С 3-го по 8-е июня 2021 г. в Кировской области (бывшей Вятской губернии) проходил Великорецкий крестный ход. Стало уже доброй традицией участие в нем жителей г. Пушкино и Пушкинского округа.
Начало паломничества. Жители г. Пушкино возле Трифонова м-ря г. Кирова
В этом году крестный ход проводился в обычном формате с определенными ограничениями, вызванными эпидемиологической обстановкой в стране в связи с коронавирусной инфекцией, в частности отсутствовали общественные палатки и в ряде мест – полевые кухни. Паломники самостоятельно обеспечивали себя всем необходимым. Как известно, в прошлом году из-за пандемии крестный ход проводился в сильно усеченном формате, и число его участников было ограничено.
Великорецкий крестный ход является одним из самых продолжительных не только у нас в России, но и во всем православном мире. Общая его протяженность – более 150 км. Проводится в бывшей Вятской губернии (ныне Кировской области) вот уже более 600 лет и совершается в течение шести дней. Посвящен явлению иконы святителя Николая на реке Великой. В 2000 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II этому крестному ходу придан статус Всероссийского.
Ежегодно крестный ход начинается и заканчивается в одни и те же сроки: с третьего июня и по восьмое того же месяца.
В нем участвуют не только духовенство и верующие, но и известные политики, писатели, иностранные и российские журналисты, представители местной власти, различных общественных движений. В этом и его высокое духовное значение, и великая объединяющая сила.
Маршрут крестного хода из года в год постоянен. Начинается шествие в Вятке (г. Киров) и направляется в село Великорецкое на реке Великой, что примерно в 90 км от областного центра. После прихода паломников в Великорецкое совершается торжественное богослужение в необычной часовне-алтаре, неподалеку от которой по преданию в древности была явлена икона святителя Николая. Затем шествие возвращается обратно в областной центр в Успенский Трифонов монастырь, откуда оно и начиналось. Три дня паломники идут до Великорецкого и два дня ‒ обратно. Исторически так сложилось, что шествие в прямом и обратном направлениях проводится разными маршрутами, и их протяженность различна. Все эти особенности крестного хода вырабатывались в течение столетий и строго соблюдаются по сей день.
Храм-часовня возле реки Великой, где в день праздника служится Божественная литургия
Возле храма Казанской иконы Божией Матери в селе Горохово
Группа паломников возле храма в бывшем селе Горохово
Паломники с распятием
Паломницы из Германии вместе с друзьями в Великорецком
С чудотворной иконой
Лесной дорогой
Второй день пути
Приход паломников в село Великорецкое
Трудности пути
Последний день пути
Возвращение в Вятку
Счастливое возвращение
Каждый крестный ход по-своему интересен, насыщен событиями и имеет свое неповторимое «лицо». В этом году он не был особенно многолюдным из-за ограничений, вызванных пандемией. В нем участвовало, по оценкам опытных бывалых паломников, не более 10 тыс. человек (по официальным данным -17 тыс.). Как считают на вятской земле, это явление ‒ далеко не местного масштаба. Крестный ход обретает поистине вселенское значение, и это отнюдь не преувеличение. Вот как об этом говорит его участник, автор и режиссер многих документальных фильмов по православной тематике, в том числе о Великорецком крестном ходе, протоиерей Владимир Неганов.
В этом году погода благоволила паломникам, было тепло и солнечно.«Этот крестный ход действительно стал вселенским, потому что его участники не только люди из Российской Федерации, крестноходцами стали и американцы, и жители многих европейских государств. Он имеет вселенское значение не с географической стороны, а прежде всего с духовной. Возьмем, к примеру, всемирно известную гору Афон. Монашествующие из разных государств соединены здесь едино в одном духе. Это и есть вселенское православие. Или другой пример ‒ наше Дивеево. Люди тянутся к преподобному Серафиму Саровскому со всего мира. Вот он ‒ духовный град, духовная субстанция. Поэтому и крестный ход на вятской земле является также духовным градом, вместившим в себя вселенское православие».
…К концу пути идти очень трудно, накапливается едва преодолимая усталость, но когда уже все позади и наступает трогательная минута прощания со многими ставшими тебе очень близкими людьми, невольно появляются слезы и рождается неистребимое желание на следующий год непременно снова поучаствовать в великом православном шествии. Господи, благослови!
Я мысленно твоей дорогой
Прошла, святитель, много раз,
Презрев усталость и тревогу…
Пусть наяву сей будет сказ!
И ливень, град, и хлябь лесная…
Веди, Николушка, веди!
О чем просить тебя ‒я знаю,
Но лишь хочу благодарить!!!
Паломница Любовь
Публикацию подготовил Владимир Панков
P.S. Напомним, что вчера, 10 июня, наши земляки Сергей Забурниягин и Андрей Дударев вместе с единомышленниками направились в пешее путешествие из Москвы на Соловки. За 2,5 месяца они пройдут по Великому русскому северному пути, нанесут треки на карту на сайте проекта. Подробнее в нашем материале.
Комментарии 1