В последнее время обнаруживаю много комментариев из личного опыта форумчан, относящихся к проверке документов на недвижимость. Кто как делал сделку, кто что проверял и кто что контролировал. И с каждым комментарием убеждаюсь, что разбирается народ в происходящем с недвижимостью и её документами - так же как с метеорологией, то бишь погодой. Если завтра до обеда будет идти дождь - то лето будет жаркое.....Большинство познаний - на уровне народных примет.
Предлагаю людям опытным и профессионалам в этой сфере поделиться в теме своими познаниями из области проверки документов и страховки различных рисков во время сделок. Для начала делаю личный вклад:
Как проверить документы на недвижимость.
Что такое проверка документов на недвижимость? Или как ещё говорят, документов к сделке?
Это, для начала, точное установление соответствия содержания данных документов действующему законодательству, соответствия этих документов друг другу и наличие в них подтверждаемых сведений о правах тех лиц, которые о них заявляют.
Для того, чтобы понимать КАК можно проверить документы, надо понять ЧТО нужно проверять.
При этом необходимо различать ПРАВОУСТАНАВЛИВАЮЩИЕ документы и ПРАВОПОДТВЕРЖДАЮЩИЕ.
Правоустанавливающие - главные по своей сути. Именно их содержанием определяется то право, которое есть у лица на конкретную недвижимость. В разного рода бумагах они могут именоваться как «Документы-основание» или «Основание возникновения права» , одним словом – это те документы, на основании которых право возникло.
Проверить подлинность и характер этого права можно там, где собираются все сведения об этих правах и откуда можно получить о них справку.
В России такой базой данных является Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Проверить сведения можно, получив Выписку о правах на объект недвижимого имущества. На самом деле, существуют разные виды данной выписки, но Вы можете заказать ту, которая Вам нужна. По закону такие выписки готовятся пять рабочих дней. Иногда получается быстрее. Тонкость заключается в том, чтобы адрес объекта и вид объекта точно совпадал с вашим запросом, иначе Реестр может незамысловато ответить, что не располагает сведениями…., а Вы просто ошиблись адресом.
В этой же базе данных по закону должны быть зарегистрированы все возможные обременения и ограничения недвижимости: залог, ипотека, сервитут и т.д. Сведения об этом также будут содержаться в выписке.
Есть такие объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в описанном выше реестре. Это, в первую очередь, объекты, право на которые возникло до 1997 года – года принятия федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Право это законное и его никто не оспаривает, но чисто технически более удобно совершать сделку с объектом, зарегистрированном в регистрационных органах.
Формально, при регистрации сделки с такими объектами в регистрационных органах первым делом регистрируется «ранее возникшее право», а потом уже сама сделка.
Право на подобные объекты проверить гораздо сложнее, однако в их правоустанавливающих документах всегда есть ссылка на то, какой орган этот документ выдал и кто зарегистрировал его и право. Именно там и надо искать подтверждения.
Если это Администрация – таким подтверждением будет архивная справка или выписка, если территориальное БТИ или Земельный Комитет – кадастровый паспорт на объект.
Сразу отмечу, что в данном случае я веду речь о проверке содержания права на недвижимое имущество. Помимо этого, проверки и подтверждения требуют технические параметры, такие как площади квартир и земельных участков – их видно из кадастровых паспортов, наличие возможных незаконных перепланировок или сервитутов – ищем там же. Также нас могут волновать сведения о зарегистрированных гражданах, которые можно выяснить в Выписке из домовой книги. А если нас интересуют РАНЕЕ зарегистрированные граждане – то эта Выписка должна быть РАСШИРЕННАЯ.
Несколько слов о составе документов, которые предоставляются на сделку. Подавляющая их часть описана выше, однако совсем не обязательно они в полном составе должны подаваться в регистрационные органы. Современная стратегия регистрации прав на недвижимость и сделок с нею разрешает не предоставлять документы, поданные и учтенные ранее. Таким образом, в РосРеестр (орган государственной регистрации) стало возможным приходить на сделку исключительно со Свидетельством и договором. Остальные документы играют роль как раз именно проверочную, подтверждающую.
Думаю, очевидно, что даже элементарная проверка документов требует определенных, не катастрофических, но значимых затрат если не денег, то времени. А время, как известно, стоит денег. Итак, кто будет за это платить?
По сложившемуся обыкновению, подготовкой документов к сделке занимается собственник, а оплата самой сделки – на приобретателе.
С другой стороны, как я уже описал, закон строго не обязывает собственника повторно готовить и предоставлять многие ранее зарегистрированные документы. Они нужны как раз для проверки, а не для государственной регистрации. Логичным в этом случае будет возложение бремени по их получению на сторону, заинтересованную в проверке.
В завершение добавлю, что общим принципом проверки документов на недвижимость, в частности при подготовке к сделке, должно стать отсутствие у проверяющей стороны невыясненных вопросов и документальное соответствие реальных прав правам заявленным.
