Может, в следующий раз они сыграют на гитарах

28 апр
09:34 2014
Протоиерей Андрей Дударев и известный музыкальный квартет показали свой проект «Йозеф Гайдн. Семь последних слов Спасителя на Кресте» в Московской консерватории. 


Мы анонсировали это событие в нашей афише, и автор этой заметки поначалу не думала ехать в Московскую консерваторию. Но, послушав рассказы друзей, которые уже слышали и видели этот проект на Фестивале Музыкального Искусства в Пушкино, решила поехать. Концерт проходил в рамках арт-проекта «Православие и музыка» 19 апреля, в канун Пасхи, в Рахманиновском зале Московской консерватории, что на Большой Никитской. 


Признаться честно, я боялась. Боялась не понять. Ведь, как, наверное, это не печально, я мало что знаю о Евангелии, из последних фраз Иисуса помню, кажется, только: «Боже мой, Боже мой, для чего Ты меня оставил», да и то сомневаюсь, правильно ли я это запомнила. А классическая музыка для меня – космос, красивый, и, опять же, непонятный. Но все, же очень хотелось посмотреть, ведь не часто земляков из Пушкино встретишь в Московской консерватории. 



Зал был полон, атмосфера — теплой и ожидающей. На сцене появился квартет, и отец Андрей для начала рассказал немного истории. В 18-м веке жил один испанский католический священник. Этот служитель предложил нескольким композиторам своего времени, в том числе и Йозефу Гайдну, своего рода «заказ»: написать сочинение, посвященное семи словам Спасителя на Кресте. Семь слов — семь коротких фраз, произнесённых Иисусом Христом, когда Его распинали. Предполагалось, что священник будет говорить фразу, проповедь после нее, а потом музыканты играть, и так семь раз. Сам этот священник объяснял свою просьбу тем, что устал от традиций, от посредственного отношения своих прихожан к церковным службам, и хотел их, как мы бы сейчас сказали, расшевелить. Идея для того времени смелая, и откликнулся на нее только Гайдн — композитор-новатор. Так и появилось это музыкальное произведение. 



И вот, мы слушаем его уже сейчас, в современном исполнении священника и квартета. Все было, как и предполагалось изначально далеким католическим священником: отец Андрей выходил на сцену, говорил одну из фраз Спасителя, затем как проповедь — стихи Маяковского, Волошина и других поэтов, и после – музыка. Вы спросите, причем здесь эти поэты? Но в их стихах отец Андрей нашел мысли, размышления, отклик на Евангельскую тему, на слова Христа. И эти стихи действительно очень органично звучали после каждой фразы Спасителя. 



Отец Андрей Дударев читает очень эмоционально. Кажется, он сейчас выпрыгнет из своей протоиерейской одежды, он весь горит, ему словно не хватает своих человеческих возможностей – мог бы вызвать пламя из груди, обязательно бы это сделал. Затем – музыка. Красивая, завораживающая. Дополняли впечатления красивые скульптуры, которые сделаны известными скульпторами Селивановыми — Николаем Александровичем, народным художником России, и его сыном Василием Николаевичем — и специально привезены в зал консерватории. В зале были и их авторы. Они, кстати, авторы памятника Льву Толстому в Пушкино. Итак, звучало семь фраз – семь стихов – семь музыкальных мини-произведений.



Выступление пролетело, как будто минута прошла. Овации, цветы, зал рукоплещет стоя. Еще бы – здесь так органично сплелись слово и музыка, литература и скульптура. Я выхожу из зала немного другой, чем зашла в него. Не скажу, что сразу побежала покупать Евангелие и захотела в церковь. Нет. Наверное, это и не было целью авторов проекта. Я просто задумалась об этих фразах, о словах Спасителя, о культуре, литературе, наших поэтах-классиках, о смысле жизни, о музыке, о прекрасном, о вечном, о том, зачем я здесь, зачем приходил Он…О том, что в нашем городе, про который часто говорят, что в нем нет культуры, живут люди, которые сами являются воплощением этой культуры. Главное, захотеть ее разглядеть и узнать про нее побольше. Я поняла, что нечего было бояться не понять – надо бояться не хотеть понять, не интересоваться. Спросила у знакомого, с которым пришли на концерт: как тебе? А он: если бы они сыграли на гитарах, я бы, наверное, лучше понял, классика для меня трудна. А у самого лицо стало как-то добрее, взгляд – задумчивее, глаза – веселее. Он пока просто не понял, что его проняло, за душу задело. 


Наталья Черкасова
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER
Поделиться новостью:
Подписаться на новости через: Telegram Вконтакте Почта Яндекс Дзен

Читайте также
Комментарии

Комментарии 8

Написать
nisorgan
Вот только, как бы не выпрыгивал Дударев из своей рясы, повенчать Серебряный век с православием ему все равно не удастся)
Теософия, восточная мистика, хлыстовство, различные сектантские изыски и люцеферианские позы – религиозные поиски в то время пересекались с искусством в самых разнообразных направлениях. Но в одном мнения творцов Серебряного века совпадали: на ортодоксальную церковь они смотрели как на унылое Г.
Ответить
vladoff_ vladoff_
Дударев великолепен своей энергией)
Ответить
iva-nataliya
Павлик, а Вы бы как написали? Представьте себя на концерте. Каким бы было Ваше начало?
Ответить
IranaD
Просто те, кто не общался с о. Андреем не понимают, о чем говорите). Он человек-ураган, он ведь выпрыгнет).
Ответить
Pavlick
Я понимаю, о чём я говорю. И я видел и слышал, как о. Андрей читает проповеди, следовательно имею некоторое представление о том, как он может декламировать стихи.
Ответить
Pavlick
iva-nataliya, я знаю, как я не написал бы, а не написал бы я про священника, что он "сейчас выпрыгнет из своей протоиерейской одежды", как бы эмоционально он не читал стихи. Ещё раз повторю: всему есть своё место и время, некоторые эпитеты и фигуры речи при всей их образности просто выпадают из стилистики текста, режут глаз и "выпрыг из одежды" как раз из их числа.
Ответить
iva-nataliya
Улыбочки — это хорошо)
Ответить
Pavlick
Неплохая статья, но иногда нужно всё же соотносить обороты речи, призванные украсить текст и полнее передать атмосферу описываемого события, с сутью этого самого события, с действующими лицами, иначе впечатление от прочитанного может оказаться совсем другим, нежели то, которое хотел вложить в своё повествование автор... Например вот эта весьма эмоциональная фраза ничего, кроме искреннего смеха, вызвать не может:
Отец Андрей Дударев читает очень эмоционально. Кажется, он сейчас выпрыгнет из своей протоиерейской одежды
Всё же не думаю, что автор писал юмореску
Ответить
Написать
Последние комментарии
... ... ... ...
Культура объединяет все стороны ...
... ... ... ...
Как же приятно и тепло на душе от ...
aktk Фин
Легендарная школа, прошедшая ...
Alpatov
В статье есть ряд существенных ...
Валентина
Когда же наши власти прекратят ...
Hellen
жители Пушкино уже как-то ...
Александр Ноздровский Александр Ноздровский
Дополнение к афише от Спиридона ...
invalid
Про жд вагоны-согласен ...
Александр Малашенко
Этому товарищу, который на ...
Александр Малашенко
Вандалы и занимаются уборкой ...




Ритуальные услуги в Пушкино

Наши партнеры: