Заревая теплынь.
Не прозвякнет кольцо у калитки.
Липким запахом веет полынь.
Спит черемуха в белой накидке.

В деревянные крылья окна
Вместе с рамами в тонкие шторы
Вяжет взбалмошная луна
На полу кружевные узоры.

Наша горница хоть и мала,
Но чиста. Я с собой на досуге…
В этот вечер вся жизнь мне мила,
Как приятная память о друге.

Сад полышет, как пенный пожар,
И луна, напрягая все силы,
Хочет так, чтобы каждый дрожал
От щемящего слова «милый».

Только я в эту цветь, в эту гладь,
Под тальянку веселого мая,
Ничего не могу пожелать,
Все, как есть, без конца принимая.

Принимаю — приди и явись,
Все явись, в чем есть боль и отрада…
Мир тебе, отшумевшая жизнь.
Мир тебе, голубая прохлада…

За календарем следил
Игорь Прокуронов


Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER

Читайте также
10 Июня 2019
Публикуем продолжение народного календаря от пушкинского краеведа, кандидата географических наук Игоря Борисовича Прокуронова.  Почему сны,  увиденные 11 июня, надо хранить в тайне? А также - об Учинском водохранилище, при создании которого было затоплено 658 хозяйств
3 Июня 2019
Пушкинский краевед Владимир Парамонов анализирует статью своего коллеги Василия Панченкова, где речь идет о возможном участнике полета на легком самолете в гости к Маяковскому в Пушкино на Акулову гору в 1925 году одном из первых русских авиаторов, поэте, прозаике, драматурге, сценаристе, художнике, пропагандисте футуризма В.В.Каменском
1 Июня 2019
С наступившим летом! Публикуем традиционный, уже летний календарь от пушкинского краеведа, кандидата географических наук Игоря Борисовича Прокуронова, с лауреатом Патриаршей премии А.Н. Стрижевым и... Дмитрием Донским...
Комментарии
Последние комментарии

Набережная Серебрянки




Ритуальные услуги в Пушкино



Наши партнеры:





Нашли ошибку?
Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER