Олег Оленев: «Рубанок – это культовый столярный инструмент»

07 фев
22:06 2018
   Чуть больше двух лет в городе Пушкино существует частный музей столярных инструментов. Его создал коллекционер Олег Оленев. Музей расположился в доме, который Олег Иванович сам построил и оборудовал специально для этого. В собрании коллекционера более двух тысяч рубанков, пил, измерительных приборов, стамесок, коловоротов и других инструментов разных стран, эпох и отраслей столярного дела.


– Ваша коллекция насчитывает уже больше двух тысяч столярных инструментов. Как она появилась и пополнялась?

– Коллекция собиралась приблизительно 30 лет. Условной датой основания музея считаю покупку первого рубанка на свои деньги. Это было в 1980-е годы, когда я еще учился в институте. С тех пор я начал постепенно покупать себе инструменты. В то время в магазинах практически ничего не было, поэтому искал их на рынках. Строго говоря, я тогда не коллекционировал инструменты, а приобретал их для работы.

   Уже в наше время лет 15 назад я начал выезжать в Европу и Америку, где прочесывал местные блошиные рынки. Потом стал покупать инструменты на аукционах через интернет. Таким образом, постепенно сложилась коллекция инструментов почти из всех стран мира, которые внесли вклад в развитие столярного дела. Видов инструментов собралось много: пилы, топоры, измерительные приборы, коловороты, дрели, лобзики и другие. Среди них рубанок – это самый разнообразный по форме и конструкции инструмент. Это культовое плотницкое орудие, поэтому в моем музее рубанки занимают особое место.


– Столярные инструменты разных стран чем-то отличаются друг от друга? Чьих инструментов у вас больше?

– В основном представлены европейские инструменты, но много и американских. Доля американцев очень большая, поскольку в прошлом они были доступные, дешевые и высокого качества. Американские инструменты выпускались миллионными тиражами. Подъем производства столярных инструментов пришелся на середину XIX века и продолжался до 1920-х годов. В любой стране вы найдете американские рубанки, фуганки, пилы и тому подобные вещи. Они присутствуют и в российских каталогах начала XX века, закупались даже в СССР перед войной.

   В музее есть инструменты из Англии, Нидерландов, Австрии, Германии, Франции, Испании, и немного из Польши и Чехии. Есть отечественные рубанки, но по конструкции и форме они следовали за европейскими. Интересны инструменты из Японии и Китая. Японские инструменты отличаются от американских и европейских, потому что Япония оставалась закрытой страной вплоть до начала XX века. Принцип работы тот же, но конструктивно они устроены несколько по-другому. Например, пилы и рубанки в Японии тянули на себя, а не толкали, как в Европе. Японцев отличает внешнее изящество, декоративная проработка.


   Американский инструмент часто был полностью металлическим, а европейские образцы тех же годов делали из дерева. У европейцев металлической была только режущая часть. Например, у меня в коллекции есть деревянный английский коловорот. Он сделан из дерева не потому, что старинный, а потому что их выпускали в таком виде по традиции вплоть до начала XX века. Здесь известный английский консерватизм проявился в высшей степени. Они не переходили на железо, несмотря на то, что все давно пользовались металлическими инструментами. Использование дерева отличало именно европейские инструменты.


– У столярных инструментов была своя специализация или они были универсальными?

– Конечно, были разные области применения. В музее есть маленькие миниатюрные инструменты для изготовления скрипки, виолончели или контрабаса. Большой мастерской для таких работ не требовалось, поэтому и сами скрипичные рубанки делались маленькими. Для повозок и карет имелся свой каретный инструмент. Основными корабельными инструментами считались пилы, тесла, долота, топоры. Особые орудия использовали краснодеревщики – те, кто работал с ценными породами дерева. Бондари, изготавливавшие бочки, также применяли специальные приспособления. Всего насчитывается десяток отраслей столярного дела. Кстати, у хирургов тоже есть похожие инструменты: пила, долота, коловороты со сверлами, но в моем собрании их нет. Как увижу эти медицинские инструменты, становится жутко.

