Недалеко от города Красноармейска, а вернее в одном километре на юго-восток находится церковь Николая Чудотворца в Муромцево. Раньше на этом месте располагалось село Муромцево. На самом высоком месте села стоял Никольский храм, красивый, с позолоченными крестами, с колокольней и резной оградой.
В перечне храмов Пушкинского района читаем: Никольская церковь бывшего села Муромцево. Находится на закрытой территории. Это однокупольная церковь в стиле классицизма, с трапезной и высокой колокольней. Приделы Сергиевский и Пятницкий. Закрыта в 1930-х, верхняя часть колокольни сломана. Находится на территории военного полигона, служит складом. Община номинально зарегистрирована в 1993 году.
Разобранная колокольня
История села Муромцево
Село впервые упоминается как сельцо в жалованной грамоте за 1393 год. Из грамоты следует, что сельцо поначалу было вотчиной купцов Муромцевых. По их фамилии оно и названо. Но люди в этих местах жили и раньше. Это подтверждают археологические раскопки муромцевского кургана-могильника, относящегося к XII веку.
Это сельцо принадлежало до 1764 года Троице-Сергиевому монастырю. В выписи о сёлах и деревнях Троице-Сергиева монастыря 1503-1504 гг. говорится, что в сельце все дворы сгорели и ставятся 3 новых двора. «Село Муромцево на реке Плаксе, а при нем – церковь Николы Чудотворца, древяна, а в церкви – образы и свечи, и книги, и на колокольнице – колокола и все церковные строения монастырские, а в селе двор монастырский. Над селом – две мельницы на реке Плакса».
В 1835 году вблизи села в излучине реки Воря строится Вознесенская бумагопрядильная фабрика.
Некоторые селяне пошли работать на эту фабрику.
А в 1840 году в селе Муромцево была построена церковь св. Николая чудотворца, каменная вместо деревянной.
По сведениям 1886 года село относится к Дмитровскому уезду, в селе было 63 двора, 389 человек.
В 1917 году с. Муромцево с территорией фабрики и территорией бывшей Царёвской фабрики вошло в состав Путиловской волости Сергиевского уезда.
1930–е годы в стране началась коллективизация сельского хозяйства. Коснулось это и села Муромцево. Первым председателем колхоза был избран коммунист Николай Васильевич Борисов. Среднего роста, коренастый, плотного телосложения, в кепке, тужурке, сапогах, он умело агитировал крестьян за вступление колхоз, и они вели свою живность в общественный-скотный двор, построенный в конце Поварской улицы. Там же была построена и силосная башня. Это было трудное время, когда раскулачивали семьи многих селян.
В конце 30-х годов Софринский артполигон, находившийся поблизости, стал расширяться. Возникла необходимость расширять трассы и строить рабочие объекты. Было вынесено решение о сносе населенных пунктов, оказавшиеся в зоне будущего оборонного предприятия. Сначала начали сносить дома колхозников, а дома рабочих еще стояли в полуразрушенном селе. После переселения колхозников в село Царево, в начале 50-х годов начали сносить дома рабочих: их переселяли в посёлок Балсуниха. Туда же переселяли жителей деревень Коськова и Лукьянцева. Дома разбирали и перевозили в другое место, в другие селения.
Несмотря на это церковь ещё продолжала работать. Старожилы тех мест еще помнят мелодичный звон колоколов в праздничные дни, и верующие христиане с фабрики “Вознесенская мануфактура”, впоследствии фабрики имени Красной армии и флота (КРАФ) и окрестных деревень шли, чтобы помолиться.
От храма одна дорога шла в сторону деревень Коськова, Лукьянцева, Ряплова. Другая - в сторону фабрики “Вознесенская мануфактура”. Одна из слобод села тянулась до крутой горы, где находилось деревенское кладбище. Когда село снесли, крутая гора превратилась в карьер и кладбище исчезло. Старожилы вспоминали, что когда на горе работал экскаватор, то из ковша вместе с землёй сыпались кости. Захоронения сельчан были разрушены, а многие фамильные памятники, кресты были богатые, из чёрного гранита.
Посреди села шла проезжая дорога на фабрику, а за домами Поварской улицы была узенькая тропиночка, которая круто вилась до небольшого колодца с ключевой водой, а за дорогой текла по камешкам небольшая и неглубокая речушка Плакса. Вода в ней всегда была прозрачной, холодной, потому, что ее питали подземные ключи.
Многие жители села не только работали на фабрике, но и имели свое хозяйство. Кроме усадьбы при доме жителям села отводились делянки для покоса травы и заготовки дров для отопления изб. Таким образом, близлежащие леса очищались от сухостоя, на полянках росла отава, было много ягод и грибов.
При впадении реки Плаксы в Ворю стояла мельница, где селяне могли помолоть зерно. До сих пор некоторые жители вспоминают вкус сладкого ароматного ржаного хлеба, который выпекался в русской печке.
У многих селян при усадьбе имелись фруктовые сады и огороды для выращивания картофеля и других овощей. На зорьке играл на дудочке пастух, и жители выгоняли свою скотину в стадо, которое паслось на полянке перед лесом. На полянке был пруд. В селе была лавка купца Большакова, где селяне покупали соль, спички, крупу, муку. По рассказам старожилов, он даже давал товары в долг.
Православные жители села Муромцева соблюдали посты и к Пасхе и другим православным праздникам делали творог, сметану, сливочное масло, пекли куличи, ватрушки; после крестного хода в храме разговлялись. В масленицу пекли блины в русской печке: и простые, и гречневые, и с луком. Нарядные лошадки катали детей по улице. Для селян посещение храма было большим праздником. Так вспоминала А.В.Агеева – учительница школы №2 г. Красноармейска, которая жила и выросла в этом селе. У сельчан были большие семьи: не менее троих детей, а в некоторых и семеро. Покидать родные места людям было очень не просто.
Никольская церковь в селе Муромцево. 1947 г.
Село Муромцево перестало существовать в 50-х годах, а его жители и их потомки живут и трудятся в г. Красноармейске.
Смытая краска со стен
Сохранившаяся на куполе фреска
Но вот произошло чудо! В наше время храм решили восстановить! Руководство НИИ «Геодезия», чьи объекты расположены на этой земле, освободило храм от продукции. В самом храме и на его территории проведены работы по расчистке. Сломаны все пристройки. Рядом с церковью установлен крест в память о всех умерших и похороненных на сельском кладбище людях.
Поминальный крест односельчанам
Внутри тоже многое изменилось. По всем великим праздникам здесь проходят богослужения. Для жителей Красноармейска организуют специальные автобусы, которые доставляют прихожан к церкви. Проводит службу настоятель Ильинского храма села Барково отец Сергий.
Обход храма батюшкой
В планах общины - ремонт, с которым обещает помочь руководство института.
Из стихотворения М.М.Мироновой – местной поэтессы и бывшей жительницы этого села:
Прохожу, где село моё было.
Загражденье колючее там.
Это боль мою разбередило:
За колючей оградою - Храм.
Храм, в котором меня окрестили,
Православной меня нарекли,
Кроме стен – всё из Храма тащили
-
И кресты, и святых унесли…
…Рушить храмы – греховное дело…
Будем надеяться, что бывшим селянам и их потомкам, и, конечно, общине храма удастся восстановить этот красивый Храм. Тогда его можно будет увидеть во всей красе всем жителям Пушкинского района.
Логинова Н.С. - 6 января 2013г.
Нина Степановна - не краевед, не автор книг. Она просто поделилась с пользователями нашего портала теми материалами, которые накопились у нее за время работы в Бюро экскурсий.
Согласен, что правила хорошего тона нужно соблюдать.
Цитата(alex)
Александр! Краеведческие матекриалы - дело хорошее.
Но... Есть одно "НО!" - ваш автор пренебрегает правилами хорошего тона в публицистике (если не сказать больше - занимается плагиатом).
Нина Логинова в этом тексте целыми абзацами использует тексты из книги Марии Михайловны Мироновой "Живая летопись Красноармейска: от села Муромцева до наших дней" (М.: Издатель Витюк Игорь Евгеньевич, ИПО "У Никитских ворот", 2010. - 224 с.). Как ты догадался я был не только издателем, но и редактором (а в двух главах даже - соавтором) этой книги, и отредактированные мною тексты я узнаю сразу. Кстати, я дарил эту книгу в Центральную библиотеку г. Пушкино, - можешь убедиться в этом сам.
Я полагаю, что Нина Логинова так же бесцеремонно обошлась с авторами текстов и в предыдущих ваших публикациях (пусть эту версию проверяют другие). Ситуация - неприятная и с точки зрения этики, и с точки зрения репутации вашего СМИ, которое, как я полагаю, сотрудничает с автором на возмездной основе.
Как нужно поступать при подготовке подобных компиляционных материалов:
1. В тексте указывать "Как написано в книге ....<такой-то>, село Муромцево впервые упомянуто и т.д.
2. В конце статьи приводить полный список использованных краеведческих материалов, поскольку, судя по тексту, автор пользовался несколькими книгами.
И в качестве позорного примера для нашего Пушкинского района расскажу недавнюю историю.
Многие помнят, что в ноябре 2012 г. в газете "Пушкинский вестник" прошла информация с подравлением Почетного жителя Пушкинского района, краеведа Григория Китайгородского по поводу присуждения ему Диплома областной губернаторской литературной премии им. М.Пришвина за книгу "Пушкино в литературных страницах" (см. репортаж о презентации этой книги news.pushkino.tv/index.php ). Однако потом все как-то забыли об этой награде.
А всё оказалось до позорного просто: в Министерство культуры Московской области с жалобами обратились правообладатели текстов и фотографий, которые Григорий Борисович Китайгородский выдал в книге за свои (в т.ч. гравюры Андрушкевича, схемы Лепёшкина-Должкова). Кроме того, Китайгородский поставил знак "копирайт" на все тексты (всех классиков русской литературы, включая живых - таких, как Евгений Евтушенко) и на все иллюстрации (включая архивные фото и картины художников).
После этого Министерство культуры области отменило своё решение о присуждениии Китайгородскому Диплома литературной премии им. М.Пришвина.
В-общем, Пушкинский район заслуженно пользуется репутацией рассадника плагиаторов.
Так хоть вы на сайте учите своих авторов правилам приличия. В частности, вы анонсировали, что следующая статья будет о селе Пушкино. Поэтому напомните Нине Логиновой, чтобы она дала ссылки на книгу "Село Пушкино: 500 лет" (авторы - Николай Лепёшкин, Сергей Должков, 1999), ибо более полной информации о селе Пушкино нигде нет, а все остальные источники - в той или иной мере - перепевы с этой книги.
Цитата(surickoff)
Я уже пояснял, что большое количество исторических материалов связано в новоодими каникулами, когда общественно-политическая жизнь затихает (елки, спектакли и спортсоревнования не в счет). В дальнейшем планируем давать примерно по одному такому материалу в неделю.