И БЫЛИ ЛЮДИ ТАКОВЫЕ… (часть 2)
Работа над этюдами с натуры в условиях пленэра занимала первостепенное значение в педагогической практике И.М.Прянишникова и В.Е.Маковского. Они считали ее основным видом учебной деятельности молодого художника. И.М. Прянишников считал, что от умение работать с светотеневым и цветовым полем при построении картины способствует раскрытию содержания произведения. Поэтому работу с натуры, предварительную подготовку этюдов к композиции И.М.Прянишников и
В.Е. Маковский считали решающим условием для успеха реализации замысла произведения. Летят годы, но пленэрная работа остается главной составляющей успеха в работе над произведениями. Это своего рода кладезь для составления архива живописца, скульптора, графика и фотографа. Когда пишешь пейзаж, сталкиваешься с написанием деревьев, световых пятен и многим другим. С тем, что нельзя, да, и не надо придумывать, проще подглядеть у природы и показать, приоткрыв покрывало для всех.
Недаром говорят, что задача творца в том, что бы увидев красоту, пропустить ее через свое сердце и сделать наглядной для всех.
Чистяковская школа пленэра – ярчайшая страница в истории российской пленэрной живописи. Павел Петрович Чистяков - это сочетание традиции академического обучения с принципами реализма. Это его, пожалуй, главная заслуга и как теоретика, и как педагога. Обучал видеть цветовые отношения объектов натуры и в соответствии с полученным зрительным образом создавать цветовой строй этюда. Определение тоновых и цветовых отношений натуры при целостном ее восприятии является главным моментом в чистяковской практике. Наряду с этюдами больших размеров, Чистяков рекомендовал начинающим живописцам писать этюды-малютки размером не более 5 х 10 см. практикуя этот прием в своей академической мастерской, он справедливо считал, что в этюдах малых размеров дробность воспроизведения деталей нередко исключается самим размером работы. Поэтому ученик не копировал натуру, а неизбежно вел поиск больших цветовых отношений.
Отсутствие у художника именно этого умения всегда выдает «ШАДЕВР», разрушает ореол подлинности авторского письма. Чтобы не вещал, «ЖИВОПИСЕЦ» на очередном вернисаже о «живом письме» и «авторской композиции» – именно отсутствие цельности цветовых пятен и дробленость сюжета, одинаковость «елово-березового строя» – расскажут за него горькую сказку почти всегда плохо списано-придуманного пейзажа. Первым продолжателем чистяковского метода был его ученик В.Д. Поленов. Да, тот самый автор «Московского дворика», «Больной», «Березовая аллея в парке Абрамцева» и др. замечательных пейзажей. Стремление показать красоту российской природы в любое время года – таково кредо автора. Тончайшие цветовые отношения, живописная пластика языка композиции в пейзажах были бы просто невозможны без работы на пленэре.
Мне кажется, что В.Д. Поленов был одним из самых замечательных пейзажистов России.
Именно В.Д. Поленов знакомил учеников с западноевропейскими художниками-барбизонцами и ранними импрессионистами, обращая внимание на особенности солнечного освещения натуры.
Работа над этюдами с натуры в условиях пленэра занимала первостепенное значение в педагогической практике И.М.Прянишникова и В.Е.Маковского. Они считали ее основным видом учебной деятельности молодого художника. И.М. Прянишников считал, что от умение работать с светотеневым и цветовым полем при построении картины способствует раскрытию содержания произведения. Поэтому работу с натуры, предварительную подготовку этюдов к композиции И.М.Прянишников и
В.Е. Маковский считали решающим условием для успеха реализации замысла произведения. Летят годы, но пленэрная работа остается главной составляющей успеха в работе над произведениями. Это своего рода кладезь для составления архива живописца, скульптора, графика и фотографа. Когда пишешь пейзаж, сталкиваешься с написанием деревьев, световых пятен и многим другим. С тем, что нельзя, да, и не надо придумывать, проще подглядеть у природы и показать, приоткрыв покрывало для всех.
Недаром говорят, что задача творца в том, что бы увидев красоту, пропустить ее через свое сердце и сделать наглядной для всех.
Чистяковская школа пленэра – ярчайшая страница в истории российской пленэрной живописи. Павел Петрович Чистяков - это сочетание традиции академического обучения с принципами реализма. Это его, пожалуй, главная заслуга и как теоретика, и как педагога. Обучал видеть цветовые отношения объектов натуры и в соответствии с полученным зрительным образом создавать цветовой строй этюда. Определение тоновых и цветовых отношений натуры при целостном ее восприятии является главным моментом в чистяковской практике. Наряду с этюдами больших размеров, Чистяков рекомендовал начинающим живописцам писать этюды-малютки размером не более 5 х 10 см. практикуя этот прием в своей академической мастерской, он справедливо считал, что в этюдах малых размеров дробность воспроизведения деталей нередко исключается самим размером работы. Поэтому ученик не копировал натуру, а неизбежно вел поиск больших цветовых отношений.
Отсутствие у художника именно этого умения всегда выдает «ШАДЕВР», разрушает ореол подлинности авторского письма. Чтобы не вещал, «ЖИВОПИСЕЦ» на очередном вернисаже о «живом письме» и «авторской композиции» – именно отсутствие цельности цветовых пятен и дробленость сюжета, одинаковость «елово-березового строя» – расскажут за него горькую сказку почти всегда плохо списано-придуманного пейзажа. Первым продолжателем чистяковского метода был его ученик В.Д. Поленов. Да, тот самый автор «Московского дворика», «Больной», «Березовая аллея в парке Абрамцева» и др. замечательных пейзажей. Стремление показать красоту российской природы в любое время года – таково кредо автора. Тончайшие цветовые отношения, живописная пластика языка композиции в пейзажах были бы просто невозможны без работы на пленэре.
Мне кажется, что В.Д. Поленов был одним из самых замечательных пейзажистов России.
Именно В.Д. Поленов знакомил учеников с западноевропейскими художниками-барбизонцами и ранними импрессионистами, обращая внимание на особенности солнечного освещения натуры.