75-летний юбилей Анатолия Ивановича Лямина прошёл негромко и скромно, если не считать выставки его картин в библиотеке посёлка Черкизово, где он живет. Лямин – художник-любитель. Рисование – его хобби. Основная специальность – преподаватель физкультуры. Странное сочетание прямой специальности и душевного пристрастия – не правда ли?
В доме художника всегда тихо, спокойно. Спокойно в саду за окном, где деревья сбросили последние листья. В таком безмятежном покое невольно хочется творить, писать, думать. Лямин склонен к раздумьям, к философским разговорам о жизни. И разговор наш тянется ровной ниточкой, словно наматывается на клубок добрыми руками. Из длинной беседы узнаю, что живописью Анатолий увлёкся ещё в школьные годы. До сих пор вспоминает, как в 8-м классе, когда приехали из Ташкента в Москву на соревнования, он зашёл в Третьяковскую галерею и увидел картину Левитана «Над вечным покоем». Она, и ещё картина Фалька «Красная мебель» произвели такое сильное впечатление, что ощущение от увиденного Анатолий Иванович помнит поныне.
Несмотря на увлечение живописью, Анатолий после школы поступает в институт физкультуры. Спорт, лёгкая атлетика в частности, всегда ему нравились. И в этой области он проработает всю жизнь, преподавая уроки физкультуры в лучших вузах страны – Московском и Санкт-Петербургском университетах, МВТУ имени Баумана… При этом никогда не изменит пристрастию, которое посетило его ещё в юные годы. Учась в институте, Анатолий, студент 4 курса, станет параллельно ходить на лекции в музей изобразительных искусств, регулярно посещать картинную галерею. Это занятие верно простроит его внутренний мир, добавит в жизнь нечто такое, что он будет ощущать себя вполне гармоничной личностью, во всяком случае, самодостаточной. Но чтобы начать рисовать самому – к этому он пришёл не сразу, всё не решаясь взять в руки кисть или карандаш. Как не говори, а за плечами не было даже художественной школы.
Лишь в 1975 году Анатолий Иванович впервые коснётся карандашом бумаги — не как ученик в школе, а как художник, которого потянула к этому сама душа. Те первые наброски хранятся у мастера поныне, как и более поздние работы. В 1981 году Лямин сделает следующий шаг к совершенству – начнёт писать маслом – талантливо, сердцем. Дар к рисованию в юноше жил изначально, только он держал его в себе, будучи неуверенным в собственных силах. Да и потом брался за это дело от случая к случаю: порисует месяц-другой, и бросает. В своих рисунках он шёл к совершенству на ощупь, по наитию.
— Неужели у вас не было учителя? – не удержалась я от вопроса.
— Почему же? Пётр Иванович Смолин, например, основоположник сурового стиля. Я его ценил, как мастера и как человека. Пётр Иванович жил в Пушкино, я брал у него уроки рисунка. Учился писать больше карандашом. Потом уже ходил к Андрушкевичу, но недолго… Остальное время занимался самообразованием – рисовал, смотрел, что делают другие, учился. Нужно всё время работать над собой, много читать, видеть, таким образом будет формироваться вкус«…
— А любимый художник у вас есть?
— Александр Куприн — прошу не путать с писателем. Художник Куприн – мой кумир, свои лучшие работы он написал в 10-20-е годы прошлого столетия. Его натюрморты, пейзажи можно рассматривать бесконечно. И бесконечно получать от них наслаждение.
К нынешнему году Лямин написал серьёзную работу “Горный лес”. Писал её по воспоминаниям своего пребывания в предгорьях Северного Кавказа. Написал, причём, мастихином (тонкая упругая пластинка в виде лопаточки или ножа). “Раньше я писал картины кистью, — вспоминает Анатолий Иванович. — Но я плохо её чувствовал, точнее, не чувствовал вообще. А когда взял в руки мастихин – сразу всё пошло-поехало”.
Среди работ Лямина есть черкизовский храм с высоты птичьего полёта, освобождённый от всего лишнего. Только храм и окружающая природа. Он писал эту картину, придерживаясь мнения, что любую натуру надо преображать под собственную идею. Только тогда работу можно называть творческой. Всего Анатолий Иванович написал порядка 40 полотен – очень хороших. Хотя сам он несколько скептически относится к своему творчеству, считая, что больше выразился в поэзии: давно уже пишет стихи.
Не знаю, как другим, но мне живопись Лямина ближе и понятнее, чем его поэтическое творчество. И я с удовольствием предоставляю на ваш суд рисунки этого художника.
На данный момент гости не могут писать комментарии.
Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь