«Пока народ валяет дурака,
Что на Руси – неслыханное дело,
Он бдит всю ночь, чтоб чья-нибудь рука,
Чего-нибудь присвоить не сумела»
(Автор не определён)
В прошлой статье «Они жили в Пушкино: «Куликово поле» в Клязьме» были рассказаны взятые из интернета сведения о Константине Ивановиче Расторгуеве – епифанском купце, члене Государственной Думы III и IV созывов от Тульской губернии, закончившем свои дни у нас в Клязьме.
А вот сведения, которых в интернете просто не найдешь. Клязьминский краевед С.Ф. Корнеева в Пушкинском архиве обнаружила очень любопытные факты: «Расторгуев К.И. жил в Клязьме на улице Чайковского, дом 2, работал сторожем на Московском ипподроме. После смерти Лидии Михайловны - жены Константина Ивановича в 1950 году в доме №2 по ул. Чайковского уже числится только одна семья Вернер (в 1933 году числилось 4 семьи – В.П.)».
Константин Иванович и Лидия Михайловна Расторгуевы
А сторожил Клязьмы – Надежда Сахарова - припомнила, что в начале пятидесятых годов в этом доме действительно жил одинокий старик, не имевший родных. Это и был Константин Иванович Расторгуев («Его подпись в архиве красноречиво об этом говорит – он едва держал в руке перо» - подтверждает С.Ф. Корнеева).
Что же мы можем еще узнать из этих кратких материалов? Лично меня заинтересовал тот факт, что Расторгуев К.И. трудился на Московском ипподроме. И из этого факта я сделал вывод, что Расторгуев К.И. каким-то образом был близок к знаменитой династии Московских купцов Расторгуевых, а ближе всего к Дмитрию Алексеевичу Расторгуеву (подробнее смотри по ссылке https://m.ok.ru/group/54199948017901).
И вот, почему, в своём имении Тарычёво (село на границе с городом Видное – В.П.) был организован конный завод Дмитрия Алексеевича. Коннозаводством Дмитрий Алексеевич занимался на пару с своими братьями Сергеем Алексеевичем и Петром Алексеевичем; все трое были действительными членами Московского Императорского Общества охотников конного бега, постоянно сотрудничая с Московском ипподромом!
Интересен один случай, связанный с лошадями, случившейся с Дмитрием Алексеевичем Расторгуевым. По воспоминаниям современников в доме Д.А. Расторгуева находилась маслянная картина кисти Сверчкова – портретная тройка на шагу. Дмитрию Алексеевичу эта картина не понравилась, но поступило предложение от магазина Дациаро, что был на Кузнецком, купить эту картину за 800 рублей. Расторгуев сразу же и продал. Через некоторое время Дациаро пригласил Дмитриея Алексеевича к себе в магазин показать сюрприз. Оказалось, что после нажатия пружинки сбоку рамы из-за первого подрамника появлялся второй с полотном, а на нем такая сцена: великолепный жеребец кроет кобылу, а тут же кучер так же поступает с бабой. Расторгуев пожалел, что не знал об этом и, провладев этой картиной двадцать лет, упустил множество случаев показать друзьям такую диковинку…
После революции Дмитрий Алексеевич с семьёй уехал в Париж, но его имя еще долго славилось на Московском ипподроме, и я уверен, что это помогло туда устроиться на работу и нашему герою!
В годы работы Константина Ивановича, а это конец 30-х – начало 50-х годов, Московский ипподром пережил многое. Например, в годы Великой Отечественной войны лошади были эвакуированы в другие города, а на территории ипподрома находились позиции зенитчиков, охранявших небо Москвы от вражеских налётов, а на дорожках проходили подготовку пехотные части. Около 100 сотрудников Центрального Московского ипподрома ушли на фронт добровольцами. Константин Иванович уже не подходил по возрасту.
В 1949 году ипподром пережил большой пожар, и только в 1951-1955 годах здание ипподрома было восстановлено архитектором И.В. Жолтовским (кстати, есть предположение, что при участии И.В. Жолтовского строилась дача Ф.Ф. Берга в Пушкино – В.П.) и построено в стиле сталинской архитектуры. Но Константин Иванович этого уже не застал…
Центральный Московский ипподром в 50-е годы ХХ века
И несколько слов о соседях по дому Расторгуевых – семье Вернер. Воспоминания главы семьи Андрея Вернер о танцплощадке в Клязьме даже попали в книгу Г.К. Китайгородского «Энциклопедия посёлка Клязьма» (М. «Эко-Пресс», 2010г.).
Г.Б. Китайгородский «Энциклопедия посёлка Клязьма
Хотелось бы его воспоминания привести полностью: «На танцплощадке всегда было шумно и весело. Танцевали танго, фокстроты и вальсы. В парке гуляли, на скамейках сидели «парочки». Сюда приходили не только клязьминские жители. Всем места хватало. Хотя мы с товарищами часто ходили на танцы, я не помню случаев скандала или хулиганства, несмотря на то, что милиция там была редко. Правда, один раз два парня на краю танцплощадки лихо отплясывали какой-то немыслимый танец… босиком. В парк они проникли через забор, минуя контролёров. И хотя ребята были не пьяные, танцующие их осудили, и ребята, опустив головы, ушли. К танцплощадке вплотную примыкала небольшая веранда – «футбольный клуб», как её называли. Там мы обсуждали все футбольные новости от «высшей лиги» до наших клязьминских команд. От жарких споров на веранде нас уводили девушки, говоря: «Танцевать, а не трепаться». И мы охотно уходили, танцевали и разговаривали уже с девушками до тех пор, пока не гасили свет, тогда танцы кончались. Понятие «стиляги» тогда не существовало. Одевались просто, стараюсь быть опрятными. Мужчины носили широкие брюки. Галстуки молодёжь носила редко, да и у кого они были? Очень коротких или чрезмерно длинных юбок девушки не носили, хотя кто нас в моде ограничивал? Мы были молоды, веселы, здоровы, спортивны. Ощущали постепенное улучшение своей жизни, и будущее нам казалось светлым».
И еще, моя одноклассница Марина Успенская в детстве дружила с дочерью Андрея Вернер – Еленой. Сколько бы она могла нам рассказать о доме №2 по улице Чайковского, но, к сожалению, она умерла в конце 80-х годов…
Владимир Парамонов
Комментарии