С наилучшими пожеланиями,
Андрей Федотушкин, директор Бюро недвижимости «Перспектива»
Предлагаю людям опытным и профессионалам в этой сфере поделиться в теме своими познаниями из области проверки документов и страховки различных рисков во время сделок. Для начала делаю личный вклад:
Как проверить документы на недвижимость.
Что такое проверка документов на недвижимость? Или как ещё говорят, документов к сделке?
Это, для начала, точное установление соответствия содержания данных документов действующему законодательству, соответствия этих документов друг другу и наличие в них подтверждаемых сведений о правах тех лиц, которые о них заявляют.
Для того, чтобы понимать КАК можно проверить документы, надо понять ЧТО нужно проверять.
При этом необходимо различать ПРАВОУСТАНАВЛИВАЮЩИЕ документы и ПРАВОПОДТВЕРЖДАЮЩИЕ.
Правоустанавливающие - главные по своей сути. Именно их содержанием определяется то право, которое есть у лица на конкретную недвижимость. В разного рода бумагах они могут именоваться как «Документы-основание» или «Основание возникновения права» , одним словом – это те документы, на основании которых право возникло.
Проверить подлинность и характер этого права можно там, где собираются все сведения об этих правах и откуда можно получить о них справку.
В России такой базой данных является Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Проверить сведения можно, получив Выписку о правах на объект недвижимого имущества. На самом деле, существуют разные виды данной выписки, но Вы можете заказать ту, которая Вам нужна. По закону такие выписки готовятся пять рабочих дней. Иногда получается быстрее. Тонкость заключается в том, чтобы адрес объекта и вид объекта точно совпадал с вашим запросом, иначе Реестр может незамысловато ответить, что не располагает сведениями…., а Вы просто ошиблись адресом.
В этой же базе данных по закону должны быть зарегистрированы все возможные обременения и ограничения недвижимости: залог, ипотека, сервитут и т.д. Сведения об этом также будут содержаться в выписке.
Есть такие объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в описанном выше реестре. Это, в первую очередь, объекты, право на которые возникло до 1997 года – года принятия федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Право это законное и его никто не оспаривает, но чисто технически более удобно совершать сделку с объектом, зарегистрированном в регистрационных органах.
Формально, при регистрации сделки с такими объектами в регистрационных органах первым делом регистрируется «ранее возникшее право», а потом уже сама сделка.
Право на подобные объекты проверить гораздо сложнее, однако в их правоустанавливающих документах всегда есть ссылка на то, какой орган этот документ выдал и кто зарегистрировал его и право. Именно там и надо искать подтверждения.
Если это Администрация – таким подтверждением будет архивная справка или выписка, если территориальное БТИ или Земельный Комитет – кадастровый паспорт на объект.
Сразу отмечу, что в данном случае я веду речь о проверке содержания права на недвижимое имущество. Помимо этого, проверки и подтверждения требуют технические параметры, такие как площади квартир и земельных участков – их видно из кадастровых паспортов, наличие возможных незаконных перепланировок или сервитутов – ищем там же. Также нас могут волновать сведения о зарегистрированных гражданах, которые можно выяснить в Выписке из домовой книги. А если нас интересуют РАНЕЕ зарегистрированные граждане – то эта Выписка должна быть РАСШИРЕННАЯ.
Несколько слов о составе документов, которые предоставляются на сделку. Подавляющая их часть описана выше, однако совсем не обязательно они в полном составе должны подаваться в регистрационные органы. Современная стратегия регистрации прав на недвижимость и сделок с нею разрешает не предоставлять документы, поданные и учтенные ранее. Таким образом, в РосРеестр (орган государственной регистрации) стало возможным приходить на сделку исключительно со Свидетельством и договором. Остальные документы играют роль как раз именно проверочную, подтверждающую.
Думаю, очевидно, что даже элементарная проверка документов требует определенных, не катастрофических, но значимых затрат если не денег, то времени. А время, как известно, стоит денег. Итак, кто будет за это платить?
По сложившемуся обыкновению, подготовкой документов к сделке занимается собственник, а оплата самой сделки – на приобретателе.
С другой стороны, как я уже описал, закон строго не обязывает собственника повторно готовить и предоставлять многие ранее зарегистрированные документы. Они нужны как раз для проверки, а не для государственной регистрации. Логичным в этом случае будет возложение бремени по их получению на сторону, заинтересованную в проверке.
В завершение добавлю, что общим принципом проверки документов на недвижимость, в частности при подготовке к сделке, должно стать отсутствие у проверяющей стороны невыясненных вопросов и документальное соответствие реальных прав правам заявленным.
С наилучшими пожеланиями,
Андрей Федотушкин, директор Бюро недвижимости «Перспектива»
Бюро "Перспектива"<br />Пушкино Серебрянка 19-А оф.56<br />8(496)53-5-58-08<br />8-926-393-06-69