   Есть любопытные инструменты для изготовления деревянной обуви. Такая обувь была распространена по всей Европе, но особую известность приобрела в Голландии. Там деревянные башмаки назывались кломпами. Вы можете и сегодня купить кломпы в Голландии не только в сувенирном, но даже и в обычном хозяйственном магазине. Кломпы были выгодной альтернативой кожаной обуви. Такие башмаки можно было сделать без знания техники обработки кожи, а тополей и других пород дерева вокруг имелось достаточно. Кстати, деревянная обувь хорошо держит тепло. Кроме того, мастера и рабочие на корабельных заводах любили ее за то, что она защищала ступню, если что-то тяжелое падало во время работы на ногу. На известных голландских картинах и гравюрах все простолюдины обуты в кломпы.


– Какие инструменты самые старые в вашей коллекции?

– У меня есть рубанки XVIII века. Даты можно точно определить по каталогам и по маркировке, так как все рубанки имеют клеймо производства. Наши старинные образцы родом из Нидерландов и Англии. Англия – это первая страна, которая создала стандарт инструмента еще в конце XVII века. Английские мастера определили основные формы конструкции рубанка, которые, в целом, дошли до нашего времени почти без изменений. Отличия в рубанках, например, XVIII или XX столетий существуют, но они видимы лишь для специалиста и коллекционера.

– Есть ли такие редкие вещи, которые вы мечтаете приобрести для музея?

– Мечтать мечтаю, но понимаю, что по цене они мне недоступны. На элитных аукционах, например в США, попадаются очень редкие инструменты, но их стоимость стартует от 1000 долларов. У меня есть редкий рубанок английской фирмы «Spiers». Он мне достался довольно дешево, потому что был не в очень хорошем состоянии. Коллекционеры придумали пятизвездочную шкалу редкости инструмента. Одна звезда означает, что инструмент востребован коллекционерами, но его не найдешь на каждом шагу. Пять звезд означают, что инструмент находится только в одном, двух или пяти экземпляров во всем мире. Упомянутой мной рубанок «Spiers» имеет по этой шкале четыре звезды. Таких рубанков в мире около сотни.

   Редкие рубанки выставлены у меня в отдельной витрине. Например, есть еще рубанок английской фирмы «Norris», которая выпускала инструменты с 1860-х годов. Эти рубанки очень востребованы коллекционерами. Интересно, что они прекрасно строгают и сейчас, поэтому кто-то покупает их и для работы. Их называют «Rolls-Royce» в мире рубанков.


– Я читал, что вы сами делаете миниатюрные копии столярных инструментов.


– Да, они выставлены в отдельной витрине. Всего я сделал более восьмидесяти различных инструментов. Они все действующие, только нет лилипутов, которые могли бы ими работать. Самая сложная вещь – это копия универсального американского рубанка «Stanley- 55» с полным набором железок, которые производят 52 различных профиля. Этот миниатюрный рубанок также готов к работе. По чертежам газеты начала XX века я сделал токарный станок, но не в натуральную величину, а в масштабе один к четырем. Есть также точило с подобием ножного привода, лобзик, пилы и многое другое. Внизу витрины наглядно показано, как я делал эти инструменты. Находил кусок железа на дороге и из него выпиливал пилой, например, рубанок. После этого напильниками и надфилями обрабатывал его вручную. Обязательно использовал лупу. Где-то два года я проводил свободное время за этим занятием. Сейчас зрение уже не позволяет делать миниатюрные инструменты.


– Чем отличались столяры прошлого в нашей стране и за рубежом?

– Об этом можно судить по немецкому учебнику столярного дела, выпущенном в начале XX века. Такая книга есть в нашем музее. Этот капитальный труд содержит подробное описание приемов работы. В России в это время ничего подобного не издавалось. Немецкое фабричное производство мебели было выше по качеству и дешевле, чем наша кустарная продукция. В Европе все делали по уму, а у нас со времен Петра I почему-то мало чему научились у западных мастеров. Другой немецкий учебник по плотницким работам начала XX века показывает, что столяру нужно было знать математику, геометрию, основы физики, биологии. На подмастерье и мастера в той же Германии нужно было несколько лет учиться и сдавать экзамен.

   В России все было проще, чем в Европе. Быт столяров в нашей стране хорошо описан в журнале «Столяр», который выпускался по инициативе К. К. Маурина-Стиэбре незадолго до революции 1917 года. В этом журнале поднимались не только специфические вопросы профессии, но обрисовывался образ жизни столяров. Процитирую на память несколько заметок из этого журнала: «Вопрос: кто нуждается в столярах больше всего? Ответ: владельцы кабаков, потому что мастера придут и оставят у них все свои деньги». Другая цитата: «Кто вспоминает о столярах чаще всех? Ответ: сборщики налогов». Там же написано, что столяра или подмастерье можно всегда узнать по походке: они ходят сгорбленные и пришибленные. Это очень познавательные зарисовки из жизни столяров той эпохи.


– Экспозиция вашего музея сделана грамотно и удобно. На что вы ориентировались, когда создавали свой музей?

– Ориентировался на свое понимание и ощущение. Никакой специальной литературы не читал, а просто все делал по уму. Большую роль в восприятии предметов коллекции играет освещение. Сейчас во многих даже центральных и московских музеях с освещением беда – трудно рассмотреть экспонаты.

– Кто основной посетитель вашего музея?

– В основном дети, потому что их легче сюда заманить. Как правило, это ребята из местных пушкинских школ. Больше нравится ребятам до восьмого класса, так как у них голова не сильно забита информацией и еще нет напряга с экзаменами. Школьники постарше реагируют уже более сдержано. Может быть, в душе эмоции есть, но они их особо не показывают. А ребятам с первого по восьмой класс очень нравится, они не хотят уходить отсюда. Важной частью экскурсии является чаепитие с баранками, конфетами и пряниками.

   Одновременно мы можем принять группу до тридцати детей. Если у нас планируется только экскурсия, то больше 14-15 человек принять мы не можем, а если экскурсия с мастер-классом, то делим группу на две части. Первая группа слушает экскурсию, а вторая в это время идет на мастер-класс. Экскурсию я провожу сам, а мастер-класс – одна из наших мастериц.

   Музей открыт не каждый день, потому что находится не в центральной части Пушкино, да и сам город не туристический. Желающие посетить музей созваниваются с нами накануне. Летом можно зайти и без предварительной договоренности, если я буду дома. Наши посетители – это необязательно организованные группы детей, приходят и просто интересующиеся по два-три человека.

– Как вы себя чувствуете в роли создателя и хранителя музея?

– Чувствую отлично. Я отработал инженером-конструктором больше тридцати лет, но полтора года назад уволился. Сменил род деятельности и не жалею об этом.


Антон Саков
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER
Поделиться новостью:
Подписаться на новости через: Telegram Вконтакте Почта Яндекс Дзен

Читайте также
Комментарии

Комментарии 1

Написать
Николай
Замечательный человек, замечательный музей!!!Так и подмывает устроить что-то подобное...
Ответить
Написать
Последние комментарии
rash_new
Меньше Эльвире Агурбаш надо ...
Александр Малашенко
Хорошо, конечно, что сделали. ...
Hellen
невероятно, но факт ... поезда ...
Законопослушный Гражданин
Да все просто! На баб своих все ...
Александр Орешкин
Замечательный врач! Здоровья и ...
Василий Иванов Василий Иванов
Знакомый как то ехал в ...
Александр Ноздровский Александр Ноздровский
Дополнение к афише от Спиридона ...
dvoryankinmihail
Куда всё ...
Александр Ноздровский Александр Ноздровский
Надеюсь стелы с фамилиями ...
evgeniy-bes
написал человек с убогим ...




Ритуальные услуги в Пушкино

Наши партнеры: