«Рисовать надо учиться в уме»

31 окт
12:31 2013
В начале октября известному художнику Юлию Ведерникову, нашему земляку, исполнилось 70 лет. В связи с этим в Пушкинской картинной галерее «Арт-Ликор» прошла выставка его работ, собранная из частных коллекций. Сейчас в галерее осталось только 3 его работы.


«Мне хочется изображать нашу жизнь во всей ее красе и много¬численной прелести. Но что-то у меня не получается… Преломля¬ясь во мне, эта жизнь выходит из-под нашей тюти или пера ка¬кой-то странной и даже, я бы сказал, абсурдной. И поделать здесь я ничего не могу».
(Из записок Юлия ВЕДЕРНИКОВА).

Иному со стороны может показаться, что Юлий Ведерников — человек счастливый. Ему не нужно тратить время на выстраивание взаимоотношений с другими людьми, на суррогат общения, на какие-то обязательные выслушивания чужих откровений, в конце концов, на обустройство быта. Он просыпается и засыпает с одной мыслью — скорее уехать в мастерскую, где он чувствует себя абсолютно комфортно и на своем месте.
Утром, едва позавтракав, он садится на свой старенький велосипед и торопится в большой бесшумный дом, где в 40-метровой комнате для него сосредотачивается весь мир. Здесь все на своем месте, и каждый предмет внятно говорит за себя. Для Юлия Анатольевича это важно. Потому как свой диалог с миром ведет с помощью кисти и красок.

«В общеобразовательной школе, я испытывал к рисованию какую-то не¬приязнь, и она распространилась у меня в неприязнь к рисованию вообще… Мне все это казалось бессмысленным занятием, пустым времяпрепровождением. Зачем, думал я, срисовывать натюрморт или пейзаж, ведь они уже есть, они реально существу¬ют и живут сами по себе… Я лучше буду заниматься… боксом…»
(Из записок Юлия Ведерникова).


Юлий Ведерников вырос в семье музыкантов и мечтал пойти по дороге родителей, серьезно занимаясь музыкой в Гнесинской школе. Но неожиданная болезнь лишила мальчика слуха, повергнув родных буквально в шоковое состояние.

Но, люди разумные, они не желали видеть в ребенке инвалида и сразу отказались от азбуки глухонемых. Они стали учить мальчика понимать речь по губам и настолько преуспели в учебе, что Юлий продолжал заниматься в общеобразовательной школе, изучая по губам даже английский, и все это время в нем подспудно зрела мысль о рисовании.

Тетушка Ирма, будучи профессиональным художником, познакомила Юлия со своим приятелем, бывшим однокурсником Василием Ситниковым. Человек своеобразный, сложный, Ситников к тому времени создавал свою школу, набирая в нее учеников, никогда не державших в руке ни кисти, ни карандаша. Не имеющих понятия ни о форме, ни о пространстве, в котором эта форма находится. Его личный многолетний опыт тяжелейшего постижения рисунка привел его к тому открытию, что рисовать надо начинать в уме. Видением, воображением. И развивать свое воображение внутренним видением в каждой картине.

Свои университеты Юлий Ведерников постигал на лестничной клетке дома, где жил Ситников. Четыре месяца подряд ежедневно по 12 часов он внимал Учителю, который учил его работать сапожной щеткой и черной краской.

«Он брал белый лист бумаги, цеппял его кнопками на большую чертежную доску, потом выдавливал немного черной масляной краски на палитру, брал сапожную щетку и тщательно растирал этой щеткой краску… Через 5 минут на белом листе возникала извивающаяся “кишка” с тончайшей и нежнейшей светотенью. Белой бумаги как таковой я больше не видел. Вместо нее я увидел глубокое и светлое пространство…»
(Из записок Юлия Ведерникова).

Василия Ситникова в немалой степени можно считать учеником Роберта Фалька. Но если для Фалька был главным цвет, то для Ситникова — форма в пространстве. И он старался свою любовь к форме передать Юлию.
«Тебе не нужна натура, — говорил он. — Ты должен просто запоминать увиденное и потом восстанавливать в своем воображении и на картине».

Поселок Клязьма, где живет художник, стал главным действующим лицом на всех его полотнах. А образы берет с соседних улиц, с базара, где любит наблюдать продавцов и покупателей. А запомнив, торопится в мастерскую, чтобы скорее воспроизвести на бумаге преломленные в сознании жанровые картинки. Его герои всегда гротескны, но он все равно их любит. Поэтому художник часто присаживается на лавочке Ярославского вокзала, где жизнь видна во всей ее наготе, и наблюдает за происходящим. Однажды, заметив, что он рисует с натуры, его забрала милиция. И отныне увиденное Юлий Анатольевич записывает словами, на бумаге: «серая кепка», «круглый живот», «пиджак на одной пуговице»…

Он начинает работать всегда с левого угла. Рисует один образ, другой, безо всяких эскизов, и все дальше, больше закрывая пространство движущейся внутри мыслью, которую он облекает в форму. Обилие мелких деталей и кропотливая техника растягивают исполнение его работ на длительное время. А зоркий глаз и веселое мышление продолжают фантазировать, и когда кажется, что пора заканчивать, ставить точку, Юлий Анатольевич продолжает творить, не оставляя совсем свободного пространства, загружая его по максимуму. Ему так много хочется сказать, что он не может оборвать свою мысль где-то на середине.


Разыскивая дом художника, спрятавшийся среди рыжей листвы, я удивлялась, почему Юлий Ведерников не стал пейзажистом: ежедневно окружающее его природное очарование, мне кажется, должно заставить писать каждого, мало-мальски владеющего кистью.

— У него свое кредо, — объясняет жена Эльза Модестовна, — художник должен отражать время, в котором живет. И потом Юлию так много хочет сказать, что он перегружает свои картины. Он увлекается и не может остановить бегущую мысль, ему всегда тесно на полотне.

Во времени ему тесно тоже. Художник боится его упустить и ежедневно (кроме воскресенья, по настоянию жены) проводит в мастерской. Здесь Юлий Ведерников пишет свой бесконечный монолог, в котором выражает отношение к окружающему, его видение. А по нему выходит, что вся наша жизнь — сплошные шарж и грусть.

Наталья Анохина

P.S. Познакомиться с картинами художника можно на его сайте.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER
Поделиться новостью:
Подписаться на новости через: Facebook Вконтакте Почта Яндекс Дзен

Читайте также
Комментарии
222
По киноафише надеюсь сбоев уже давно нет. Новый контент-менеджер, Ильгиз, обновляет ее оперативно и своевременно. Другое дело, что сам движок уже устарел и не очень удобен. Но перенос "Досуга" на Битрикс запланирован на последнюю очередь - считаю Доску объявлений, Каталог. Недвижимость более важными разделами.
"Было бы правильным,по моему,на главной странице портала иметь возможность следить за афишой и выставками "арт-ликор""

К сожалению технически это невозможно реализовать. Ссылка должна быть на их сайт, но он такой неудобный. неструктурированный, что, к примеру, найти информацию о выставке Ведерникова на нем невозможно.
К тому же Алексей Иванов регулярно высылает нам информацию о проводимых мероприятиях, которую мы включаем в нашу еженедельную афишу
инвалид, согласен с вами.
в городе нет много досуга, а то что есть хотелось бы постоянно видит на наших сайта, в режиме онлайн, то есть в режиме постоянной новой информации.
Не как с киноафишей, постоянно сбои, нету информации о сеансах когда и что. Приходится Александру писать в личку, что исправляли эту ошибку
Было бы правильным,по моему,на главной странице портала иметь возможность следить за афишой и выставками "арт-ликор". Много место на странице уделяется "рекомендуем","полезные ссылки","главные новости". Хотя в этих сносках можно было бы ограничиться двумя,тремя строчками.И освободить постоянное место Арт-Ликору.
К сожалению в статье была неактуальная информация о выставке. Она уже прошла, в галере остались только 3 работы Ведерникова. Режим работы галереи: ежедневно, кроме Понедельника (выходной), с 11 оо до 19 оо; в Воскресенье 11 оо -17 оо
Не плохо бы указать дни выставки

На данный момент гости не могут писать комментарии.

Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь

Последние комментарии
Аноним
К магазинам не подъехать. И так ...
Аноним
Вопрос к тем кто заключил ...
Hellen
Получается сейчас каждый ...
invalid
Странно,в стране всо, а ни один ...
Александр Ноздровский Александр Ноздровский
Дополнение к афише от ...
Владимир Ситников
От Мака до Родника, вдоль ...
Johnnie Walker
А что там ...
Владимир Ситников
А что происходит в Арманде? Итак ...
jitar
в Краеведдческом музее вся ...
Сергей Лебедев
До суда нельзя оглашать. Пока ...

Эх, женюсь на молоденькой!



Ритуальные услуги в Пушкино

Наши партнеры: