Пушкинский музыкальный фестиваль продолжает удивлять и радовать

11 апр
10:48 2022

   В воскресенье, 10 апреля, я все-таки сподобился сходить на 15-й Пушкинский фестиваль музыкального искусства. И остался доволен концертом. Оркестр «Академии им. Маймонида» исполнял музыку Александра Глазунова, написанную к балету «Времена года».





   Честно говоря, с музыкой Глазунова мне прежде сталкиваться не доводилось. Я даже хотел на Ютубе поискать какие-нибудь треки этого композитора, но «хотелка» эта как-то вылетела у меня из головы, так я ничего и не послушал, но на концерт пошел, потому что уже обещал что-нибудь об этом концерте написать.

   Аншлага не было, зал Дома культуры был заполнен более чем наполовину, что по нынешним временам очень даже неплохо. Публика, как водится, - от 40 лет и сильно старше. По поводу исполнительского мастерства оркестра ничего говорить не буду, поскольку ничего в этом не смыслю. А вот музыка Глазунова меня удивила и порадовала.


   Она эклектичная, но это очень талантливая эклектика. Композитор как бы берет тебя за шиворот и тащит сквозь мешанину ритмов и стилей. В какой-то момент тебе начинает казаться, что ты понимаешь, куда тебя тащат. Но тут, вдруг, слева – разбойничий посвист, справа – перезвон бубенцов. И снова все закружилось, и опять не понятно, куда летим. Но ощущения чертовски приятные – как на «американских горках» - вверх, вниз, вау-у! Под музыку Глазунова вы не сможете задремать в кресле. Впрочем, старушка справа от меня вроде бы дремала, но это не важно…

   Вернувшись домой, я первым делом залез в энциклопедию и наткнулся на любопытный факт, возможно, объясняющий эту удивительную эклектику. Оказывается, Глазунов во время работы над партитурой, находился на положении зависимого подрядчика. А диктующим правила заказчиком был знаменитый балетмейстер Мариус Петипа. Типа Мариус говорит: «хочу вариацию Льда на 24 такта». А Глазунов ему: «хорошо, начальник, сделаю». Мариус: «хочу вариацию Града – 32 такта на 2/4 и очень остро». А Глазунов ему: «как скажешь, начальник». И кажется, что вот сейчас Мариус, как в известном фильме, спросит: «А «Мурку» можешь?» «Могу», - ответит Глазунов – и сбацает.

   Позднее Глазунов напишет: «Необходимость считаться с условиями хореографии связывала меня, но она же и закаляла для симфонических трудностей. Я должен был удовлетворять желания балетмейстера и не выходить, иной раз, из пределов 16 или 32 тактов, но в этих железных оковах разве не скрывалась лучшая школа для развития и воспитания чувства формы? Разве не нужно учиться свободе в оковах?»

   Премьера одноактного балета «Времена года» состоялась 7 февраля 1900 года в Эрмитажном театре. А затем еще один спектакль в Мариинке – 13 февраля 1900 года в бенефис Матильды Кшесинской. И на этом всё. Причем, помимо Кшесинской, в постановке были задействованы такие звезды балета, как Анна Павлова, Мари Петипа, Гердт, Горский, Николай Легат.

   Спустя 7 лет балет был восстановлен к юбилею Александра Глазунова, но просуществовал недолго. Была еще одна постановка этого балета в 1924 году. Но, несмотря на хореографию Леонтьева и декорации Александра Бенуа, оказалась она неудачной.

   На взгляд современного человека может показаться странным: «Вот как так? Вложить огромные деньги в постановку, пригласить звезд императорского балета, затем премьера и один спектакль в Мариинке – и на этом всё? Но это же нерентабельно! Это не отбивает потраченные деньги!»

   На самом деле, деньги, потраченные на балет, никто не считал. В Российской империи балет был главным фетишем, главным понтом. Практически все великие князья и первые сановники империи были балетоманами и имели любовниц-балерин. Так, например, командующий военно-морским флотом великий князь Алексей Александрович содержал балерину Балетту, а командующий всей русской артиллерией великий князь Сергей Михайлович – балерину Кшесинскую. В период русско-японской войны армейские и флотские офицеры мрачно шутили, что наши снаряды потому не взрываются, что деньги из военного бюджета страны уходят на балерин. После трагического разгрома русского флота в Цусимском проливе, публика свистом согнала примадонну императорского балета Элизу Балетту со сцены. Люди кричали ей: «Вон из России! На твоих бриллиантах кровь наших матросов!»

   До революции русский балет получал настолько мощную поддержку властей, что даже после смуты, когда балетоманов-князей пустили в расход, русская балетная школа еще несколько десятилетий по инерции продолжала блистать на фоне сермяжного советского быта. «А также в области балета мы впереди планеты всей!» - пел бард. В середине 60-х, когда Визбор это написал, так оно и было. Сегодня же, если спросить среднестатистического россиянина, кого из современных балерин он знает, вам назовут только Настю Волочкову, садящуюся на шпагат в бане.

   Ну да бог с ним, с балетом. В отличие от позабытого балета «Времена года», музыка к этому балету жива, интересна и современна. Хочу поблагодарить организатора фестиваля Наталью Калиничеву за свое знакомство с замечательным композитором – Александром Глазуновым.

 

Андрей Воронин.

Фото автора.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER
Поделиться новостью:
Подписаться на новости через: Telegram Вконтакте Почта Яндекс Дзен

Читайте также
Комментарии

Комментарии

Написать
Последние комментарии
ktynzq1
Возродить будет не просто. Дай ...
ktynzq1
Про Зверосовхоз при делёжке ...
invalid
Прокуратура почему-то не ...
Александр
Интересно на чем он ...
Александр
Настроил дворцов,скупил ...
invalid
Кошмар урбанизма продолжается. ...
Hellen
Житель интересуется , ...
Александр Ноздровский Александр Ноздровский
Дополнение к афише от Спиридона ...
Sirian Sirian
Великолепно!Прочёл на одном ...
invalid
Вопрос о чистоте и гигиене в ...




Ритуальные услуги в Пушкино

Наши партнеры: