Дас ист фантастиш!

23 ноя
20:34 2023

                                                                                               

«Три девицы под окном

                                                                                                  Пряли поздно вечерком»

                                                                                                 (А. Пушкин)

    В Пушкинской Центральной библиотеке на Тургенева появилась литературная студия под названием – «Это фантастика!» Название не совсем точное – речь в данном случае идет о фэнтези и фантастике. Объединение людей, пытающихся что-то писать именно в этих литературных жанрах, ожидаемо и закономерно: ведь, по последним данным «ЛитРес», на фэнтези приходится более 25% российских продаж из топ-1000 цифровых книг в январе–июне 2023 г. Причем фэнтези доминирует не только в литературе. Если взглянуть на рейтинг самых популярных сериалов «Нетфликс», там более трети – фэнтези. В компьютерных играх тоже, куда ни глянь, - сплошное фэнтези, особенно в многопользовательских играх.


   И что удивительного в том, если человек, начитавшись, насмотревшись, наигравшись в фэнтези, пытается и сам нечто в этом роде написать? Тем более что в эпоху интернета начинающий автор практически не зависит от издателя. Ты можешь сам выставить свою нетленку на одной из виртуальных литплощадок и даже установить цену за скачивание романа. В нашем сегменте интернета начинающие авторы обычно указывают цену в 100-150 рублей за книгу, что примерно в два раза ниже, чем у «ЛитРес», крупнейшего российского продавца электронных книг. Другое дело – захочет ли кто-то скачивать твою нетленку: ведь найти на литплощадке что-либо читабельное среди десятков тысяч кучкующихся там графоманов – очень непросто.

   Ведет пушкинскую студию «Эта фантастика!» Ирина Кикина. Я, когда увидел в нашем паблике рекламу студии и полез гуглить Ирину, очень удивился тому, что ее выставленные на «ЛитРес» четыре книги распространяются абсолютно бесплатно.


Это очень нетипично. И первый вопрос, который я задал Ирине при встрече:

«Как вы объясните такую странную монетизацию своего труда?»

   «Вряд ли книга без раскрутки может зарабатывать какие-то деньги, - ответила Ирина. – Я сейчас не могу вкладываться в раскрутку по семейным обстоятельствам – я мама троих небольших совсем детей, моей младшей дочке два года всего, а старшему – семь. Поэтому пусть книги лежат бесплатно, кто-нибудь прочитает, кто-нибудь доброе слово напишет. Одну из моих книг я отправила на премию «Электронная буква», она прошла в финал и, благодаря этому, была опубликована в издательстве «Эксмо», что меня конечно очень порадовало».


   Во вторник, 21 ноября, на студийное занятие к Ирине Кикиной пришли три девушки. Занятие началось с того, что Ирина вкратце рассказала об основных элементах композиции текста, а также о различных вариантах композиции. А завершила Ирина свой экскурс так: «Мы сейчас выбираем один из видов композиции и за 10 минут пишем какое-нибудь небольшое произведение. Важно, чтобы это было что-то завершенное, сюжет какой-то».

У меня как-то даже челюсть отпала от удивления: «Серьезно? Небольшое произведение? За 10 минут? Это же невозможно!»


   Однако смотрю, девушки что-то пишут. И в Литинституте, и на сценарном ВГИКа никто ничего подобного не практикует. Там на семинарах мастер со студентами разбирает ранее написанные тексты, подсказывает, где можно дожать, как улучшить текст и т.п. И только один раз требуют написать текст, находясь в публичном пространстве, - абитуриентам на вступительном экзамене дают тему и просят написать небольшой рассказ, не за 10 минут, а за полтора-два часа. Причем абитуриенты в таких случаях всегда используют домашние заготовки – по памяти подбирают из ранее написанных текстов фрагмент более-менее соответствующий заданной теме, перелицовывают его, дорабатывают и сдают экзаменатору.

   Литературное творчество – вообще-то процесс интимный. А когда еще рядом сидит журналист и вас фотографирует, девушки в таких ситуациях обычно думают не о литературе, а о своих прическах и о том, напудрен ли у них носик. Так что я ничуть не сомневаюсь, что и студийки Ирины Кикиной использовали в данном случае домашние заготовки.

   «Скажите, эта педагогическая методика – ваша личная разработка, или в Литинституте. где вы учились, что-то подобное практиковалось?» - осторожно спрашиваю у Ирины.

«Нет, в Литинституте были мастер-классы для уже пишущих ребят, и в основном мы зачитывали наши уже написанные произведения», - отвечает она.

«Все так. А вот предложение написать что-то осмысленное за 10 минут я впервые вижу».

   «Ну, это некая стрессовая обстановка, выход из зоны комфорта. Неважно, получится написать удачный текст или нет, это эксперимент, заготовка, а уже дома из заготовки можно сделать что-то осмысленное».

   Аргументация Ирины меня не убедила, но я решил не спорить. Потому что мне хотелось задать вопрос, который вертелся на языке, пока я наблюдал за пишущими студийками:

«Как вы считаете, деление прозы на мужскую и женскую оправдано?»

«У литературы нет пола, как и у любого вида искусства», - улыбается Ирина.

«Серьезно? А почему тогда пишущие женщины часто прячутся под мужскими псевдонимами?»

   «Они хотят, чтобы их воспринимали всерьез. Есть очень серьезные вещи, написанные женщинами. Есть очень серьёзные женщины-писатели. Просто мужчины обычно покупают книги, написанные мужчинами. Просто вот такое есть предубеждение».

«И все же, текст мужской от женского отличается – по динамике, темпоритму, наполнению, структуре?»

«Я не проводила такого исследования», - уходит от ответа Ирина.

Но тут в спор вступает одна из студиек – Даша Сорокина.


   «Я, когда пишу, знаю, что меня будут читать девочки, - говорит она. – Потому что я пишу то, что нравится мне, и то, что понравится им. Но это только если автор не ставит себе цель – писать унисекс-прозу. Так что я считаю, что проза делится на мужскую и женскую. Очень часто мальчики-авторы ругаются на авторов-девочек, что мы мужчин нереалистичными изображаем, что у нас они такие все красавцы с торсом, - «я всё решу, я всё могу». И обратная ситуация, например в книжке «Не время для драконов» Лукьяненко и Перумова. Там был персонаж Лой Ивер – этакая развратненькая, открытая девица, очень свободных нравов, очень такая вся фигуристая, классная, замечательная, - и это тот образ, который хочет увидеть мальчик в книжке. А девочка хочет видеть другое. И это хорошо заметно в интернете. Например, литплощадка Author.today – это исключительно мужская территория. А есть Литгород, Литмаркет – территория девочек…»

Я не хочу сейчас пересказывать развернувшуюся дискуссию. Отмечу лишь, что дискуссия получилась интересной.

А хочу я пожелать Ирине Кикиной, чтобы в ее семинаре появились пишущие мальчики.

Отдельное спасибо администрации библиотеки за то, что привечают на своей территории такие вот любопытные проекты.

Андрей Воронин.

Фото автора.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER
Поделиться новостью:
Подписаться на новости через: Telegram Вконтакте Почта Яндекс Дзен

Читайте также
Комментарии

Комментарии

Написать
Последние комментарии
Миха Мигачев
Получается в этом году ...
invalid
Часто покупали в Мортаделе их ...
Александр Ноздровский Александр Ноздровский
Дополнение к афише от Спиридона ...
Александр Ноздровский Александр Ноздровский
Отпевание Артюхиной Татьяны ...
Iryna Harkusha Iryna Harkusha
Что-то у автора статьи пошло не ...
invalid
Ждем график ППР, ...
Alex Alex
С учетом того, что 27 апреля ...
Fly
Звучит, конечно, сильно 196 домов. ...
O9 O9
Пробки всегда будут. На ...
09 09
Ага. Уже построили убогую ...




Ритуальные услуги в Пушкино

Наши партнеры: