Рубрика журнала, где печатаются краеведческие материалы, называется «Край родной». Для меня это понятие не очерчено современными границами Пушкинского района. Когда я десять лет назад начинала путешествовать по Подмосковью с пушкинским фотографом Алексеем Климовым, мы выбирали как известные места, так и дальние уголки области, в которых от старинных усадеб и монастырей остались только фундаменты и липовые аллеи. За десять лет накопилось материала на несколько книг. Изучены Ярославское и Дмитровское направления, охвачены вниманием Ногинский район, Ярославская и Владимирская область. За это время некоторые места стали особенно близкими, туда заезжали по нескольку раз. Сегодня я хочу рассказать вам о тихом благодатном месте, что находится в соседнем районе, недалеко от Ярославского шоссе. Сюда редко привозят туристов, только паломники нарушают тишину древнего монастыря. Возможно, вы тоже бывали здесь, а может, мой рассказ станет для вас стимулом съездить в скит.
Таинство Черниговского скита.
Этот уединенный мужской монастырь не уступает Лавре по числу посещающих его паломников. Здесь удивительно благодатная атмосфера, и время будто останавливается, пока гуляешь вдоль древних стен и узнаешь историю скита.
Черниговский скит находится в трех километрах от Троице-Сегиевой Лавры на одном берегу пруда. С другой стороны раньше располагался Гефсиманский скит, от которого до наших дней дошла лишь ограда с башенками.
Гефсиманский скит был основан в 1843—1844 годах. В 1845 году появились первые деревянные кельи монахов Гефсиманского скита, которые стремились к строгому уединению. В 1847 году (этот год называют датой основания Черниговского скита) известный московский юродивый Филиппушка сооружает для себя подземную келью. Его начинание поддерживают другие монахи и роют пещеры четыре года, а вместе с кельями возводят и пещерный храм.
К концу 19-го века обитель расширяется и перестраивается в псевдорусском стиле. Центром выдающегося архитектурного ансамбля является богато декорированная Черниговская церковь, возведенная в 1886-1890 годах над пещерами. Сильное впечатление производит грандиозная пятиярусная колокольня, построенная в 1895-1900 годах и по высоте почти равная лаврской.
В 1852 году в пещерную церковь была пожертвована икона Черниговской Божьей Матери, которая по легенде исцелила парализованную крестьянку, и потом еще явила чудеса и исцеления. По названию этой иконы скит позже и получил своё имя. Икона и сейчас — мощный и спасительный проводник чудодейственной силы Божией: чудотворный образ увешан драгоценными дарами – подношениями.
В 1866 году в скиту принимает монашеский постриг монах под именем Варнава. Старец становится широко известным, к нему со всей страны приходят паломники за советом и благословением. Говорят, что к старцу приезжал сам царь Николай II, святой предсказал императорской семье мученическую смерть. Знаменитый старец жил и принимал посетителей в небольшом двухэтажном деревянном домике Черниговского скита, который сохранился до наших дней. Святые мощи преподобного Варнавы покоятся сейчас в раке в Черниговском храме.
Под сенью Черниговского храма крестами обозначены несколько могил. Среди них могила иеромонаха Варнавы, а также захоронения русского мыслителя и философа Константина Леонтьева, и известного писателя и философа Василия Розанова.
В советское время скит был закрыт, его возрождение началось в 90-е года прошлого века. Реставрационные работы идут до сих пор. Скит открыт для верующих, в подземные пещеры и храм проводятся экскурсии, в конце которых можно набрать воды из святого целебного источника и угоститься монастырским хлебом.
Добраться до Скита можно от Сергиева-Посада автобусом № 38 до остановки «Скит» или «Ферма», или на автомобиле, свернув после Лавры направо по указателю Черниговский скит.
Анна Шорох
На данный момент гости не могут писать комментарии.
Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь
-------------------------------------------------------
Алекс, ну, вы же знаете, что клерикалы в ГД протащили закон об оскорблении чувств верующих. А верующие у нас очень любят оскорбляться по любому поводу. Поэтому мои рассуждения о ските (даже на вашем портале) чреваты уголовной ответственностью. Так что лучше не провоцируйте )
Ну и на полном серьезе обращаюсь к пользователям портала - предлагайте темы, материалы по краеведению. Наши постоянные авторы уже практически исчерпались)
-------------------------
Товарищ инвалид, обратите внимание на то, что понятие «атеизм» появилось в 5 веке до нашей эры.
Что касается мавзолея В.И. Ленина, то в современной России мы наблюдаем парадоксальное явление, когда вера в ленинизм, сталинщину, ностальгия по СССР каким-то образом совмещается в голове человека с верой в бога. Товарищ Зюганов, например, неоднократно заявлял о том, что он "воцерковленный, православный христианин" и подчеркивал свои тесные, доверительные отношения с руководством РПЦ.
"...почему практически все краеведческие тексты на вашем портале с религиозным оттенком?
И как нам, атеистам, к такому вот «краеведению» относиться?"
--А Вы не ищИте проблем на пустом месте и не будет поводов для раздражения. Верующих почему-то так не раздражает наличие атеистов, но атеисты отчего-то никак не могут угомониться в своём богоборчестве. Терпимее нужно быть, однако. Например мне, если я вижу красоту, важна в первую очередь красота, а уж во-вторых и в-третьих то, что кто-то на эту красоту молится, хотя уважение к желанию кого-то помолиться на это я понимаю, принимаю и уважаю. Потому и не напрягаюсь этим в подавляющем большинстве случаев.
---------------------
Открою вам секрет, Алекс: каменные постройки сохраняются лучше, чем деревянные. В России же вплоть до 20 века преобладала деревянная застройка, а вот церкви, по возможности, строили из камня.
Мой вам совет, Алекс: поменьше мистики, побольше здравого смысла)
И как нам, атеистам, к такому вот «краеведению» относиться?"
Поделитесь своими наблюдениями, нерелигиозными)
А если серьезно, я давно заметил, что сохраняются в истории объекты, имеющие какое-то отношение к религии. Другие - горят, ломают, застраивают. Из последнего, находящегося под угрозой - дача Струковых, где жил Паустовский http://pushkino.tv/news/kray-rodnoy/36790/?sphrase_id=14572
И как нам, атеистам, к такому вот «краеведению» относиться?