Музейный терем архитектора Зеленко, или окончание «предполагаемого детектива»

23 мар
10:28 2023
Категория:
Край родной

  Публикуем заключительную часть исследования пушкинского краеведа Игоря Борисовича Прокуронова истории здания, которое в наши дни занимает краеведческий музей г.Пушкино. Окончание очерка про архитектора Зеленко и его музейный терем.

Предыдущие публикации:

Музейный терем архитектора Зеленко, или продолжение «предполагаемого детектива»

Музейный терем архитектора Зеленко. Продолжение

Расскажем о том, что связало (или кто связал) Александра Зеленко с нашим Пушкино. И что из этого вышло...

3.

«ЕСТЬ У НАС ЗЕМЛЯ В ПУШКИНЕ ДЛЯ КОЛОНИИ»…

 Вы обратили внимание на то, что Зеленко был дружен с семьей Давида Арманда?..

   Еще бы – Лидия Арманд (Тумповская; 1882-1931), мать будущего профессора, в 1920 г. организовала неподалеку от Пушкино, в Вынорках (Зверосовхоз) «Пушкинскую опытную школу-колонию 2-ой ступени». А предисловие к ее книге «История одной школьной общины» (1927 г.) написал ближайший сподвижник А.У. Зеленко – педагог Станислав Теофилович Шацкий (1878-1934).

Лидия Марьяновна Арманд (Тумповская). Оригинал: https://gulag.museum-online.moscow/entity/OBJECT/1545?index=49

   Но еще раньше, в 1905 г. Шацкий и Зеленко открыли в Щелкове первую экспериментальную летнюю детскую коммуну. (Этому посвящен объемный очерк Александра Послыхалина: «1905-1907: Первый в России "пионерский лагерь" в подмосковном Щёлкове». 06.12.2011: https://trojza.blogspot.com/2011/12/1905-1907.html?m=0)...

   Заметим, московскому сближению двух «воспитателей» во многом содействовала та самая Луиза Шлегер – хорошая знакомая и даже «родственница» Зеленко еще по Самаре.

Луиза Шлегер в молодости. Оригинал: Проект «Новые имена. Луиза Шлегер» // Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Белевский районный художественно-краеведческий музей им. П. В. Жуковского». 14.04.2022.: //muzei-belev.tls.muzkult.ru/news/78882492

    А позже авторитетный уже педагог Шацкий в своих «Педагогических сочинениях» вспоминал, как из Щелкова «несколько раз в течение лета мы ходили за 15 верст в Пушкино в гости к нашим друзьям, людям довольно состоятельным, чрезвычайно интересовавшимся нашим делом и поддерживавшим его материально. Там жила и общая наша приятельница, Луиза Карловна Шлегер. Эта жизнь была очень далека от нашей. Довольно скромная обстановка наших друзей казалась ребятам «страшно богатой». Они были тихи, робки и казались слегка подавленными. Мы обыкновенно ребят оставляли одних. Их занимали хозяева, большие любители цветов. Ребята ходили по дорожкам, усаженным розами, гелиотропом и ирисом, с очень большой осторожностью. Порядок, пределы их сильно стесняли. Самым интересным и новым удовольствием было катание на лодках, где наши колонисты порядком оживлялись, становились опять самими собой. На даче мы обыкновенно ночевали. И лучше было спать на сеновале, где можно было повозиться, чем в гостиной на мягких стульях и диванах, среди стесняющих вещей. К этому миру ребята относились, по нашим наблюдениям, так же как к хорошему новому платью: чисто, хорошо, можно даже полюбоваться, но чужое»…

И вот тут мы уже сталкиваемся с очередной загадкой в нашем «музейном деле»!..

Что же такого «педагогического» было в старом Пушкино? И что сюда привлекло архитектора Зеленко (или кто его привлек)?..

   Вот, тот же Шацкий неоднократно подчеркивал: «Есть у нас земля в Пушкине для [детской] колонии»; «наша колония отправила в Пушкино двоих колонистов …помогать в работе тамошним сотрудникам. Теперь Луиза Карловна прислала письмо, в котором, между прочим, пишет: «В колонии у нас сейчас прекрасно»... А в примечаниях к тем же «Педагогическим сочинениям» С.Т. Шацкого упоминается «маленькая колония – летняя колония детского сада общества «Детский труд и отдых» в Пушкино под Москвой; возглавляла колонию Луиза Карловна Шлегер». (Добавим, упомянутый детский сад вместе со своей колонией существовал вплоть до 1923 г.)…

   Стало быть, Луиза Шлегер руководила летней детсадовской колонией, которая – возможно? – как-то была связана с «людьми довольно состоятельными». Уж не идет ли речь о западной стороне Пушкино, где – на Акуловой Горе? – у неких Самуйловой и Кулаковского снимали дачу «наши» немцы Кенеманы (Ф.Ф. Кенеману, композитору, другу и аккомпаниатору самого Шаляпина, посвящена одна из экспозиций Пушкинского музея; а А.Ф. Кёнеман стала продолжателем дела дошкольного воспитания Л.К. Шлегер). И не здесь ли «прижилась» наша героиня?

И не об этом ли свидетельствуют старинные фотографии?!.

Пушкино. Фото 1908 г. (1912 г.?). Слева-направо: жена Александра Кенемана – Клавдия Ивановна Егорова, Александр Кёнеман, ЛУИЗА КАРЛОВНА ШЛЕГЕР, сестра жены В.И. Егорова, муж Егоровой – художник А. Новицкий, композитор Фёдор Кёнеман (сидит с книгой). Источник: Александр Фёдорович Кёнеман. Брат композитора Ф.Ф. Кёнемана // http://www.keneman.com/Alexander-Fyodorovich-Keneman.html

Пушкино, 1900-е гг. Художник А.П. Новицкий (?), ЛУИЗА КАРЛОВНА ШЛЕГЕР, неизвестная, Александр Федорович Кёнеман (?). Из архива Хасиных, Москва. Оригинал: Музей Модерна. 19 фев 2023 от Elena Zhidkova. К 150-летию Федора Шаляпина (1873-1938): https://vk.com/wall-45704168_8833

    И тут вдруг всплывает такой факт: хорошо известно, что Кенеманы, скорее всего, были в родстве с Рабенеками, и еще в первой половине XIX в. представители обоих семейств практически одновременно завели фабрики в сельце Соболеве близ Щелкова (см.: Фёдор Соловьёв, Георгий Ровенский. Кёнеманы – фабриканты, купцы, инженеры, композиторы и учёные. Аляска-Москва-Фрязино, 2018).

   Поэтому, вполне естественно, акуловские дачники – Кенеманы и Шлегер – были в контакте с видным пушкинским дачевладельцем и заядлым охотником Эдмундом/Эдмондом Рабенеком (в крещении Варфоломей; 1841-1909).

   Другим же любителем «ружейной забавы» был Митрофан Митрофанович Михайлов (1863-?), тоже владевший солидной недвижимостью у нас в Пушкино, и вместе с Рабенеком состоявший в престижном Московском обществе охоты.

   Вот, наверное, в этот-то элитарный круг пушкинских дачников – «людей довольно состоятельных, чрезвычайно интересовавшихся нашим делом (т.е. летним отдыхом детей) и поддерживавших его материально»! – с помощью Луизы Шлегер был «внедрен» с определенной целью и Александр Зеленко…

И тут стоит повнимательнее присмотреться к господину Михайлову, на чьем, собственно, участке и располагалась наша «таинственная» дача, ставшая раритетом.

Проницательная Юлия Николаевна Соловьева в одной из своих «историй» по этому поводу высказывается следующим образом.

   «Краеведам давно известно, что Митрофан Митрофанович Михайлов в период времени 1901-1916 гг. был владельцем участка, где стоит музейный дом (напомним, М.М. Михайлов явлен свету в ходе расследования еще пять лет назад в нашем «Предполагаемом» детективе»; правда тогда речь шла о 1911 г., и не было известно об архитекторе Зеленко : https://pushkino.tv/news/kray-rodnoy/128909/. – И.П.). …Летний лагерь С.Т. Шацкого, с которым контактировал архитектор А.У. Зеленко, был недалеко от Амирево (близ Щелково. – И.П.), где Рабенек был попечителем школы. Опыт летнего лагеря Шацкого под Амирево показал необходимость своей дачи. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в Пушкино, где работала Шлегер, удалось договориться с владельцем участка Михайловым и с местными благотворителями о постройке дачи для обучения детей, сочетающего труд и отдых на лоне природы. <…> Что могло значить объединение имени Рабенека с домом Михайлова? Во-первых, Рабенек мог в силу своих материальных возможностей и склонности к благотворительности передать часть средств для строительства дома. Во-вторых, Рабенек был любитель-охотник и изготавливал чучела из своих трофеев. Об этом имеются воспоминания. Так вот, современное здание музея в Пушкино напичкано этими чучелами. В Щелкове сохранился старый особняк Рабенеков, в котором сейчас детский сад «Теремок», и там долгое время было чучело медведя, убитого пушкинским Рабенеком. Любому любителю чего-либо понятно, что на заре жизни надо пристраивать свою коллекцию, и для этого ему было выгодно войти в долю по постройке дома и поместить там за это свою коллекцию. Старожилы говорят, что дом, построенный Зеленко в Пушкино, скорее напоминает сказочный замок, он не подходит из-за своего экзотического внутреннего устройства для нормальной жизни семьи за городом. Все сходится: Шацкому нужен дом для летнего лагеря воспитанников; активная Шлегер агитирует местных богатеев выложить средства для летнего лагеря Шацкого; Рабенеку некуда девать деньги за проданные участки в Пушкино и надо пристроить свою коллекцию чучел; Зеленко бывает в Пушкино у единомышленницы Шлегер. Возможно, что дом с чучелами использовался Шацким для эстетического воспитания, и рядом стояли не такие сложные по архитектуре дачные домики для жизни детей. Может быть, поэтому Зеленко дважды (!? – И.П.) обращался к дому в Пушкино» (Ю.Н. Соловьева. Из истории подмосковного Пушкино. М., 2022)…

Так-то, оно, может, и так.

Но…

Обнаружилась вдруг фотография той самой «летней колонии» детского сада в Пушкино (поработали самарские музейщики!).

Пушкино. Летняя колония детского сада. 1915 г. Оригинал: Выставка «Сон». 8 авг 2021 // https://vk.com/wall-205984525_6

 Но тут, как видим, нет и намека на наш «музейный» терем: какие-то простенькие, незатейливые дачки…

   Оно, конечно, годы Первой мировой войны… – может, дача Михайлова была отдана под госпиталь? Правда, в брошюре того времени («Деятельность Пушкинского районного комитета …с 3 августа 1914 г. по 1 мая 1915 г.») ни имя благотворителя, ни его дача не упоминаются, но ситуация могла измениться к лету 1915-го...

Поэтому, все же приходится признаться, полной уверенности, что Зеленко и Михайлов выстроили эдакий дворец-терем специально для детей – у нас нет…

   Впрочем, вот строки из «Справочника-календаря» столетней давности: «Детская колония № 4/157. Ст. Пушкино, Северной ж.д., ДАЧА МИХАЙЛОВА. 60 детей» (Педагогическая Москва. Справочник-календарь на 1923 год. М., 1923. С. 150). Значит, все же наша дача постройки архитектора Зеленко – предназначалась для детей? Но, опять же, может, это другой Михайлов?..

И все равно загадки остаются: дата постройки, имя «благодетеля» (благодетелей), какие отношения связывали Зеленко с Михайловым и Рабенеком?

Стало быть, наш «детектив» опять не окончен…

 Игорь Прокуронов.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER
Поделиться новостью:
Подписаться на новости через: Telegram Вконтакте Почта Яндекс Дзен

Читайте также
Комментарии

Комментарии

Написать
Последние комментарии
evgeniy-bes
написал человек с убогим ...
invalid
Убогая власть-убогий ...
invalid
Очевидно,после рейдерского ...
Hellen
9 вопрос : О внесении изменений в ...
Сергей Лебедев
Я знаком с сотрудниками ...
... ... ... ...
Культура объединяет все стороны ...
... ... ... ...
Как же приятно и тепло на душе от ...
aktk Фин
Легендарная школа, прошедшая ...
Alpatov
В статье есть ряд существенных ...
Валентина
Когда же наши власти прекратят ...




Ритуальные услуги в Пушкино

Наши партнеры: