Они жили в Пушкино: «Томление по Истомину»

12 мар
09:54 2024
Категория:
Край родной
Пушкинский краевед Владимир Алексеевич Парамонов продолжает серию своих статей "Первые дачники Клязьмы":

«Никогда не писал статей по заказу, но, в данном случае, пришлось, о чём нисколько не жалею! Так как в процессе написания открылось множество тайн, некоторые даже коснулись и меня лично!

   Как-то рассматривая закладную доску Церкви Гребневской иконы Пресвятой Богородицы, что в Клязьме, краеведы обратили особое внимание на одну из фамилий – М.А. Истомин. Сразу же прозвучал вопрос: «А слабо написать о нём статью». «Легко!» - ответил я, ещё не зная, что предстоит мне открыть!

Итак, купец Алексей Михайлович Истомин, когда-то имевший дачу в Клязьме, а кто же он такой?

   

«Голутвинская мануфактура»

  Хамовники в Москве в настоящее время часто ассоциируются с вошедшей в легенды "золотой милей" – улицами Пречистенка и Остоженка, где уже много лет строится высокобюджетное жилье. А что тут было в конце ХIX – начале ХХ веков?

  Странная участь была у Пречистенки… С середины XIX века этот исконно дворянский район активно скупался нарождающейся буржуазией. Разбогатевших торговцев и промышленников мало устраивали изысканные дворцы прежней знати, они строили свои — пышные, помпезные, «псевдо». Доходные дома, торговые лавки, магазины… «Новые дома ошеломляют прохожего всею разнузданностью своего явно извращенного и тупого вкуса и заставляют проливать поздние слезы о погибающей, если не погибшей окончательно красавице-столице…» — писал «Архитектурно-художественный еженедельник» в 1916 году. 

 

Пречистенка, вид в сторону площади Пречистенских ворот 

На фотографии можно видеть небольшой каретный сарай усадьбы купцов Истоминых — Пречистенка, 8, строение 3.

   Известно, что в 1872 году купцы Истомины перекупили дело у известных тогда промышленников и меценатов Рябушинских и образовали «Товарищество Голутвинской мануфактуры».

В адресной и справочной книге «Вся Москва» за 1915 год нахожу скупые строки о проживающих:   :
- Истомина Александра Николаевна — «Московская Голутвинская ткацкая мануфактура».
- Истомина Лидия Александровна — «Хамовническое городское попечительство о бедных, общество для пособий недостаточным слушателям коммерческого института».
- Истомин Михаил Алексеевич, сын Алексея Михайловича и Александры Николаевны, петербургский купец I гильдии. Член правления «Товарищества Голутвинской ткацкой мануфактуры», после смерти отца (Алексея Михайловича Истомина – В.П.) — директор «Товарищества», казначей Дамского попечительства о бедных, общество для пособий недостаточным слушателям коммерческого института. Выходит, что именно он и имел дачу в Клязьме!

           

  Т.е. мы нашли место жительство Истоминых в Москве. Отец Михаила - Алексей Михайлович Истомин был московским купцом II гильдии, вначале торговал только суконным товаром, предположительно после смерти своего брата Григория, унаследовал бумаготкацкую фабрику на Якиманке и в 1872-м возглавил «Товарищество московской Голутвинской ткацкой мануфактуры», которая и перешла в последствии его сыну! 


Алексей Михайлович Истомин 

     Его жена, Александра Николаевна – мать Михаила в нынешний век вполне могла бы стать героиней рубрики какого-нибудь глянцевого журнала, посвященной успешным бизнес-вумен. Став после смерти мужа членом правления товарищества, Александра не только успешно справлялась с сугубо мужским делом, но и в 1910 году пожертвовала Московскому городскому общественному управлению 10 тысяч рублей на постройку детского приюта. По тем временам деньги огромные! Престижный особняк с дворовыми постройками стоил порядка 30 тысяч рублей, а та же царская семья, к примеру, жертвовала на нужды ОСВОДа пять тысяч рублей в год. И эта сумма считалась более чем щедрой и достаточной. Право же, навязанный нам литературой образ малограмотной и до денег жадной купчихи совсем иной! Только человек большого сердца и истинного благородства мог совершить такой поступок!

   Голутвинская мануфактура в конце XIX — начале XX века значительно расширила свое производство, и в Голутвинских переулках были построены большие фабричные здания. В 1911 году на углу с Якиманской набережной было возведено главное здание по проекту архитектора А. М. Калмыкова (автор так же жилого дома Абрикосовых с административными помещениями «Товарищества А. И. Абрикосова Сыновей» - В.П.).

   Реконструкция, произведенная в советское время, по сути, уничтожила Голутвинские переулки — теперь там располагается «Президент-отель» (гостиница «Октябрьская» - В.П.).

   А в 20-е годы прошлого века каретный сарай бывшей усадьбы был приспособлен под жилье. У жильцов этого дома в гостях бывали известнейшие люди, каждый человек — легенда! Художник-живописец, на тот момент директор Центральных реставрационных мастерских в Москве, Игорь Эммануилович Грабарь; поэтесса - Марина Ивановна Цветаева; поэт - Николай Николаевич Асеев (долгое время жил в Пушкино – В.П.); известный филолог-лингвист Сергей Иванович Ожегов...

   Каретный сарай пережил войну и вновь сменил владельцев. С 1980 года в бывшем каретном сарае расположился детско-родительский клуб-мастерская «Левша». Заменой каретному сараю стало офисное здание В 1995 году некий г-н Береза откупил часть городской усадьбы купца Истомина под нужды своего акционерного общества. (Постановлением Мосгордумы в 1997 году часть усадьбы, в частности, главный дом (кон. XVIII в.) и флигель (XIX в.) – разрешено было приватизировать – В,П,). Детский клуб выселили в трехдневный срок, а на месте памятника архитектуры возвели массивный, угрюмый административный комплекс АО «Интерлес» Т.е. маленького каретного сарая больше нет !!!

«А Лев Толстой недоволен»

   Известно, что в 1875 году усадьба была приобретена Клавдий Осипович (Клод-Мари – В.П.) Жиро и купцом Алексеем Михайловичем Истоминым. Началось ткацкое новое производство. После нескольких авантюрных выходок, последней из которых было пришивание к своим изделиям ярлычков известной фабрики Сапожникова (имевшем ткацкую фабрику в Куракино, ныне «Передовая текстильщица» г. Королёв – В.П.), предприимчивого француза выслали из России, а производство перешло к его сыновьям: Виктору, Андре и Полю. Фабрика Жиро стремительно разрасталась; в 1894 году было построено 4х-этажное фабричное здание, а к 1917 году на территории бывшей усадьбы насчитывалось до 60 строений разного назначения. Фабрика Жиро стала одним из ведущих текстильных производств в Москве наряду с Прохоровской и Даниловской мануфактурами.

   А в материале - «Пушкино сегодня» от 30.07.2018 Алексей Алпатов «Затопленное Немчиново. Дача Павла Жаро и Изабель Брокар» находим следующее: «Истомин Алексей Михайлович (род. 1835 (34) г.) — в разное время купец 1-й, 2-й гильдии, в купечестве состоял с 1862 года. Торговал сукном. Служил помощником торгового Смотрителя. В 1874 году на основе ткацкой фабрики известной под фирмой «Истомин и Ко» вместе братьями Иваном, с.-петербургским купцом 1-й гильдии, Григорием, московским купцом 2-й гильдии, и московским купцом 2-й гильдии Наумом Ларионовичем Драгуновым, учредил «Товарищество Московской Голутвинской ткацкой Мануфактуры Средне-Азиатских и внутренних изделий». В правление товарищества входил Николай Николаевич Кокушкин (Какушкин), брат жены Клавдия Жиро и жены Алексея Истомина (источник о родстве Истомина и Кокушкина: Михалков А. В. Очерки из истории московского купечества, чьи предприятия служили Москве после революции. М., 1996).

    После революции, в 1919 году фабрика Жиро была национализирована. А позже, по просьбе трудового коллектива, ее переименовали в «Красную Розу» в честь Розы Люксембург. Именно здания фабрики Жиро - "Красной Розы" составляют сегодня основу Делового квартала "Красная Роза". Владелец комплекса - ЗАО "Красная Роза 1875"  - В.П.проводит с 2007 года реновацию территории с приспособлением промышленной архитектуры конца 19 века к современным требованиям!

   Именно она так раздражала Льва Толстого, владевшего имением по соседству. Вот что он писал по этому поводу: «Против дома, в котором я живу, - фабрика шелковых изделий, устроенная по последним усовершенствованным приемам механики. Сейчас, сидя у себя, слышу не перестающий грохот машин и знаю, что значит этот грохот, потому что был там. Три тысячи женщин стоят на протяжении 12 часов за станками среди оглушительного шума и производят шелковые материи... В продолжении 20-ти лет, как я это знаю, десятки тысяч молодых, здоровых женщин-матерей губили и теперь продолжают губить свои жизни и жизни своих детей для того, чтобы изготавливать бархатные и шелковые материи». 


Лев Толстой с супругой в Хамовниках 

«КА «Венера»»

    В 1975 году после окончания ФЭСТ (МЛТИ – В.А.) я был распределён на работу в ЦУП и тут же попал в группу управления космическим аппаратом «Венера», изготовленного в НПО им. Лавочкина (в Химках – В.П.). Приходилось часто бывать в командировках в НПО им. Лавочкина, где я часто слышал фамилию - Милованов – в то время, руководитель предприятия.


Алексей Пантелеймонович Милованов

   И вот, только сейчас я вдруг выяснил, что Алексей Пантелеймонович Милованов родился в 1918 году в Москве в семье офицера русской армии – подпоручика Пантелеймона Афанасьевича Милованова (1885 – 1947) (Милованов П.А. находился в личной переписке с великим русским писателем И.С. Шмелёвым – В.П.), а что для нас особо важно,  его мать – Александра Михайловна – происходила из купеческого рода, её дед – основатель Голутвинской мануфактуры, купец первой гильдии Алексей Михайлович Истомин.

   И сегодня стоят в центре Москвы краснокирпичное здание бывшей мануфактуры и родовой дом на Пречистенке (дом № 8), где Алексей Пантелеймонович проживал с родителями до 1927 г. С 1928 по 1941 год он жил в Подмосковье – в посёлке Одинцово Кунцевского района (а почему не в Клязьме??? – В.П.). В 1937 году с отличием окончил 10 классов школы №117 (ранее она носила номер 52) на улице Большая Грузинская и поступил на самолетостроительный факультет №2 в Московский авиационный институт. А далее работа в НПО им. Лавочкина!

«А что же в Клязьме?»

   В материалах по истории Клязьмы вдруг обнаружился такой эпизод: «Строительство новых дач в двадцатых годах (ХХ века – В.П.) не замечалось. Территорию вдоль реки на низинах, недалеко от Тарасовского моста, отдали Обществу политкаторжан. У них появились прекрасные насаждения ягодных кустов и бесконечные грядки клубники. До революции в этих местах был парк фабриканта Истомина. Парк частично остался и сейчас, но дача сгорела: там жили беспризорники». Значит дача Истоминых находилась на Боткинской улице.

   А в материале краеведа И.Б. Прокуронова «Посёлок Клязьма: Первые дачники» (смотри «Пушкино сегодня» от 10.08.2018 – В.П.) обнаружил дважды, но лишь одну фразу: «Истомин М.А. — Боткинская, собственный дом» (даже без указания номера дачного участке и выходит – В.П.).

 

   Но самое интересное, что на фотографии у дачи Александренко купцов и духовенства Клязьмы у дачи Александренко я разглядел в мужчине с бородой (стоит справа по центру – В.П.) знакомые черта Истоминых. И с большой долей вероятности могу утверждать, что это Михаил Алексеевич Истомин! Судите сами!

   Еще вспомнился поход (в 60-е годы ХХ века - В.П.) в гости к однокласснику, жившему на Боткинской улице. Когда мы зашли на огромный двор, слегка напоминавший парк, то было как-то необычно – там стояло несколько домов-бараков, но под одним номером. А друг мне указал на пустырь, сказав: «А там был барский дом!». Теперь-то я понимаю, что это и было место дачи Истоминых!

   P.S. Оказывается, есть еще несколько упоминаний об Истоминых в различных источниках. К началу ХIХ века некий московский купец Истомин снабжал хлебом Олонецкие горные заводы. А в Варшаве на Иерусалимских аллеях в 1887 году по проекту знаменитого польского архитектора Адольфа Волинского ((1821 – 13.03.1895) – польский архитектор, работал, в основном, в Варшаве. В 1856 году получил звание архитектора 3-го класса, в 1859–1861 гг. – профессор Школы изящных искусств в Варшаве, преподавал рисунок. Участвовал в строительстве павильона больницы Красного Креста, Варшавского национального музея (1885) и др. – В.П.) был построен красивейший особняк русского купца Всеволода Истомина. Дата постройки дома была приурочена к 50-летию со дня смерти Пушкина. На фасаде расположились бюсты А. Мицкевича и А. С. Пушкина работы скульптора Анжея Прушинского ((1836 — 1895) Автор скульптурных украшений ряда церквей и дворцов Варшавы, в том числе дворца Вильгельма Эллиса Рау и дворца Богуславских. Одно из самых известных его произведений — «Христос, несущий крест» перед костёлом Святого Креста в Варшаве – В.П.). Под бюстами надпись «В память дружбы двух великих поэтов»!

Интересно, имеют ли эти Истомины отношение к нашим героям?

Продолжение следует...

Владимир Парамонов




Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER
Поделиться новостью:
Подписаться на новости через: Telegram Вконтакте Почта Яндекс Дзен

Читайте также
Комментарии

Комментарии

Написать
Последние комментарии
invalid
Часто покупали в Мортаделе их ...
Александр Ноздровский Александр Ноздровский
Дополнение к афише от Спиридона ...
Александр Ноздровский Александр Ноздровский
Отпевание Артюхиной Татьяны ...
Iryna Harkusha Iryna Harkusha
Что-то у автора статьи пошло не ...
invalid
Ждем график ППР, ...
Alex Alex
С учетом того, что 27 апреля ...
Fly
Звучит, конечно, сильно 196 домов. ...
O9 O9
Пробки всегда будут. На ...
09 09
Ага. Уже построили убогую ...
09 09
Так сколько быдла лезет на ...




Ритуальные услуги в Пушкино

Наши партнеры: