На улице весна! Скоро у школьников начнутся каникулы – время поездок и походов. Взрослые, планируя отдых, хотят, чтобы дети не только отдохнули, но и узнали что-то новое, посмотрели ещё неизвестные места.
Путешествуя по России, мы любим посещать музеи деревянного зодчества. Это и знаменитые Кижи в Карелии,
На острове Кижи
Остров Кижи
и Малые Карелы в Архангельске,
Музей Малые Карелы в Архангельске
В музее Малые Карелы - Архангельск
есть такой музей и в Суздале,
Праздник Огурца в Суздале в музее деревянного зодчества
В Суздале на празднике огурца
и в Новгороде Великом, и в Подмосковье и т.д.
Но мало кто знает, что в Пушкинском районе был экспонат, который украшал один из таких музеев.
Недалеко от села Ельдигино, петляет вдоль дороги на деревню Раково речка Вязь. Она опоясывает холм, у подножья которого расположилось село Семёновское. Село с таким названием, существует с XVI века. В архивах князя Ф.А. Куракина за 1589 год есть такая запись: «…В дозорных же книгах Елизарья Сабурова да подъячего Ивана Яковлева 7097 (1589) года написано в Московском уезде село Семёновское, а к нему пустоши…».
Упоминается село и в писцовой книге 1631-1633 годов в стане Радонеж и Бели в Дворцовом ведомстве с церковью Богоявления Иисуса Христа.
В 1646 году в селе было 40 крестьянских дворов. По тому времени это было очень большое село. При досмотре церковной земли в 1680 году на ней значилось: « пустошь Мыколки, а Витулиха тожь, а в ней сенных покосов 40 копен, а та же де пустошь от села Семеновскаго три версты, смежна стольника Семёна Толочанова с полевою землею дер. Степановы, да села Семеновскаго
с пустошами Богданихою и Елкиным».
В начале XVIII века в Семёновское, на «погорелое место», была перевезена деревянная церковь из села Архангельско-Тюриково (Мытищинского района), там решили построить новую.
Известно, что в 1673 году церковь в Семёновском поставили на белокаменный цоколь.
В декабре 1726 года в Синодальном Казенном Приказе рассматривалось дело о «построении в селе Семёновском на реке Вязь новой деревянной церкви во имя Богоявления Господне» по прошению священника семеновской церкви Федора Алексеева. Церковь была искусно срублена местными мастерами без единого гвоздя с использованием старого церковного сруба 1673 года. С того времени крестьянские дворы стали располагаться от реки к церкви, образуя главную улицу села.
Эта улица становится частью древней богомольной дороги из Москвы в Сергиеву Лавру. Она проходила через: д.Суходол, с.Семёновское, с.Ельдигино, д.Цернское на староярославскую дорогу.
С середины XVI века дворцовые земли села Семеновское находились в ведении Приказа Большого дворца. Крестьяне села были собственностью государя и обязаны были выполнять работы в дворцовом хозяйстве (барщину и натуральный оброк). В составе хозяйства были конюшни, скотные дворы, пруды и т.д.
С середины 70-х годов XIX века село входило в состав Богословской волости Дмитровского уезда.
В каждой семье было по одной или даже по две лошади. В хозяйстве имели телегу, сани, пролетку; бороны, соху и другие предметы сельского хозяйства. Мужчины в большинстве своем занимались отхожим промыслом. Как только собирали урожай, мужики запрягали своих лошадей и отправлялись в Москву, зарабатывать деньги. Женщины занимались хозяйством, воспитанием детей, приусадебным участком, разведением скота и домашней птицы. В некоторых избах ткали льняное полотно. Сырьё завозили с рынков или выращивали лён сами. А готовые холсты отбеливали в марте на Бабьем лугу, на другом берегу Вязи. Летом собирали и заготавливали впрок ягоды и грибы. На немногочисленные праздники народ собирался у церкви.
В XIX веке сруб церкви обшили тёсом, крышу и главку – обновили, к трапезной пристроили колокольню.
Богоявленская церковь с.Семёновское
После Октябрьской революции в 1918 году село вошло в ведение Ельдигинского сельского Совета крестьянских депутатов. В 1927 году произошло разукрупнение сельских Советов. Из состава Ельдигинского выделились Петушковский и Семеновский сельсоветы. Усиленная атеистическая пропаганда привела к тому, что веками складывающийся духовный мир крестьянства был сломлен. Богослужения в церкви прекращены в 1930-е годы. В Семеновском, как и повсюду в сёлах и деревнях, решили покончить с религией. В доме священника организовали избу-читальню, а в церкви колхозный склад.
В 1970 году в селе произошло событие, изменившее его первоначальный вид: разобрали и увезли в музей деревянного зодчества под Истру церковь, простоявшую здесь более двух веков.
Интерьер церкви украшал тябловый трехъярусный иконостас, иконы которого ещё в 1966 году были переданы в Музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, в Москве.
Село без своей красавицы церкви словно осиротело.
А после 1990-х годов село и совсем перешло в разряд дачных. Постоянных хозяйств было 14, а жителей 21 человек. Но летом село оживает за счет дачников и садоводческих товариществ.
А что же произошло с церковью?
Как особо ценный памятник архитектуры Подмосковья, она была перевезена в город Истру на территорию областного архитектурно – этнографического музея деревянного зодчества.
Он находится в Гефсиманском саду-парке, входящем в комплекс Нового Иерусалима и располагается у подножия монастырского холма.
В экспозиции музея были: ветряная мельница второй половины XIX века, часовня XVIII века, крестьянская изба 1830–1840-х годов. А «наша» Богоявленская церковь была, пожалуй, лучшим экспонатом музея. Она относилась к ярусным храмам, с востока к ней примыкал пятигранный алтарь, с запада трапезная, над которой когда-то возвышалась шатровая колокольня, с трех сторон постройку окружала открытая висячая галерея с резными столбами.
Церковь перевезли в Истру
После перевозки в Истру храм реставрировали, стараясь вернуть ему первоначальный облик.
Сломали колокольню, пристроили боковые паперти галереи, утраченные после пожара 1739 года, удалили позднюю тесовую обшивку, воссоздали лемеховое покрытие главы.
Церковь в музее- снято- 20 мая 1978г.
Специалисты отмечали, что редкий для Подмосковья памятник церковного деревянного зодчества прекрасно сохранял архитектурно-конструктивную основу XVII — XVIII веков.
Церковь - снято в 2000г.
Но беззащитно дерево перед временем. Древесина гниёт, её разрушают грибок, жуки-точильщики. Самый же опасный враг деревянных строений – огонь. Курные избы вспыхивали от одной искры, из-за тесной застройки пылали города, деревни, от молний загорались церкви…
Не повезло и «нашей» уникальной церквушке. Вот строки новостей тех дней: «В сентябре 2000г. в результате замыкания электропроводки горела Богоявленская церковь из села Семёновское». Пожарные боролись с огнем в течение часа, но отстоять памятник не смогли. Работники музея очень надеялись на восстановление этого объекта. Но, в 2001г. комиссия специалистов признала церковь утраченной.
Остальные экспонаты в Подмосковном музее сохранились. Их можно посмотреть и сегодня. Кроме этого музея под открытым небом, можно посетить и Ново-Иерусалимский монастырь, который в последние годы преобразился.
Нина Степановна Логинова
Использованы фотографии автора и из интернет ресурса Мочалова Артёма, Груздева Сергея, Чеботарева Александра и других авторов.
Литература:
1. Китайгородский Г.Б. По нехоженым местам Пушкинского района 1997г.
2. Пэнэжко О. Храмы г. Пушкино и окрестностей, г.Королёва, г. Ивантеевки 2003г.
3. Лобко В. Лепешкин Н. На склоне Дмитровской гряды 1998г.
4. Малков Я.В. Древнерусское деревянное зодчество. 1998г.
Комментарии 9
Это не реставрация, а создание новодела по мотивам.
Из комментариев: Все запущено и уныло. За вход стали брать по 50 руб.
А вообще я с большим интересом читаю статьи Нины Степановны. И с нетерпением жду следующие